СУЩНОСТЬ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ УРОВНЕЙ УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

СУЩНОСТЬ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ УРОВНЕЙ УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ

Турянская О.Р. 1, Лехтянская Л.В. 1
1Владивостокский государственный университет экономики и сервиса филиал в г. Находка
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация: Главная цель исследования – управленческая деятельность, –обязательный, и более значительный компонент функционирования социальных организаций. Управление – определенная разновидность профессионального труда, появилось и развивалось совместно с эволюцией организаций, поэтапно выводилось как самостоятельный тип управления.

Знания о закономерностях управления, о психологических особенностях поведения людей в организациях рассматриваются сейчас как обязательный компонент культуры личности специалиста любого направления. Так же это относится к требованиям, которые предъявляются к сфере профессиональной компетентности. Будущий специалист всегда будет внедряться во «внутренний мир организаций», в систему управления, занимая в ней конкретное место. Обстоятельством его результатов деятельности, но в конечном результате – и жизненного успеха, является знание организационных, административно-управленческих закономерностей.

Ключевые слова: управленческая деятельность, уровни управления, управленческие решения, иерархическая структура, управление.

Введение в обоснование проблемы. Из числа разнообразия проблем теории и практики управления основное место относится к комплексу вопросов, сопряженных с содержанием управленческой деятельности, с индивидуальной деятельностью управляющего. Аналогично этому, как руководитель играет центральную и наиболее важную роль в любой организационной системе, изучение этой деятельности объективно является основной проблемой теории управления. Решение всех остальных задач управления, формирование адекватного общего понимания «науки управления» во многом зависит от правильного и полного понимания сути и содержания управленческой деятельности. Изучение управленческой деятельности – это особый аспект при рассмотрении всех существующих управленческих проблем. Помимо этого, проблема управленческой деятельности принадлежит к группе междисциплинарных научных вопросов, то есть является предметом исследования в целом комплексе дисциплин. Она была разработана, однако ярко преобладали ее экстрапсихологические аспекты: организационные, социологические, экономические, инженерные, социально-технические, общественно-промышленные и другие. В таком случае психологическое изучение управленческой деятельности считается наиболее трудным в научном плане, так как объектом исследования является «нематериальная» сфера, как психическая действительность.

Объектом исследования является управленческая деятельность.

Предметом исследования является управленческая деятельность и уровни управления на примере Федеральной Таможенной службы.

Результаты исследования и их обсуждение.

Управленческая ситуация – это комплекс всех условий (внутренних и внешних, объективных и субъективных) в определенной сфере управления, сформировавшихся в конкретный период и требующих определенных действий со стороны руководителя.

Психологическая особенность управленческой деятельности во многом зависит от конкретных разновидностей. Тем самым она определяется как высококачественный тип деятельности, обобщающий в себе основные типы деятельности – индивидуальную и совместную. На самом деле, управленческая деятельность согласно теории предполагает наличие цепочки «управляемых» субъектов. Однако она не перестает быть индивидуальной, так как требует осуществления всех компонентов и средств, которые присуще структуре индивидуальной деятельности.

Кроме того, значительно меняется индивидуальная активность руководителя в решении управленческих вопросов. Трудность и ответственность стремительно увеличивается. При этом совместная деятельность под влиянием менеджмента устанавливается не как простое сотрудничество, а как иерархическая организация. Это дает ему наиболее сложный и психологически яркий вид.

По этой причине в психологическом плане управленческая деятельность трактуется как сочетание индивидуальной и совместной деятельности. Синтетическая природа управленческой деятельности устанавливает не только ее особенность к особому, специфическому виду деятельности, но и объясняет наличие у нее ряда ключевых эмоционально-психологических черт.

1. Управленческая деятельность не имеет прямой связи, а имеет косвенную связь с окончательными результатами функционирования той или иной организации.

2. Управленческая деятельность имеет очень специфическую тему. Согласно определению, данное влияние на других людей с целью организации их коллективных действий. Приводит к ряду проблем, требующих незамедлительного решения. Следовательно, его объекты – это конкретные объекты, которыми являются люди, индивиды. Конечно, они характеризуются другим уровнем сложности, чем многие другие виды деятельности, например, казнь, работа с «неодушевленными» предметами. В этой взаимосвязи необходимо обратить внимание на интересную особенность управленческой деятельности. В ней субъект и объект труда скитаются не только идентичными по сложности своей организации, но и тождественными по своим психологическим отличительным чертам. Кроме того, руководитель имеет дело одновременно со многими субъектами, между которыми складываются закономерные социально-психологические отно­шения.

