ИНТЕЛЛЕКТ - РЕСУРС ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ИНТЕЛЛЕКТ - РЕСУРС ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА

Румянцева А.А. 1, Лехтянская Л.В. 1
1Владивостокский государственный университет экономики и сервиса г Находка
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация

В статье дается обоснование того, что явление интеллекта принадлежит к области безупречного, поэтому наибольшее исследование он получил в физиологии и психологии, и отчасти в медицине. Несмотря на все свершения в этой области, трудность интеллектуальных задатков и интеллекта человека является сомнительной и никак не решена на данный период полностью. В доказательство этому, исследователи ещё не пришли к общему мнению в установлении определения понятия «интеллект», хотя применяют его во многих науках и теориях. Многогранность разума - это одна из первопричин, по которым теоретики не спешат определить данное явление.

Ключевые слова: интеллект, способности, наука, многогранность.

Введение: Правда до сих пор основным элементом формирования нынешнего общества считается уровень становления развития его умственной культуры, качество образования, культуры и науки, которые структурируют информационные и так же умственные познания, создающие идеально нового человека, общество и государство. Потенциал и разум создают единство, но не сходства. Умственный потенциал – это прежде всего ассоциация стремлений и потенциала, резервов и ресурсов субъекта с общими возможностями человека и движущими силами интеллекта и, в конечном счёте, с энергетическим предоставлением творческой отдачи человека в процессе работы. [6]

Безусловно, потенциал – это структурное свойство, которое обладает разноуровневой и многочисленной обусловленностью. Скапливается и создаётся он в ходе становления человека как персоны, индивида, субъекта деятельности и индивидуальности. Умственный ресурс – это символическое «опережающее» отображение реальности, качественно новые компоненты и резервы функций, требуемые с целью перехода системы интеллекта на новую степень функционирования.

Интеллект – в переводе с латинского языка – представление, понимание, познание. Понятие «интеллект» относится к неотчетливо характеризуемым суждениям. Обширно распространена точка зрения,благодаря которой интеллект – это то, что можно измерить с помощью интеллектуальных исследований. Определение «интеллект» сводят то к общей биологической функции и общему фактору, значениям и личностным смыслам, к предельно максимальному трактуемому «познанию» как атрибуту сознания и общей способности к рефлексии. Так же интеллект отождествляется с систематизацией восприятия. [1]

Основная часть: Сам феномен интеллектуального потенциала является одним из самых парадоксальных и таинственных во многих проявлениях и отношениях. Практика показывает наглядно нам, то, что мы живёт и находится в состоянии вечной дуэли неразумности и разумности, бессмыслия и благоразумия. Используя знания, мы принимаем различные решения, понимаем происходящие процессы вокруг нас, что-то изучаем, делаем новые открытия, но и познаем масштабность Вселенной, так же создаем ранее невиданные богатства жизни. Значит, главная сущность умственного потенциала заключается в гармоничности человеческого бытия, поддержании жизнедеятельности через объединение определенного баланса между нуждой человека и требованиями объективной реальности.

Но с другой стороны, исторический рост осуществляется людьми, но очевидно, что люди также задерживают и останавливают его. Разумные субъекты ведут себя спорно, часто разрушая и стирая то, что было собрано предыдущим развитием. Социальные и политические конфликты, техногенные и экологические катастрофы, войны - это далеко не все результаты деятельности разумного человека, не укладывающиеся в рамки здравого смысла.

Представленная выше противоречивость человеческого ума представляет причины говорить, о том что, с одной стороны, познавательная, также мыслительная возможности являются необходимым качеством индивида и основой базой развития социума. Но с другой стороны - при присутствии социальных, исторических условий умение быть целесообразным и поступать в рамках разумного смысла пропадает.

Такая особенность в проявлениях, обозначаемых родными по смыслу представлениями «разум», «здравый смысл», «знание», познание дает возможность открыть секрет самого интеллектуального потенциала. Собранные знания в различных областях, выводы нынешней современной жизнедеятельности человека, интеллектуализация общественных отношений с неизбежностью привели к потребности, как абстрактного изучения сути интеллектуального потенциала, так и разработки механизмов и методик его развития, функционирования, воспроизводства и реализации на уровне личности, социальной группы и общества в целом. [2]

Структура умственных способностей человека разными исследователями рассматривалась по-разному. Структура Томаса Гарднера основывалась на потенциале нашей личности и складывалась из целого ряда способностей:

• лингвистических, демонстрирующих понимание смысла слов и текста, речевую беглость, и проявляющуюся в быстроте нахождения слова по заданному принципу;

• логико-математических;

• пространственных, позволяющих в уме моделировать нахождение предмета в пространстве и использовать эту модель;

• натуралистических;

• музыкальных;

• интраперсональных, предусматривающих использование модели самого себя.

