Введение
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. В наше время возникла острая необходимость в творческом развитии подрастающего поколения. Так как творчество немыслимо без познавательной активности, современное школьное образование не возможно без исследовательской работы учащихся.
Проектная деятельность учащихся направлена на становление личности ребенка через активные способы действия. Девизом проектной деятельности могут служить слова китайской пословицы: «Скажи – и я забуду. Покажи – и я запомню. Вовлеки – и я научусь». Результатом проектной деятельности является умение работать с информацией, формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности. Поэтому проектная деятельность является сегодня неотъемлемой частью учебной и внеклассной деятельности. В ФГОСе нового поколения задекларировано использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методов проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы общего образования.
В школах на уроках технологий проектной деятельности выделено определённое количество часов в каждом классе. Благодаря применению проектной деятельности в этой дисциплине дети объединяют знания из различных наук и развивают в себе многие полезные качества, которые в дальнейшем пригодятся им в обучении и взрослой жизни.
Раздел 1 ПОИСКОВО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЭТАП
Проблема, цели, задачи
Выбор идеи. Проблема.
Звёздочка идей
Рис. 1. Звёздочка идей. Выбор изделия.
Я решила создать пижаму, и думаю, что тема моего проекта важна, так как каждая девочка хочет выглядеть элегантно даже дома. Сейчас на рынке цены поднимаются, а красивые и эксклюзивные пижамы стоят очень дорого, и не каждый может позволить себе их купить. Но решение есть! Можно самой научиться шить, и самой изготовить, то изделие, которое вы хотите. Но ещё очень важно, что изделие, сделанное своими руками, будет неповторимым и самым оригинальным.
Рис. 2 Звёздочка идей. Обоснование.
Цель проекта:
Обучающая:
Создать пижаму своими руками, в рамках творческого проекта «Нижнее бельё», тем самым совершенствуя свои практические навыки в области технологии изготовления лёгкой одежды.
Развивающая:
Развивать умения анализировать и синтезировать информацию, применять полученные знания по проектной методике на практике.
Формировать самостоятельное, критическое мышление.
Способствовать совершенствованию навыков выполнения раскроя и выполнения машинных швов.
Воспитательная:
Сформировать установку на творческий подход.
Воспитывать интерес к предмету и искусству шитья.
Развивать в себе самостоятельность и самоконтроль.
Задачи проекта:
Изучить технологию построения проектной работы.
Собрать информацию об истории и аналогах выбранного изделия.
3. Систематизировать информацию об истории происхождения одежды для сна и занести её в портфолио.
4. Подготовить инструменты и материалы.
5. Ознакомиться со способами отделки пижамы.
6. Изучить технологию изготовления пижамы:
– изучить теоретический материал и разработать банк идей;
– выбрать фасон пижамы;
– подобрать ткать;
– определить основные этапы изготовления изделия;
– сделать выкройку;
– самостоятельная разработка технологической карты.
7.Изготовить пижаму с оригинальной отделкой.
8. Оформить портфолио.
9. Осуществить публичную защиту в форме доклада с презентацией.
Теоретическая и практическая значимость данной творческой работы заключается в том, что её результат может быть использован, как наглядное пособие на занятиях технологии при изучении раздела программы «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов».
Исследовательская часть.
Тайны, скрытые под юбками: история нижнего белья.
Если сейчас нижнее белье кажется нам привычным элементом одежды, то когда-то этого понятия вовсе не существовало. Оно появилось и оформилось как предмет гардероба относительно недавно – всего два столетия назад, в XIX веке.
Интересен тот факт, что нижнее белье трижды подвергалось анафеме: первой жертвой Папы Римского пал корсет в середине пятнадцатого века. Следующим предметом проклятий стали фижмы (широкий каркас в виде обруча, вставляемый под юбку у бедер для придания пышности фигуре), ну, а потом досталось понье, придававшим объем женской фигуре со спины.
В Древнем Египте, например, нижней женской одеждой считалась рубашка из тонкого материала на бретелях. Правда, надевалось это одеяние под грудь, оставляя ее полностью обнаженной.
