Введение
Физическое воспитание является основой всестороннего развития ребенка. В дошкольном возрасте прививается любовь к занятию спортом, закладывается хорошее физическое развитие и всесторонняя двигательная подготовленность. Развитие таких физических качеств как гибкость и ловоксть, позволяют ребенку при потере равновесия избежать падения; найти более удобный способ передвижения; быстрее и лучше решать двигательную задачу в непредвиденной ситуации. Часто педагоги по физической культуре в ДОУ сталкиваются с тем, что за занятие им не хватает времени проработать несколько задач. Круговая тренировка способствует решению этой проблемы - это отличное средство, которое позволяет проработать сразу несколько физических качеств за тот же промежуток времени, но более качественно, где все дети будут работать одновременно.
Физические упражнения относятся к произвольным движениям, в основе которых лежат рефлекторные механизмы. Я согласна с мнением И.М.Сеченова, который рассматривал произвольные движения, как заученное, сознательное и подчиненное воле человека, возникающие под влиянием условий жизни и воспитания.
И.П.Павлов утверждает, что произвольность этих движений обуславливается суммарной деятельностью коры головного мозга. Без мышечных движений невозможна практическая деятельность человека, а значит, развитие и совершенствование его в процессе воспитания [1].
Таким образом, воздействие физических упражнений тесно связано с деятельностью мышц, органов чувств, внутренних органов, коры головного мозга. Физические упражнения можно использовать в разных формах и сочетаниях. Наиболее эффективно занятие будет выстраиваться ,если эти физические упражнения поместить в формат круговых тренировок. Круговая тренировка – способ организации образовательной деятельности, который используется в основном в работе со школьниками, однако наука и практика показали, что применение их и со старшими дошкольниками также эффективны. Принцип организации такой образовательной деятельности достаточно прост и он состоит Вводной и заключительной части, которая проводится в традиционной форме. Основная часть включает круговую тренировку [1].
В условиях современной жизни для каждого человека важно:
заложить основу крепкого здоровья - укрепить сердце и улучшить физическую подготовленность - приобрести способность выполнять повседневные обязанности энергично и четко, не испытывая при этом чрезмерной усталости, создать резервы высокой работоспособности;
улучшить обмен веществ;
укрепить нервную систему, улучшить настроение;
продлить активную жизнь.
Важно выполнить эти задачи можно на занятиях физической культуры в ДОУ, потому что организм ребенка еще не сформировался полностью и старший дошкольный возраст является сенситивным периодом.
Наиболее удобным способом физического развития всех мышц тела, поддержания их тонуса, выносливости, а также поддержания сердечнососудистой системы являются круговые тренировки. Их можно разделить на «верхние» и «нижние». Такое деление зависит от положения тела в пространстве. Например, есть упражнения для ног, которые выполняются как в положении стоя, так и в положении лежа. От этого и идет разделение на верхние и нижние круговые тренировки.
Одним кругом равен одному подходу, в котором может содержаться до 6 упражнений, повторяющихся несколько раз. Круг считается законченным, когда выполнены все запланированные упражнения. Количество кругов может быть от 3 до 5. Одна из основных особенностей заключается в том, что отдыха между упражнениями не должно быть, однако отдых должен быть между кругами до 2 минут. При использовании круговых тренировок важно учитывать возраст детей, чтобы адаптировать упражнения и нагрузку под возраст дошкольников.
Упражнения в круге должны быть подобраны специальным образом, это необходимо для того чтобы не перегрузить организм ребенка. Поэтому упражнения на разные группы мышц нужно чередовать. Например, после подхода на ноги с приседами следующее упражнение должно быть на мышцы пресса или на руки. При такой нагрузке интенсивность не теряется.
Наглядные пособия это один из важных компонентов в работе с детьми дошкольного возраста, которые способствуют более качественному усвоению информации и заинтересованности детей В качестве наглядных пособий могут использоваться контрольные карточки, карточки для работы по станциям. Такие карточки комплектуются по отдельным темам. Большинство упражнений, которые включены в карточки, должны быть изучены с детьми на обычных занятиях, поэтому при их выполнении затруднений не будет.
