Состояние региональной экономики во многом определяется развитием системы внутренних рынков, одним из которых является потребительский рынок. Региональный потребительский рынок – это сложная система, состоящая из большого числа взаимосвязанных элементов, представляющая собой совокупность взаимоотношений между производителем и потребителем по поводу купли-продажи товаров или услуг на региональном уровне. Важными определяющими факторами данного рынка являются особенности спроса и предложения конкретного территориально-административного образования и конъюнктура рынка. Следовательно, основной целью является удовлетворение потребностей и обслуживание покупателей.
По своему удельному весу потребительский рынок занимает первое место среди других рынков региона. Он обеспечивает соответствие производимых товаров и услуг платежеспособному спросу и потребностям населения, а также охватывает всю сферу производства, реализации и потребления готовой продукции.
Потребительский рынок региона является одной из главной составляющей структуры рыночной экономики, где доля ВНП, произведенная бизнесом в виде товаров и услуг покупается потребителями региона для личного использования.
Региональный потребительский рынок выполняет ряд важных функций:
определение стоимости товаров и услуг, доведение продукта труда до конечного потребителя;
обеспечение непрерывной связи продавца и покупателя с помощью актов купли-продажи, согласование коммерческих интересов экономических агентов;
стимулирует производителей понижать индивидуальные затраты, повышая общественную полезность товаров и услуг, их качество, производство и эффективность издержек;
усиление конкуренции между производителями на рынке;
определение равновесной цены с помощью соотношения цен на различные товары;
распределение товаров и услуг между различными социальными группами региона
формирует целостность связей рынка региона и межрегиональной торговли [4].
На потребительском рынке представлены продовольственные (пищевая продукция) и непродовольственные (одежда, бытовая техника, мебель, посуда, лекарства и т.д.) товары. Также на нем предоставляется недвижимость и оказываются разного рода услуги.
Спрос и предложение – два основных фактора, регулирующих механизмы потребительского рынка.
Главным фактором, влияющим на спрос является цена, т.к. доходы покупателя ограничены, а потребности постоянно растут. Также влияние оказывают неценовые факторы, такие как: вкусы и предпочтения потребителей, ожидания, модные тенденции и др. Следовательно, наш выбор зачастую зависит от полезности того или иного товара либо услуги. Под полезностью мы понимаем ценность какого-либо продукта, его необходимость для удовлетворения наших потребностей и его превосходство над другими подобными товарами.
Именно наши потребности и предпочтения оказывают влияние на формирование конкуренции среди продавцов, предлагающих свой товар на рынке. Предложение формируется под действием цены. Также большую роль играют: цены на комплектующие и сырье, характер используемой технологии, налоги и субсидии, количество продавцов и т.д.
Предприниматель стремится не только реализовать свою продукцию на рынке, но еще завоевать доверие потребителя и получить выгоду, продав товар подороже. Тем не менее, рынок всегда стремится к положению равновесия и к равновесной цене, приемлемой для продавца и покупателя.
Исходя из всего этого выделяют факторы, оказывающие влияние на эффективность регионального потребительского рынка:
обеспечение равного доступа на рынок всех экономических субъектов (предпринимателей, продавцов, покупателей);
мобильность факторов производства, движение материальных, денежных и трудовых ресурсов;
отсутствие монополий и чрезмерного вмешательства государства;
общая ситуация, складывающаяся в стране на данный момент и состояние экономики в целом [4].
Проводятся различные исследования потребительского рынка региона с целью выявления закономерностей поведения покупателей.
Так выделяются основные этапы его изучения:
Выявление спроса населения региона на соответствующие товары.
На этом этапе изучается информация, позволяющая прогнозировать структуру и емкость рынка, а также сдвиги в изменении географии производства и потреблении товаров.
Платежеспособный спрос населения измеряется суммой денежных ресурсов, которые могут быть направлены на приобретение товаров и оказание услуг. Структура такого спроса находится в прямой зависимости от заработной платы, денежных пособий, выплат и дивидендов.
Таким образом, любой кризис в российской экономике ведет к нестабильности спроса и предложения, перепадам доходов и потребления, нарушению рыночного равновесия, снижению стимула к труду и т.д.
Исследование динамики производства товаров массового потребления в регионе.
На втором этапе проводится оценка инфляционных процессов и состояние экономики страны в целом, после чего происходит расчет объема производства товаров и услуг с целью их эффективного использования в зависимости от внешних условий на данный момент.
Определение объема, качества и ассортимента товаров, поступающих из других регионов и из-за рубежа.
Оценка характера и качества предоставляемых покупателям услуг, цен на товары и услуги, их динамики.