Прообраз современного бюстгальтера появился в Древней Греции, где гречанки пробовали изменить пропорции своей фигуры, обматывая грудь специальными лентами. Этот элемент назывался строфион, поверх него обычно надевался хитон. В большинстве своем ленты делались из шелка и кожи. Обвязанные вокруг торса под самой грудью, они приподнимали её и поддерживали форму. Вскоре эластичные «бинты» стали использоваться как стягивающие: их уже носили не только под грудью, но и на ней самой. Дело в том, что в античные времена маленькая грудь считалась гораздо привлекательней пышного бюста, именно поэтому ленты пользовались огромной популярностью среди обладательниц большого размера.
Римлянки вскоре переняли греческую традицию, но переделали её на свой лад: сделали полоску шире, добавили к ней шнуровку. Теперь она называлась строфия. Носить римскую ленту начали исключительно на груди: так появились первые корсеты.
Нижние одежды (позволю себе называть их так, до возникновения «официального» термина) менялись в ногу со временем, в соответствии с модными тенденциями. Например, средневековая мода на обтягивающие силуэты продиктовала резкий рост популярности корсетов. На что только не были готовы пойти девушки ради заветной «осиной талии»: железные и деревянные бруски стягивали их фигуры. Мучительное «удовольствие» было весьма дорогостоящим: его могли позволить себе только дамы из высшего света.
Весьма жестокая по отношению к женщинам испанская мода, начиная с 16-го века, вводит новый эталон красоты - практически плоскую в профиль фигуру женщины. Для того, чтобы грудь не оформлялась, девочкам на ночь клали свинцовые пластины, и ходить приходилось в тугих деревянных или металлических корсетах. От них оставались ссадины и синяки, они буквально «впивались» в тело. Стоил такой корсет очень дорого, позволить его себе могли далеко не все модницы того времени, и пожалуй, это хорошо.
Физический дискомфорт, причиняемый корсетом, был несоизмерим с его реальным вредом для здоровья: нарушение кровообращения, недостаток воздуха, приводящий к обморокам, сдавленные внутренние органы. Однако женщины всё равно продолжали поддерживать популярность своих губителей, наглядно демонстрируя то, что «красота требует жертв».
Талию в корсете порой стягивали до 20 см в диаметре, стоит ли говорить о деформации внутренних органов у этих дам. Многим рождение ребенка стоило жизни, большинство не доживало до старости.
Корсеты так прочно вошли в жизнь женщин, что их носили даже во время беременности. В романах Ги де Мопассан описывает искалеченных еще в утробе младенцев.
Корсет для беременных, вторая половина 19-го века:
Кроме того, существовали специальные корсеты для кормящих мам
Изабелла Кастильская подогревает «корсетную» традицию, вводит в моду жесткие платья с удлиненным шнипом, подчеркивающим тонкость женской талии.
Однако материалы, из которых изготавливают корсеты, становятся более щадящими: вместо металлических и деревянных брусьев начинают использоваться арматуры из гибкого китового уса (звучит не менее устрашающе, но говорят, что жизнь красавиц семнадцатого века была существенно облегчена).
Вскоре модным становится обнажать свою грудь, что вызывает рьяное церковное осуждение. В то же время появляется и такой элемент одежды как панталоны.
Переходя к нижней составляющей женского белья, в первую очередь надо упомянуть о не менее жестоком предмете, чем корсет. Наверное, каждый что-то слышал и о «поясе верности», который надевался на любимую жену в средневековье, когда муж отправлялся в поход или дальнее странствие. Сохранились рукотворные «шедевры» того времени:
Трусов женщины долгое время не носили, довольствуясь большим количеством нижних юбок. Лишь в 19-м веке начинается новый виток в развитии женского нижнего белья. В моду входят кружевные белые панталоны, которые надевают под юбки. Все нательное белье было белоснежным. Цветное белье считалось не приличным и развратным.
Появляются также различные элементы дизайна в оформлении товаров. Тиснение, кружева на батистовой или шелковой ткани; появление изысканных панталон. Корсет начал выступать в роли пояса: спереди к нему начали прикреплять подвязки.
По правилам приличия женщине XIX-го века полагалось надевать целых шесть нижних юбок к элегантному платью. Для того, чтобы «одеться», было необходимо: чулки, панталоны, сорочка до середины икры, корсет, нижние юбки, льняная кофта поверх корсета, подушечка для турнюра, платье или верхняя юбка с корсажем.