Очень важно уделять внимание правильности выполнения упражнений. Закрепление навыка выполнения этих движений должно быть на обычных занятиях физической культуры, если это не будет навыком, то в дальнейшем у детей не будет прогресса от таких занятий, а в худшем случае могут появиться травмы, вызванные не правильным выполнением упражнения.
Упражнения, которые можно использовать при составлении круговых тренировок на занятиях физической культуры:
различные аэробные упражнения: бег, ходьба, прыжки;
отжимания от пола, скамьи, отжимания с прямых ног и с колен;
упражнения на пресс (можно использовать утяжелители и гантели);
глубокие приседания, в том числе на одной ноге;
подтягивания;
поднятие рук и ног из положения лежа;
упражнение велосипед лежа;
скручивания.
Упражнения нужно постепенно усложнять, когда организм привыкает к этой нагрузке. Например, с использованием утяжелителей или вариацией на уже знакомое упражнение, но с большей нагрузкой.
Ловкость – это способность точно управлять своими движениями в различных условиях окружающей обстановки, быстро осваивать новые движения и успешно действовать в измененных условиях, возникающих неожиданно и требующих правильного быстрого решения [2]. Уровень ловкости определяется многими факторами, так как ловкость является сложным комплексным качеством. Поэтому наибольшее значение имеет высокоорганизованное мышечное чувство и пластичность корковых нервных процессов. От степени проявления нервных процессов зависит образование координационных связей и быстрота перехода от одних установок и реакций к другим [4].
Круговая тренировка позволяет развить ловкость и совершенствовать функций различных анализаторов, и в первую очередь – двигательного. упражнения, которые содержат элементы новизны и представляющие для занимающихся определенную координационную трудность оказывают эффективное воздействие на функциональное совершенствование двигательного анализатора, следовательно, на развитие ловкости.
Выделяют основные этапы в развитии ловкости:
Первый этап включает совершенствование пространственной точности и координации движений, при этом скорость выполнения движения не имеет значения однако главным компонентом является точность движений;
Второй этап, наряду с совершенствованием пространственной точности и координации движений, характеризуется осуществлением их в сжатые отрезки времени, экономично и точно.
Третий этап, является усложнением второго и связан с совершенствованием способности выполнять точно и быстро движения в неожиданно изменяющихся условиях.
Упражнения, развивающие ловкость, подразделяются на следующие:
связанные со сменой позы. Например, быстро сесть, лечь, встать, наклониться, повернуться и т.д. Этот вид называется - телесной ловкостью;
выполняемые в сложных условиях меняющейся обстановки. Это преодоление полосы препятствий, различные лазания и другие;
с меняющимся сопротивлением. К этим упражнениям относятся преодоление сопротивления, упражнения типа единоборства и т.п. ;
связанные с манипуляцией предметами, например броски и ловля различных предметов, перебрасывание, жонглирование в сочетании с дополнительными действиями, а также различные целевые метания;
требующие взаимодействия и противодействия: обводка предметов и партнера, перехват передачи с отскоком от стены.
Одно из проявлений ловкости является способность сохранить устойчивое положение тела в условиях разнообразных движений по ограниченным площадям опоры, так называемое динамическое и статическое равновесие поз.
Работа над развитием и совершенствованием ловкости должна осуществляться непрерывно на всех учебно-тренировочных занятиях по физическому воспитанию. На всех этапах общефизической подготовки должны применяться разные средства, так как ловкость – это сложное комплексное качество, которое направлено на обогащение новыми двигательными навыками, выработку быстроты реакции на внезапное изменение обстановки, на умение ориентироваться в пространстве и во времени, уравновешивать свое тело в различных условиях, развитие скорости выполнения отдельных упражнений, движений [5].
Гибкость-это способность выполнять движения с большой амплитудой, поэтому упражнения, которые используются укрепляют суставы, связки, повышают эластичность мышц, их способность к растягиванию. Подвижность в суставах развивается в процессе выполнения упражнений на растягивание и гибкость. Это различные упражнения, связанные с наклонами, вращениями и взмахами [3].
