В условиях рыночной экономики одной из приоритетных задач является создание эффективной системы бюджетных отношений. Нестабильная ситуация в мировой экономике в целом, надвигающийся экономический кризис, пандемия оказывают прямое влияние на ситуацию в Российской экономике, обуславливают недостаточность финансовых ресурсов на всех уровнях бюджетной системы.
Важным условием полноценного выполнения задач, возложенных на органы местного самоуправления, является планомерность формирования и распределения денежных средств на всех стадиях бюджетного процесса.
Современный механизм межбюджетных отношений, когда финансовая помощь местным бюджетам из федеральных и региональных бюджетов устанавливается индивидуально для каждой территории под прогнозируемые расходы, сориентирован на выравнивание и не стимулирует муниципальные органы власти увеличивать собственные доходы бюджета.
Объектом исследования выступает бюджет муниципального образования Тейковский муниципальный район.
Для анализа финансовых ресурсов Тейковского муниципального района взяты данные за 2015-2019 гг. Основным источником информации является бюджет – доходная и расходная часть бюджета, плановые значения показателей и фактически достигнутые. Доходная часть бюджета рассмотрена как состоящая из двух разделов – собственных доходов и безвозмездных поступлений. Расходная часть бюджета представлена в виде основных направлений использования финансовых ресурсов. Также рассчитан дефицит/профицит бюджета в каждом году по плану и по факту (табл. 1-4).
Таблица 1
Плановые значения показателей доходов бюджета Тейковского муниципального района за 2015-2019 гг., тыс. руб.
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
|
Доходы |
45987,9 |
48954,3 |
45872,2 |
46411,3 |
51921,9 |
Безвозмездные поступления |
143912,6 |
139269,6 |
147089,2 |
132322,6 |
156267,6 |
Всего доходов |
189900,5 |
188223,9 |
192961,4 |
178733,9 |
208189,5 |
Таблица 2
Фактические значения показателей доходов бюджета Тейковского муниципального района за 2015-2019 гг., тыс. руб.
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
|
Доходы |
35811,9 |
43766,3 |
28906,2 |
47520,4 |
53766,3 |
Безвозмездные поступления |
153747,6 |
145681,6 |
125861,0 |
131872,9 |
155071,6 |
Всего доходов |
189559,5 |
189447,9 |
154767,2 |
179393,3 |
208837,9 |
Таблица 3
Плановые значения показателей расходов бюджета Тейковского муниципального района за 2015-2019 гг., тыс. руб.
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
|
Всего расходов |
206005,3 |
179432,6 |
212390,1 |
181802,6 |
212586,3 |
Дефицит (-) |
16104,8 |
|
19428,7 |
3068,7 |
-4396,8 |
Профицит (+) |
|
8791,3 |
|
|
|
Таблица 4
Фактические значения показателей расходов бюджета Тейковского муниципального района за 2015-2019 гг., тыс. руб.
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
|
Всего расходов |
135782,3 |
150514,6 |
160471,9 |
176780,6 |
205616,6 |
Дефицит (-) |
|
|
-2721,2 |
|
|
Профицит (+) |
53777,2 |
38933,3 |
|
2612,7 |
3221,3 |
Эти таблицы будут использованы как основа для дальнейшего анализа финансовых ресурсов муниципального образования.
Поскольку мы имеем ряд динамики и данные за 5 лет, идущих подряд, то среднее значение величин будет рассчитываться по формуле простой арифметической средней:
Рассчитаем средние величины по доходам и расходам, при этом доходы возьмем также в разрезе собственных доходов и безвозмездных поступлений. Рассчитаем среднее сальдо бюджета за 2015-2019 гг. в Тейковском муниципальном районе (табл.5).
Таблица 5
Средние значения показателей бюджета Тейковского муниципального района за 2015-2019 гг. по плану и по факту, тыс. руб.
