Компоненты педагогического образования - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Компоненты педагогического образования

Тутун А.А. 1
1Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно- педагогический университет имени Февзи Якубова»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Долгое время господствовало мнение, что преподавателем учебного заведения, готовящего специалистов с высшим образованием, может быть любой человек, занимающийся наукой профессионально. Однако, как оказалось, профессиональные научные способности не всегда сочетаются с профессиональными педагогическими. Практика убедительно доказывает, что быть успешным ученым не значит быть успешным преподавателем. Речь идет о том, что недостаточно профессионально владеть системой знаний, умений и навыков, необходимо уметь взаимодействовать с различными участниками педагогического процесса, уметь работать со студенческой аудиторией, психологически воздействовать на нее.

Говоря о педагогической культуре преподавателя высшей школы, мы отмечаем его совершенные профессиональные компетентности в сочетании с личностными качествами, с сформированностью его мировоззренческой культуры и системы ценностей, с его коммуникативностью, содержащими альтруистические эмоции и социальное родство. Именно преподаватель в высшей школе должен уметь определить путь студента к успеху и поддерживать его на каждом шагу.

Педагогическую культуру мы рассматриваем как уровень овладения педагогической теорией и практикой, современными педагогическими технологиями, способами творческой саморегуляции индивидуальных возможностей личности в педагогической деятельности. Профессиональная культура учителя, как сущностная характеристика его личности в сфере профессиональной деятельности, представляет собой системное образование. Признавая глубину и обоснованность системы компонентов педагогической культуры, рассмотрим другую, более общую совокупность основных компонентов, включающих: аксиологический, технологический, эвристический и личностный [6].

Рассмотрим подробно каждый из этих компонентов педагогической культуры.

Аксиологический компонент содержит в себе усвоение и принятие учителем ценностей педагогического труда:

а) профессионально-педагогические знания (психологические; историко-педагогические, закономерности целостного педагогического процесса, особенности детского возраста, правовые и др.) и мировоззрение;

б) педагогическое мышление и рефлексия;

в) педагогический такт и этика. Важное место в структуре педагогической культуры занимает ее мировоззренческий компонент, представляющий собой процесс и результат формирования педагогических убеждений, процесс определения учителем своих интересов, предпочтений, ценностных ориентации в педагогической сфере [5].

Учитель должен активно включаться в процессы рефлексии, профессионального самоосознания, результатом которой: станет формирование и становление его профессиональных позиций. Формирование у будущих педагогов культуры умственного труда предполагает работу с ними по таким направлениям:

– самовоспитание и воспитание учащихся:

– соблюдение гигиенических требований, режима;

– ознакомление с элементами НОТ;

– усвоение правил техники безопасности, гигиены: и санитарии;

– учѐт биоритмов в работе;

– повышение мотивации труда:

– использование различных средств восстановления работоспособности;

– учет в учебной деятельности психологических механизмов и свойств внимания, памяти, мышления, воображения, закономерностей и механизмов формирования знаний, умений и навыков, отношений, творческих способностей;

– овладение приемами учебной деятельности и мыслительными операциями [2].

Технологический компонент педагогической культуры. Технологический компонент раскрывает ее технологический аспект, способы и приѐмы взаимодействия участников образовательного процесса в культуре общения, в том числе и речевого, активное использование педагогической техники, информационных и образовательных технологий и т.д. Этот компонент культуры учителя характеризуется степенью осознанности им необходимости развития всего спектра собственных педагогических способностей, как залог успешности его профессиональной деятельности, предупреждения вероятных педагогических ошибок, а также осмысленностью наиболее рациональных способов развития педагогических способностей [1].