До начала двадцатого века корсеты не теряли своей популярности, несмотря на резкую оценку их пагубного воздействия среди докторов. Оценка эта, во многом, опиралась на первые снимки грудной клетки жены Вильгельма Рентгена, Анны, сделанные в 1895 году. На них явно видно, каким изменениям подвергаются женские ребра и внутренние органы (ученый сравнивал снимки жены со снимками крестьянки, которой корсет как элемент гардероба был недоступен).
В начале двадцатого века появился и первый, в современном понимании, бюстгальтер. Его изобрела врач Гош Саро, разделив корсет напополам: верхняя его часть стала лифом, а нижняя – поясом.
Ида Розенталь, эмигрантка из России, усовершенствовала модель бюстгальтера, разделив его на две чашечки, соединенные прозрачной вставкой. Она вместе с мужем организовала в Америке предприятие по производству нижнего белья «Маidenform» («Женские формы»). Здесь стали производить бюстгальтеры разного размера с гибкими бретелями. В 1942 году на этом предприятии выпустили белье для кормящих мам и бюстгальтеры с регулируемыми бретелями. В этом же году запатентована застежка из крючков и петелек, которая регулирует объем бюстгальтера.
После бюстгальтера появились и первые женские трусики как уже неотъемлемый элемент дамского туалета.
В 1930-х годах на пике моды оказываются бюстгальтеры с остроконечными треугольными чашечками, игриво «смотрящими» слегка в стороны.
В 1950-х входят в моду «надувные» бюстгальтеры. Объем увеличивали при помощи специальной трубки:
После второй мировой войны в моду вошли округлые женские формы и выдающаяся грудь. Становятся популярным образы Мерилин Монро, Бриджит Бордо, Софии Лорен, Джины Лоллобриджиды. В это время появляются бюстгальтеры с поролоновыми вставками, которые называли «рыбками».
Вскоре начинает набирать обороты эпоха феминизма. В 1968 году бюстгальтеры, как атрибут «порабощения», демонстративно выкидывают в мусорный бак вместе с туфлями на каблуках, накладными ресницами и прочими «аксессуарами для красоты». Некоторые феминистки считают эту часть женского гардероба искусственной, деформирующей формы и заставляющей женщину соответствовать ожиданиям мужчин:
В 1977 году изобрели спортивный бюстгальтер Jogbra. В это время в Америке становится популярным бег трусцой.
Настоящей сенсацией стало изобретение бюстгальтера Wonderbra, который значительно приподнимает и увеличивает грудь.
Возможно, в эволюции нижнего белья еще не поставлена точка.
В стадии разработки находится бюстгальтер, который будет проводить диагностику молочных желез.
Тем временем, мода продолжает стремительно меняться, а вместе с ней и разные предметы гардероба… То ли еще будет, как говорится. Поживём – увидим.
Аналоги изделия.
Рис. 3 Пижамы
Раздел 2 ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП
2.1 Инструменты и материалы
1. Швейная машина с электрическим приводом
2. Утюг, ладильная доска.
3. Ножницы закройные для раскроя ткани.
4. Сантиметровая лента для снятия мерок с фигуры.
5. Простой карандаш для построения чертежей.
6. Портновские булавки для скалывания деталей.
7. Ручная игла для сметывания деталей изделия.
8. Линейка закройщика.
9. Ткань, подаренная мне бабушкой (прочный материал для производства широкого спектра одежды) клетчатый дизайн.
10. Нитки в цвет ткани для стачивания деталей.
11. Бумага для изготовления выкроек и моделирования
2.2Техника безопасности
При выполнении машинных работ
Посадка за машиной считается правильной, когда соблюдаются следующие требования:
1. Ученица должна сидеть прямо, слегка наклонив корпус и голову вперёд.
2. Работающий на швейной машинке должен сидеть против игловодителя машины так, чтобы корпус отстоял на 10-15 см. от края стола, работа лежала от глаз работающего на 30-40 см.
3. Кисти рук должны лежать на платформе машины и в зависимости от выполняемой работы иметь различное положение, локти – на одном уровне со столом.