План |
Факт |
% исполнения плана |
|
Доходы |
191601,8 |
184401,2 |
96% |
Собственные доходы |
47829,52 |
41954,22 |
88% |
Безвозмездные поступления |
143772,3 |
142446,9 |
99% |
Расходы |
198443,4 |
165833,2 |
84% |
Сальдо |
-6841,54 |
19164,66 |
-280% |
По данным таблицы можно сделать вывод, что минимальное среднее отклонение от плановых значений есть в части безвозмездных поступлений (1%), наибольшее отклонение имеют расходы (16%) и сальдо бюджета (-380% или почти 4 раза). Сальдо бюджета стоит отметить отдельно, поскольку согласно среднему плановому значению сальдо за 2015-2019 гг. в бюджете Тейковского муниципального района имеет место дефицит (6 841,54 тыс. руб.). В действительности за этот период органы местного самоуправления получили в среднем устойчивый профицит бюджета (19 164,66 тыс. руб.). Достаточно низким можно назвать и процент исполнения собственных доходов – всего 88% от плана. При этом за счет почти полного выполнения плана по трансфертам в целом доходы бюджета выравниваются и имеют отклонение от средних плановых значений всего на 4%.
Поскольку особенностью местных финансов является наличие плана, то в качестве плановых значений для расчета относительных величин выполнения плана, планового задания и динамики можно взять среднее значение планового показателя. Первый показатель рассмотрен по фактическим значениям. Третий и 4 показатель можно рассмотреть на примере средних величин. Результаты расчета приведены в таблице 6.
Таблица 6
Значения ОВД и ОВПЗ по доходам (собственным и безвозмездным поступлениям) и расходам за 2016-2019 гг. для бюджета Тейковского муниципального района
Доходы |
Собственные доходы |
Безвозмездные перечисления |
Расходы |
||||||
ОВД |
ОВПЗ |
ОВД |
ОВПЗ |
ОВД |
ОВПЗ |
ОВД |
ОВПЗ |
||
2016 |
0,999 |
0,993 |
1,222 |
1,367 |
0,948 |
0,906 |
1,108 |
1,321 |
|
2017 |
0,817 |
1,019 |
0,660 |
1,048 |
0,864 |
1,010 |
1,066 |
1,411 |
|
2018 |
1,159 |
1,155 |
1,644 |
1,606 |
1,048 |
1,051 |
1,102 |
1,133 |
|
2019 |
1,164 |
1,161 |
1,131 |
1,093 |
1,176 |
1,185 |
1,163 |
1,203 |
Видно, что в структуре бюджета доля межбюджетных трансфертов за 2015-2019 гг. в среднем должна была составлять 75% по плану, а собственные доходы должны были быть около 25%. По факту доля безвозмездной помощи от вышестоящих уровней была выше на 2 п.п. и составила 77%, при этом доля собственных доходов за этот период в среднем за период была 23%.
Согласно рассчитанному показателю относительно величины планового задания можно говорить о том, что по расходам и по собственным доходам имело место ежегодное увеличение плана по сравнению с фактически достигнутыми значениями показателя в предыдущем периоде на протяжении всего рассматриваемого периода. По доходам в целом и по безвозмездным перечислениям тенденция к росту плана по сравнению с фактическими показателями наблюдается в 2017-2019 гг. Это все означает, что органы местного самоуправления в Тейковском муниципальном районе стремятся не останавливаться на достигнутом и устанавливают ежегодно более высокие планы. Конечно, нельзя говорить об только о желании МСУ, поскольку на план бюджета на текущий год и планируемые 2 последующих года будут влиять и другие факторы – объем трансфертов, конъюнктура рынка и пр. Но тем не менее именно поставленные перед МСУ задачи и цели на планируемый период играют огромную роль при утверждении бюджета как в доходной части, так и в расходной.
