Актуальностьисследования.В современной логопедии в настоящее время все более утверждается принцип устранения дефектов речи у детей на наиболее раннем периоде жизни, поскольку любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на дальнейшем речевом развитии, на поведении и деятельности ребенка.
Особенно важное значение для развития речи имеет чистое произношение ребенком звуков в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной, и недостатки произношения могут привести к неуспеваемости в школе. Общеизвестно, что речевые нарушения легче и быстрее преодолеваются в дошкольном возрасте.
В литературе имеется немало исследований, посвященных фонетико-фонематическому недоразвитию речи и его коррекции. Это объясняется частотой возникновения этого расстройства у детей, многообразием коррекционных методик, учитывающих особенности проявления фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста.
Данная проблема рассматривается в работах Г. В. Гуровец, С. И. Маевской, И. И. Панченко, О. В. Правдиной, Е. Ф. Соботович, М. Ф. Фомичевой и многих других.
В своих исследованиях они приводят данные об особенностях состояния и развития речи у детей, о современном состоянии проблемы фонетико-фонематического недоразвития речи и об особенностях речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР) старшего дошкольного возраста.
Произведем анализ общей и специальной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
Формирование речевой компетентности – одна из приоритетных задач всестороннего гармоничного развития в дошкольном учебном заведении, в частности в специальном компенсирующего типа для детей с нарушениями речи. Одной из самых распространенных речевых недостатков у детей дошкольного возраста является фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР), который заключается в нарушении физического, физиологического и психологического механизмов фонемного образования при сохранении нормального слуха и интеллекта.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – это нарушение процессов формирования звуковой системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие нарушений восприятия и произношения фонем [3].
Проблеме обучения и воспитания дошкольников с ФФНР посвящены многочисленные научно-методические исследования Г. А. Каше [6], И.Л. Калашникова [5], Т.Б. Филичева и Г.В. Чиркина [15], в которых рассматриваются методы диагностики и коррекции фонетико-фонематических отклонений у детей.
Специальные программы для обучения дошкольников с недостатками речевого развития, можно условно разделить на две группы: общие, которые опираются на психолого-педагогическую классификацию речевых нарушений, и такие, которые фокусируются на конкретной проблеме и базирующиеся на клинико-педагогической классификации [4].
В России на сегодняшний день поддерживают идеи психолого-педагогической классификации речевых нарушений, однако их разнородность требует детального анализа. Поэтому при разработке специальных программ возникает потребность в учете как общего логопедического заключения, так и дифференцированного подхода к преодолению речевых нарушений.
Современные педагоги-логопеды используют российские системы обучения и воспитания детей с ФФНР, которые охватывают старший дошкольный (Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина) [15] и младший школьный возраст (Г.А. Каше, Л.Ф. Спирова, А.Д. Салахова, Г.Р. Шашкина) [6; 13; 16]. Однако проведение ранней диагностики нарушений речевого развития и оказания своевременной коррекционно-педагогической помощи детям младшего дошкольного возраста имеет приоритетное значение.
Исследования И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной доказывают, что фонематическое восприятие всех звуков завершается к концу второго года жизни[12], а М.Ф. Фомичева, Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутепова подчеркивают, что физиологическая дислалия, которая присуща детям трехлетнего возраста, у четырехлетних детей уже не наблюдается. Это значит, что уже на пятом году жизни можно обнаружить отставание в формировании звукопроизношения вследствие дефектов восприятия и произношения фонем [11].
Именно поэтому в соответствии с Порядком комплектования дошкольных учебных заведений (групп) компенсирующего типа, в логопедические группы для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и принимаются дошкольники, начиная с четырех лет. Сложный степень речевого нарушения требует длительной кропотливой логопедической работы, именно поэтому существующие российские коррекционные программы для обучения детей с ФФНР, по которым работают отечественные учителя-логопеды, рассчитанные на два года (старшая и подготовительная группы детского сада) [9].
В существующих коррекционных программах преодоление ФФНР сводится лишь к целенаправленной логопедической работе по коррекции звуковой составляющей речи и фонематического недоразвития, что не учитывает представлений о речи как целостной единой системе в сочетании фонетико-фонематической, лексико-грамматической составляющей и связной речью.