3. Еще одним проявлением управленческой деятельности считается совокупность двух основных принципов ее организации – иерархического (подчиненного) и коллегиального (согласованность), а также необходимости их рационального согласования.

4. Управленческая деятельность крайне специфична в своих привычных условиях, которые разделяются на внешние и внутренние.

К внешним условиям в основном относятся жесткие временные ограничения, постоянная уязвимость информации, наличие высокой степени ответственности за окончательный результат, неконтролируемая работа, постоянный недостаток ресурсов и периодическое возникновение экстремальных стрессовых ситуаций.

Внутренние условия содержат, в частности, потребность одновременного исполнения большого количества действий и решения множества проблем; несостоятельность нормативных предписаний (в том числе законодательных), их неопределенность, а зачастую и их недостаток; отсутствие точных и четких критериев оценки эффективности; многократное подчинение руководителя различным вышестоящим инстанциям; практически полная неформальность занятий и др. [1].

Таможенные органы оформляют единую федеральную централизованную систему, которая содержит: федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела; региональные таможенные управления; таможни; таможенные посты.

Таможенная деятельность достаточно обширна. Сегодня таможня занимается разными видами операций:

- осуществляет проверку установленных законодательством документов;

- регулирует передвижение посредством таможенной границы товаров и транспортных средств, непосредственно через таможню осуществляется таможенно-тарифное и нетарифное регулирование ВЭД;

- оказывает таможенные услуги, осуществляет таможенный надзор и статистику внешней торговли – специальная таможенная статистика.

В систему таможенных органов входят не являющиеся правоохранительными органами учреждения, которые учреждаются с целью обеспечения деятельности таможенных органов.

Процесс управления – это деятельность органов и аппарата управления, направленная на достижение определенных целей таможенных органов с помощью выполнения определенных функций, применяющихся с использованием соответствующих методов и принципов управления.

Таможенная деятельность находится на стыке внутренней и внешней политики страны и непосредственно связана с реализацией ее важнейших социально-экономических и внешнеэкономических проектов и планов. Основной целью управления в системе таможенных органов, или целью стратегического управления, считается обеспечение государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

Принятие решений – это важная часть любой управленческой деятельности.

Управленческое решение – это творческая деятельность, направленная на устранение проблем, возникших в субъекте управления (организации, компании и т.д.).

В литературе виды управленческих решений строятся согласно разным основаниям. Одной с социологической точки зрения представляется классификация А. И. Пригожина: она предусматривает предел вклада субъекта решения в организационные преобразования. Согласно автору, все управленческие решения в организации поделены на:

- жёстко обусловленные (детерминированные);

- недостаточно зависящие от субъекта.

Первые включают в себя так называемые стандартизированные решения (обусловленные принятыми выше заповедями и приказами), либо второстепенные по отношению к приказу более высокой организации. Данный тип решения практически не зависит от качества и ориентации руководителя. [2].

Другой тип решений – инициативные решения. Качества руководителя накладывают серьёзный след на принимаемых решениях. Это решения, связанные как с локальными изменениями в организации (поощрение, наказание), так и с изменениями механизмов, структуры и целей организации. Инициативное решение рассматривают как выбор варианта поведения из возможных, каждый из которых влечёт за собой ряд последствий – либо положительные, либо отрицательные. Можно выделить следующие факторы, оказывающие большее влияние на решение:

- компетентность персонала;

- деловые и личные качества руководителя, его ролевые (служебные, функциональные, групповые, гражданские, семейные) должности.

Следует отметить, что в практике управления понимание типологии процессов сможет помочь выдвинуть разумный и эффективный выбор технологической схемы разработки принятия управленческих решений.

Рисунок 1 – Уровни управления таможенных органов

Выделяются три уровня управления в организации:

1. Руководители высшего уровня – это лица, занимающие основные посты в организации, администрация предприятия (начальник таможни, главный государственный таможенный инспектор).