Относительная величина динамики также демонстрирует, что по расходам имеет место стабильный рост относительно предыдущего периода в 2016-2019 гг. По доходам динамика показателей достаточно нестабильная – снижение общих доходов и безвозмездных поступлений - в 2016-2017 гг., резкий провал в собственных доходах в 2017 г. – на 34%. В остальное время рассматриваемых 2016-2019 гг. наблюдается рост показателей доходов. Нестабильная динамика именно в части доходов может быть обусловлена экономическим кризисом 2014 г., нестабильностью доходов местного населения и юридических лиц, также зависимостью доходов бюджета от дотаций и субсидий. Если расходы имеют относительно субъективный характер, то доходы – объективны и в меньшей степени зависят от органов местного самоуправления. Хотя именно политика МСУ, проводимая в области бюджетных доходов может как увеличить их, так и сократить.
Таким образом, можно говорить, что в среднем Тейковский муниципальный район имеет достаточно высокий процент выполнения плановых показателей и сильной зависимости местного бюджета от объемов безвозмездных перечислений с вышестоящих уровней. Другими словами, сокращение внешней поддержки бюджета грозит невыполнением расходных обязательств Тейковского муниципального района.
При анализе динамики можно рассчитать цепные и базисные абсолютный прирост, коэффициент роста, темп прироста, темп роста за рассматриваемый период. Данные показатели и формулы их расчета приведены в таблице 7.
Таблица 7
Основные показатели динамики и формулы для их расчета
Расчетные данные представлены в таблицах 8 - 11.
Таблица 8
Базисные и цепные абсолютные приросты доходов, расходов и сальдо бюджета Тейковского муниципального района за 2015-2020 гг., тыс. руб.
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
базисный |
|
Доходы |
-111,6 |
-34680,7 |
24626,1 |
29444,6 |
19278,4 |
Собственные доходы |
7954,4 |
-14860,1 |
18614,2 |
6245,9 |
17954,4 |
Безвозмездные поступления |
-8066 |
-19820,6 |
6011,9 |
23198,7 |
1324 |
Расходы |
14732,3 |
9957,3 |
16308,7 |
28836 |
69834,3 |
Сальдо |
-14843,9 |
-41654,5 |
5333,9 |
608,6 |
-50555,9 |
Таблица 9
Базисные и цепные коэффициенты роста доходов, расходов и сальдо бюджета Тейковского муниципального района за 2015-2020 гг.
коэффициент роста |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
базисный |
доходы |
0,999 |
0,817 |
1,159 |
1,164 |
1,102 |
доходы |
1,222 |
0,660 |
1,644 |
1,131 |
1,501 |
безвозмездные поступления |
0,948 |
0,864 |
1,048 |
1,176 |
1,009 |
расходы |
1,108 |
1,066 |
1,102 |
1,163 |
1,514 |
сальдо |
0,724 |
-0,070 |
-0,960 |
1,233 |
0,060 |
Таблица 10
Базисные и цепные темпы роста доходов, расходов и сальдо бюджета Тейковского муниципального района за 2015-2020 гг., %
темп роста |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
базисный |
доходы |
99,9 |
81,7 |
115,9 |
116,4 |
110,2 |
доходы |
122,2 |
66,0 |
164,4 |
113,1 |
150,1 |
безвозмездные поступления |
94,8 |
86,4 |
104,8 |
117,6 |
100,9 |
расходы |
110,8 |
106,6 |
110,2 |
116,3 |
151,4 |
сальдо |
72,4 |
-7,0 |
-96,0 |
123,3 |
6,0 |
Таблица 11
Базисные и цепные темпы прироста доходов, расходов и сальдо бюджета Тейковского муниципального района за 2015-2020 гг., %
темп прироста |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
базисный |
доходы |
-0,1 |
-18,3 |
15,9 |
16,4 |
10,2 |
доходы |
22,2 |
-34,0 |
64,4 |
13,1 |
50,1 |
безвозмездные поступления |
-5,2 |
-13,6 |
4,8 |
17,6 |
0,9 |
расходы |
10,8 |
6,6 |
10,2 |
16,3 |
51,4 |
сальдо |
-27,6 |
-107,0 |
-196,0 |
23,3 |
-94,0 |
По результатам анализа таблиц можно сделать вывод, что за рассматриваемый период расходы бюджета Тейковского муниципального района увеличивались каждый год, при это наибольший прирост был в 2018 г. на 28 836 тыс. руб. или на 16,3% по сравнению с 2018 г. в целом расходы за период выросли на 69 834,4 тыс. руб. или 51.4%.
