Долгое время господствовало мнение, что преподавателем учебного заведения, готовящего специалистов с высшим образованием, может быть любой человек, занимающийся наукой профессионально. Однако, как оказалось, профессиональные научные способности не всегда сочетаются с профессиональными педагогическими. Практика убедительно доказывает, что быть успешным ученым не значит быть успешным преподавателем. Речь идет о том, что недостаточно профессионально владеть системой знаний, умений и навыков, необходимо уметь взаимодействовать с различными участниками педагогического процесса, уметь работать со студенческой аудиторией, психологически воздействовать на нее.
Говоря о педагогической культуре преподавателя высшей школы, мы отмечаем его совершенные профессиональные компетентности в сочетании с личностными качествами, с сформированностью его мировоззренческой культуры и системы ценностей, с его коммуникативностью, содержащими альтруистические эмоции и социальное родство. Именно преподаватель в высшей школе должен уметь определить путь студента к успеху и поддерживать его на каждом шагу.
Педагогическую культуру мы рассматриваем как уровень овладения педагогической теорией и практикой, современными педагогическими технологиями, способами творческой саморегуляции индивидуальных возможностей личности в педагогической деятельности. Профессиональная культура учителя, как сущностная характеристика его личности в сфере профессиональной деятельности, представляет собой системное образование. Признавая глубину и обоснованность системы компонентов педагогической культуры, рассмотрим другую, более общую совокупность основных компонентов, включающих: аксиологический, технологический, эвристический и личностный [6].
Рассмотрим подробно каждый из этих компонентов педагогической культуры.
Аксиологический компонент содержит в себе усвоение и принятие учителем ценностей педагогического труда:
а) профессионально-педагогические знания (психологические; историко-педагогические, закономерности целостного педагогического процесса, особенности детского возраста, правовые и др.) и мировоззрение;
б) педагогическое мышление и рефлексия;
в) педагогический такт и этика. Важное место в структуре педагогической культуры занимает ее мировоззренческий компонент, представляющий собой процесс и результат формирования педагогических убеждений, процесс определения учителем своих интересов, предпочтений, ценностных ориентации в педагогической сфере [5].
Учитель должен активно включаться в процессы рефлексии, профессионального самоосознания, результатом которой: станет формирование и становление его профессиональных позиций. Формирование у будущих педагогов культуры умственного труда предполагает работу с ними по таким направлениям:
– самовоспитание и воспитание учащихся:
– соблюдение гигиенических требований, режима;
– ознакомление с элементами НОТ;
– усвоение правил техники безопасности, гигиены: и санитарии;
– учѐт биоритмов в работе;
– повышение мотивации труда:
– использование различных средств восстановления работоспособности;
– учет в учебной деятельности психологических механизмов и свойств внимания, памяти, мышления, воображения, закономерностей и механизмов формирования знаний, умений и навыков, отношений, творческих способностей;
– овладение приемами учебной деятельности и мыслительными операциями [2].
Технологический компонент педагогической культуры. Технологический компонент раскрывает ее технологический аспект, способы и приѐмы взаимодействия участников образовательного процесса в культуре общения, в том числе и речевого, активное использование педагогической техники, информационных и образовательных технологий и т.д. Этот компонент культуры учителя характеризуется степенью осознанности им необходимости развития всего спектра собственных педагогических способностей, как залог успешности его профессиональной деятельности, предупреждения вероятных педагогических ошибок, а также осмысленностью наиболее рациональных способов развития педагогических способностей [1].
Культура педагогической деятельности формируется в процессе практической работы путем более детального освоения и творческого применения достижений специальных, психолого-педагогических, социально-гуманитарных наук и передового опыта. К элементам деятельностной культуры педагога обычно относят:
– знания и умения по содержанию, методике и организации учебно-воспитательной работы;
– педагогическое мышление;
– педагогические умения (гностические, перцептивные, конструктивные, проективные, коммуникативные, экспрессивные, организаторские);
– педагогическую технику;
– педагогическую саморегуляцию [5].
Эвристический компонент педагогической культуры. Учитель эвристической ориентации обладает следующими качествами:
– осознает смысл и цели образовательной деятельности по своему предмету или видам деятельности, связывает их с творческой самореализацией природных возможностей детей; имеет собственную образовательную позицию, которую соотносит с позицией других учителей и школы в целом; умеет ставить образовательные цели по предмету, достигать и переопределять их в ходе обучения;
– умеет составить целостную образовательную программу, учитывающую реальных детей, образовательные стандарты, общешкольные установки, свои педагогические ориентиры; соотносит происходящую реальность с составленной программой, корректирует образовательный процесс;
– наделен способностями видеть индивидуальные способности учеников и выстраивать их обучение в соответствии с индивидуальностью каждого; способен организовать сопровождающее обучение, т.е. обеспечивать рождение детских творческих результатов и помогать их развитию;
– владеет формами и методами сопровождающего обучения: использует личный опыт и мотивы учеников, помогает им поставить цель, обеспечивает их выбором видов деятельности, учит соотносить свою цель с результатом, применяет доступные детям формы рефлексии и самооценки;
– способен изменять задачи урока в соответствии с изменяющейся реальностью; умеет увидеть детские открытия и иные формы культурного самовыражения учеников, помогает их развитию; владеет различными формами организации индивидуальных творческих работ учеников и их защит;
– умеет подготовить качественную характеристику образовательных изменений ученика, оценить многообразную палитру развития его личностных качеств;
– способен к личностному творческому росту, рефлексивной деятельности осознанию собственных изменений [3].
Личностный компонент – проявляется в самореализации сущностных сил педагога – потребностей, способностей, интересов, дарований в педагогической деятельности. Это и культура внешнего вида, физическая культура, этика и этическая культура [2].
Кроме изложенных компонентов, выделяют так же психологические функции педагогической деятельности [4]. Это информационная функция (владение материалом и искусством его подачи); развивающая (управление развитием личности школьника в целом); ориентационная (направленность личности, ее мотивы, идеалы); мобилизационная (активизация умственной деятельности учащихся, развитие их самостоятельности); исследовательская (творческий поиск в педагогическом процессе, умение провести эксперимент, обобщить опыт и постоянно совершенствовать свое мастерство).
Таким образом, педагогическая культура представляет собой часть общечеловеческой культуры, в которой с наибольшей полнотой запечатлелись духовные и материальные ценности образования и воспитания, а также способы творческой педагогической деятельности, необходимые для обслуживания исторического процесса смены поколений, социализации личности.
Список литературы:
Алова, H.H. Основные противоречия формирования и развития педагогической культуры / Н.Н. Алова // Международная конференция «Современные научные достижения» (номер _124691_). – Прага, Чехия, 2012. – С. 16-19.
Булынский, Н.Н. Структуризация содержания педагогического компонента профессионально-педагогического образования как фактор формирования компетентности студентов вуза / Н.Н. Булынский // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2011. – № 2 (121). – С. 94-97. – Библиогр.: с. 97.
Ермоленко, М.Н. Введение в педагогическую деятельность: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / М.Н. Ермоленко, В.А. Мижерикова. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 268 с.
Минияров, B.M. Характеристика компонентов профессиональной педагогической деятельности / B.M. Минияров, A.Л. Лосев // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 10 (часть 2) – С. 353-356.
Сластенин, В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 576 с.
Успенский, В.Б. Введение в психолого-педагогическую деятельность: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / В.Б. Успенский, А.П. Чернявская. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 176 с.