Учёный мотивирует развивать в себе многогранность. Каждый человек может иметь практически все модели интеллекта на высоком уровне. [7]

Пример структуры: Холодная М.А. акцентирует четыре ключевых аспекта функционирования интеллекта.

Конвергентные возможности проявляют себя в признаках точности процесса переработки информации, характеризуют адаптивные возможности индивидуального интеллекта с точки зрения успешности индивидуальной интеллектуального поведения в регламентированных условиях деятельности.

Дивергентные, выражающиеся в генерации оригинальных идей, и в креативности. Рассматриваются беглость и оригинальность, образность мышления, восприимчивость к необычным деталям. Для творческих достижений необходим высокий интеллект, но высокий интеллект – не показатель высокой креативности.

Обучаемость - в широком смысле это способность впитывать новые знания, а в узком - скорость и величина показателя роста эффективности умственной деятельности при разных обучающих воздействиях.

Познавательные стили - это разные способы восприятия информации, её оценивания, структурирования по категориям. Например, синтетичность или аналитичность, рефлексивность или импульсивность. [3]

Социологический подход в исследовании проблемы интеллектуального потенциала личности полагает, в первую очередь анализ его как социального явления, который формируется, существует и функционирует в обществе, в определенных социокультурных положениях, одновременно являясь одним из элементов социального развития.

Представление интеллектуального потенциала может использоваться не только к отельному индивиду, и к целым социальным слоям или группам, и к обществу в целом. При этом, впрочем, интеллектуальный потенциал социальной группы, социального слоя, общества в общей сложности — это всегда не более, чем производная от интеллектуального потенциала индивидов. Конечно, этот индивидуальный потенциал всегда выстраивается путём аккумуляции, освоения того, что индивид воспринимает от общества. Однако существовать, воспроизводиться и выражать вне отдельных индивидов интеллектуальный потенциал не может. [4]

Общество и государство применяют изредка лучше, иногда хуже, порой совсем бездарно интеллектуальный потенциал своих членов. Из этого, вовсе не следует, что интеллектуальный потенциал индивида - это нечто вроде доли общественной собственности, которая сдается ему в аренду. Мы здесь несколько приукрашиваем, но такого рода представления о соотношении «частного» и «общественного» интеллекта вовсе не являются вымыслом. Наиболее показательны в этом отношении весьма распространённые попытки ставить возможность получения высшего образования в зависимость от будущих, прогнозируемых потребностей общества-государства-промышленности. Как будто интеллектуальное формирование требуется человеку лишь на работе. Как будто, вероятность получения высшего образования, общество не волнует, а всего лишь приносит жертву. Как будто, наконец, интеллектуальное развитие имеет смысл лишь для подготовки ресурсов для общества - государства и абсолютно не является чем-то самым ценным.

И здесь определение интеллектуального потенциала находит свою важность. Предоставляя людям возможность получать качественное высшее образование, общество повышает и свой интеллектуальный потенциал. Чем богаче интеллектуальный потенциал общества, тем продуктивнее будут решаться задачи. В то же время, эта эффективность будет выше там, где люди воспринимают и решают эти задачи как личностно значимые, а не просто навязанные кем-то. [5]

Заключение. В результате, анализа темы умственных способностей, потенциала человека, приходим к следующему: реализация индивидуальных способностей является важнейшим критерием уровня и развития нашего общества. Проблема человеческих способностей является одной из главных теоретических проблем психологии и важнейшей проблемой.

Список литературы:

Ленин, В.И. От разрушения векового уклада к творчеству нового / В. И. Ленин // Полное собрание сочинений. В 50 т. Т. 40. — М. : Гос. изд-во полит. литературы, 1963.

Дружинин В.Н. Психология общих способностей.-СПб.:Питер,1999.

Доклад Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Питер, 2002.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Л.—М., 1979.

См. В. М. Петров. Человеческие потенциалы и их распределения: проблема измерений. — В книге: «Человеческий потенциал: опыт комплексного подхода». Под ред. И. Т. Фролова. — М., 1998

Ярошевский М.Г. История психологии. М.: Мысль, 1985.

Книга «Введение в психологию». Авторы - Р.Л. Аткинсон, Р.С. Аткинсон, Э.Е. Смит, Д.Дж. Бем, С. Нолен-Хоэксема. Под общей редакцией В.П. Зинченко. 15-е международное издание, Санкт-Петербург, Прайм-Еврознак, 2007.

Просмотров работы: 48