ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА БАСКЕТБОЛИСТОВ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА БАСКЕТБОЛИСТОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Общая физическая подготовка (ОФП) – это комплекс упражнений, направленных на укрепление здоровья, развитие мышц, функций опорно–двигательной системы, профилактику болезней различной этиологии, поддержание иммунитета каждого ребенка. Такие упражнения отлично готовят детей к школе и формируют правильное физическое воспитание. ОФП – это, несомненно, благоприятное воздействие на психологическое и физическое здоровье ребенка. А систематические тренировки способны оказать благоприятное воздействие на поведение и эмоциональное состояние школьника. Занятия спортом помогают детям успокоиться и сосредоточиться на определенном увлечении. При этом и ребенок, и родители будут чувствовать себя комфортнее и увереннее друг с другом.

Ключевые слова: Общая физическая подготовка, баскетбол, спортивная подготовка, физические качества.

General physical fitness (GPP) is a set of exercises aimed at strengthening health, developing muscles, functions of the musculoskeletal system, preventing diseases of various etiologies, maintaining the immunity of each child. Such exercises perfectly prepare children for school and form the correct physical education. GPP is undoubtedly a beneficial effect on the psychological and physical health of the child. And systematic training can have a beneficial effect on the behavior and emotional state of a student. Sports activities help children calm down and focus on a particular hobby. At the same time, both the child and the parents will feel more comfortable and confident with each other.

Key words: General physical fitness, basketball, sports training, physical qualities.

Поскольку баскетбол – это атлетическая игра, характеризующаяся высокой двигательной активностью, большой напряженностью игровых действий, требующая от игроков предельной мобилизации функциональных возможностей, скоростно–силовых качеств, физическая подготовка баскетболиста должна быть направлена на решение следующих задач:

1) повышение уровня развития и расширение функциональ­ных возможностей организма (функциональная подготовка);

2) воспитание физических качеств (силы, быстроты, вынос­ливости, ловкости), а также развитие связанных с ними комплексов физических способностей, обеспечивающих эффективность игровой деятельности (прыгучести, скоростных способностей, мощности метательных движений, игровой ловкости и выносли­вости).

Решение этих задач осуществляется в процессе общей и специальной физической подготовки. Общая физическая подготовка обеспечивает всестороннее развитие баскетболиста и создает предпосылки для наиболее эффективного проявления специальных физических качеств в избранном виде спорта. Она должна иметь специфическую направленность, а именно: укреплять органы и системы организма спортсмена применительно к требованиям баскетбола, способствовать переносу тренировочного эффекта с подготовительных упражнений на основные действия [1, с.54].

Специальная физическая подготовка играет ведущую роль в фор­мировании двигательных способностей баскетболиста и находится в прямой зависимости от особенностей техники, тактики игры, показателей соревновательной нагрузки и психической напряженности. Ведется она в процессе овладения навыками и умениями в баскетболе и их совершенствования с учетом условий и характера использования игроком этих навыков в соревновательной обстановке. Невысокий уровень физической подготовки баскетболиста сдерживает развитие его способностей при овладении технико–тактическим арсеналом и его совершенствовании. Например, баскетболист, у которого недостаточно развита прыгучесть, не может овладеть современной техникой броска в прыжке и участвовать в борьбе за мяч у щита. Команда, игроки которой медлительны, не может эффективно применить быстрый прорыв, прессинг и т. д.

Общая и специальная физическая подготовка взаимосвязаны и дополняют друг друга. С одной стороны, эти виды подготовки за­висят от особенностей игры, с другой – определяют реальные возможности действий баскетболиста в соревнованиях. Высокий уровень физической подготовки игрока выступает как важный фактор психологического плана, а именно придает уверенность в борьбе, способствует проявлению более высоких волевых качеств в экстремальных условиях. Функциональные возможности баскетболиста составляют основу его физической подготовки и проявляются в спортивной работоспособности – способности игрока совершать специфическую для него работу в течение длительного времени, достаточного для получения устойчивых сдвигов. [5, с.212].