При стачивании несмётанных деталей – правая рука за лапкой машины, а левая перед ней. При стачивании смётанных деталей обе руки располагают перед лапкой.
При стачивании деталей с посадкой верхней ткани – обе руки располагают перед лапкой, причём левая рука распределяет посадку ткани, а при посаживании нижней ткани правая рука распределяет посадку.
4. Ступни ног располагают так, чтобы правая нога была слегка выставлена вперёд на педали машины, а левая ближе к переднему краю педали.
5. Рабочее место должно быть освещено так, чтобы хорошо были видны обрабатываемые детали и рабочие части машины. Для этого устанавливается светильник на рабочем месте или монтируется лампочка в корпус машины.
6. На столе должны находиться только обрабатываемые детали, инструменты и приспособления, которые нужны для выполнения данной технологической операции.
7. По окончании работы необходимо провести тщательную уборку рабочего места: мусор, обрезки ниток и материалов убрать в мусоросборник.
Что нужно сделать до начала работы:
* застегнуть манжеты рукавов;
* проверить исправность машины;
* проверить перед соединением деталей, не остались ли в них ручная игла или булавки;
Что нужно делать во время работы:
* установку шпульного колпачка ,заправку верхней нитки производить при выключенной машине;
* не класть ножницы и другие инструменты около вращающихся частей машины;
* не передавать ножницы, изделие или детали при включенной машине.
Что нужно сделать по окончании работы:
* выключить машину;
* убрать рабочее место.
При выполнении ручных работ
Посадка при выполнении ручных работ считается правильной, когда соблюдаются следующие условия:
1. Обрабатываемые детали хорошо видны, свет падает с левой стороны, или, в крайнем случае, прямо.
2. Ноги должны твёрдо опираться всей подошвой о пол, так как при другом положении ног нарушается кровообращение. Не следует закладывать ногу за ногу, т.к. неправильное положение ног вызывает преждевременную усталость.
3. Корпус нужно держать прямо или слегка наклонно вперёд. Голову слегка наклонить вперёд. Нельзя опираться грудью на стол.
4. Руки должны быть согнуты в локтях и отставать от корпуса не более чем на 10 см. При работе не следует ставить локти на стол.
5. Расстояние от глаз до обрабатываемой детали должно быть 25-35 см.
6. В процессе работы следует периодически менять положение корпуса (из слегка согнутого к выпрямленному и обратно).
7. После окончания работы нужно тщательно убрать рабочее место:
детали, изделие, инструменты и приспособления – в отведённые места хранения, различный мусор в мусоросборник.
Правила работы с ножницами
1. Работайте хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.
2. Ножницы кладите кольцами к себе с сомкнутыми лезвиями.
3. Ножницы передавайте кольцами вперед.
4. Не оставляйте ножницы раскрытыми.
5. Не играйте ножницами и не подносите их к лицу.
Правила работы с иголками
1. Храните иглы в игольнице.
2. Не оставляйте иглу без нитки на столе.
3. Нельзя шить ржавыми иглами.
4. Не берите иглы в рот.
5. Не втыкайте иглы в одежду и мебель.
6. Нельзя шить на мягкой мебели.
7. До и после работы проверьте количество игл.
2.3 Разработка маршрутной карты.
