ВЫЯВЛЕНИЕ СБИВАЮЩИХ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПОДАЧИ В ВОЛЕЙБОЛЕ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ВЫЯВЛЕНИЕ СБИВАЮЩИХ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПОДАЧИ В ВОЛЕЙБОЛЕ

Валиев И.Р. 1, Коновалов И.Е. 1, Данилова Г.Р. 1
1Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация. В исследовании представлены выявленные нами сбивающие факторы оказывающие влияние на результативность подачи в волейболе. Выявленные факторы можно разделить на две группы: внутренние и внешние. К внутренним факторам можно отнести факторы отражающие состояние игрока, его уровень подготовленности физической, технической, тактической и особенно психологической. К внешним факторам можно отнести факторы, характеризующие окружающую среду, в которой находится спортсмен в период проведения соревнований. Ключевые слова: волейбол, подача, сбивающие факторы результативной подачи в волейболе.

Annotation. The study presents the identified knocking factors that affect the effectiveness of serving in volleyball. The identified factors can be divided into two groups: internal and external. Internal factors include factors that reflect the player's condition, level of physical, technical, tactical, and especially psychological readiness. External factors include factors that characterize the environment in which the athlete is located during the competition.

Keywords: volleyball, serve, knocking down factors of effective serve in volleyball.

Актуальность. Подача является одним из самых важных элементов в волейболе – это оружие, которое можно использовать в достижении общей цели команды – победе [1].

Подача в волейболе – это единственный элемент техники в волейболе, где игрок находится за площадкой, наедине с мячом. На подготовку выполнения подачи отводится 8 секунд и от морального состояния волейболиста, от его умения концентрироваться зависит эффективность выполнения данного технического элемента [2].

Показатели эффективности и результативности подачи в мужском волейболе в зависимости от попадания в 1, 5 и 6‑ю зоны составляют: эффективность – 78–79 %, результативность 13–14 %. Однако следует отметить, что количество потерь в 2–3 раза выше, чем количество выигрышей с подачи, что подтверждают показатели результативности этого технического элемента. Наибольшее количество ошибок приходится на подачу в аут за лицевую линию - 65% от всех ошибок при подачах во время матчей. Каждая третья скоростная подача в прыжке направлена в сетку, что составило 30% от всех ошибок, подачи в аут за боковые линии составили 5%[3].

Результативность выполнения подачи в волейболе зависит от факторов, которые затрагивают весь спектр спортивной подготовки волейболиста, его физической, технической, тактической и особенно психологической подготовленности [4].

Цель исследования. Выявление сбивающих факторов, влияющих на результативность подачи в волейболе.

Результаты исследования. Игровая деятельность в современном волейболе отличается многократными скоростными рывками, угловыми ускорениями, падениями, прыжками и резкими остановками для выполнения тех или иных технико-тактических действий, суммарное действие которых вызывают скрытые признаки «укачивания» тела игроков. А состояние укачивания тела, как известно, сопровождается потерей равновесия тела, дискоординацией движения и снижением его точности из-за нарушения пространственно-временного и силового режима работы нервно-мышечных систем управления движениями. Вот почему, даже самые опытные волейболисты нередко допускают ошибки при подачах, направляя мяч либо в сетку, либо за пределы площадки или просто подают ни туда, куда необходимо для достижения результата [5].

Можно представить, как спортсмен стоит с мячом в руках на лицевой линии волейбольной площадки, и смотрит на сторону, где стоит соперник. Перед ним несколько принимающих игроков, его задача «максимум» выиграть очко сразу, или «минимум» затруднить приём, что тоже помогло бы команде.

Как правило, тренер требует от подающего игрока, выполнять более сложную подачу, указывая номер зоны, в которую он должен подать.

Если игрок будет выполнять очень простую подачу, то соперник с легкостью примет мяч и проведёт сильнейшую контратаку, а вот при потере подачи, команда теряет не только очко, но и морально-волевой дух. Не зависимо от того, конец это партии или всей игры, выполнить эффективную подачу игроку мешает ряд сбивающих факторов.

Факторы, влияющие на результативность подачи в волейболе условно можно разделить на две группы: внутренние и внешние.

К внутренним факторам, являющимся причиной потери подач мяча в волейболе или их неточной реализации, являются следующие:

- недостаточная психоэмоциональная готовность к выполнению надежной результативной подачи. В концовках партии чувство ответственности ложится тяжелым грузом на психику спортсмена, он начинает контролировать каждое своё игровое действие, больше внимание уделяет на допускаемые им ошибки, все это ведет к нервнопсихическому напряжению и подавленному состоянию.

