Цифровизация как фактор развития потребительского рынка - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Цифровизация как фактор развития потребительского рынка

Шумилова К.А. 1
1Ивановский филиал РЭУ им. Г. В. Плеханова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация. В наше время все больше внедряется цифровизация. Она влияет и меняет многие факторы в нашей жизни. Именно поэтому, коренные изменения произошли и в потребительском рынке. В статье будут рассмотрены все факторы влияющие на развитие потребительского рынка с помощью информатизации и области изменения потребительского спроса.

Ключевые слова: цифровизация, потребительский рынок, потребительский спрос, новые технологии, интернет продажи.

В первый раз слово «цифровизация» возникло в последнее 5-летие XX века, когда в 1995-ом г. американский информатик Николас Негропонте из Массачусетского института озвучил термин «цифровая экономика». [1] Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 года, одобренная Указом Президента РФ от 09.05.2017 г. № 203, предоставляет последующее формулирование: «Цифровая экономика – это хозяйственная деятельность, в которой основным фактором производства считаются данные в цифровом виде, обработка больших объемов и использование результатов анализа которых согласно сравнению с классическими формами хозяйствования позволяют значительно увеличить эффективность различных видов производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг». Таким образом, понятие «цифровизация» обозначает процесс перехода к цифровой экономике. [1]. Главными компонентами цифровой экономики считают электронную коммерцию, интернет-банкинг, электронные платежи, интернет-рекламу и электронный доступ к государственным услугам. Уровень доступности и интенсивного использования данных направлений устанавливают индекс цифровизации страны.

Главные тенденции корпоративной цифровизации - цифровизация в отраслевом либо производственном масштабе расценивается по следующим аспектам: [2]

сквозная межпроцессная интеграция сведений и продуктов;

постоянное управление данными, в том числе автоматизированный сбор, хранение, обработка и анализ разновариантных данных;

руководство жизненным циклом продукта;

кибербезопасность;

предиктивное управление производственными и бизнес-процессами;

замена натурного моделирования производственных предметов и процессов их цифровыми двойниками;

автоматизация ручного труда с помощью роботов и электронного документооборота;

гибкая корпоративная культура, базирующаяся на оперативном интернет-взаимодействии географически распределенных работников и филиалов.

Неотвратимость цифровизации окружающего нас рукотворного мира не только требует от потребителей освоения новых навыков, отсутствие которых существенно ограничивает возможности пользования благами современной цивилизации (а это совсем не просто для огромной части немолодых людей, даже хорошо образованных), но и кардинально меняет их потребности и образ жизни, преобразуя традиционный потребительский рынок.

За ближайшие 4 года, в соответствии с прогнозам Euromonitor, оборот электронной торговли в Российской Федерации увеличится в три раза, что будет в особенности значительно на фоне общей стагнации потребительского спроса. Сеть Интернет-магазинов уже в настоящее время благополучно вытесняют классические торговые форматы. Наибольшее количество покупателей стремительно использует для выбора необходимых им товаров и услуг сведение с форумов и специальных сетей интернет-сервисов, позволяющую сравнить конкурирующие предложения по откликам ранее воспользовавшихся ими потребителей, акцентируя интерес на более значительных для себя свойствах, качества. [3] Усиление эмоциональной включенности покупателей, в особенности юных, в онлайн-потребление информационных, развлекательных также коммуникационных услуг и увеличение части затрачиваемого в него свободного времени активизируют сокращение нужд в классических атрибутах качества жизни - высоком свойстве образования, работы, развлечений, находящейся вокруг сферы, жилья, еды, одежды, аксессуаров. Результатом такого «упрощения потребностей» становится снижением спроса на традиционные признаки качества продуктов также услуг и увеличение спроса в соответствие моде, все больше диктуемой для покупателя командой в социальных сетях. В следствии сеть интернет становится наиболее эффективным каналом продвижения товаров и услуг. Открываются новые условия торговли без границ. Не важно, в какой частичке света продается данный товар или услуга. Что сильно влияет на потребительский рынок. Теперь потребитель сам может заказать себе любую услугу или товар и его географическое положение не влияет на доставку. Тем самым традиционные метод продажи должен находить методы для привлечения клиентов. Появляется большой выбор товаров. Покупатель начинается теряться в выборе и тем самым реклама продавца сильно влияет на его решения. В то же время традиционные магазины облегчают для себя задачу. Раз у покупателя есть огромный выбор товаров в интернете, значит не нужно иметь множество необходимых товаров каждый день.

Влияние цифровизации на потребительский рынок обусловлено:[4]

Развитием электронной торговли.

