Что видит синий мишка в зеркале эмоций - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Что видит синий мишка в зеркале эмоций

Кочуков В.А. 1, Леонов А.С. 2, Носарева М.А. 1, Сунцов С.А. 1
1ФГАОУ ВО Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
2ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет ИТМО»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В статье рассмотрена проблематика нарушения развития детей с расстройствами аутистического спектра, нарушения развития эмоциональной сферы, искажение такого психического процесса как ментализация. Рассмотрены способы педагогической коррекции, предложенные иностранной и отечественной педагогикой. Представлены возможные причины этих нарушений. Авторы предлагают оригинальное решение проблемы с использованием компьютерных технологий, приводят результаты экспериментального исследования с использованием созданной компьютерной программы.

Ключевые слова: аутизм, дети, мимическое выражение эмоций, компьютерные технологии.

The article deals with the problems of impaired development of children with autism spectrum disorders, impaired development of the emotional sphere, and distortion of such a mental process as mentalization. The methods of pedagogical correction proposed by foreign and domestic pedagogy are considered. Possible causes of these violations are presented. The authors offer an original solution to the problem using computer technologies, and present the results of an experimental study using a created computer program.

Keywords: autism, children, facial expression of emotions, computer technologies.

Диагноз аутизм на сегодняшний день могут выявить уже с двух лет. И основным маркером здесь является отсутствие социального взаимодействия (нарушения коммуникации, отсутствие совместного внимания, поглощённость стереотипными поведенческими актами) [4]. При расстройствах аутистического спектра (РАС) искажение психики ребёнка затрагивает и его эмоциональную
сферу [3,8].

Ученые предположили, что модель психического состояния представляет собой врожденную систему ожиданий, касающихся поведения людей. Они выявили, что у детей с аутизмом нарушена способность формировать модель психического состояния и именно поэтому они не умеют приписывать другим мысли и чувства и не способны прогнозировать их поведение [9,11,12].

К сожалению, с коррекцией нарушений эмоциональной сферы, у этих детей возникают большие сложности, чем с коррекцией поведения. Часто дети с РАС не могут говорить и понимать речь, что ещё больше осложняет проблему.

Тем не менее, попытки создать педагогические методики эмоциональной коррекции есть. Ивар Ловаас разработал подход – прикладной анализ поведения (АВА – Applied behavior analysis) в рамках которого сделал попытку коррекции эмоциональных нарушений [10]. Одним из первых шагов в формировании эмоционального поведения является обучение распознаванию и идентификации выражения эмоций. Всё начинается с обучения тому, как определить внешние проявления эмоций. Затем ребенка учат, как такие внешние проявления соотносятся с внутренним состоянием человека или его чувствами. И наконец, учат выявлять причины различных чувств. В данной методике широко используется наглядность. Ребенку демонстрируют эмоции людей в форме изображений.

Работа над коррекцией нарушений эмоциональной сферы ведётся и в рамках двух схожих по своей направленности педагогических подходов – методики Floortime, разработанной С. Гринспеном [1], одним из крупнейших специалистов в области детского аутизма и эмоционально-смыслового подхода, авторами которого являются Никольская О.С. и Баенская Е.Р [6].

Методики, направленные на эмоциональный контакт с ребенком, учат опознавать эмоции другого человека. Преподаватель в ситуации занятия эмоционально «заражает» ребенка, стимулируя его на деятельность, и, таким образом влияет на развитие эмоциональной сферы ребенка. Но, в рамках данных подходов сложно оценить уровень понимания ребенком эмоций другого человека.

Представленные подходы к коррекции эмоциональных нарушений у детей с аутизмом предлагают разные взгляды на решение проблемы, от использования визуализации психических состояний, до совместного эмоционального переживания и эмоционального заражения в методике Floortime и в эмоционально-смысловом подходе [1,5].

Принято считать, что на ранних стадиях онтогенеза, благодаря процессу «отражения» психических состояний другого человека, закладывается основа ментализации – процесса включающего в себя развитие автономной саморегуляции и приобретение способности эффективно различать эмоциональную экспрессию и намерения других, а также способность увидеть себя как отдельного, способного к саморегуляции субъекта психической деятельности. Термин «ментализация» первым использовал Питер Фонаги для описания процессов социального взаимодействия [2]. Именно этот термин был использован в качестве названия пилотного проекта, реализованного на базе Центра «Азимут» (город Архангельск) студентами Высшей школы психологии, педагогики и физической культуры и Высшей школы информационных технологий и автоматизированных систем Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова.

В рамках проекта была создана компьютерная программа, в основу которой легло положение о том, что дети с РАС испытывают трудности при распознавании эмоций других людей. Были выбраны 7 эмоций, которые выделил П. Экман [7]: радость, грусть, гнев, отвращение, презрение, удивление, страх.

В ходе исследования была создана компьютерная программа, которая направлена на обучение детей с расстройствами аутистического спектра пониманию эмоций других людей. Программа ни в коем случае не заменяет общение с другими людьми, а является инструментом для обучения.

Преимуществом программы является заданный алгоритм, поэтому ее может использовать не только специальный педагог, но и психолог или социальный работник, или родители, имеющие минимальные навыки компьютерной грамотности.

На диаграмме представлена динамика обучения ребенка эмоции «Радость» после четырёх занятий (Рис. 1).

Рис. 1 Динамика обучения ребенка с аутизмом

Надеемся, что результаты исследования и созданная компьютерная программа окажут помощь педагогу в процессе обучения и воспитания детей с расстройствами аутистического спектра и станет эффективным инструментом помощи при работе с такими детьми.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Гринспен С., Уидер С. На ты с аутизмом / М.: Теревинф, 2013. 512 с.

Клименкова Е.Н. Развитие ментализации и эмпатии в онтогенезе: обзор эмпирических исследований // Консультативная психология и психотерапия. 2016. Т. 24. № 4. С. 126—137. doi: 10.17759/

Лебединский В.В., Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / В. В. М.: Изд-во МГУ, 1990.196 с.

Морозов С.А. Основы диагностики и коррекции расстройств аутистического спектра / М., 2014. 448 с.

Никольская О.С. Сравнительный анализ двух коррекционных подходов к психическому развитию ребенка с аутизмом // Консультативная психология и психотерапия. 2018. Т. 26. № 4. С. 169—186. doi: 10.17759/cpp.2018260411.

Никольская О.С., Баенская Е.Р. Коррекция детского аутизма как нарушения аффективной сферы: содержание подхода // Альманах Института коррекционной педагогики. 2014. Альманах №19 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanah-19/korrekcija-d.. (Дата обращения: 14.01.2019)

Экман П. Психология эмоций / СПб.: Питер, 2010. — 336 с.

Avino T.A., Barger N., Vargas M.V, et al. Neuron numbers increase in the human amygdala from birth to adulthood, but not in autism. Proc Natl Acad Sci U S A. 2018;115(14):3710-3715.

Frith, U. Autism: Explaning the Enigma. Oxford:Blackwell,1989.

Lovaas O.I. Teaching individuals with developmental delays: basic intervention techniques. N.Y., 2002. - 429 p

Pelphrey, K. A., and J. Piven Visual scanning of faces in autism//Jornal of Autism and Developmental Disorders 32 (2002):257, fig. 3. K. Pelphrey.

Phelps E.A., LeDoux JE. Contributions of the amygdala to emotion processing: from animal models to human behavior. Neuron. 2005;48(2):175-187.

 

Просмотров работы: 12