В 2015-2017 гг. доходы бюджета Тейковского муниципального района имели отрицательную динамику, затем наблюдается их рост (наибольший рост был в 2019 г. на 29 444,4 тыс. руб. или на 16,4% по сравнению с 2018 г.). За весь период рост доходной части бюджета составил 19 278,4 или 10,2%. При этом зеркальная динамика была по безвозмездным поступлениям. Кроме того, за 2015-2019 гг. они показали наименьший рост всего 1 364 тыс. руб. или 0,9%.
Собственные доходы бюджета Тейковского муниципального района имели отрицательную динамику только в 2017 г. Однако падение было значительным - на одну треть – по сравнению с предыдущим годом. В целом за период собственные доходы выросли на 17 954,4 тыс. руб. или 50,1%, что не может не оказывать положительное влияние на финансовое состояние муниципалитета.
Сальдо бюджета в 2016-2017 гг. было отрицательным, в 2018-2019 гг., при этом за период 2015-2019 гг. оно снизилось на 50 555,9 тыс. руб. или на 94%.
Таким образом, по всем показателям бюджета, кроме сальдо, за период 2015-2019 гг. в Тейковском муниципальном районе имеет место в той или иной степени рост. Данный факт нельзя трактовать однозначно, поскольку необходимо анализировать факторы, которые вызвали этот рост. Например, рост расходов может быть вызван расширением целевых программ или увеличением количества реализуемых проектов – в этом случае рост расходов не будет рассматриваться не негативно, а как естественная тенденция. Если рост расходов вызван инфляцией, увеличением затрат на ресурсы, при этом эффективность использования средств не изменяется или уменьшается, то рост расходной части бюджета однозначно негативен и на это необходимо обратить внимание. Доходы рассматривать необходимо вместе с расходами. В первую очередь, ответить на вопрос насколько рационально используются они и насколько собственных доходов хватает муниципалитету. Только сделав комплексный анализ данных моментов, можно предложить конкретные рекомендации по поддержанию или улучшению состояния финансовых ресурсов Тейковского муниципального района. Немаловажную роль буде играть также прогноз бюджета муниципального района.
Краткосрочный прогноз составлен по формуле:
Таблица 12
Краткосрочный прогноз доходной и расходной части бюджета Тейковского муниципального района на 2020-2022 гг., тыс. руб.
Доходы |
Расходы |
|
2019 |
208837,9 |
205616,6 |
2020 |
216147,2 |
228234,4 |
2021 |
223712,4 |
253340,2 |
2022 |
231542,3 |
281207,6 |
Рисунок 1. Краткосрочный прогноз доходов и расходов бюджета Тейковского муниципального района на 2020-2022 гг., тыс. руб.
Согласно краткосрочному прогнозу в период 2020-2022 гг. ожидается значительный рост доходов и незначительный рост расходов. За счет этого в 2022 г. можно видеть значительную разницу – превышение – расходов над доходами. Данная тенденция является негативной и уже сейчас требует особого внимания к себе.
Для проведения долгосрочного прогнозирования использован аналитический метод выравнивания по прямой. Прогноз составлен для фактических значений доходной и расходной части бюджет на 10 лет.
При этом правильность расчетов проверена с помощью коэффициента несоответствия – и по доходам, и по расходам гипотеза выравнивания по прямой принимается.
