К вопросу о роли и значении потребительского рынка региона - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

К вопросу о роли и значении потребительского рынка региона

Краев А.В. 1
1ИФ РЭУ им Г. В Плеханова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Состояние региональной экономики во многом определяется развитием системы внутренних рынков, одним из которых является потребительский рынок. Региональный потребительский рынок – это сложная система, состоящая из большого числа взаимосвязанных элементов, представляющая собой совокупность взаимоотношений между производителем и потребителем по поводу купли-продажи товаров или услуг на региональном уровне. Важными определяющими факторами данного рынка являются особенности спроса и предложения конкретного территориально-административного образования и конъюнктура рынка. Следовательно, основной целью является удовлетворение потребностей и обслуживание покупателей.

По своему удельному весу потребительский рынок занимает первое место среди других рынков региона. Он обеспечивает соответствие производимых товаров и услуг платежеспособному спросу и потребностям населения, а также охватывает всю сферу производства, реализации и потребления готовой продукции.

Потребительский рынок региона является одной из главной составляющей структуры рыночной экономики, где доля ВНП, произведенная бизнесом в виде товаров и услуг покупается потребителями региона для личного использования.

Региональный потребительский рынок выполняет ряд важных функций:

определение стоимости товаров и услуг, доведение продукта труда до конечного потребителя;

обеспечение непрерывной связи продавца и покупателя с помощью актов купли-продажи, согласование коммерческих интересов экономических агентов;

стимулирует производителей понижать индивидуальные затраты, повышая общественную полезность товаров и услуг, их качество, производство и эффективность издержек;

усиление конкуренции между производителями на рынке;

определение равновесной цены с помощью соотношения цен на различные товары;

распределение товаров и услуг между различными социальными группами региона

формирует целостность связей рынка региона и межрегиональной торговли [4].

На потребительском рынке представлены продовольственные (пищевая продукция) и непродовольственные (одежда, бытовая техника, мебель, посуда, лекарства и т.д.) товары. Также на нем предоставляется недвижимость и оказываются разного рода услуги.

Спрос и предложение – два основных фактора, регулирующих механизмы потребительского рынка.

Главным фактором, влияющим на спрос является цена, т.к. доходы покупателя ограничены, а потребности постоянно растут. Также влияние оказывают неценовые факторы, такие как: вкусы и предпочтения потребителей, ожидания, модные тенденции и др. Следовательно, наш выбор зачастую зависит от полезности того или иного товара либо услуги. Под полезностью мы понимаем ценность какого-либо продукта, его необходимость для удовлетворения наших потребностей и его превосходство над другими подобными товарами.

Именно наши потребности и предпочтения оказывают влияние на формирование конкуренции среди продавцов, предлагающих свой товар на рынке. Предложение формируется под действием цены. Также большую роль играют: цены на комплектующие и сырье, характер используемой технологии, налоги и субсидии, количество продавцов и т.д.

Предприниматель стремится не только реализовать свою продукцию на рынке, но еще завоевать доверие потребителя и получить выгоду, продав товар подороже. Тем не менее, рынок всегда стремится к положению равновесия и к равновесной цене, приемлемой для продавца и покупателя.

Исходя из всего этого выделяют факторы, оказывающие влияние на эффективность регионального потребительского рынка:

обеспечение равного доступа на рынок всех экономических субъектов (предпринимателей, продавцов, покупателей);

мобильность факторов производства, движение материальных, денежных и трудовых ресурсов;

отсутствие монополий и чрезмерного вмешательства государства;

общая ситуация, складывающаяся в стране на данный момент и состояние экономики в целом [4].

Проводятся различные исследования потребительского рынка региона с целью выявления закономерностей поведения покупателей.

Так выделяются основные этапы его изучения:

Выявление спроса населения региона на соответствующие товары.

На этом этапе изучается информация, позволяющая прогнозировать структуру и емкость рынка, а также сдвиги в изменении географии производства и потреблении товаров.

Платежеспособный спрос населения измеряется суммой денежных ресурсов, которые могут быть направлены на приобретение товаров и оказание услуг. Структура такого спроса находится в прямой зависимости от заработной платы, денежных пособий, выплат и дивидендов.

Таким образом, любой кризис в российской экономике ведет к нестабильности спроса и предложения, перепадам доходов и потребления, нарушению рыночного равновесия, снижению стимула к труду и т.д.

Исследование динамики производства товаров массового потребления в регионе.

На втором этапе проводится оценка инфляционных процессов и состояние экономики страны в целом, после чего происходит расчет объема производства товаров и услуг с целью их эффективного использования в зависимости от внешних условий на данный момент.

