ЗНАЧИМОСТЬ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА УМСТВЕННУЮ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ СТУДЕНТОВ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ЗНАЧИМОСТЬ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА УМСТВЕННУЮ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ СТУДЕНТОВ

Блинова С.С. 1, Варенцова И.А. 1, Желудков В.Б. 1
1САФУ имени М.В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В статье рассматривается такой важнейший фактор здорового образа жизни как здоровое питание, обозначаются его основные принципы и его влияние на умственную деятельность организма. Даны рекомендации по составлению рациона для обучающихся. Проанализирован опрос, на основании которого выявлена необходимость студентам придерживаться правильного питания.

Ключевые слова: здоровое питание, режим питания, пища, умственная работоспособность.

The article considers such an important factor of a healthy lifestyle as a healthy diet, outlines its basic principles and its impact on the mental activity of the body. Recommendations for the preparation of a diet for students are given. The survey was analyzed, which revealed the need for students to adhere to proper nutrition.

Keywords: healthy nutrition, diet, food, mental performance.

Важнейшим фактором здорового образа жизни помимо регулярных физических нагрузок, закаливания, правильного режима дня, является здоровое питание. От него напрямую зависит общее состояние организма, а также физическая и умственная работоспособность человека. В студенческие годы молодой организм наиболее подвержен стрессам, особенно в сессионный период. Студенты находятся в постоянном физическом и умственном напряжении. Для обработки большого количества информации, поступающей в период обучения, требуется энергия, получение которой напрямую зависит от питания. Поэтому качество употребляемых продуктов, их полезность, режим питания, являются основополагающими факторами успешности умственной работоспособности студентов.

Цель: определить важность здорового питания для студентов.

Задачи:1) описать принципы здорового питания и их влияние на умственную работоспособность студентов;

2) с помощью опроса выявить значимость здорового питания для студентов Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова.

Пища, поступающая в наш организм, обеспечивает развитие клеток и тканей организма, отвечает за их обновление, а также служит источником энергии. От того, как организм питается, зависит его трудоспособность, физическое развитие, психологически состояние, продолжительность жизни. Поэтому здоровый образ жизни и правильное питание тесно связаны между собой.

Основные принципы здорового питания:

1.Основным принципом здорового питания является сбалансированный рацион, включающий в себя качественные и натуральные продукты. Потребляемая пища должна содержать необходимое количество всех питательных веществ: жиров, белков, углеводов, витаминов и минералов. Причем первые три должны содержаться в большем количестве, чем последующие два.

2.Вода участвует во всех обменных процессах организма, поэтому она необходима для его нормального функционирования. Она является необходимым элементом для усвоения питательных веществ и вывода отходов организма. Стоит отметить, что при обезвоживании снижается умственная и физическая работоспособность организма. Поэтому рекомендуется выпивать 1,5-2 литра чистой воды в день.

3. Пища должна содержать достаточно клетчатки; минимум рафинированных продуктов; минимум поваренной соли; минимум животных жиров, богатых насыщенными жирными кислотами; достаточное количество свежих, натуральных продуктов [1].

4. Потребляемая пища должна соответствовать энергетическим затратам человека.

5.Готовить пищу стоит на пару или варить, тем самым это помогает уменьшить количество добавляемых жиров.

Несоблюдение правильного питания, приводит к снижению умственной активности человека. Появляется утомляемость, вялость в течение дня, так как в организм не поступает достаточное количество полезных микроэлементов. В студенческие годы организм наиболее уязвим. Регулярный стресс, особенно во время сессии, мешает правильному функционированию организма. В такой период как никогда необходимо сбалансированное питание, которое способствует облегчению усвоения материала и поддержанию организма в целом. Молодые люди склонны к перекусам во время учебной деятельности, которые являются далеко не полезными. Фаст-фуд, булочки, чипсы и прочее являются высококалорийной и богатой жирами пищей. В ней отсутствует содержание полезных вещей, что приводит к набору веса и к повышению утомляемости.