Различают общую и специальную гибкость. Общая гибкость осуществляет подвижность во всех суставах, которая позволяет выполнять разнообразные движения с большой амплитудой. Специальная гибкость-это значительная или даже предельная подвижность в отдельных суставах.
Для развития гибкости в круговых тренировках применяют упражнения с увеличением амплитуды. Возможность выполнять движения с большой амплитудой зависит во многом от формы суставных поверхностей, гибкости позвоночного ствола, растяжимости связок, сухожилий и мышц. Максимальная амплитуда, которая допускается устройством суставов, как правило, в определенной мере ограничена связками и мышцами. Чем эластичнее связки, тем это ограничение меньше. Систематическими упражнениями можно увеличить эластичность связочного аппарата, а, следовательно, и подвижность в суставах.
Если в создании программы круговых тренировок подбирать только упражнения для развития силы, забывая при этом о необходимости поддерживать уровень растяжимости мышц и подвижности в суставах, то результат всегда будет невысок. Необходимо чтобы на станциях круговых тренировок упражнения на силу чередовались с упражнениями на гибкость. Такое сочетание упражнений дает наилучший эффект и оправдан практикой.
Упражнения на гибкость могут быть как активными, которые выполняться самостоятельно, так и пассивными - при участии партнера или отягощения, которые выполняются с разной скоростью - медленно и быстро.
В процессе развития гибкости на станциях круговых тренировок применяются пассивные упражнения, в которых движения осуществляются с помощью партнера.
Очень важно мотивировать детей при выполнении упражнений. Дети будут чувствовать себя намного уверенней и не будут бросать круг, не закончив движения. Так же важно хвалить детей после выполнения упражнений, чтобы не отбить желание заниматься спортом в дальнейшем [5].
Круговые тренировки очень удобно использовать для работы на занятии. Дети получают необходимую нагрузку за все занятие, при этом у детей нет перенапряжения. Для детям такой подход к занятиям физической культуры будет намного интереснее, так как упражнения меняются, и у них не пропадает интерес, выполняя одни и те же упражнения.
Еще одним плюсом круговых тренировок является большое количество детей, которые могут упражняться одновременно и самостоятельно и использовать максимальное количество инвентаря.
Пред педагогом по физической культуре встают следующие:
добиться, чтобы каждый учащийся не только хорошо знал, но и понимал свои действия на занятиях физической культурой;
способствовать развитию основных физических качеств учащихся: силы, выносливости, ловкости, быстроты;
вместе с родителями учащихся побуждать детей к занятиям физической культуры не только на уроках, но и дома.
Круговые тренировки очень удобно использовать в формате занятия. Круговые тренировки выполняют сразу несколько задач, которые ставит педагог по физической культуре. Одной из главных особенностей круговых тренировок является увеличение выносливости, силы мышц, улучшение обмена веществ, улучшение работы сердечнососудистой системы, то есть укрепление здоровья дошкольников.
Список использованной литературы :
Гуревич, И.А. Круговая тренировка для развития физических качеств [Электронный ресурс]: - Режим доступа: https://infourok.ru/krugovaya-trenirovka-kak-metod-razvitiya-fizicheskih-kachestv-3891972.html
Бернштейн, Н.А. О ловкости и её развитии [Электронный ресурс]: - Режим доступа: https://multiurok.ru/files/razvitie-silovykh-kachestv-metodom-krugovoi-trenir.html
Алисов, Н.Я. Исследование гибкости [Электронный ресурс]: - Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/fizkultura-i-sport/library/2019/10/22/statya-razvitie-gibkosti
Вавилова, Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость: пособие для воспитателей детского сада [Электронный ресурс]: - Режим доступа: https://knowledge.allbest.ru/pedagogics/3c0b65635b2ad78b4d53b89421206d36_0.html
Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: учебное пособие. Москва: Воспитание дошкольника, 2006