Недостатки звукопроизношения с проявлениями недоразвития фонематического восприятия наиболее распространены среди детей дошкольного возраста. Проблема развития особенностей фонематических процессов, их диагностика и коррекция у детей с недостатками речи была предметом исследования таких ученых как Р.Е. Левина, Р.И. Лалаева, Е.Ф. Соботович и многих других [7; 8; 14].
Однако, эта проблема остается и в дальнейшем предметом интереса ученых и практиков. В частности, есть необходимость изучения оптимальных сроков усвоения детьми с различными нарушениями речи отдельных задач по формированию фонематических процессов. Своевременная помощь ребенку в преодолении недостатков фонематического развития будет способствовать значительному повышению эффективности логопедической работы с дошкольниками, развивать у них речь. Чтобы освоить грамоту, надо не только слышать и уметь произносить отдельные слова и звуки, из которых они состоят, но и иметь четкое представление о звуковом составе слова.
Недоразвитие фонематических процессов и функций негативно влияет на все стороны речи ребенка. Без полноценного восприятия фонем, без четкого их различения невозможно правильное произношение, что в будущем приводит к торможению развития лексики, грамматики, препятствует успешному овладению чтением и письмом. Из этого следует цель моего исследования-найти необходимые и целесообразные методы, приемы и способы, которые помогли бы корректировать нарушения фонетико-фонематических процессов у детей [10].
По результатам анализа содержания методик коррекции фонематических процессов у дошкольников и младших школьников Г.А. Каше, Е.Ф. Соботович, А.С. Спиваковская, Т.В. Филичева, и других было определено чтобы научить детей слушать и слышать звуки, различать их между собой, необходимо осуществлять развитие фонематических процессов уже на самых первых этапах логопедической работы. Программа по мнению авторов фонематических процессов у детей с ФФН должна проводится поэтапно. На первом подготовительном этапе работы с детьми по развитию фонематических процессов проводится система работы с младенческими звуками. Второй этап имеет целью познакомить детей с гласными звуками и благодаря подобранным играм и упражнениям на развитие фонематических процессов, научить выделять заданный звук среди других звуков с опорой на слуховое восприятие, общий звук в словах – названиях рисунков, предложенных детям, определять место нужного звука в словах. На третьем этапе работы с детьми должна быть проведена работа по изучение и распознавание смычных согласных звуков [п] - [б], [т] - [д], [к][г]. В отличие от предыдущего этапа, работа на этом этапе проходила медленнее, занятия на определенную группу звуков проводится от 1 до 2, а иногда и 3 недель. Объяснением этого были трудности в усвоении детьми, как правильной артикуляции этих звуков, так и различении их в словах.
В работе с детьми, имеющими недостатки в фонематическое восприятие и нарушенное звукопроизношение Ю.Ф. Гаркуша предлагает структуру занятия, которая включает тему и цель занятия, далее идут следующие его части:
1) формирование звукопроизношения;
2) развитие фонематического восприятия, обучение грамоте;
3) формирование грамматического строя речи [2].
Такая структура занятия позволяет организовать с детьми целенаправленную работу на преодоление имеющихся у них изъянов фонетико-фонематического характера.
Исследователи Л.П. Барылкина, И.П. Матраева, Л.А. Обухова логопедическую помощь детям рекомендуют предоставлять в процессе проведения занятий, которые имеют четко определенную тему, цель и обеспечении необходимым оборудованием. Следующие (основные) части занятия размещении в четкой последовательности:
1) знакомство с частями артикуляционного аппарата;
2) выполнение артикуляционных упражнений для восприятия звуков;
3) развитие слухового внимания на неречевых звуках;
4) развитие фонематического анализа и синтеза;
5) развитие логического мышления;
6) подведение итогов занятия, оценка работы детей;
7) домашнее задание [1].
Предложенная Л.П. Барылкиной, И.П. Матраевой, Л.А. Обуховой структура занятия с детьми, является достаточно насыщенной различными видами работы, а это, безусловно, помогает обеспечить положительный результат в преодолении нарушений и фонетических, и фонематических.
Привлекла наше внимание структура занятия, разработанная Г.А. Быстровой, З.А. Сизовой и Т.А. Шуйской, которую предлагается проводить по следующей схеме:
1) Гимнастика для пальчиков;
2) Работа на развитие речевого дыхания и голоса;
3) Работа с упражнениями для губ и языка;
4) Упражнения с речевым материалом;
5) Анализ артикуляции;
6) Итоги занятия.