Культура педагогической деятельности формируется в процессе практической работы путем более детального освоения и творческого применения достижений специальных, психолого-педагогических, социально-гуманитарных наук и передового опыта. К элементам деятельностной культуры педагога обычно относят:

– знания и умения по содержанию, методике и организации учебно-воспитательной работы;

– педагогическое мышление;

– педагогические умения (гностические, перцептивные, конструктивные, проективные, коммуникативные, экспрессивные, организаторские);

– педагогическую технику;

– педагогическую саморегуляцию [5].

Эвристический компонент педагогической культуры. Учитель эвристической ориентации обладает следующими качествами:

– осознает смысл и цели образовательной деятельности по своему предмету или видам деятельности, связывает их с творческой самореализацией природных возможностей детей; имеет собственную образовательную позицию, которую соотносит с позицией других учителей и школы в целом; умеет ставить образовательные цели по предмету, достигать и переопределять их в ходе обучения;

– умеет составить целостную образовательную программу, учитывающую реальных детей, образовательные стандарты, общешкольные установки, свои педагогические ориентиры; соотносит происходящую реальность с составленной программой, корректирует образовательный процесс;

– наделен способностями видеть индивидуальные способности учеников и выстраивать их обучение в соответствии с индивидуальностью каждого; способен организовать сопровождающее обучение, т.е. обеспечивать рождение детских творческих результатов и помогать их развитию;

– владеет формами и методами сопровождающего обучения: использует личный опыт и мотивы учеников, помогает им поставить цель, обеспечивает их выбором видов деятельности, учит соотносить свою цель с результатом, применяет доступные детям формы рефлексии и самооценки;

– способен изменять задачи урока в соответствии с изменяющейся реальностью; умеет увидеть детские открытия и иные формы культурного самовыражения учеников, помогает их развитию; владеет различными формами организации индивидуальных творческих работ учеников и их защит;

– умеет подготовить качественную характеристику образовательных изменений ученика, оценить многообразную палитру развития его личностных качеств;

– способен к личностному творческому росту, рефлексивной деятельности осознанию собственных изменений [3].

Личностный компонент проявляется в самореализации сущностных сил педагога потребностей, способностей, интересов, дарований в педагогической деятельности. Это и культура внешнего вида, физическая культура, этика и этическая культура [2].

Кроме изложенных компонентов, выделяют так же психологические функции педагогической деятельности [4]. Это информационная функция (владение материалом и искусством его подачи); развивающая (управление развитием личности школьника в целом); ориентационная (направленность личности, ее мотивы, идеалы); мобилизационная (активизация умственной деятельности учащихся, развитие их самостоятельности); исследовательская (творческий поиск в педагогическом процессе, умение провести эксперимент, обобщить опыт и постоянно совершенствовать свое мастерство).

Таким образом, педагогическая культура представляет собой часть общечеловеческой культуры, в которой с наибольшей полнотой запечатлелись духовные и материальные ценности образования и воспитания, а также способы творческой педагогической деятельности, необходимые для обслуживания исторического процесса смены поколений, социализации личности.

Список литературы:

Алова, H.H. Основные противоречия формирования и развития педагогической культуры / Н.Н. Алова // Международная конференция «Современные научные достижения» (номер _124691_). – Прага, Чехия, 2012. – С. 16-19.

Булынский, Н.Н. Структуризация содержания педагогического компонента профессионально-педагогического образования как фактор формирования компетентности студентов вуза / Н.Н. Булынский // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2011. – № 2 (121). – С. 94-97. – Библиогр.: с. 97.

Ермоленко, М.Н. Введение в педагогическую деятельность: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / М.Н. Ермоленко, В.А. Мижерикова. М.: Педагогическое общество России, 2002. 268 с.

Минияров, B.M.   Характеристика компонентов профессиональной педагогической деятельности / B.M. Минияров,  A.Л. Лосев // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 10 (часть 2) – С. 353-356.

Сластенин, В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 576 с.

Успенский, В.Б. Введение в психолого-педагогическую деятельность: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / В.Б. Успенский, А.П. Чернявская. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 176 с.

Просмотров работы: 47