Аннотация: Потребительский рынок Ивановской области долгое время находился на развивающейся стадии, несмотря на низкое экономическое положение среди остальных регионов. Однако в условиях пандемии коронавируса произошли существенные изменения в его структуре.
Ключевые слова: потребительский рынок, производство, спрос, хозяйственная деятельность, розничная торговля, потребительские цены.
Потребительский рынок региона — структура, формирующаяся на основе таких экономических процессов, как производство, распределение, обмен и потребление товаров и услуг.
На основе существования связей между потребностями населения и производством товаров, спросом на определенный вид продукции и его предложением происходит формирование регионального потребительского рынка. По своему удельному весу среди остальных структур, входящих в экономику региона — как, например, рынок труда, капитала, земли, —потребительский рынок лидирует и выполняет самые важные функции.
Немаловажным фактором, способствующим развитию потребительского рынка региона, выступает эффективность труда и хозяйственной деятельности, которая позволяет расширить сферу производства и повысить конечное потребление.
Сфера производства регионального потребительского рынка представляет собой торговлю, к которой относят сети розничных и оптовых продаж, а также предпринимательство в сфере услуг, предоставляемых регионом. Сфера потребления, в свою очередь, состоит из покупателей — домохозяйств.
Потребительский рынок Российской Федерации находится на стадии становления, поскольку с каждым годом наблюдаются существенные перепады в доходах населения, нестабильность рынка, что приводит к экономической нестабильности, снижению мотивации к труду, а также нарушает равновесие спроса и предложения.
Согласно исследованию, проведенному рейтинговым агентством РИА Рейтинг, потребительский рынок Ивановской области характеризуется некоторыми отличительными чертами. По состоянию на 2018 год Ивановская область занимала 62 позицию по социально-экономическому положению среди остальных регионов, в 2019 — 61. [1 - 29c.]
Основные статистические показатели, характеризующие потребительский рынок Ивановской области до пандемии:
1. Объем розничной торговли в 2019 году составил 178,6 миллиардов рублей, что превышает данный показатель по состоянию на предыдущий год на 3%. При этом Ивановская область обходит по данному показателю 31 регион. [1 - с.13]
2. Среднедушевые денежные доходы населения в 2019 году составляют 31147 рублей. По сравнению с 2018 годом, этот показатель вырос на 0,7%, что отражает положительную динамику. [1 - 15с.]
3. Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума составляет 14,2%. Это свидетельствует о том, что седьмая часть населения Ивановской области проживает с доходами, ниже 10444 рублей. [1 - 15c.]
4. Объем производства товаров и услуг по итогам 2019 года составил 298,53 миллиардов рублей. Данный показатель уступает 22 регионам. [1 - 39c.]
5. Объем производства товаров и услуг на душу населения по итогам 2019 года составил 298,32 тысяч рублей. [1 - 39c.]
Ивановская область занимает низкое положение среди остальных регионов, несмотря на то, что в 2019 году происходит постепенное стремление к разрыву в уровне социально-экономического развития между субъектами Российской Федерации, занимающих верхние и нижние позиции рейтинга, хотя он по-прежнему остается очень высоким.
В настоящее время наблюдается вспышка коронавирусной инфекции, которая повлекла собой не только обострение демографической ситуации, связанной с повышением заболеваемости и смертности населения, но и изменение в социальных и экономических процессах — произошло закрытие торговых центров, перевод на дистанционное обучение и удаленную работу, объявление о масочном режиме в местах общественного пребывания, частичное прекращение транспортных соединений. Соответственно, пандемия оказала своеобразное влияние на потребительские рынки.
Данные, полученные Департаментом экономического развития и торговли Ивановской области в ходе изучения потребительского рынка в 2020 году, отразили большинство моментов, в которых наблюдается влияние коронавирусной пандемии на потребительский рынок региона.
1. В период с января по сентябрь 2020 года оборот розничной торговли составил 126,03 миллиардов рублей или 92,6% к соответствующему периоду 2019 года. На формирование большей его части повлияла деятельность торговых организаций и индивидуальных предпринимателей.
Оборот розничной торговли подразделяется на продовольственные и непродовольственные товары.
Население осуществило покупку продовольственных товаров на 68,3 миллиардов рублей, что составляет 95,6% в сравнении с тем же периодом прошлого года, а непродовольственных на 57,7 миллиардов рублей, что, в свою очередь, составляет 89,2%.
2. Фактическая обеспеченность населения торговыми площадями — 1086,8 квадратных метров на 1000 человек. Из данного числа доля площадей, необходимых для реализации продовольственных товаров, равна 332,2 квадратных метра, для реализации непродовольственных товаров — 754,6 квадратных метра. Уровень обеспеченности торговыми площадями соответственно составляет 216,1%.
Это свидетельствует о том, что существуют большие возможности для осуществления экономической деятельности на территории Ивановской области, характеризуемые количеством торговых площадей.
3. За период январь-сентябрь показатель оборота общественного питания в Ивановской области составил 4,6 миллиарда рублей или 86% в отношении к тому же периоду предыдущего года.
4. Объем платных услуг в 2020 году, оказанных населению Ивановской области, равен 29,9 миллиардов рублей. Данный показатель снизился на 14,7% по сравнению с текущим периодом предыдущего года.
Это вызвано падением индекса физического объема по всем видам платных услуг. К ним относят:
Услуги учреждений культуры – на 57,3%;
Услуги туристических агентств, туроператоров, услуги по бронированию – на 56,7%;
Транспортные услуги – на 34,7%;
Услуги физической культуры и спорта – на 31,6%;
Услуги санаторно-курортных организаций – на 31,4%.
В структуре платных услуг большая доля приходится на такие услуги, как коммунальные, бытовые, жилищные, медицинские.
5. Индекс потребительских цен за текущий период в 2020 году составил 103,4%: в области продовольственных товаров он увеличился на 4,1%, а непродовольственных — на 3,6%.
Это говорит о том, что цены в отчетном периоде увеличились. Вероятной причиной повышения цен выступает инфляция, которая ускорила свой рост в сложившейся эпидемиологической ситуации.
Таким образом, согласно статистике, общее благосостояние населения ухудшилось. Происходит повышение цен на товары, снижается оборот розничной торговли, наблюдается стремительное увеличение инфляции, при этом доходы населения активно уменьшаются.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. РИА Рейтинг. Рейтинг социально-экономического положения субъектов РФ, итоги 2019 года.
2. Статистика Департамента экономического развития и торговли Ивановской области, приведенная на официальном сайте: https://derit.ivanovoobl.ru