Определение объема, качества и ассортимента товаров, поступающих из других регионов и из-за рубежа.

Оценка характера и качества предоставляемых покупателям услуг, цен на товары и услуги, их динамики.

Рассмотрение методов и систем сбыта товаров, сервисное обслуживание и т.д. [3].

В современном мире многие фирмы и компании, ориентируясь на потребительский спрос, проводят различные маркетинговые исследования, позволяющие влиять на производство товаров.

Теперь перейдем к анализу потребительского рынка Ивановской области. Основной состав ресурсов Ивановской области включает в себя: социально-трудовые, инновационные, финансово-инвестиционный и технологический. Именно они оказывают влияние на развитие потребительского рынка. Учитывая многообразие этих факторов, главную роль играет социально-трудовые ресурсы, представленные населением региона:

во-первых, они являются основным источником рабочей силы для субъектов, предлагающих свой товар на рынке;

во-вторых, способствуют формированию платежеспособного спроса, выступая в роли потребителей товаров и услуг.

Таблица 1. Характеристика оборота потребительского рынка Ивановской области в январе-декабре 2018 года [1]

Показатели

Значение,

млн рублей

Отклонение от предыдущего года в сопоставимых ценах, %

Доля в общем обороте потребительского рынка региона, %

Оборот розничной торговли

162114

0,2

76,0

Оборот общественного питания

6375,1

4,2

3,0

Объём платных услуг населению

44824,4

-1,2

21,0

Итог

213313,5

-

100,0

По результатам исследования динамики социально-трудовых ресурсов Ивановской области в период с 2008 по 2017 года, можно выделить тот факт, что почти за десять лет в регионе произошло снижение численности экономически активного населения на 6 % (31 тыс. чел.). Тем не менее, увеличился показатель демографической нагрузки, показывающий число лиц нетрудоспособного возраста, приходящихся на 1000 человек трудоспособного.

Таблица 2. Состав показателей социально-трудового потока региона [1]

Характеристики потока ресурсов

Показатели, характеризующие состояние рынка труда региона

Показатели, определяющие величину платежеспособного спроса населения региона

Мощность

Численность экономического активного населения

Реальные доходы населения

Среднедушевые денежные доходы населения за год

Коэффициент демографической нагрузки

Реновация

Число родившихся на 1000 чел. населения

Миграционный прирост (убыль) населения

Конфликтность

Уровень безработицы

Соотношение среднего размера пенсии к величине прожиточного минимума

Децильный коэффициент

Эффективность

Индекс производительности труда на предприятиях потребительского рынка

Отношение среднедушевых денежных доходов населения к величине прожиточного минимума

Негативные тенденции наблюдаются в миграционном приросте и числе родившегося на 10 тыс. чел. населения. Позитивные изменения наблюдаются в уровне безработицы, однако это только по официальным данным, не учитывая скрытую безработицу. Отрицательную динамику имеет и эффективность социально-трудового потока как показатель производительности труда.

На 1 января 2020 года в городе Иваново осуществлялась деятельность 191 предприятия розничной и оптовой торговли, 45 предприятий общественного питания и 28 предприятий бытового обслуживания.

Рисунок 1. Площадь торговых объектов Ивановского региона [2]

На основе анализов показателей социально-трудовых ресурсов Ивановского региона можно сказать, что наблюдаются негативные тенденции их динамики. Чтобы это изменить, нужно в первую очередь оказывать влияние на стимулирование труда с помощью: премий; возможности профессионального и служебного роста; возможности к самореализации и самосовершенствованию. Показатели социально-трудовых ресурсов напрямую связанны с емкостью потребительского рынка. Таким образом, предлагаемые мероприятия в данной сфере благотворно скажутся на состоянии потребительского рынка региона.

Список литературы:

1. Голышева Е.Е. Анализ социально-трудовых показателей развития потребительского рынка Ивановской области // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2019. – № 5-1. – С. 51-55;

URL: https://www.vaael.ru/ru/article/view?id=458 (дата обращения: 19.11.2020).

2. Потребительский рынок Ивановского муниципального района. – Администрация Ивановского муниципального района. Режим доступа: http://ivrayon.ru/economic-development/economy/potrebitelskiy-rynok/ (дата обращения: 21.10.2020).

3. Роль в удовлетворении запросов потребителей региона.Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина. – Режим доступа:https://studopedia.net/4_60688_regionalniy-potrebitelskiy-rinok-ego.html(дата обращения: 02.05.2018).

4. Анализ регионального потребительского рынка. – Режим доступа: https://revolution.allbest.ru/economy/00353522_0.html (дата обращения: 16.01.2014).

Просмотров работы: 33