Таблица 1 Маршрутная карта
№ |
Этап |
02.03.-08.03. |
09.03.-15.03. |
16.03.-22.03. |
23.03.-29.03. |
30.03.-05.04. |
06.04.-12.04. |
13.04.-19.04. |
20.04.-26.04. |
27.04.-03.05. |
04.05.-10.05. |
1 |
Выбор темы |
+ |
|||||||||
2 |
Поисково-исследовательский этап |
+ |
|||||||||
3 |
Организационный этап |
+ |
|||||||||
4 |
Конструкционно-технологический |
+ |
|||||||||
5 |
Экологическое и экономическое обоснование |
+ |
|||||||||
6 |
Реклама |
+ |
|||||||||
7 |
Выводы |
+ |
|||||||||
8 |
Оформление портфолио |
+ |
+ |
||||||||
9 |
Доклад и презентация к защите |
+ |
Раздел 3 КОНСТРУКЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ЭТАП
3.1 Технологическая карта
Таблица 2 Технологическая карта на изготовление пижамы
Этапы |
Описание |
Фотография |
1. Обвести детали выкройки пижамы на ткани. |
1.Наложила детали выкройки пижамы на ткань, приколола булавками. 2. Обвела контуры деталей выкройки. 3. Отложила ширину припусков на обработку срезов и провела новые контуры деталей выкройки с учетом припусков. |
|
2.Раскрой пижамной сорочки и шорт. |
4. Раскроила детали пижамной сорочки и шорт по линиям припусков. |
|
3.Обработка шаговых срезов пижамных шорт. |
1.Выбрать вид соединительного шва (запошивочный, двойной или стачной). 2.Обработала шаговые срезы соединительным стачным швом. |
|
4.Соединение правой и левой деталей пижамных шорт. |
1. Подготовить детали шорт к соединению: вывернуть одну деталь на лицевую сторону, другую на изнаночную сторону. 2. Вложить одну деталь в другую лицевыми сторонами внутрь, уравнять средние срезы и срезы сидения, верхние и нижние срезы. 3. Выпустить срез верхней детали по всей линии обработки для выполнения запошивочного шва, сколоть, сметать. 4. Обработать срезы запошивочным швом. Удалить нитки строчек временного назначения, приутюжить шов. |
|
5.Обработка верхнего и нижних срезов пижамных шорт швом вподгибку с закрытым срезом и окончательная отделка изделия. |
1.Подогнуть верхний срез на изнаночную сторону по линии прямых стежков, заметать по сгибу. 2.Отложить от сгиба 15 мм, подогнуть срез на изнаночную сторону, заметать по краю подгиба. 3.Проложить машинную строчку на расстоянии 1-2 мм от края внутреннего подгиба, оставив отверстие для продергивания резинки. Удалить нитки строчек временного назначения, приутюжить шов. 4.Обработать нижние срезы шорт швом вподгибку с закрытым срезом по пунктам 1-3. Ширина шва 20 мм. Обработать нижние срезы шорт швом вподгибку с за крытым срезом по пунктам 1-3. Ширина шва 20 мм. 5.Рассчитать длину резиновой тесьмы по формуле: От-5 см. Отмерить резиновую тесьму, продернуть ее в подгиб шва по верхнему краю шорт, концы тесьмы закрепить ручными косыми стежками или машинной строчкой. 6.Отутюжить готовое изделие, сложить. |
|
6.Оформление лифа. |
Пришитие бретелей к лифу. |
|
7.Обработка лифа с нижней частью. |
Соединение лифа с нижней частью. |
|
8.Обработка нижнего среза сорочки и окончательная отделка изделия. |
Соединение деталей сорочки двойным швом. Обработка нижнего среза швом вподгибку с открытым срезом. Обработать срезы запошивочным швом. Удалить нитки строчек временного назначения, приутюжить шов. Глаженье, проверка качества. |
Экологическое обоснование
Армани шелк относится к легким синтетическим тканям, которые чаще всего используются для пошива летних платьев, блузок и юбок. Это полотно имеет приятную шелковистую поверхность с матовым блеском, который образуется за счет особого способа переплетения нитей.
По своему внешнему виду и многим эксплуатационным характеристикам армани шелк имеет много общего с натуральным шелковым материалом. Однако в отличие от обычного шелка синтетический аналог не требует столь деликатного и бережного обращения, так как он обладает стойкостью к механическим воздействиям и высокой прочностью. Материал легкую воздушную фактуру.
Эта ткань, несмотря на свою легкость и невесомость, почти не просвечивает на солнце. Благодаря этому, большинство полотен, окрашенные в насыщенные цвета и изделия можно шить без подклада. Однако для тканей белого, молочного, светло-серого и телесного цветов подклад все же желателен. Для создания этого вида текстиля используют полиэстер и спандекс. Причем количество полиэстера значительно превышает количество спандекса. Так, в состав армани шелка обычно входит до 97% полиэстера и 3% спандексовых нитей. Синтетические нити переплетают на ткацком станке простым атласным способом. Такое плетение делает материю прочной, а поверхность – матовой и немного блестящей. Готовую ткань окрашивают и высушивают.
Плюсы данного материала:
Материал хорошо «дышит» и отводит влагу от тела, и при этом при низких температурах не холодит тело.