Прежде всего, трансформации потребительского поведения в категории товаров повседневного спроса способствовало развитие электронной торговли. Несмотря на то что онлайн рынок в России пока остается небольшим, он растет в среднем на 50% год к году. Объем рынка интернет торговли в категории товаров повседневного спроса в 2019 году превысил отметку в 27,7 млрд рублей. Это в два раза больше, чем в 2018 году, в то время как рост офлайн сегмента составил 4%. Сейчас каждый человек делает хотя бы один заказ в месяц онлайн. Онлайн магазины помогают избавиться от часовых походов по магазином и легко и быстро сделать заказ онлайн.

Адаптация маркетинговой стратегии к реалиям цифровой экономики.

Рост покупок онлайн продолжится, что способствует дальнейшей адаптации производителей на рынке электронной торговли. Перед ними стоит задача не только обеспечить удобную технологическую основу и платформу для продажи своих товаров, но и изменить маркетинговую стратегию. Рекламный клаттер в диджитале из за высокой конкуренции очень насыщен, пользователь в среднем видит до 3 000 рекламных сообщений в день. В связи с этим, выбор способа коммуникации с потребителем на основе его психологических предпочтений имеет большое значение.

Развитие формата агрегаторов онлайн-магазинов.

Стремительный рост онлайн-рынка также обеспечивает преимущество компаниям-агрегаторам, которые предлагают наиболее удобную модель приобретения товаров в Интернете. В большей степени агрегаторы пока представлены в сегменте промо и собирают информацию о скидках на продукты и бытовую химию в разных магазинах.

Рост покупок по промо-акциям.

На фоне снижения реальных доходов и, как следствие, покупательской способности еще один фактор снижения среднего чека- рост покупок по промо-акциям. Тем самым для заманивания покупатель на онлайн покупки, проводят все мирные дни шопинга со скидками до 90%, а также устраивают акции «Черная пятница» и т. д.

Новые технологические решения.

Если говорить о влиянии технологических решений на потребление, важно отметить растущий интерес среди российских потребителей к умным голосовым помощникам. Люди, которые пользуются голосовым помощником при покупки в интернете выросло на 17%. Лидеры цифрового ретейла, такие как Amazon и Aliexpress, давно начали использовать собственные голосовые помощники.

Особенности покупательского поведения современного потребителя обусловлены:

Высокой степенью влияния лидеров мнения. Влияют на потребительский выбор так называемые блогеры на своих социальных страничках в интернете. Они имеют огромную аудиторию и доверия своих зрителей, рекламируют им тот или иной товар или услугу.

Рост покупок по акциям, участие в бонусных программах и программах лояльности. В наше время многие производители (продавцы) привлекают потребителей своими выгодными предложениями, бонусными картами, скидками.

Необходимость сравнения брендов, рост аудитории агрегаторов.

Важна полнота информации о товаре, а также скорость ее получения.

Экологичность, забота об окружающей среде и осознанное потребление.

Забота о безопасности данных при совершении транзакций.

Помимо цен учитываются качество, сроки и удобство получения, гарантии и отзовы.

Таким образом, можно назвать факторы цифравизации влияющие на потребительское поведение на рынке:

• Развитие электронной торговли.

• Адаптация маркетинговой стратегии к реалиям цифровой экономики.

• Развитие формата агрегаторов онлайн магазинов.

• Рост покупок по промо-акциям.

• Популяризация здорового образа жизни и осознанного потребления.

• Появление новых технологических решений.

Можно смело сказать, что с ведением цифровизации в России произошло развитие потребительского рынка. Увеличился выбор товаров и услуг. Каждый может выбрать товар, который нравиться и подойдет именно ему. Так же произошло развитие в сфере доставки товаров из других стран. Появилось множество интернет ресурсов для покупок онлайн. Тем самым увеличилось конкурентность между производителями. Менее популярным стал традиционный метод покупки, который в данный момент составляет около 4%, все остальные покупки осуществляются с помощью интернет ресурсов. Покупатель стал более требователен к продавцу и повысилась осознанность выбора нужного товара или услуги.

Список литературы

Цифровая экономика: глобальные тренды и практика российского бизнеса - Режим доступа: https://imi.hse.ru/data/2017/10/07/1159564192/!Цифровая%20экономика%20-%20глобальные%20тренды%20и%20практика%20российского%20бизнеса.pdf ( дата обращения: 16.11.200)

Романенко Ю. Д. Взаимодействие субъектов потребительского рынка в условиях цифровой экономики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimodeystvie-subektov-potrebitelskogo-rynka-v-usloviyah-tsifrovoy-ekonomiki (дата обращения: 11.11.2020)

РБК Умный потребитель: как цифровизация развивает спрос и предложение [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://plus.rbc.ru/news/5b88c89b7a8aa91b5e958ab0 (дата обращения: 13.11.2020)

Воронкевич А. Б. Изменение особенностей потребительского поведения на рынке товаров массового потребления под влиянием цифровизации в России [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/izmenenie-osobennostey-potrebitelskogo-povedeniya-na-rynke-tovarov-massovogo-potrebleniya-pod-vliyaniem-tsifrovizatsii-v-rossii

Просмотров работы: 560