АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ И СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ И СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Матвеева С.А. 1
1Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В статье раскрываются проблемы социальной работы как неотъемлемой составляющей системы образования России, основными принципами которой являются законность, соблюдение и защита прав человека и ребенка; системность, индивидуальный подход; доступность, конфиденциальность в социальной работе; ответственность субъектов социальной работы за соблюдение этических и правовых норм, требований и правил осуществления социальной работы; добровольность в принятии помощи.

Ключевые слова: социально-психологическая служба, методы социально-педагогической работы, формы социально-педагогической работы.

The article reveals the essence and peculiarities of social work as an integral part of the education system of Ukraine, the basic principles which the rule of law, observance and protection of human rights and child; dyferentsiynist, systematic, individual approach, accessibility, privacy in social work;liability of social work for adherence to ethical and legal norms, requirements and rules of social work, voluntary decision-aid.

Key words: social work, methods of social and educational activities, forms of social and educational activities.

Социальная работа охватывает такие сферы жизнедеятельности социума, как повседневный быт, здравоохранение, культурно-образовательная деятельность, этно-национальные, семейно-брачные отношения и тому подобное. Это прежде всего развитие способности преодолевать трудности, выработки навыков самоутверждения, самопомощи, самореализации вопреки отрицательному давлению внешних факторов.

Проблема подготовки социальных работников к профессиональной деятельности, в частности к социально-психологической деятельности в учреждениях образования нашла свое отражение в работах российских и зарубежных ученых (Колеошкина С.Н., Галагузова М.А., Липский И.А., Сикорская Л.Е., Спирина М.Л., Телина И. А., Горбунова Т.В., Романова Т.В., Шатилова О.О.).

Целесообразно отметить, что методика и технология социально-психологической деятельности рассматривали в своих трудах Телина И. А. [8], Горбунова Т.В. [10], Колеошкина С.Н. [11], отмечая, что социальная работа предполагает такие виды социальных услуг: помогает в адаптации детей при поступлении, в переходе с одной ступени учебного заведения в другое и при выпуске из учебного заведения ; предупреждает конфликты, которые могут возникнуть в коллективе; помогает в решении конфликтных ситуаций на ранней стадии и предотвращает развитие сложных проблем; помогает в формировании навыков решения и преодоления кризисных состояний; учит социальным навыкам; выступает посредником между родителями и коллективом научно-педагогических работников, побуждает родителей к активному участию в жизни учебного заведения.

Так, Колеошкина С.Н.[7], раскрывая сущность социально-психологической деятельности, отмечает, что в должностные обязанности социального работника входят также забота о детях, которые по определенным причинам не посещают учебных заведений; защита прав детей – представителей национальных меньшинств; выявление детей, незаконно привлеченных к работе в учебное время и решение вопроса их образования; содействие детям и родителям в получении гарантированных их льгот; организация различных благотворительных акций.

Социально-правовые аспекты деятельности социального работника в системе образования освещает Шатилова О.О. [12], она раскрывает сущность социальной работы в сфере образования. Отмечается, что в сфере образования должны разрабатываться как технологии стимулирования педагогики сотрудничества, так и нестандартные методики противодействия "Педагогика" уничтожения, нетерпимости и антигуманизма.

Достаточно часто процесс социализации личности в условиях образовательной организации сопровождается возникновением различных социально-психологических проблем, особенностей взаимодействия ученического и педагогического коллективов, различных трудностей молодежи, связанных с осознанием и пониманием ими собственного "Я" - образа. Все это вызывает необходимость организации социально-педагогической деятельности с воспитанниками учебных заведений, которую должен осуществлять квалифицированный специалист.

В связи с этим Сикорская Л.Е. отмечает необходимость выполнения социальным работником ведущих функций в образовательных организациях, в частности, диагностической, прогностической, консультативной, защитной, профилактической, организаторской [2].

На основе этих функций выделяют ведущие направления профессиональной деятельности социального работника: изучение социально-психологических особенностей личности и социально-педагогического влияния микросреды на сотрудников путем наблюдения, бесед, опроса экспертов, интервьюирование, тестирование, анализ документов; организация социально-психологического взаимодействия с личностью, которая нуждается в помощи, что обеспечивается поддержкой сотрудников, побуждением личности к самореализации, самостоятельности; социально-психологическая помощь и поддержка личности в кризисных ситуациях; коррекция отношений, способов социального действия, посредничество в творческом развитию личности и группы и тому подобное.

Современная образовательная организация, как отмечает Галагузова Н.А. [5], целесообразно считать социально-педагогическую систему, в которой деятельность социального работника осуществляется как: функционально-ролевое взаимодействие с членами педагогического коллектива; профессиональное взаимодействие со специалистами различных социальных служб; гармонизация взаимоотношений в педагогическом коллективе.

В отличие от обычного педагога, который работает в образовательной организации, в работе социального работника первостепенную роль сыграет не учебная, а воспитательная функция, функция социальной помощи и защиты.

