ПОВЫШЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ-БАСКЕТБОЛИСТОВ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ПОВЫШЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ-БАСКЕТБОЛИСТОВ

Беспалов К.С. 1, Емельянова Ю.Н. 1
1ПГАФКСиТ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация.Статья посвящена проблемам физической подготовки баскетболистов студенческой команды. В ней приводятся результаты исследования применения комплексов упражнений, направленных на повышение показателей основных физических качеств. Авторы показывают, что при сокращении времени на общую физическую подготовку, последовательное применение предложенных комплексов позволяет решить проблему повышения показателей физической подготовленности игроков и их сохранения на протяжении длительного и напряженного игрового сезона.

Ключевые слова.Баскетбол, общая физическая подготовка, физическая подготовленность.

Актуальность. Баскетбол, как один из популярных видов спорта у молодежи, в новых современных условиях был выбран как пилотный вид спорта среди других не менее интересных игровых видов, формирующих развитие физических и личностных качеств, а также здоровый образ жизни. В рамках развития студенческого баскетбола происходят процессы схожие с профессиональным баскетболом, в результате, за последнее время уровень студенческого баскетбола значительно вырос.

Цель исследования. Разработатьи экспериментально проверить эффективность комплексов упражнений для повышения показателей физической подготовленности студентов-баскетболистов.

Результаты исследования и их обсуждение. Как известно, баскетбол как игра, как вид спорта появился в студенческой среде и по сей день остается одним из самых популярных среди студентов. В чемпионате АСБ команды проводят до 18 игр. Кроме этого студенческая команда участвует в соревнованиях регионального уровня и внутри вузовской спартакиаде. Кроме этого следует учитывать, что основной деятельностью для студентов все-таки является учеба, что необходимо учитывать в подготовке студенческой команды. В связи с плотностью соревновательного процесса и частотой игр, задача поддержания высокого уровня работоспособности игроков становится одной их приоритетных. Для решения данной задачи необходимо комплексное совершенствование общей физической подготовленности игроков студенческой команды.

Исходя из изложенного, были разработаны и внедрены в тренировочный процесс команды комплексы упражнений для повышения физической подготовленности, которые применялись в течение 6 месяцев с сентября 2019 по февраль 2020 года. Каждый комплекс был направлен на совершенствование одного физического качества:

Комплекс №1 (ловкость) включал упражнения с элементами ориентирования в пространстве, смены направления движения, равновесия, баланса, выполняемы в усложненных условиях;

Комплекс №2 (сила) – упражнения со штангой 40-70% от максимального веса: жим лежа, присед, разножка, поднимание на носки, выполняемые круговым методом;

Комплекс №3 (выносливость) – прыжки со скакалкой, берпи, фартлек и перемещения в защитной стойке, выполняемые равномерным методом, интенсивность упражнений умеренная, длительность каждой серии от 1 до 5-ти минут;

Комплекс №4 (быстроту) – рывки 5-10-15 м из различных исходных положений, метод повторно-переменный;

Комплекс №5 (гибкость) – стретчинг.

В исследовании участвовали студенты, входящие в состав сборной Поволжской ГАФКСиТ-1 (12 человек). Для определения физической подготовленности студентов-баскетболистов применялись тесты: бег на 100 м (сек); бег 3х10 м (сек); подтягивания на высокой перекладине (кол-во раз); бег 3000 м (мин., сек); наклон туловища вперед из положения стоя (см). Тестирование осуществлялось в начале и в конце исследования, после чего проводился сравнительный анализ изменений показателей физической подготовленности студентов-баскетболистов за период эксперимента, а также сравнение с нормами ГТО для этой возрастной группы.

Результаты сравнительного анализа изменений показателей за время эксперимента представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Изменение показателей физической подготовленности студентов-баскетболистов за время эксперимента

Примечание: Хср – среднее арифметическое значение; Sх – ошибка среднего арифметического значения; t – экспериментальное значение критерия t-Стьюдента для связанных выборок (критическое значение, при р≤0,05, 2,02); Р – уровень значимости; ГТО – всероссийский физкультурно-спортивный комплекс«Готов к Труду и Обороне».

Как видно из таблицы за время эксперимента произошли положительные статистически достоверные изменения по всем изучаемым показателям. Показатели быстроты в тесте «Бег 100м» результат в среднем по группе улучшился на 1 с (р≤0,05), так же разница в сравнении с нормативом ГТО составила 5%. Показатели координации в тесте « Бег 3х10 м» улучшились в среднем по группе на 1,1 с (р≤0,05), и выше значения норм ГТО на 1,4%. Показатели силы в тесте «Подтягивание на высокой перекладине» улучшились в среднем по группе на 3,4 раза (р≤0,05) и выше норм ГТО на 3,7%. Показатель выносливости в тесте «Бег 3000м» улучшились на 1 минуту 10,2 с (р≤0,05), что на 1,5% выше, чем норматив ГТО. Показатель гибкости в тесте «Наклон туловища вперед из положения стоя» улучшился 3,6 см (р≤0,01) и на 1,5% больше, чем норматив ГТО.

Заключение. В целом можно констатировать, что физическая подготовленность баскетболистов студенческой команды значительно улучшилась, по сравнению с началом эксперимента. Очевидно, что при достаточно напряженной соревновательной деятельности, работоспособность спортсменов не снизилась, что позволило целенаправленно работать над повышением показателей физической подготовленности с применением разработанных комплексов. Трехуровневая система изменения объемов тренировочной нагрузки в комплексах помогла избежать адаптации к нагрузкам и способствовала планомерному повышению всех исследуемых показателей. При этом наибольший прирост был выявлен в показателях быстроты и силы, следовательно, можно рекомендовать применение данных комплексов для физической подготовки студентов-баскетболистов.

Список литературы.

Гомельский, А. Я. Энциклопедия баскетбола от Гомельского / А.Я. Гомельский. – М.: Изд. группа «ГРАНД-ФАИР», 2003. – 340 с.

Емельянова, Ю. Н. Индивидуализация тренировочных нагрузок в подготовке баскетболистов / Ю. Н. Емельянова, В. П. Шаган // Материалы Всероссийской с международным участием научно-практической конференции, посвященной 45-летию Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма «Проблемы и перспективы физического воспитания, спортивной тренировки и адаптивной физической культуры». – Казань, 2019. – С. 276-279.

Родионова, А. Г. Индивидуализация процесса подготовки студентов-баскетболистов на основе результатов физического состояния с использованием аппаратно-компьютерных комплексов/ А. Г. Родионова, Е. Е. Яворская, Ю. А. Кретов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2017. – № 1 (143). – С. 177-181.

Яхонтов, Е. Р. Физическая подготовка баскетболистов / Е. Р. Яхонтов. – СПб.: Олимп, 2008. – 62 с.

Просмотров работы: 6