ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Комарова Т.О. 1, Лыженкова Р.С. 1
1ИрГУПС
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация:В связи со сложной эпидемиологической ситуацией в настоящее время поддержание здоровья путём физических занятий и правильного питания является основополагающей частью повышения иммунитета и защиты от возможных заболеваний. Здоровье студенческой молодежи- основополагающий фактор, так как студенты — это будущее страны и развития нашего государства. За время обучения в ВУЗе физическое состояние студентов зачастую ухудшается из-за сидячего образа жизни и внедрения новых мультимедийных технологий. Проведен социологический опрос студентов разных курсов Иркутского Государственного Университета Путей сообщения.

Ключевые слова: студенческая молодежь, здоровый образ жизни, социологический опрос, анализ, здоровьесберегающие технологии, рекомендации.

Цель: анализ современных тенденций молодежи в части отношения к здоровью, предложение вариантов по улучшению и поддержанию физического здоровья.

Материалы и методы исследования: социологический опрос студентов разных курсов, анализ информационных и методических материалов для исследования отношения молодежи к здоровью и современных тенденций, его сохранения и укрепления.

Актуальность: в настоящее время по всему миру просматривается тенденция поддержания здорового образа жизни населения разных возрастов. Особенно актуальной является проблема здоровья студенческой молодёжи. Студенты-будущие специалисты в разных сферах-относятся к числу наименее социально защищенных групп населения. Возрастные особенности, сидячий образ жизни и использование большого количества технического оборудования, особенно в период дистанционного обучения, предъявляет повышенные требования практически ко всем органам и системам организма за время обучения.

Анализ литературных источников:

Здоровье сберегающие технологии – система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни, воздействующие на здоровье. Система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленная на сохранение здоровья на всех этапах его обучения и развития. [6]

Насобина А. А. и Пермяков О.М. предлагают следующие основные направления здоровьесберегающей деятельности:

-рациональная организация учебного процесса в соответствии с

санитарными нормами и гигиеническими требованиями;

-организация двигательной активности студенческой молодежи;

-организация рационального питания студенческой молодежи;

-система работы по формированию ценности здоровья. [5]

Применение вышеперечисленных направлений в процессе обучения способствует улучшению физического и ментального здоровья. Также, применение здоровье сберегающих технологий, в свою очередь, в практике является обязательным условием профессионального обучения, так как они помогают полной реализации принципов здорового образа жизни, формируют у обучающихся правильное восприятие и ценность собственного здоровья и тем самым помогают создать условия для формирования здорового общества. Здоровьесберегающие технологии – это образовательные методы, применяемые для сохранения и укрепления здоровья не только студентов, но и преподавателей.[3]

Данные тезисы обусловлены результатами ежегодных исследований разных уполномоченных инстанций. Они подчеркивают важность и необходимость поддержания здорового образа жизни для комфортного обучения будущих специалистов.
Проведя анализ изученных материалов [1] и [4], предлагаю небольшой комплекс упражнений, которые можно выполнять в перерывах между дистанционными занятиями. Они помогают организму размяться после долгого нахождения в сидячем положении перед экранами гаджетов.

1. И.п. - стойка ноги врозь, руки опущены. 1 - руки на пояс; 2 - руки к плечам; 3 - руки вверх; 4 - руки через стороны вниз и в и.п. 4 раза, темп средний.

2. И.п. - стойка ноги врозь, руки на пояс. 1 - отвести локти назад, прогнуться, левую ногу в сторону - на носок; 2 - 3 - держать; 5 - 6 - и.п.; то же правой ногой. 6 раз, темп средний.

3. И.п. - стойка ноги врозь, руки на пояс. 1 - наклон туловища назад; 2 - 4 - держать; 5 - 6 - и.п. 4 раза, темп медленный.

4. И.п. - стойка ноги врозь, руки опущены. 1 - наклон туловища вперед, руки в стороны; 2 - и .п. 4 раза, темп средний.

5. И.п. - стойка ноги врозь, руки опущены. 1- поворот головы направо; 2 - и.п.; 3 - 4 - поворот головы налево; 5 - и.п.; 6 - руки через стороны вверх; 7 - и.п. 4 раза, темп медленный.

6. И.п. - о.с. Закрыть глаза и массировать веки круговыми движениями с помощью указательных пальцев рук 30 с. В и.п. - глаза открыть.

Упражнения для укрепления зрительного анализатора отмечены сплошной линией.

При выполнении некоторых упражнений придерживайтесь следующих правил:

Упр. 2 - отводя локти назад, вдохнуть, плечи развести, хорошо сблизить лопатки, удерживать напряжение, ногу в колене выпрямить.

Упр. 3 - выполняя наклон туловища назад, ноги в коленях не сгибать, хорошо сблизить лопатки.

Упр. 4 - поворачивая голову в сторону, смотреть в сторону и назад, в и.п. - смотреть прямо (укрепление прямых и косых мышц глаза).

Упр. 5 - массируя веки, нельзя сильно давить на глазные "яблоки".

Также предлагаю комплекс дыхательной гимнастики, выполнение которого подходит каждому, вне зависимости от особенностей физического состояния. Данные упражнения актуальны в настоящее время в связи с пандемией COVID-19.

И. п.- встать прямо, ноги чуть уже ширины плеч, ступни ног не должны отрываться от пола, руки вдоль туловища.

