ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ КРАЙНЕГО СЕВЕРА - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ КРАЙНЕГО СЕВЕРА

Ленин Д.В. 1
1С(А)ФУ им. М.В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация. В данной статье рассмотрены оздоровительные технологии на уроках физической культуры. Установлена актуальность проблемы охраны, сохранения и укрепления здоровья детей школьного возраста. В этот период у детей идёт сензитивность развития всех физических качеств. Именно поэтому обучение и внедрение оздоровительных технологий в физическую деятельность школьников является наиболее эффективным средством физического развития и укрепления здоровья.

Ключевые слова: Крайний Север, профилактика заболеваний, здоровьесберегающие технологии, физическое развитие школьников, благоприятные условия, методическое обеспечение образовательного процесса, программы оздоровительных технологий.

Во всем мире растет признание того, что диапазон социального, культурного, экономического, политического и физического окружения затрагивает здоровье во всех возрастных группах. Актуальным в настоящее время считается вопрос о широком внедрении здоровьеформирующих и здоровьесберегающих технологий.

Наиболее актуальной проблемой выступает охрана здоровья подрастающего поколения. Данные ряда исследований свидетельствуют об ухудшении здоровья школьников. Путь укрепления здоровья детей и подростков в образовательном пространстве – создание благоприятных социально-педагогических условий, применение комплексного подхода к организации учебно-воспитательного процесса. Согласно Федеральному Закону РФ «Об образовании в Российской Федерации», где четко обозначена ответственность образовательного учреждения за жизнь и сохранность детей, укрепление здоровья детей и забота о нем - одна из главных задач школы. В новых Федеральных государственных образовательных стандартах отражены вопросы сохранения и развития здоровья учащихся, поэтому школа должна пройти путь в направлении создания инновационных здоровьесберегающих технологий. Усилия научного и педагогического сообщества должны быть направлены на разработку научно обоснованных программ здоровьесберегающего образования для образовательных учреждений разного уровня, на предъявление моделей на выбор в зависимости от климатогеографических особенностей региона технологий.

При признании необходимости использования здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе школы, на современном этапе можно констатировать недостаточную методическую разработанность включения оздоровительных технологий в образовательный процесс на уроках физической культуры. При этом наиболее слабым звеном является реализация оздоровительных технологий в средних классах школы. В этот период, с одной стороны, отмечается неравномерность развития роста и массы тела, всех физиологических систем организма, с другой – сензитивность развития всех физических качеств.

Результаты многолетних исследований Института возрастной физиологии Российской Академии Образования (РАО) убедительно показывают школьные факторы риска, которые провоцируют стресс, негативно сказываются на росте, развитии и здоровье детей. М. М. Безруких выделил комплекс педагогических факторов риска, из которых наиболее значимыми являются: стрессовая педагогическая тактика; интенсификация учебного процесса; несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям детей; нерациональная организация учебной деятельности, в том числе физкультурно-оздоровительной; функциональная неграмотность педагога [3]. Кроме того, ограничение двигательной активности современных школьников не может не оказать отрицательного воздействия на дальнейшее становление и развитие жизненно важных систем организма. Это, в свою очередь, может приводить к возникновению функциональных изменений состояния органов и систем детского организма и обострению ряда хронических заболеваний [6].

Наибольшее негативное влияние различных внешних и внутренних факторов испытывают на себе учащиеся средних классов. Данный период характеризуется бурным и неравномерным физическим развитием. Созревание опорно-двигательного аппарата и центральных регуляторных механизмов обеспечивает развитие важнейших качественных характеристик двигательной деятельности. На средний школьный возраст приходятся сенситивные периоды развития основных физических качеств 14, 20, 21].

Таким образом, можно констатировать, что средний школьный возраст, в целом, является достаточно благоприятным для развития всех физических качеств. Недостаточная двигательная активность, а также недостаточный уровень развития физических качеств в данном возрасте приводит к значительному снижению работоспособности, здоровья в целом [9]. Также важно отметить, что в этот период создается ряд негативных эффектов, проявляющихся в снижении продуктивности и качества учебной деятельности.