Работоспособность проявляется в аэробной и анаэробной произво­дительности (т.е. в условиях полного и недостаточного кислород­ного обеспечения мышц). При построении тренировки на отдель­ных этапах необходимо учитывать степень воздействия физических упражнений на функциональные сдвиги организма спортсмена.

Современный атлетический баскетбол предъявляет высокие требования к силовым способностям игрока, в значительной мере определяющим высоту прыжков, быстроту выполнения различных приемов, скорость перемещения и имеющим большое значение для проявления ловкости и выносливости. В игровой деятельности это физическое качество проявляется в сочетании с быстротой движения в рамках определенного двигательного навыка, соответствующего правильной технике игры в баскетбол.

По характеру и условиям проявления мышечной силы принято различать собственно силовые (в статистических режимах и медленных движениях) и скоростно–силовые способности. Ведущую роль в баскетболе играют скоростно–силовые способности, так как более 70 % движений носят скоростно–силовой характер. Однако при перемещениях в защитной стойке, вырываниях мяча и других, так называемых жестких действиях, требуются значительные статические усилия. Поэтому силовая подготовка игрока должна быть разносторонней и развивать силу мышц в различных режимах. Важной разновидностью мышечной силы является взрывная сила, отража­ющая способность проявлять, возможно, большую силу в минимально короткое время, регламентируемое условиями спортивного упражнения или игрового действия. Этот вид силы баскетболисты реализуют в прыжках, быстрых прорывах, мощных длинных передачах [2, с.11].

Существуют понятия «абсолютная» и «относительная сила». Абсолютная сила – это предельная сила, которую проявляет человек в каком–либо движении безотносительно к собственной массе, относительная – величина силы, приходящаяся на 1 кг массы тела игрока.

Сила мышц, обеспечивающая разнообразную двигательную деятельность баскетболистов, зависит от биомеханических характеристик движения (длины рычагов, включения в работу наиболее крупных мышц) и величины напряжения, которую могут развивать работающие мышцы.

Величина напряжения мышц определяется физиологическим по­перечником мышцы, включением в работу определенного коли­чества двигательных единиц, частотой нервных импульсов, посылаемых к мышце, и степенью синхронных усилий всех двигательных единиц, участвующих в работе. [4, с.124].

Воспитание силовых способностей баскетболиста должно быть направлено:

– на развитие и поддержание уровня абсолютной силы мышц;

– проявление максимума усилий за более короткое время;

–формирование умений концентрировать рабочее усилие на определенном участке движения;

– улучшение способности к проявлению максимума усилий в момент переключения от одних движений к другим.

По влиянию на организм все упражнения, развивающие силу, принято делить на глобальные, предназначенные для развития большинства крупных мышечных групп тела игрока, и на локальные, направленные на развитие рабочих групп мышц, участвующих в конкретном движении.

Рекомендуются следующие правила целевого подбора упражнений со штангой и другими отягощениями:

– для развития скоростно–силовых способностей: выполнение в максимальном темпе упражнения со штангой массой до 45 % максимальной, количество повторений – 8 – 12;

– для развития собственно силовых способностей: повторение в медленном темпе 4 – 6 раз предложенного упражнения с массой, 70 – 85 % максимальной; упражнение прерывается кратковременным интервалом расслабления;

– для развития силовой выносливости: в среднем темпе повто­ряют «до отказа» упражнение с малыми массами 25 – 50 раз подряд, без отдыха.

В практике тренировки все шире используют следующие упражнения в динамических скоростных режимах:

– толкания, броски ногами тяжелых набивных мячей на дальность;

–перетягивание, вытеснение или выталкивание партнеров из обозначенного на площадке пространства;

– вырывание мячей из рук соперников; – элементы вольной борьбы и самбо.

Одной из важнейших комплексных скоростно–силовых способ­ностей баскетболистов является прыгучесть – способность макси­мально высоко выпрыгивать при выполнении бросков в прыжке, подборе мяча у щита, при спорных бросках и т.п.