У=165833,2+16593,46t
Согласно расчетам доходы увеличиваются ежегодно примерно на 2 850 тыс.руб., а расходы на 16 593,46 тыс. руб.
Таблица 13
Расчеты для построения долгосрочного прогноза доходов бюджета Тейковского муниципального района на 2020-2029 гг., тыс. руб.
год |
У |
t |
t2 |
У*t |
выровненные значения Уt |
2015 |
189559,5 |
-2 |
4 |
-379119 |
178700,7 |
2016 |
189447,9 |
-1 |
1 |
-189448 |
181550,9 |
2017 |
154767,2 |
0 |
0 |
0 |
184401,2 |
2018 |
179393,3 |
1 |
1 |
179393,3 |
187251,4 |
2019 |
208837,9 |
2 |
4 |
417675,8 |
190101,6 |
всего |
922005,8 |
0 |
10 |
28502,2 |
922005,8 |
2020 |
- |
3 |
11 |
- |
192951,8 |
2021 |
- |
4 |
12 |
- |
195802 |
2022 |
- |
5 |
13 |
- |
198652,3 |
2023 |
- |
6 |
14 |
- |
201502,5 |
2024 |
- |
7 |
15 |
- |
204352,7 |
2025 |
- |
8 |
16 |
- |
207202,9 |
2026 |
- |
9 |
17 |
- |
210053,1 |
2027 |
- |
10 |
18 |
- |
212903,4 |
2028 |
- |
11 |
19 |
- |
215753,6 |
2029 |
- |
12 |
20 |
- |
218603,8 |
Таблица 14
Вспомогательная таблица для расчета коэффициента несоответствия прогноза доходов
У |
Ут |
(У-Ут)кв |
Ут кв |
189559,5 |
178700,7 |
117913103,1 |
31933947329 |
189447,9 |
181550,9 |
62361977,24 |
32960743815 |
154767,2 |
184401,2 |
878171585,3 |
34003787809 |
179393,3 |
187251,4 |
61749421,29 |
35063079312 |
208837,9 |
190101,6 |
351048937,7 |
36138618323 |
922005,8 |
922005,8 |
1471245025 |
1,701E+11 |
Таблица 15
Расчеты для построения долгосрочного прогноза расходов бюджета Тейковского муниципального района на 2020-2029 гг., тыс. руб.
год |
У |
t |
Tt2 |
У*t |
выровненные значения Ут |
2015 |
135782,3 |
-2 |
4 |
-271565 |
132646,3 |
2016 |
150514,6 |
-1 |
1 |
-150515 |
149239,7 |
2017 |
160471,9 |
0 |
0 |
0 |
165833,2 |
2018 |
176780,6 |
1 |
1 |
176780,6 |
182426,7 |
2019 |
205616,6 |
2 |
4 |
411233,2 |
199020,1 |
всего |
829166 |
0 |
10 |
165934,6 |
829166 |
2020 |
- |
3 |
- |
- |
215613,6 |
2021 |
- |
4 |
- |
- |
232207 |
2022 |
- |
5 |
- |
- |
248800,5 |
2023 |
- |
6 |
- |
- |
265394 |
2024 |
- |
7 |
- |
- |
281987,4 |
2025 |
- |
8 |
- |
- |
298580,9 |
2026 |
- |
9 |
- |
- |
315174,3 |
2027 |
- |
10 |
- |
- |
331767,8 |
2028 |
- |
11 |
- |
- |
348361,3 |
2029 |
- |
12 |
- |
- |
364954,7 |
Таблица 16
Вспомогательная таблица для расчета коэффициента несоответствия прогноза
У |
Уt |
(У-Уt)кв |
Уt2 |
135782 |
132646 |
9834621 |
17595035598 |
150515 |
149240 |
1625268 |
22272499995 |
160472 |
165833 |
28743538 |
27500650222 |
176781 |
182427 |
31877994 |
33279486279 |
205617 |
199020 |
43513548 |
39609008165 |
829166 |
829166 |
115594969 |
140256680259 |
Рисунок 2. Долгосрочный прогноз доходов и расходов бюджета Тейковского муниципального района на 2020-2029 гг., тыс. руб.