Заслуживает внимания рассмотрение современного образовательного процесса через призму антропологии Аносова И. П., который отмечает, что антропологическая ориентация новой системы образования обусловлена ​​тенденциями ускоренного развития современного общества; образование рассматривает исследователь как способ овладения эффективными средствами получения информации и приобретения навыков самообразования.

Целесообразно отметить, что содержание и формы организации народоведческой работы в образовательных организациях и педагогические условия реализации функций содержания образовательного компонента освещала Спирина М.Л. [7] отмечая, что современные тенденции развития России выдвинули перед образовательными организациями ряд качественно новых задач, в частности, максимальное удовлетворение потребностей и интересов тех, кто учится. Формирование, развитие и сохранение неповторимой индивидуальности личности как социальной ценности, приобретает в настоящее время особую актуальность и остроту.

Следовательно, актуальность проблемы, ее исключительно важное социально-педагогическое значение, недостаточность научных разработок, направленных на ее решение, дали основания для избрания темы исследования.

Актуальной проблемой современной системы образования в России, является преодоление негативных социальных явлений в педагогической сфере. На это, в частности направлено ​​образование учащихся с ограниченными функциональными возможностями, сирот, детей с неблагополучных семей, образование в интернатах, а также внеурочное обучения (кружки, клубы, секции). Для детей социально уязвимых категорий населения создана разветвленная сеть интернатных учреждений, в которых содержатся, учатся, воспитываются в комплексе с коррекционно-реабилитационной, лечебно-оздоровительной работой дети-сироты и дети, лишенные родительской опеки, больные дети.

Общая цель социально-педагогической деятельности заключается в создании оптимальных условий социализации личности. Дальнейшая конкретизация этой цели происходит в задачах: сохранение и укрепление физического, психического, социального здоровья личности; создание благоприятных условий в микро социуме для развития способностей и реализации возможностей личности; предоставление комплексной социально-психолого педагогической помощи и поддержки; предупреждение и локализация негативных воздействий социальной среды на личность [3, с.13].

Достижение цели, выполнение задач и реализация содержания социально-психологической деятельности осуществляется с помощью совокупности методов, приемов, средств и форм, которые являются составными различных технологий деятельности социального работника. Если метод выступает путем, способом достижения цели и решения задачи, то форма выступает способом организации содержания работы, сочетание определенных ее функций. Благодаря формам, методы наполняются конкретным содержанием.

Второй актуальной проблемой социальной работы можно считать подход к классификации методов и форм социальной работы в зависимости от позиции взаимодействия социального работника и клиента. Решение ведущих задач социальной работы непосредственно связано с необходимостью организации взаимодействия социального работника и клиента, при этом социально-психологические механизмы, заложенные в основу этого взаимодействия будут существенно различаться в зависимости от того, кто будет выступать клиентом: индивид, группа или община.

Горбунова Т.В. и Романова Т.В. [10, c.26-35] рассматривая проблемы подготовки социального работника к работе в вузе, отмечает необходимость владения социальным работником совокупностью профессионально-ценностных ориентаций и нравственных основ социально-педагогической деятельности, педагогической культурой и мастерством социально-педагогической взаимодействия.

Метод в социальной работе выполняет ведущую роль, поскольку, с одной стороны он выступает как способ, путь познания и применения знаний, произведенных в науках о жизнедеятельности человека и социальной практике, а с другой стороны, как конкретное действие, которое способствует качественному изменению объекта (субъекта) [6, c.73].

Этот термин "метод социальной деятельности "перекликается с термином, предложенным новосибирскими учеными Колеошкина С.Н. Они рассматривают метод как способ рационального исследования и преобразования действительности, кратчайший путь достижения цели [11].

Телина И. А. в классификации методов работы, используемых в социально-педагогической практике, предлагает определенные классификационные признаки для методов социальной деятельности и определяет методы социальной диагностики, социальной профилактики, социального контроля, социальной реабилитации, социально-экономические и организационно-распорядительной методы [8, c.274].

Хусяинов Т.М. рассматривает формы социальной деятельности, под которыми понимают как единичные мероприятия, так и долговременные программы социальной деятельности [9, c.48].

Гурьянова М.П., останавливаясь на социально-педагогическом аспекте характеристики форм работы, определяет их как варианты положительной активности людей, направлены на решение социально-педагогических задач [1, c.39].

Еремина Ю.С. рассматривает психологическую коррекцию детей и подростков и считает, что она наиболее эффективно реализуется в групповых формах работы[2, c. 81].

Однако важность групповых форм не исключает возможности во многих случаях необходимости проведения индивидуальной работы с отдельными детьми и, конечно, не снимает принципа индивидуального подхода к каждому подростку в процессе обучения.