На вдохе делается легкий наклон, руки тянутся к полу, но не касаются его. На выдохе слегка выпрямляться, но не входить в основную стойку. Спина круглая, голова опущена.

И. п.- встать прямо, кисти рук сжаты в кулаки и прижаты к животу на уровне пояса.

В момент вдоха резкий толчок кулаками вниз, после чего кисти рук возвращаются в и.п. с одновременным выдохом. Кисти рук выше пояса не поднимать. Выполнять 12 раз по 8 вдохов-движений, с перерывами между 8(3-4 секунды). Выполняется стоя, сидя, лежа.

И. п.- встать прямо, ноги чуть уже ширины плеч, ступни ног не должны отрываться от пола, руки вдоль туловища. Опусти голову вниз, резкий короткий вдох. Поднять голову вверх - тоже вдох. Выдох происходит пассивно при смене позиций.

И. п.- встать прямо, ноги чуть уже ширины плеч, ступни ног не должны отрываться от пола, руки вдоль туловища.

Поворот головой вправо- шумный короткий вдох. Поворот головы влево- шумный короткий выдох. Посередине голова не останавливается, шея не напрягается. Выдох через рот во время смены позиций.

Благодаря тому, что данная методика используется в детских образовательных учреждениях и общеобразовательных учреждениях, можно с уверенностью сказать, что она не принесет психологический дискомфорт студентам, а наоборот будет лучше работать, так как их психо-физический уровень уже сформирован. Это лишь подтолкнет их к самосовершенствованию, и, как результат, повысит уровень здоровья, улучшит работоспособность и разовьет умственные способности.

Содержание и результаты исследования:

Анализ социологического опроса студенческой молодежи Иркутского Государственного Университета Путей Сообщения к своему здоровью и здоровому образу жизни показывает состояние здоровья студентов по собственным ощущениям. Так, 58,1% опрошенных считают состояние своего физического здоровья хорошим, 38,1% удовлетворительным, и лишь 3,8% опрошенных оценивают свое здоровье как плохое. Хотя количество здоровой молодежи не сильно превалирует количеству менее здоровой, уровень физического здоровья улучшается по сравнению со сводками прошлых лет [2]. Также опрос показал, что 62,9% опрошенных поддерживают идею здорового образа жизни, а остальные 37,1% относятся к нему нейтрально. Ни один из опрашиваемых не придерживается отрицательного отношения к ЗОЖ, благодаря чему можно сделать вывод, что студенческая молодежь в настоящее время четко осознает необходимость данного направления. Хронические заболевания присутствуют у 20% опрошенных, и только у 1,9% имеются приобретенные заболевания. Остальные, большая часть, являются здоровыми. Это обосновывается тем, что студенты технического университета проходят регулярный медицинский осмотр и относятся с полной ответственностью к поддержанию своего физического здоровья, благодаря занятиям спортом и здоровому питанию. Остальные результаты представлены на диаграммах ниже.

Диаграмма 1. Отношение к алкоголю.

Диаграмма 2. Отношение к здоровому питанию.

Диаграмма 3. Отношение к курению

Диаграмма 4. Отношение к спорту.

Исходя из анализа проведенного социального опроса можно сделать вывод, что современная молодежь заботится о своем здоровье, однако статистика показывает, что существует некий процент студентов, которые не имеют реального представления о состоянии собственного здоровья. Это обуславливается тем, что многие студенты полагаются только на собственные ощущения. В отношении условий и образа жизни студентов следует выделить несколько аспектов, которые влияют на достоверность результатов социологического опроса: широкая распространенность ложных стереотипов в отношении социально обусловленных вредных привычек, главным признаком которых является индивидуальная и массовая лояльность к ним; слабая личная информированность о состоянии здоровья, некритическое восприятие негативных симптомов и ситуаций риска для здоровья, опасно широкое распространение и дальнейшая экспансия вредных привычек и социально обусловленных заболеваний.  В связи с этим существует ряд методических рекомендаций, которые позволяют поддерживать физическое и психическое состояние в норме. В пример можно привести здоровьесберегающие технологии, которые внедрены в программы дошкольного, школьного и иногда высшего образования.

Заключение:

Проведя анализ информационных и методических материалов, а также социологического опроса, можно сделать вывод, что в настоящее время просматривается тенденция заинтересованности молодежи, обучающейся в ВУЗах, в поддержании здорового образа жизни и заинтересованность к физической культуре. Все вышеперечисленные факторы усиливаются на фоне пандемии. Предложенные рекомендации по улучшению статистики имеют обоснованный ситуацией характер.

Список литературы:

Архипова Л. И. «Здоровьесберегающие технологии» 2018г. 97с.

Государственный доклад «Молодёжь Иркутской области» 2017г. 262с.

Данике К. К. Магистерская диссертация «здоровьесберегающие технологии в работе со студенческой молодежью: анализ и пути совершенствования», «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина» 2019г. 129с.

Кочкин О. В. «Здоровьесберегающие технологии в преподавании физической культуры» 2018г. 20с.

Насобина А. А., Пермяков О.М. «Здоровьесберегающие технологии в ВУЗе» Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет», г. Екатеринбург, Россия 5с.

Смирнова Н. К.-профессор, чл-корр. Международной педагогической академии охраны и укрепления здоровья АПК и ПРО МО РФ 25с.

Просмотров работы: 29