Cогласно долгосрочному прогнозу можно также говорить о превышении доходов над расходами, то есть о дефиците бюджета в будущем. Ожидается, что к 2029 г. дефицит бюджета составит 146 350 тыс. руб. – более половины всех доходов этого же года. В связи с этим необходимо принять меры по укреплению собственной финансовой базы, чтобы в будущем иметь определенную «подушку безопасности».
Таким образом, органам местного самоуправления Тейковского муниципального района, в первую очередь, необходимо обратить внимание на поиск новых источников финансирования расходов и повышение эффективности использования бюджетных средств.
Корреляционно-регрессионный анализ был проведен по фактическим значениям доходов бюджета Тейковского муниципального района за рассматриваемый период. Задача – найти зависимость между доходами бюджета и собственными доходами, а также доходами бюджета и безвозмездными поступлениями и определить степень этой зависимости. Для анализа использовались данные таблицы 17.
Таблица 17
Доходы местного бюджета Тейковского муниципального района за 2015-2019 гг., тыс. руб.
|
Факт 2015 |
Факт 2016 |
Факт 2017 |
Факт 2018 |
Факт 2019 |
Доходы |
35811,9 |
43766,3 |
28906,2 |
47520,4 |
53766,3 |
Безвозмездные поступления |
153747,6 |
145681,6 |
125861 |
131872,9 |
155071,6 |
ВСЕГО ДОХОДОВ |
189559,5 |
189447,9 |
154767,2 |
179393,3 |
208837,9 |
1. Доходы и безвозмездные поступления.
Результаты анализа представлены ниже в таблице 18.
Таблица 18
Результаты регрессионного анализа доходов местного бюджета за 2015-2019 гг.
Регрессионная статистика |
|
Множественный R |
0,899844 |
R-квадрат |
0,80972 |
Нормированный R-квадрат |
0,746293 |
Стандартная ошибка |
9923,147 |
Наблюдения |
5 |
|
Коэффициенты |
Y-пересечение |
-8645,3 |
Переменная X 1 |
1,355217 |
В первую очередь обращаем внимание на R-квадрат и коэффициенты.
R-квадрат – коэффициент детерминации. В данном случае он равен 0,81, или 81%. Это означает, что расчетные параметры модели на 81% объясняют зависимость между изучаемыми параметрами. То есть гипотеза принимается.
Коэффициент -8645,3 показывает, какими будет доходы, если все безвозмездные перечисления в рассматриваемой модели будут равны 0. То есть на значение анализируемого параметра влияют и другие факторы, не описанные в модели.
Коэффициент 1,355 показывает весомость переменной Х (безвозмездных поступлений) на Y (доходы). То есть безвозмездные платежи имеют огромное влияние на доходы. Причем это влияние прямое, чем больше безвозмездные платежи, тем больше доходы.
Коэффициент корреляции доходов и безвозмездных поступлений равен 0,899, то есть он близок к единице. Между переменными наблюдается положительная корреляция. Иными словами, отмечается высокая степень связи между доходами и безвозмездными платежами.
2. Доходы и собственные доходы.
Результаты анализа представлены ниже в таблице 19.
Таблица 19
Результаты регрессионного анализа доходов местного бюджета за 2015-2019 гг.
Регрессионная статистика |
|
Множественный R |
0,811701 |
R-квадрат |
0,658858 |
Нормированный R-квадрат |
0,545144 |
Стандартная ошибка |
13286,8 |
Наблюдения |
5 |
Коэффициенты |
|
Y-пересечение |
115728,5 |
Переменная X 1 |
1,636847 |
Коэффициент детерминации равен 0,65, или 65%. Это означает, что расчетные параметры модели на 65% объясняют зависимость между изучаемыми параметрами. Показатель низкий.
