ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ПСИХОСОМАТИЧЕСКОЙ СИМПТОМАТИКИ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ПСИХОСОМАТИЧЕСКОЙ СИМПТОМАТИКИ

Страмнова М.В. 1, Офицерова С.В. 1
1Ставропольский государственный медицинский университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация. В данной статье рассматривается феномен эмоционального выгорания и его связь с психосоматической симптоматикой. Описаны критерии и признаки синдрома. Указаны подходы и взгляды некоторых авторов на данную проблему. Рассмотрены особенности синдрома эмоционального выгорания медицинского персонала в условиях эпидемии CoVID-19.

Ключевые понятия: синдром эмоционального выгорания, психосоматика, психосоматический симптом.

Annotation. This article discusses the phenomenon of emotional burnout and its relationship with psychosomatic symptoms. The criteria and signs of the syndrome are described. The approaches and views of some authors on this problem are indicated. The features of the burnout syndrome of medical personnel in the context of the CoVID-19 epidemic are considered.

Key concepts: burnout syndrome, psychosomatics, psychosomatic symptom.

В современном мире насчитывается более сотни психосоматических симптомов и феноменов, которые в той или иной степени связанны с синдромом эмоционального выгорания.

Синдромом эмоционального выгорания вызывает нарастающее эмоциональное истощение, которое проявляется полной или частичной эмоциональной «глухотой», являющееся ответом на психотравмирующие факторы.

Тема эмоционального выгорания достаточно актуальна в связи с тем, что отрицательные эмоции, которые подавляются и не находят выхода истощают внутренние ресурсы организма, которые расходуются на подавление этих эмоций, а не на продуктивную деятельность.

Довольно часто встречается информация об увеличении количества психосоматических расстройств. Согласно медицинской статистике, увеличиваются проявления психоэмоциональных расстройств от хронической усталости в профессиональной деятельности в профессиях системы «человек-человек». Особенно подвержены «выгоранию» специалисты, тесно взаимодействующие с людьми, которым необходимы внимание, забота, терпение. Особую категорию среди них занимают представители медицинской профессии, так как их рабочий день - это постоянное и тесное общение с людьми, которые требуют постоянной, непрекращающейся заботы и внимания, особенно сейчас в период пандемии CоVID-19.

На сегодняшний день в литературе, посвященной синдрому выгорания, указывается на значительное расширение сфер деятельности, подверженных такой опасности. Помимо работников медицинской сферы сюда относятся учителя, психологи, педагоги, воспитатели детских домов, социальные работники, полицейские и другие.

Определение эмоционального выгорания было введено в конце XX-го века Г. Фрейденбергером. Оно характеризовало психологическое состояние здоровых людей, которые находятся в непосредственном контакте и общении с пациентами и клиентами в процессе оказания профессиональной помощи в эмоционально насыщенной атмосфере.

Синдром «психического выгорания» некоторыми авторами отождествляется с понятием «профессиональное (эмоциональное) выгорание». Это дает возможность рассматривать данное явление в аспекте личной деформации профессионала под влиянием длительного профессионального стажа.

Синдром эмоционально выгорания довольно частое явление. Оно широко исследуется как в зарубежной, так и в отечественной литературе. В России феномен личностной деформации начал изучаться как самостоятельный лишь с конца 1990-х гг., а до этого он либо обозначался, либо рассматривался в контексте более широкой проблематики.

Наиболее ярко синдром «выгорания» проявляется в тех случаях, когда коммуникации отягощены эмоциональной насыщенностью или когнитивной сложностью. Вероятность появления проблемы «выгорания» увеличивается по мере возрастания частоты и продолжительности контактов разрушительной или раздражающей природы.

В данный момент особенно остро явление эмоционального выгорания проявляется в работе медицинского персонала, от которого требуется максимальная профессиональная и эмоциональная вовлеченность, особенно в период пандемии.

Существуют различные подходы к исследованию рассматриваемого нами феномена.

Ученые установили, что эмоциональное выгорание не является показателем болезни. Однако его можно охарактеризовать как «предболезненное состояние, которое проявляется в форме дезадаптации; переходное от нормы к болезни», как вероятность возникновения болезни. Можно сказать, что эмоциональное выгорание у медрабтников является результатом внутреннего конфликта с окружающей их реальностью, для изменения которой приходится исчерпывать собственные эмоциональные ресурсы.

В современной психологической науке наиболее приемлемой считается концепция эмоционального выгорания К. Маслача, который разделяет симптомы эмоционального выгорания: поведенческие и психологические (чувство неосознанного беспокойства, обида, скука, вина, разочарование, раздражительность, снижение уровня энтузиазма, стремление к дистанцированию от коллег или клиентов); физические показатели (частые головные боли, бессонница, одышка, чувство усталости, истощения, астенизация, расстройства желудочно-кишечного тракта).

Одним из симптомов эмоционального выгорания являются психосоматические расстройства.

Следует обратить внимание, что зачастую синдром эмоционального выгорания сопровождается синдромом хронической усталости, причиной которой могут явиться условия профессиональной деятельности. Характерными проявлениями синдрома хронической усталости являются снижение работоспособности, усиливающаяся усталость, плохая переносимость ранее привычных нагрузок, раздражительность, забывчивость, снижение мыслительной активности и способности к концентрации внимания; из соматических проявлений - мышечная слабость, головные боли, расстройства сна, боли в горле.

Выделяют несколько признаков синдрома эмоционального выгорания.

Первым признаком является истощение. Ему предшествует период повышенной активности, для которого характерно состояние, когда человек полностью поглощен работой, забывает о собственных потребностях, не связанных с ней. Истощение определяется как чувство перенапряжения, усталости, и исчерпания эмоциональных и физических ресурсов.

