Влияние биоритмов на результаты спортсменов - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Влияние биоритмов на результаты спортсменов

Томилова А.А. 1, Мужиков М.А. 2, Чугин М.А. 2
1САФУ, имени М.В. Ломоносова
2Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Согласно наиболее широко распространенной гипотезе, любой живой организм является независимой колебательной системой, которая характеризуется целым набором внутренних ритмов, отсюда следует, что биоритмы – цикличность биологических процессов живого организма [4]. Механизм биоритмов позволяет организму приспособиться к различным условиям жизни. Только при исправности этого механизма возможно построение разумного, целесообразного режима нагрузок и отдыха в тренировочных занятиях [1].

В основе любого биоритма лежит периодический волновой процесс. Биоритм может быть представлен следующими параметрами: периодом1, пиком2, амплитудой3, мезором4, акрофазой5, батифазой6, частотой7 (рисунок 1) [3].

Рисунок 1 – Основные параметры ритма

Биологические ритмы реализуются в тесном взаимодействии с окружающей средой и отражают особенности приспособления организма к циклично изменяющимся факторам этой среды. Вращение Земли вокруг Солнца (с периодом около года), вращение Земли вокруг своей оси (с периодом около 24 ч), вращение Луны вокруг Земли (с периодом около 28 дней) приводят к колебаниям освещенности, температуры, влажности, напряженности электромагнитного поля. В живой природе наиболее отчетливо выражены ритмы с периодом около 24 часов, названные Ф. Халбергом циркадными. Выделяют также социальные ритмы (рабочее или учебное время). Биоритмы способны меняться под воздействием внешних ритмов – циклов освещенности (смена дня и ночи, свет).

Биоритм может определять хорошую и плохую работоспособность людей в разные дни.

С точки зрения теории биоритмов, человек находится под влиянием физических (23 дня), эмоциональных (28 дня) и интеллектуальных циклов (33 дня) со дня своего рождения и продолжается до самой смерти. В каждом цикле различают:

- высокий уровень или позитивная фаза. Во время этой фазы энергия и способности спортсмена довольно высоки;

- нулевую точку (критический день) – переход из положительной фазы в отрицательную. Для физического цикла это 11,5 дня, для эмоционального – 14 дней, для интеллектуального – 16,5 дня;

- низкий уровень или отрицательная фаза. В этой фазе физические, эмоциональные и интеллектуальные возможности спортсмена низки [2].

Если нулевую точку пересекают в одно и то же время две или три синусоиды, то такие критические дни особенно опасны [4]. В такие дни люди по своей природе склонны быть неточными, и, если они делают некоторые рискованные работы в этот период, эта неточность может вызвать у них некоторые проблемы.

Физический цикл (23 дня) определяет энергию человека, его силу, выносливость, координацию. Первая половина цикла характеризуется повышенной активностью. Спортсмен тренируется с большим желанием и, заканчивая тренировку, готов потренироваться еще. В этот период цикла спортсмены, обычно, показывают свои лучшие результаты. Именно в этот период, со 2-го по 9-й день, тренер может проверить возможности спортсмена. Во второй половине цикла спортсмен постепенно слабеет, его резерв мышечной силы истощается, атлет становится менее энергичным, быстрее устает.

Эмоциональный цикл (28 дней) характеризует нервную систему спортсмена и определяет его настроение. В первые дни цикла спортсмен полон оптимизма, весел, обычно переоценивает свои возможности. Во второй половине цикла раздражителен и склонен к критическому анализу своих способностей. Спортсмены, легко возбудимые по натуре, в этом периоде страдают больше других. Спортсмены с уравновешенным характером имеют в этот период гораздо меньше неприятностей.

Интеллектуальный цикл (33 дня) определяет творческую способность личности. В первой половине цикла основное внимание надо уделять теоретической стороне подготовки. Во второй половине цикла память ослабляется и спортсмену следует переключиться на закрепление уже пройденного материала. В плане мышечной работы это лучшее время для механической шлифовки уже пройденного движения [1].

Знание и учет биологических ритмов для спортсмена совершенно необходимы. Это связано с тем, что на соревнованиях спортсмены работают на пределе человеческих возможностей, и нужно использовать малейший шанс эти возможности повысить. Каждый спортсмен должен иметь свой график биоритмов физического, эмоционального и интеллектуального циклов, следовать этому графику и стараться, чтобы любые соревнования совпадали с позитивными циклами этого графика.

Заключение. Биологические ритмы значительно влияют на спортивные достижения человека. Спортсмен, не учитывающий биоритмы в своем тренировочном процессе, сильно затрудняет свой путь к спортивным достижениям. Зная периодичность своего суточного, многодневного, годичного и многолетнего ритмов, возможно рационально выстроить идеальный распорядок дня, спланировать максимально-результативный тренировочный процесс на неделю, месяц.

Список литературы:

1. Гончаров А.А. Роль биоритмов в тренировочном процессе / А. А. Гончаров. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2015. – № 15 (95). – c. 635-637. – URL: https://moluch.ru/archive/95/21403/ (дата обращения: 26.11.2020)

2. Ковалева М.В., Кабакович О.М. Управление тренировочным процессом бегунов на средние дистанции на основании учёта теории биоритмов. Статья в сборнике трудов конференции, 2011 г., с. 77-78 – URL: https://rep.polessu.by/handle/123456789/3928 (дата обращения: 25.11.2020)

3. Корягина Ю.В. Биологические ритмы в спорте: методы исследования и анализа. Методические рекомендации / Ю.В. Корягина, Г.Н. Тер-Акопов, С.В. Нопин, Л.Г. Рогулева. – Ессентуки: ФГБУ СКФНКЦ ФМБА России, 2017. – с. 32 – URL: https://svbskfmba.ru/images/nashi_p/2018/Koryagina2018_10.pdf (дата обращения: 24.11.2020)

4. Царегородцева Ю. А. Влияние биоритмов на физические нагрузки человека // Студенческая наука и XXI век. – 2017. – № 1(14). – с. 2-2. – URL: (дата обращения: 26.11.2020)

1 время одного полного колебания.

2 максимальная величина изучаемого показателя.

3 половина расстояния между максимумами синусоиды.

4 средний уровень значений исследуемого параметра биоритма.

5 значение времени, которое соответствует максимуму синусоиды.

6 значение времени, которое соответствует минимуму синусоиды.

7 число повторений периода в единицу времени.

Просмотров работы: 449