Коэффициент 115728,5 показывает, какими будет доходы, если все собственные доходы в рассматриваемой модели будут равны 0. То есть на значение анализируемого параметра влияют и другие факторы, не описанные в модели.
Коэффициент 1,64 показывает весомость переменной Х (собственные доходы) на Y (доходы). То есть собственные доходы оказывают большое влияние на доходы. Влияние так же, как и в случае с безвозмездными платежами, прямое.
Коэффициент корреляции доходов и собственными доходами равен 0,81, то есть он близок к единице. Между переменными наблюдается положительная корреляция. Иными словами, отмечается высокая степень связи между доходами бюджета и собственными доходами.
Уравнение регрессии для обоих случаев представлено графически на рис. 3 и 4.
Рисунок 3. Графическое изображение корреляционно-регрессионного анализа доходов и безвозмездных платежей.
2. Доходы и собственные доходы.
Рисунок 4. Графическое изображение корреляционно-регрессионного анализа доходов и собственных доходов
Таким образом, можно говорить о более сильной взаимосвязи между доходами бюджета Тейковского муниципального района и безвозмездными перечислениями, чем между доходами бюджета и собственными доходами.
В целом все этапы анализа подтверждают тот факт, что основная проблема бюджета Тейковского муниципального района – высокая доля безвозмездных поступлений в общем объеме доходов. Это означает высокую несамостоятельность и зависимость от вышестоящих бюджетов. Данный факт негативно сказывается на способности местных органов власти платить по обязательствам муниципалитета.
Долгосрочный и краткосрочный прогноз показывает, что в будущем ожидается значительное увеличение расходов, при этом темпы их роста в разы выше темпов роста доходов. Необходимо уже сейчас задумываться над поиском новых источников финансирования бюджета.
Таким образом, анализ бюджета Тейковского муниципального показывает, что есть некоторые проблемы в состоянии бюджета, которые необходимо решать с целью снижения рисков. Все рекомендации по совершенствованию бюджетной политики должны быть направлены не только на расширение доходной базы, но и сокращение расходов, точнее повышение их эффективности. Рациональное использование расходов позволяет экономить средства и в дальнейшем перераспределять их на другие цели.
1. Бабич А.М. Финансы, денежное обращение и кредит. М.: ЮНИТИ. 2015. 92 с.
2. Беленчук А. А., Ерошкина Л. А., Прокофьев С. Е., Сидоренко В. В., Силуанов А. Г., Афанасьев М. П. Программный бюджет: лучшая практика // Финансовый журнал. 2011. № 1. С. 15 – 18.
3. «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 04.11.2019, с изм. от 12.11.2019). URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 15.03.2020)
4. Грязнова А. Г., Маркина Е. В. Финансы: учебник. М.: Финансы и статистика. 2017. 306 с.
5. Гусаров В.М. Статистика: Учебное пособие для ВУЗов. М.: ЮНИТИ. 2012. 228 c.
6. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ). URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 13.04.2020).
7. Николаева Т.П. Бюджетная система РФ: учебно-практическое пособие. М.: Изд. центр ЕАОИ. 2017. 140 с.
8. Романовский М.В., Врублевская О.В., Сабанти Б.М. Финансы: Учебник для вузов. М.: Юрайт. 2015. 151 с.
9. Сайт Правительства Ивановской области. URL: http://www.ivanovoobl.ru/press?type=news&id=17149 (дата обращения: 18.04.2020).
10. Сведения об администрации Тейковского муниципального района. URL: http://тейково-район.рф (дата обращения: 20.05.2020).
11. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Ивановской области. URL: http://ivanovo.gks.ru/. (дата обращения: 28.05.2020).