Вместе с тем результаты многих исследований подчеркивают влияние природно–климатических и экологических условий, как на состояние здоровья, так и на физическое развитие учащихся средней школы [2, 17, 24]. Особые трудности отмечаются у детей, проживающих в условиях Севера. В первую очередь это связано с климатическими условиями, которые предъявляют дополнительные требования к растущему организму, а именно к таким его системам, как сердечно-сосудистая, дыхательная. На Севере достаточно много факторов, негативно влияющих на человека. Наиболее известны дефицит тепла и освещенности, а также резкая смена фотопериодичности и напряженный иономагнитный режим из-за близости магнитного полюса земли[23], оказывающие неблагоприятное воздействие на организм, как на взрослых жителей, так и детей дошкольного и школьного возраста[4, 7, 10, 17, 19]. Негативные тенденции в показателях здоровья и физического развития детей развиваются на фоне снижения объема профилактических мероприятий, увеличения учебных нагрузок, ухудшения условий обучения и воспитания, структуры и организации питания детей и подростков, снижения физической подготовленности, уменьшения занятий физкультурой и спортом [1].

Важным является обстоятельство, что достаточная причина нарушения физиологических функций организма, обусловленная природно-экологическими особенностями, может и должна устраняться социальными вмешательствами, в том числе, организацией занятий физической культурой с учетом возрастных особенностей детей и подростков и климато–географических условий среды их обитания.

Современные цели физкультурного образования имеют выраженную переориентацию с улучшенной физической подготовленности на формирование личностных и социальных качеств обучающихся, физкультурную образованность [12, 13].

Особая ответственность в формировании и сохранении здоровья детей ложится на образовательные организации. Организация в образовательных учреждениях условий для профилактики заболеваемости и укрепления детского здоровья на ранних стадиях способствуют улучшению здоровья детей, увеличению охвата детей с хроническими заболеваниями оздоровительными мероприятиями.

Роль образовательных организаций в сохранении и укреплении здоровья детского населения закреплена в нормативно–правовых актах. Так, в законе «Об образовании в Российской Федерации» отмечается необходимость создания условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья воспитанников и обучающихся. Федеральным законом «О санитарно–эпидемиологическом благополучии населения» определяются требования к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения. Среди условий отмечается необходимость разработки и реализации программ, методик и режимов воспитания и обучения.

Основной формой оздоровительной деятельности в образовательных организациях всех видов и всех ступеней является оздоровительная физическая культура, которая в своем концептуальном блоке содержит не только задачи развития и совершенствования моторнофункциональных (физических, двигательных) качеств (способностей), формирования двигательных навыков, но и задачи укрепления здоровья, закаливания организма, повышения устойчивости к воздействию неблагоприятных факторов природной среды [8].

Оздоровительная физкультура использует все формы, средства и методы физкультуры, которые обеспечивают укрепление и сохранение здоровья, формируют оптимальный фон для жизнедеятельности человека. Задачами оздоровительной физической культуры является общее оздоровление, повышение стимула сопротивляемости организма вредным воздействиям внешней среды (иммунитет), предупреждение заболеваний и т. д. Занятия оздоровительной физической культурой не ставят себе задачу достижения каких-либо спортивных результатов или лечения болезней, и доступны всем здоровым людям [18]. Реализация оздоровительной физической культуры осуществляется посредством оздоровительных технологий.

Физкультурно-оздоровительная технология – это способ реализации деятельности, направленной на достижение и поддержание физического благополучия и на снижение риска развития заболеваний средствами физической культуры и оздоровления. Физкультурно–оздоровительные технологии направлены на физическое развитие обучающихся. К ним относятся закаливание, тренировка силы и выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового, тренированного человека от физически слабого [16].

Частными задачами оздоровительных технологий являются: улучшение функционального состояния и профилактика заболеваний сердечно-сосудистой системы; улучшение деятельности и профилактика заболеваний дыхательной системы; улучшение показателей общей физической работоспособности; укрепление опорно-двигательного аппарата, мышечной системы, профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата; регуляция обменных процессов; повышение устойчивости организма к действию неблагоприятных факторов внешней среды, укрепление иммунитета [22].