Первым раздел в данной структуре, гимнастика для пальчиков, стоит не случайно, ибо доказано, что упражнения на развитие мелкой моторики положительно влияют на развитие звукопроизношения и общих интеллектуальных способностей ребенка. Как указывают авторы предлагаемой структуры, последовательность работы подобрана так, чтобы максимально добиться успехов в исправлении недостатков и потратить на это минимум усилий.
Таким образом, проанализированная общая и специальная психолого-педагогическая литература, и методические источники, дают основания говорить о том, развитие речевой компетентности является первоочередной задачей специального дошкольного учебного заведения.
Дети с фонетико-фонематическими нарушениями речи обладают пониженной способностью как воспринимать различия в физических характеристиках элементов языка, так и различать значения, которые заключены в лексико-грамматических единицах языка, что, в свою очередь, ограничивает их комбинаторные возможности и способности, необходимые для творческого использования конструктивных элементов родного языка в процессе построения речевого высказывания.
Из-за увеличения количества детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР) в России, на сегодня существует необходимость в коррекционно-логопедической работе.
Коррекционно-развивающая работа предполагает формирование у дошкольников умений ловко, координировано владеть артикуляционным, дыхательным и речевым аппаратами, четко произносить и различать звуки, воспроизводить составную структуру слов, подбирать соответствующие слова и грамматически правильно строить предложения и высказывания.
Оптимизация коррекционно-развивающей работы подразумевает улучшение отдельных структур коррекции и их удачное сочетание.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Барылкина, Л.П. Эти трудные согласные: как помочь ребенку с нарушениями чтения и письма: пособие для учителей, логопедов и родителей / Л.П. Барылкина, И.П. Матраева, Л.А. Обухова.– М. : Знания, 2015. – 128 с.
Гаркуша, Ю.Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи / Ю.Ф. Гаркуша. – М. :ТЦ «Сфера», НИИ Школьных технологий, 2013. – 128 с.
Гарева, Т.А. Нарушения фонетико-фонологической стороны речи у дошкольников с минимальными дизартрическими расстройствами // Педагогика: традиции и инновации: материалы II Междунар. науч. конф. / Т.А. Гарева. – Челябинск : Два комсомольца, 2012. – С. 135-136.
Дурова, Н.В. Игры и упражнения на развитие фонетико-фонематического слуха у дошкольников: книга для воспитателей и родителей / Н.В. Дурова. – М. : Школьная Пресса, 2016. – 80 с.
Калашникова, И.Л. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у старших дошкольников / И.Л. Калашникова // Логопед. – 2013. – 107 с.
Каше, Г.А. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи / Г.А. Каше, Т.В. Филичева. – М.: Педагогика, 2009. – 125 с.
Лалаева, Р.И. Логопедия в таблицах и схемах:учебное пособие/ Р.И. Лалаева, Л.Г. Парамонова, С.Н. Шаховская. – М. : ПАРАДИГМА, 2017. – 216 c.
Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии / Р. Е. Левина. – М. : Просвещение, 2013. – 367 с.
Логопедия: практическое пособие / авт.-сост. В.И. Руденко. – Ростов н/Д. : Феникс, 2012. – 287 с.
Марцинковская, Т.Д. Диагностика психического развития детей. / Т.Д. Марцинковская – М. : Линка-Пресс, 2018. – 176 с.
Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: учебное пособие / М.Ф. Фомичева, Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутепова и др. – М. : Издательский центр «Академия», 2016. – 200 с.
Психолого-педагогическая диагностика / И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамная, Т.А. Добровольская и др.; Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. – М. : Издательский центр «Академия», 2013. – 320 с.
Салахова, А.Д. Развитие звуковой стороны речи ребенка. / Под ред. В.И. Бельтюкова. – М. : Педагогика, 2013. – 120 с.
Соботович, Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции : (дети с нарушением интеллекта и мотор. алалией) / Е.Ф. Соботович – М. : Классикс стиль, 2014. – 160 с.
Филичева, Т.Б. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада). / Т.В. Филичева, Г.В. Чиркина. – М. : Наука, 2015. – 72 с.
Шашкина, Г.Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками / Г.Р. Шашкина, Л.П. Зернова, И.А. Зимина. – М. : Издательский центр «Академия», 2013. – 240 с.