- слабая технико-тактическая подготовленность к выполнению надежной результативной подачи. Несовершенная техническая подготовка спортсмена нарушает его игровое внимание. В конечном итоге такое помеховлияние оказывается для него тяжело преодолимым.

- отсутствие устойчивого навыка: несистемная отработка подач, выполняемых в уязвимые точки площадки;

- недостаточное развитие физической силы ведущей руки, с учётом кинематической структуры реализуемого вида подачи.

К внешним сбивающим факторам, влияющим на результативность подачи можно отнести:

1. Действия и поведение окружающих людей (высокий тон тренера, замечания партнёров по команде, зрители, присутствие близких людей). Личные взаимоотношения в команде – это источники сбивающих факторов на создание коллектива, способного показать хороший результат. Грубое слово, упрек или замечания тренера или партнера по команде после неудачно сыгранного мяча – вызывают неуверенность и отвлекают от игры. Общий гул в спортивном зале раздражает спортсменов, мешает слушать указания тренера, нарушает процесс общения с игроками, поэтому даже хорошо подготовленную команду может «сломать» натиск болельщиков.

2. Игровые действия соперника (безошибочная игра, незнакомые комбинации, быстрый темп игры, стабильная и сильная подача).  Впервые встречаясь с дезориентирующим воздействием соперника, игрок оказывается на какой-то момент лишенным возможности успешно выполнять свои игровые обязанности.

3. Новизна условий соревнований:

- температурный фактор, неудобная форма. Если соревнования проводятся в очень холодном зале, то в этом случае организм спортсменов нужно более длительно и активно готовить к игре. Вследствие чего нарушается привычный ритуал разминки. Возникает проблема с заменой игроков, что ведет к нарушению тактических правил тренера.

- игра в день приезда (на игре менее подвижен, тяжело привыкнуть к новому залу, отсутствует настрой на игру).

- игра в маленьком зале. Из-за низких потолков и ограниченных игровых возможностей зала у игроков теряется чувство площадки.

- оборудование зала (освещение, покрытие). Если при подбросе мяч теряется в лучах прожекторов, то это становится большой проблемой для игроков. А плохое сцепление подошвы спортивной обуви с покрытием заставляет игрока быть осторожным в движениях, следовательно, игрок начинает не дорабатывать на площадке, из-за страха неудачно упасть и получить травму.

Средства для минимизации выявленных сбивающих факторов при подаче:

1. Перед подачей рекомендуется сконцентрироваться не на результате будущей подачи, а на том куда подать, с каким усилием, как правильно выполнить все этапы подачи – разбег, прыжок и удар.

2. На тренировках подача традиционно отрабатывается в концовке занятий и не в условиях острого последействия скоростных игровых нагрузок. Следует полагать, что серийная отработка подач по ходу тренировочных занятий на фоне экстренного последействия различных скоростных игровых нагрузок может привести к формированию надёжности их выполнения.

3. Чем больше волейболист мотивирован на достижение успеха на подаче, тем меньше сбивающие факторы оказывают негативное влияние на психологический настрой и выполнение игровых функций волейболиста.

Вывод. По итогам проведенного исследования нами выявлены сбивающие факторы оказывающие влияние на результативность подачи в волейболе. Такие факторы можно разделить на две группы: внутренние и внешние. К внутренним факторам можно отнести факторы отражающие состояние игрока, его уровень подготовленности физической, технической, тактической и особенно психологической. К внешним факторам можно отнести факторы, характеризующие окружающую среду, в которой находится спортсмен в период проведения соревнований.

Список литературы

1. Коруковец, А.П. Некоторые особенности подачи мяча в волейболе / А.П. Коруковец, Н.Б. Кутергин, А.В. Горбатенко // Проблемы современного педагогического образования. – 2018. – № 60-4. – С.224-226.

2. Данилова, Г.Р. Теория и практика волейбола: краткий курс: учебное пособие / Г.Р. Данилова, Е.В. Невмержицкая, И.Е. Коновалов, К.А. Баранова, В.А. Макаров. - Казань: Отечество, 2019. - 195 с.

3. Дворников А.В. Анализ эффективности и результативности скоростной подачи в прыжке в волейболе в зависимости от ее направления/ А.В. Дворников, Л.В. Булыкина, В.А. Григорьев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2017. – С.30-31.

4. Хорева, Ю.А. Психологическое влияние сбивающих факторов на соревновательную деятельность волейболистов : автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. псих. наук: 19.00.01/ И.Ф. Файзуллин –Москва, 2015. – 11-12 с.

5. Пулатов, А.А. Явление укачивания при занятиях волейболом и его влияние на результативность подач / А.А. Пулатов // Лучшая научная статья 2017. – 2017. – С.215-218.

Просмотров работы: 96