Основным средством реализации оздоровительной технологии являются средства двигательной направленности – это такие двигательные действия, которые направлены на реализацию задач здоровьесберегающих образовательных технологий обучения. К ним относятся: физические упражнения, подвижные игры, физкультминутки и подвижные перемены; гимнастика (оздоровительная, пальчиковая, корригирующая, дыхательная, гимнастика для профилактики простудных заболеваний, для бодрости); лечебная физкультура; специально организованная двигательная активность ребенка (занятия оздоровительной физкультурой, своевременное развитие основ двигательных навыков); − массаж, самомассаж; психогимнастика, эмоциональные разрядки, тренинги и др. [15].

Единицей средств оздоровительной технологии являются упражнения, оздоровительный эффект которых проявляется в нормализации процессов управления и регуляции прежде всего в триаде: центральная нервная система – гормональная система – иммунная система; в улучшении регуляции трофических и обменных процессов в клетках; в активизации синтезирующих процессов в тканях. В результате систематических занятий физическими упражнениями в организме происходят следующие процессы: срочное и долговременное повышение защитных реакций иммунной системы против антигенов (чужеродных факторов), повышение тонуса нервной и гуморальной систем, активизирующее адаптационные перестройки в организме; ускорение синтеза в клетках равносильно ускорению обновления и исправления ДНК – наследственной информации, от которой зависит здоровье клетки; ускорение обновления самих клеточных структур (мембран, ферментативных комплексов и др.) и снижение тем самым вероятности появления глубоких повреждений внутри клеток, приводящих к их дисфункции – болезни [22].

Последовательность и систематичность реализации оздоровительной технологии обеспечивается программой, в основу построения которой положены следующие положения: этапность реализации программы; учебно-воспитательный процесс должен иметь оздоровительно профилактическую направленность и способность к формированию интереса к систематическим занятиям физической культурой и спортом; средства и методы физического воспитания должны быть адекватны личностным особенностям занимающихся, отвечать их интересам и способствовать коррекции физического и психоэмоционального состояния [11].

В настоящее время разработаны и апробированы программы разнообразных оздоровительных технологий. Преимущество отдается программам оздоровительных технологий общей направленности, то есть, позволяющих решать комплекс частных задач оздоровления. Такими технологиями являются: ритмическая гимнастика, аэробика, стретчинг, шейпинг, комплекс изотон, восточные практики, авторские комплексные системы оздоровления (система естественного оздоровления П. Брегга, система здоровья Кацудзо Ниши, программа аэробного оздоровления организма К. Купера), оздоровительные технологии на основе дыхательных упражнений (парадоксальная дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой, методика волевой ликвидации глубокого дыхания К. П. Бутейко, система трехфазного дыхания О. Г. Лобановой).

Таким образом, современные цели физкультурного образования имеют выраженную переориентацию с улучшенной физической подготовленностью на формирование личностных и социальных качеств обучающихся, физкультурную образованность и оздоровительную направленность. Особая ответственность в формировании и сохранении здоровья детей ложится на образовательные организации. Основной формой оздоровительной деятельности в образовательных организациях всех видов и всех ступеней является оздоровительная физическая культура, реализуемая посредством оздоровительных технологий. Физкультурно-оздоровительная технология – это способ реализации деятельности, направленной на достижение и поддержание физического благополучия и на снижение риска развития заболеваний средствами физической культуры и оздоровления. Основным средством реализации оздоровительной технологии являются средства двигательной направленности, а единицей – упражнения (циклические аэробной направленности, циклические смешанной направленности, ациклические). Последовательность и систематичность реализации оздоровительной технологии обеспечивается программой.

Список источников

Артемова Н. А., Меньшикова Л. И., Ошуркова Л. А. Состояние здоровья детей города Северодвинска – Государственного Российского Центра атомного судостроения // Экология человека. – 2003. – № 6. – С. 34–37.

Бальсевич В.К. Педагогическая реализация результатов мониторинга физической подготовленности школьников 9-10 лет в условиях Западной Сибири // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2006. – № 6.– С.18-20.

Безруких М.М. Здоровьесберегающая образовательная среда и факторы, препятствующие ее созданию // Человек и образование. - 2012. - № 2. - С. 10-17.