Он практичный, не требователен к уходу и не слишком быстро изнашивается.
Производится из 100 % полиэстера или с добавлением 2% эластана. Плотность 70 – 85 гр./м2.
Недостатки – как у любой синтетической ткани, хотя их и не много:
Накапливает статическое электричество.
Боится высоких температур.
Дешевые, некачественные ткани могут вызывать аллергические реакции.
Сложность работы с материалом.
Мое изделие экологически безопасно. Ткань не выделяет токсических веществ и не вызывает аллергии. Отходы тканей для изделия можно использовать для изготовления аппликаций, изделий из лоскута и декоративных элементов для отделки.
Экономическое обоснование проекта
Я считаю, что шить такую пижаму экономически выгодно. В настоящее время, в магазине нет такой пижамы, по такой низкой цене.
Расчет затрат на материалы представлены в виде таблицы 3.
Таблица 3 Экономическое обоснование проекта
№ п/п |
Наименование материалов |
Условная единица за ед. измерения, в руб. |
Расход материала на изделие |
Затраты на материалы, руб. |
1 |
Нитки в цвет ткани |
25 руб. |
2 катушки |
50руб. |
2 |
Кружева |
35 руб. |
6 метров |
210 руб. |
3 |
Ткань (шёлк Армани) |
400 руб. |
1 метр |
400руб. |
4 |
Резинка для пояса и нижних срезов бридж |
20 |
2 м |
40 руб. |
Итого: |
700руб. |
Итоговая цена моей пижамы меньше стоимости на подобные изделия в магазинах. Отсюда следует, что экономичнее шить одежду самой.
Реклама
Слоган: Ночное белье – традиция одеваться в лучшее.
Рис. 3 Картинка-этикетка изделия
Раздел 4 ВЫВОДЫ
Вывод
В ходе выполнения проекта была изучена технология построения проектной работы. Собрана информация об истории и аналогах выбранного изделия, систематизирована информация об истории происхождения одежды для сна. Была изучена технология изготовления и отделки пижамы, подготовлены необходимые инструменты и материалы, проработана техника безопасности работы и ними. Изготовление пижамы и портфолио к проекту соответствовало графику маршрутной карты.
Проект прошел публичную защиту в форме доклада с презентацией.
Выполняя данную проектную работу, я: совершенствовала практические навыки в области технологии изготовления пижамы, усовершенствовала навыки шитья; поняла, что по эскизу можно очень просто выполнить выкройку; выявила возможности экономии средств на наряды;
показала, что шить пижаму не сложно.
Поставленные цель и задачи были выполнены в полном объеме.
4.2 Рефлексия
Я полностью довольна своей работой! Пижама хорошо сидит на фигуре, выглядит очень необычно и элегантно. Изделие красиво, удобно в носке, не стесняет движений. Отделка оригинальна, гармонично сочетается с изделием. Пижама имеет выгодную себестоимость.
В ходе работы над проектом, разработана технологическая карта, с подробным описанием изготовления. Задуманный проект завершен и может служить наглядным пособием при изучении раздела «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов».
5. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. История пижамы [Электронный ресурс] // Википедия. – Режим доступа: https://atlastkani.ru/textile/himicheskie/sinteticheskie/armani-shelk.html (дата обращения: 02.03.2020)
2. Конышева, Н.М. Проектная деятельность младших школьников на уроках технологии: Книга для учителя начальных классов / Н.М. Конышева. – Смоленск : Ассоциация 21 век, 2006. – 48 с.
3. Макленкова, С.Ю. Моделирование и конструирование одежды : учебное пособие / С.Ю. Макленкова, И.В. Максимкина. – М. : МПГУ, 2018. – 84 с.
4. Новиков, А.М. Образовательный проект: методология образовательной деятельности / А.М. Новиков. – М. : ЭГВЕС, 2004. – 488 с.
5. Труханова, А.Т. Технология женской и детской легкой одежды [Текст] : учебник для нач. проф. образования / А.Т. Труханова. – 3-е изд., стереотип. – М. : Высш. шк. ; М. : Академия, 2001. – 416 с.
6. Школа шитья /Пер. О. Озеровой. – М. : Изд-во Эксмо,2004. – 416 с.