Стоит также отметить, что в настоящее время среди студентов набирают популярность энергетические напитки. С их помощью организм приходит в тонус, заряжают организм энергией на определенный срок. Но после этого эффекта организм испытывает вялость, быструю утомляемость, раздраженность. Поэтому такие напитки стоит заменить цитрусовым соком, он также тонизирует организм, богат большим количеством витаминов.

За нехваткой времени студенты забывают о таком важном приеме пищи, как завтрак, что негативно сказывается на работоспособности в течение дня. Ведь завтрак заряжает организм на последующую работу. Студентам рекомендуют употреблять легкий, весьма питательный завтрак: каша, мюсли, творог, не следует исключать фрукты [2].

Для поддержания умственной работоспособности стоит устраивать перекус между завтраком и обедом. Это могут быть орешки, йогурт, кефир или фрукт.

Обед должен быть полноценным и плотным. Ужинать стоит за три часа до сна и более скоромно, чем обедать. Это должна быть питательная, но не высококалорийная пища.

В период сессии следует увеличить употребление продуктов, богатых магнием: бобовые, орехи, сухофрукты, зелень, шпинат, тыквенные семечки, фасоль. Найти железо можно в крупах и яблоках. Витаминами линейки «В» поделятся рыба, яйца, пшеничные отруби и молочные продукты (в частности, творог и йогурт). Для улучшения внимания и выносливости подойдут цитрусовые и свежие фрукты. Богатейшими источниками цинка являются морская рыба, фасоль и горошек, хлеб и индейка [1].

Все вышеперечисленные продукты способствуют повышению умственной работоспособности студентов в период обучения, помогают избежать стрессов и перенапряжений.

Опрос среди 20 студентов 3 курса Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова направления подготовки «Философия», который позволил узнать придерживаются ли они правильного питания и как это отражается на состоянии их организма в период обучения.

По результатам проведенного опроса можно сделать следующие выводы: 85 % опрашиваемых не придерживаются правильного рациона питания. Завтрак присутствует в рационе лишь у 50%, а вот фрукты и овощи содержаться у 95% опрашиваемых. Перекусывают булочками и пирожками 42,1%, 5,3% чипсами и сухариками, 31,6% отдают предпочтение полноценному обеду в столовой. Часто испытывают стресс во время учебы 65 процентов, а чувство вялости и усталости 75%. Результаты опроса приведены на рисунках 1,2,3,4,5.

Рисунок 1. Результаты опроса, проведенного среди 20 студентов САФУ

Рисунок 2. Результаты опроса, проведенного среди 20 студентов САФУ

Рисунок 3. Результаты опроса, проведенного среди 20 студентов САФУ

Рисунок 4. Результаты опроса, проведенного среди 20 студентов САФУ

Рисунок 5. Результаты опроса, проведенного среди 20 студентов САФУ

На основании результатов опроса можно сделать следующий вывод. Большинство студентов пренебрегают правильным рационом питания, отдавая предпочтение различным быстрым углеводам, пропуская завтрак, что приводит к нарушению нормальной работы организма, к стрессу, вялости и усталости в течение учебного процесса. Результаты данного опроса в очередной раз доказывают необходимость студентов в правильном питании для развития эффективной умственной работоспособности.

Таким образом, в данной статье мы обозначили принципы правильного питания, его влияние на умственную деятельность организма, а также с помощью опроса показали необходимость пропаганды здорового питания среди молодежи.

Список литературы:

Еременко В.Н., Лыткин А.В., Мишагина И.В., Синько О.В., Тюпенькова Г.Е., Лучинина И.Г. Физиология пищеварения и основы рационального питания // Вестник Воронежского государственного университета инженерных технологий. 2019. №4; URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fiziologiya-pischevareniya-i-osnovy-ratsionalnogo-pitaniya (дата обращения: 02.11.20).

Сбитнева О. А., Прянишникова Д. Н. Влияние стиля питания на состояние здоровья, физической и умственной работоспособности // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2019. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-stilya-pitaniya-na-sostoyanie-zdorovya-fizicheskoy-i-umstvennoy-rabotosposobnosti (дата обращения: 05.11.20).

Просмотров работы: 59