Бойко Е. Р., Бичкаева Ф. А. Закономерности метаболизма у человека в условиях Крайнего Севера. Физиологические закономерности гормональных, метаболических, иммунологических изменений в организме человека на Европейском Севере – Сыктывкар: Коми научный центр, 1997. – С. 34–44.

Солонин Ю.Г., Бойко Е.Р., Варламова Н.Г. Влияние экологического фактора на функциональное состояние подростков // Физиология человека. – 2008. – Т. 34. – № 3. – С. 98-105.

Гигиеническое и медицинское обеспечение образовательного процесса и физического воспитания в школе: справочное руководство / Б.А. Поляев и др. – М.: Советский спорт, 2008. – 528 с.

Головань Л.О., Добродеева Л.К., Шацова Е.Н. Иммунологическая реактивность при хроническом бронхите у работников деревообрабатывающей промышленности г. Архангельска // Медицина труда и промышленная экология. – 2002. – № 3. – С. 35–41.

Горелов А.А., Кондаков В. Л., Сущенко В. П. К проблеме систематизации новых физкультурно–оздоровительных технологий в образовательном пространстве современного ВУЗа // Вестник спортивной науки. – 2014. – № 2. – С. 45-50.

Грязнова Е.В., Прокудин Б.Ф. Развитие выносливости юных спортсменов в различные возрастные периоды // Наука и освита. Науково-практичный журнал Пивденного наукового центру АПН Украини. – № 6 (XXXIII), сент., 2010 г. – С. 152–155.

Евдокимов В.Г., Рогачевская О.В., Варламова Н.Г. Модулирующее влияние факторов Севера на кардиореспираторную систему человека в онтогенезе. - Екатеринбург: УрО РАН, 2007. - 257 с.

Кабачков В.А., Жуков М.Н., Куренцов В.А., Перова Е.И. Физкультурно-оздоровительные технологии профилактики девиантного поведения среди детей, подростков и молодежи // Вестник спортивной науки. – 2013. – № 3. – С. 95–99.

Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры - М.: Советский спорт, 2010. — 320 с.

Лукьяненко В.П. Современное состояние и концепция развития общего среднего физкультурного образования в России. – Ставрополь, 2002. – 311 с.

Лукьяненко, В.П. Физическая культура: основы знаний: учеб. пособие. – М.: Сов. спорт. – 2003. – 224 с.

Максименко А.М. Основы теории и методики физической культуры. – М., 1999.

Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе: Методическое пособие. М.: АПК и ПРО, 2002. - 121с.

Солонин Ю.Г. Широтные особенности физиологических функций у жителей Севера // Физиология человека - 1994. - Т. 20. - № 6. - С. 137-143.

Суслова Е.А. Современные физкультурно–оздоровительные технологии, используемые в дошкольных учебных заведениях // Материалы X Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: http://scienceforum.ru/2018/article/2018003887">http://scienceforum.ru/2018/article/2018003887</a> (дата обращения: 02.05.2020 )

Тендитная Л.В. Динамика развития и здоровья детей и подростков малых народностей Севера: Автореф. дис. ... д-ра мед. наук. - М., 1989. - 30 с.

Теория и методика физического воспитания: учеб. для фак. ФК пед. ин-тов / Б.А. Ашмарин, Ю.А. Виноградов, З.Н. Вяткина и др.; под ред. Б.А. Ашмарина. – М.: Просвещение, 1990. – 287 с.

Теория и методика физической культуры: учеб. / под ред. Ю.Ф. Курамшина. – 2-е изд., испр. – М.: Сов. спорт, 2004. – 464 с.

Физкультурно-оздоровительные технологии : курс лекций / сост. И. А. Ивко. – Омск : Изд-во СибГУФК, 2009. – 152 с.

Хаснулин В. И., Хаснулина А. В. Устойчивость к психоэмоциональному стрессу на Севере в зависимости от импринтированного типа адаптивного реагирования // Экология человека. - 2013. - № 1. - С. 8–13.

Щетинина С.Ю. Физическая подготовленность школьников Северных сельских районов // Физическая культура и спорт: интеграция науки и практики: Материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. – Ставрополь, 2007. – С. 93-94.

Просмотров работы: 69