Специфические проявления прыгучести:

– быстрота и своевременность прыжка;

–выполнение прыжка с места или короткого разбега, преимущественно в вертикальном направлении;

–неоднократное повторение прыжков в условиях силовой борьбы (серийная прыгучесть);

– управление своим телом в безопорном положении;

–точность приземления и готовность к немедленным последующим действиям.

Основные средства развития прыгучести у баскетболистов:

– разнообразные прыжки вверх и в длину с места и короткого разбега;

– серийные прыжки;

– прыжки через гимнастические снаряды;

– различные упражнения с отягощениями.

В индивидуальном планировании силовой тренировки следует учитывать, что характер двигательной деятельности у игроков разных амплуа определяет и уровень развития силовых способностей. При передвижениях, например, у защитников наибольшее значение имеет сила мышц подошвенных сгибателей стопы, у нападающих – относительная сила мышц – разгибателей ноги, а у центровых – взрывная динамическая сила.  Это служит основанием для дифференцированного подхода при совершенствовании силовых способностей баскетболистов разных игровых амплуа. У квалифи­цированных баскетболистов силу нужно развивать на основе комп­лекса силовых упражнений с акцентом на быстроту и ловкость. Силовые упражнения должны сочетаться с упражнениями, направ­ленными на увеличение подвижности в суставах и расслабление [3, с.94].

Основные методы воспитания и совершенствования силы:

–повторное поднимание непредельной массы «до отказа» с максимальным усилением;

– метод круговой тренировки;

– метод сопряженных действий, интервальный, соревновательный.

Заключение.

Занимаясь в группах ОФП различной направленности, юные спортсмены закладывается фундамент для продолжения обучения данному виду спорта, который они выбрали. А также укрепляется здоровье, развивается мускулатура тела, опорно–двигательный аппарат, профилактика болезней, благоприятно влияет на дисциплину, закаляет характер и помогают находиться в обществе и развиваться как личность.

Отдавая детей в различные секции, идет развитие командных и индивидуальных действий, растет воля к победе, что способствует тренировке морально–волевых качеств. В дальнейшем, выступая на различных соревнованиях разного уровня, навыки, приобретенные в процессе тренировочной деятельности, благоприятно сказываются на результатах спортсменов.

Список литературы

1 Арунцев, А. А. Быстрота игровых перемещений юных баскетболистов и индивидуализация её совершенствования путём внесения коррекций на основе экспресс–информации [Текст] : лингвостилистический аспект: автореф. дис. кандидатапедагог. наук :20.05.2010 / Арунцев Александр Александрович; [Место защиты: Российская государственая академия физической культуры]. – Москва, 2010. – 68 с.

2 Варакин С. Н. Подвижные игры как метод развития физических качеств баскетболистов. Игра «Пятнашки» в тренировочном процессе баскетболистов. [Текст] : учеб. пособ. / С. Н. Варакин ; Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей детско–юношеская спортивная школа №3. –Волжский : МБОУ ДОД ДЮСШ №3, 2015. –15 с.

3 Скворцова,М. Ю. Методика проведения занятий по физической подготовке баскетболистов [Текст] : учеб. пособ. / М.Ю. Скворцова ; ГУ ВПО «Кузбасский государственный технический университет». – Кемерово: ГУ КузГТУ, 2011. –112 с.

4 Шаханова, А.В. Нейрофизиологический и морфофункциональный статус юных спортсменов игровых видов спорта . [Текст] : учеб. пособ. М–во образования и науки Рос. Федерации. Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования «Адыг. гос. ун–т»./ А. В. Шаханова, И.С. Беленко. – Майкоп: Адыг. гос. ун–т, 2010. – 191 с.

5 Зациорский, В.М., Физические качества спортсменов. [Текст] : учеб. пособ. М–во образования и науки Рос. Федерации. / В.М. Зациорский. – Москва: ФиС, 2010. – 300с.

Просмотров работы: 16