В работе Киселева Е.В. отмечает, что особое значение для реализации программы индивидуальной работы с учащимися имеет умение воспитателя найти, увидеть, почувствовать доминанту в сложной системе жизненных планов и интересов личности. Такой доминантой может быть ее желание достичь каких-то результатов, найти себя, свое место, любимое дело и тому подобное.

Если такая доминанта отсутствует, педагогу целесообразно создать ее в процессе индивидуальной работы, научить питомца критически оценивать свои возможности, увидеть собственные недостатки, вызвать новые положительные интересы.

Это может оказать педагогу существенную помощь в изломе старых негативных и воспитании новых положительных качеств личности [3, c.81].

В работе Пигуль Г.И. считает одним из основных критериев учебного процесса то, насколько атмосфера учебного заведения является доброжелательной ко всем участникам. Такое может быть при условии, что в учебных заведениях созданы комфортные, здоровые и безопасные условия, в которой все концентрируется вокруг прав учащихся, где педагоги демонстрируют уважение прав обучающихся, и где студенты понимают, что образование нужно не только для их жизни, но и придает им удовлетворения [4, c.84].

Выводы данного исследования. Итак, основные проблемы социальной работы и социально-педагогической деятельности на сегодняшний день связаны с построением педагогического процесса, особенностями руководства деятельностью учащегося, организацией самовоспитания личности путем совершения самостоятельных и ответственных поступков. Социальный работник обязан помочь учащемуся пройти путь нравственного и социального развития. И именно поэтому нужно учитывать особенности личности, вовремя использовать методы и формы социально-педагогической работы с ними.

Социальная работа с детьми и молодежью в сфере образования - это деятельность уполномоченных образовательных органов, организаций и учреждений независимо от их подчинения и формы собственности и отдельных граждан, которая направлена ​​на создание социальных условий жизнедеятельности, гармоничного и разностороннего развития детей и молодежи, защита их конституционных прав, свобод и законных интересов, удовлетворение культурных и духовных потребностей в ходе обучения на воспитания.

Список литературы:

Гурьянова М.П. Практическая социальная педагогика в сельских сообществах // Социальная педагогика в современных социальных практиках : сб. науч. ст. V Междунар. симп. / науч. ред. А.В. Мудрик, Т.Т. Щелина. – Арзамас, 2015. – С. 354-365.

Еремина Ю.С. Готовность будущих социальных педагогов к профессиональной деятельности: определение понятия, сущность / Ю.С. Еремина, А.В. Бабаян // Высш. образование сегодня. – 2015. – № 11. – С. 80-82. 

Киселева Е.В. Специфика профессиональной деятельности социального педагога в сельских образовательных организациях / Е.В. Киселева, Е.Ю. Воробьева // Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования : сб. науч. ст. Междунар. науч.-практ. конф. / Чувашский гос. пед. ун-т им. И.Я. Яковлева. – Чебоксары, 2018. – С. 80-83.

Пигуль Г.И. Особенности работы социального педагога в сельской школе // Вестн. Белгородского ин-та развития образования. – 2018. – № 2. – С. 84-92.

Социальная педагогика : учебник / под общ. ред. М.А. Галагузовой. — Москва : ИНФРА-М, 2018. — 319 с.

Социальная педагогика : учебник для бакалавров / под ред. докт. пед. наук И. А. Липского, докт. пед. наук Л. Е. Сикорской. - 2-е изд., стер. - Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2019. - 278 с.

Спирина М.Л. Психолого-педагогические технологии работы социального педагога с педагогически запущенными детьми // Актуальные направления научных исследований: от теории к практике. – 2015. – № 3 (5). – С. 179-180.

Телина, И. А. Социальная педагогика : учебное пособие / И. А. Телина. - 3-е изд., стер. - Москва : ФЛИНТА, 2019. - 191 с.

Хусяинов Т.М. Причины возникновения синдрома профессионального выгорания у педагогов : теоретический анализ / Т.М. Хусяинов, М.М. Бафаев, Ш.А. Таджиходжаева // Парадигма. – 2016. – № 2. – С. 719-729.

Горбунова Т.В., Романова Т.В. Социально-педагогическая деятельность в условиях деструктивной среды // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 4.;URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=27862 (дата обращения: 25.11.2020).

Колеошкина С.Н. Социально-педагогическая деятельность в практике учителя начальных классов // Актуальные вопросы профессиональной подготовки современного учителя начальной школы. – Смоленск, 2017. – № 4. – С. 111-118. – Электрон. копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки eLibrary. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30146418 (дата обращения: 08.11.2020).

Шатилова О.О. Факторы позитивной социализации личности и роль социального педагога в процессе развития ребенка // Воспитание в контексте социализации: современные вызовы и практики : материалы открыт. регион. конф. Всерос. науч.-практ. форума. – Воронеж, 2019. – С. 469-471. – Электрон. копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки eLibrary. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=38571124 (дата обращения: 08.11.2020).

 

Просмотров работы: 951