Рассмотрение методов и систем сбыта товаров, сервисное обслуживание и т.д. [3].
В современном мире многие фирмы и компании, ориентируясь на потребительский спрос, проводят различные маркетинговые исследования, позволяющие влиять на производство товаров.
Теперь перейдем к анализу потребительского рынка Ивановской области. Основной состав ресурсов Ивановской области включает в себя: социально-трудовые, инновационные, финансово-инвестиционный и технологический. Именно они оказывают влияние на развитие потребительского рынка. Учитывая многообразие этих факторов, главную роль играет социально-трудовые ресурсы, представленные населением региона:
во-первых, они являются основным источником рабочей силы для субъектов, предлагающих свой товар на рынке;
во-вторых, способствуют формированию платежеспособного спроса, выступая в роли потребителей товаров и услуг.
Таблица 1. Характеристика оборота потребительского рынка Ивановской области в январе-декабре 2018 года [1]
Показатели |
Значение, млн рублей |
Отклонение от предыдущего года в сопоставимых ценах, % |
Доля в общем обороте потребительского рынка региона, % |
Оборот розничной торговли |
162114 |
0,2 |
76,0 |
Оборот общественного питания |
6375,1 |
4,2 |
3,0 |
Объём платных услуг населению |
44824,4 |
-1,2 |
21,0 |
Итог |
213313,5 |
- |
100,0 |
По результатам исследования динамики социально-трудовых ресурсов Ивановской области в период с 2008 по 2017 года, можно выделить тот факт, что почти за десять лет в регионе произошло снижение численности экономически активного населения на 6 % (31 тыс. чел.). Тем не менее, увеличился показатель демографической нагрузки, показывающий число лиц нетрудоспособного возраста, приходящихся на 1000 человек трудоспособного.
Таблица 2. Состав показателей социально-трудового потока региона [1]
Характеристики потока ресурсов |
Показатели, характеризующие состояние рынка труда региона |
Показатели, определяющие величину платежеспособного спроса населения региона |
Мощность |
Численность экономического активного населения |
Реальные доходы населения Среднедушевые денежные доходы населения за год Коэффициент демографической нагрузки |
Реновация |
Число родившихся на 1000 чел. населения Миграционный прирост (убыль) населения |
– |
Конфликтность |
Уровень безработицы |
Соотношение среднего размера пенсии к величине прожиточного минимума Децильный коэффициент |
Эффективность |
Индекс производительности труда на предприятиях потребительского рынка |
Отношение среднедушевых денежных доходов населения к величине прожиточного минимума |
Негативные тенденции наблюдаются в миграционном приросте и числе родившегося на 10 тыс. чел. населения. Позитивные изменения наблюдаются в уровне безработицы, однако это только по официальным данным, не учитывая скрытую безработицу. Отрицательную динамику имеет и эффективность социально-трудового потока как показатель производительности труда.
На 1 января 2020 года в городе Иваново осуществлялась деятельность 191 предприятия розничной и оптовой торговли, 45 предприятий общественного питания и 28 предприятий бытового обслуживания.
Рисунок 1. Площадь торговых объектов Ивановского региона [2]
На основе анализов показателей социально-трудовых ресурсов Ивановского региона можно сказать, что наблюдаются негативные тенденции их динамики. Чтобы это изменить, нужно в первую очередь оказывать влияние на стимулирование труда с помощью: премий; возможности профессионального и служебного роста; возможности к самореализации и самосовершенствованию. Показатели социально-трудовых ресурсов напрямую связанны с емкостью потребительского рынка. Таким образом, предлагаемые мероприятия в данной сфере благотворно скажутся на состоянии потребительского рынка региона.
Список литературы:
1. Голышева Е.Е. Анализ социально-трудовых показателей развития потребительского рынка Ивановской области // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2019. – № 5-1. – С. 51-55;
URL: https://www.vaael.ru/ru/article/view?id=458 (дата обращения: 19.11.2020).
2. Потребительский рынок Ивановского муниципального района. – Администрация Ивановского муниципального района. – Режим доступа: http://ivrayon.ru/economic-development/economy/potrebitelskiy-rynok/ (дата обращения: 21.10.2020).
3. Роль в удовлетворении запросов потребителей региона. – Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина. – Режим доступа:https://studopedia.net/4_60688_regionalniy-potrebitelskiy-rinok-ego.html(дата обращения: 02.05.2018).
4. Анализ регионального потребительского рынка. – Режим доступа: https://revolution.allbest.ru/economy/00353522_0.html (дата обращения: 16.01.2014).