Руководители высокого уровня обладают полномочиями:

- решать основные проблемы функционирования и развития организаций;

- определять миссию и общую цель развития организации;

- разрабатывать долгосрочные стратегии развития организаций;

- формировать организационную структуру управления;

- управлять человеческими ресурсами;

- распределять прибыль организации;

- маркетинг, продажи, ценовая политика;

- переговоры и разрешение конфликтов;

- устанавливать отношения с другими участниками рынка.

2. Руководители среднего уровня – это лица, стоящие во главе структурных подразделений, отделений и отделов организации, занимающие должности заместителей руководителей (первый заместитель начальника таможни, заместитель начальника таможни).

Важнейшими функциями, выполняемыми лицами среднего звена, являются:

- руководство и контроль деятельности;

- принятие оперативные решения;

- обеспечение связи;

- планирование работы;

- организация труда;

- мотивация сотрудников;

- поддержание внутренних и внешних контактов.

3. Руководители низшего уровня – лица, в подчинении которых имеются работники, исполняющие и несущие ответственность за работу исполнителей, т.е. работники организации, непосредственно изготавливающие продукцию или услуги. Они осуществляют управление такими первичными подразделениями, ровно как бригады, смены, участки и т.д. (главный бухгалтер, заместитель начальника отдела дознания, начальник отдела тылового обеспечения и т.д.) [3].

При проведении анализа организационных структур управления, можно сказать, что в них выделяются следующие элементы: звенья управления, уровни управления и взаимоотношения. Управленческие звенья в таможенной системе включают в себя: ФТС России, управления и независимые отделы ФТС России, ГТС, департаменты ГТУ, таможню, таможенные посты, а также отдельные специалисты с соответствующими профессиональными или управленческими функциями.

Эти звенья управления находятся на определенных уровнях иерархии управления. Под уровнем управления подразумевается комплекс звеньев управления, занимающих конкретную ступень в системе управления организацией.

 

ФТС

(руководитель, коллегия ФТС России)

 

РТУ

(начальник РТУ, начальники отделов)

 

Таможня

(начальники таможен, начальники отделов)

 

Таможенный пост

(начальники таможенных постов, начальники отделов)

Рисунок 2 – Иерархическая структура управления в системе таможенных органов

Региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты осуществляют свою деятельность на основании положений, которые утверждены федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

Современная организация деятельности таможенных органов – это адекватный ответ на стремительные изменения, регулярно формирующиеся технологические процессы и неопределенность окружающей среды.

В настоящее время таможенная служба России находится в фазе увеличения и общего усовершенствования. Промежуток интенсивного увеличения численности сотрудников таможенной службы завершился, так как результативность работы таможенной службы определяется не только количеством персонала, но и качеством выполненной работы всех подразделений.

Полный процесс управления по современным представлениям обязан регулярно пребывать под воздействием рефлексии (самоанализа) руководителя. В рамках планирования формируются методологические подходы к решению задач, разрабатываются экономико-математические методы планирования и т.д., в рамках контроля за планированием обеспечивается контроль за правильным проведением плановых процедур, сроками разработки планов.

Наилучшее решение задач принятия управленческих решений, организации планов последующего формирования, мониторинга путей развития нереально без проведения оценки деятельности системы в целом, рассмотрения соотношения результатов итоговой работы с установленными целями [5].

Список литературы

1 Карпов А.В. Психология менеджмента: Учеб. Пособие. / А.В. Карпов. – М.: Гардарики 2005. – 584 с.

2 Коротков Э.М. Концепция менеджмента: Учебное пособие. / Э.М. Коротков. - М.: «Дека», 2011. - 397 с.

3 Официальный сайт Федеральной Таможенной службы [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://customs.gov.ru/structure/under-fts.

4 Ершов А.Д. Основы управления и организации в таможенном деле: Учебное пособие. / А.Д. Ершов. - СПб.: Знание, 2009.- 634 с.

5 Дианова В.Ю. Управление организацией: Принятие информационных решений // Информационные ресурсы и технологии: право и Интернет: Материалы VII конференции. - Владивосток, 2010.- 458 с.

Просмотров работы: 8