Вторым признаком является личностная отстраненность, которая представляет собой своего рода психологический механизм защиты психики специалиста, который пытается справиться с эмоциональными стрессовыми факторами на работе. Для явления личностной отстраненности работающего человека характерно состояние отчужденноти от рабочего процесса, человека почти ничего не волнует из профессиональной деятельности, почти ничто не вызывает эмоционального отклика - ни положительные обстоятельства, ни отрицательные. Утрачивается интерес к профессиональным контактам, к больным, студентам, ученикам, они воспринимаются как неодушевленные предметы, само присутствие которых порой неприятно.

Третий признак синдрома эмоционального выгорания - ощущение утраты собственной эффективности или падение самооценки в рамках выгорания. Люди не видят дальнейших перспектив для своей профессиональной деятельности, снижается удовлетворение работой, утрачивается вера в свои профессиональные возможности.

К сожалению, современная обстановка напряжена по причине пандемии CоVID-19. И в первую очередь на передовой с недугом именно специалисты медучреждений. Говоря о содействии медицинских работников, нужно иметь в виду, что речь идёт не только о достаточном количестве высококвалифицированных практикующих врачей, медсестер, фармацевтов, реаниматологов и т.п., но и о способности каждого медицинского работника адекватно и в полном объёме выполнять свои профессиональные обязанности, что, в свою очередь, зависит от стабильности его психического, морального и эмоционального статуса.

В связи со злободневностью темы уже проведен ряд исследований на тему синдрома эмоционального выгорания в аспекте пандемии у медицинских работников.

В своей статье, доцент кафедры психотерапии и медицинской психологии БелМАПО кандидат мед. наук Сергей Давидовский ссылается на результаты опроса Британской медицинской ассоциации - «44% врачей, которые работают с инфицированными CoVID–19 пациентами признались, что страдают от выгорания, депрессии или тревоги» [3].

Исследователи из Стэнфордского университета провели опрос среди практикующих врачей, ординаторов, медсестёр и интернов, участвующих в лечении больных CоVID-19. В результате опроса были выявлены ключевые источники тревоги: доступ к необходимым средствам индивидуальной защиты, страх принести инфекцию домой и заразить членов семьи, отсутствие доступа к экспресс- тестированию на SARS-CoV-2 при появлении симптомов и беспокойство о высокой вероятности  распространения инфекции на рабочем месте, неуверенность в том, что руководство лечебным учреждением позаботится о их семьях в случае, если они будут инфицированы, организация ухода за детьми во время карантина (закрытия школьных и дошкольных учреждений) при увеличении продолжительности рабочего дня, поддержка других личных и семейных потребностей по мере необходимости увеличения рабочего времени (питание, проживание, транспорт), сомнения в собственной профессиональной компетенции при переводе в COVID-отделения и отделения интенсивной терапии из обычных отделений, доступ к необходимой информации и возможности обмена информацией.

Исследователи отмечают, что медицинские работники зачастую склонны решать свои личные проблемы самостоятельно и многие из них не обращаются за помощью. Однако в период растущей нагрузки на рабочем месте, выходящей за пределы имеющихся клинических знаний и навыков, руководители обязаны побуждать членов своей команды обращаться за помощью, когда они в ней нуждаются, и должны всегда быть готовыми оказать такую помощь [4].

В апреле COVID-19 подтвердился у клинического психолога Вероники Салимгареевой из Перми: она заразилась в «красной зоне» городской больницы №7, где консультировала пациентов и врачей. По ее мнению, у некоторых медиков были коммуникативные проблемы. Это проявлялось в том, что некоторые не могли разговаривать с пациентом, если тот проявлял агрессию. В таком случае, работники избегали больных или угрожали им полицией. Медсестры проявляли пассивную агрессию друг к другу: могли язвить или объявить кому-то бойкот. Это такое разделение на "своих" и "чужих", как на фронте: те, кто пошел к ковидным больным, и "дезертиры". «Все постоянно плакали, но это нормальная реакция на снятие напряжения» [5].

Последствиями эмоционального выгорания могут быть как психологические: нарушения профессиональной деятельности человека и разных сторон личности (поведенческие, психофизиологические и межличностные), так и психосоматические: часто развиваются депрессивные расстройства, заболевания сердечно-сосудистой системы, астения, головные боли и др.

Вопрос об эмоциональном выгорании довольно актуальный. Как было нами рассмотрено, его исходом могут быть как психологические, так и психосоматические расстройства.

Оказание помощи людям с синдромом эмоционального выгорания строится на следующих аспектах:  выработка адаптивных форм поведения, лечение клинических проявлений, оптимизация взаимоотношений с коллегами, клиентами/пациентами, членами семьи,  вопросы, связанные с оптимизацией обстановки на работе, улучшение условий труда.

Используемая литература:

Бойко В. В. Энергия эмоций. СПб., 2004. 474 с.

ВодопьяноваН. Е. Синдром выгорания: Диагностика и профилактика. СПб., 2005. 336 с.

http://www.bsmp.by/press-tsentr/polezno-znat/zdorovyj-obraz-zhizni/sindrom-emotsionalnoe-vygoranie-meditsinskikh-rabotnikov-vo-vremya-epidemii-covid-19-prakticheskie-uprazhneniya

https://www.medmir.com/tekst-stati/understanding-and-addressing-sources-of-anxiety-among-health-care-professionals-during-the-covid-19-pandemic/

https://zona-media.turbopages.org/zona.media/s/article/2020/07/15/trauma

Просмотров работы: 79