Идея усовершенствования образования в России предопределило начало нового шага в формировании отечественной школы и надобность в совершенствовании предметных основ образовательных дисциплин. Не стало исключением и образование школьников и студентов в области физической культуры. Основная проблема – это сохранение здоровья обучающихся. Именно она сейчас приобретает всё большую актуальность. По данным ежегодных медицинских осмотров за период школьного обучения здоровье детей ухудшается в несколько раз. Одна из важнейших задач преподавателя физической культуры – это сохранение и улучшения здоровья учеников. Поэтому педагоги используют оздоровительные технологии: фитнес, аэробика, а также нередко можно на занятии столкнуться с нетрадиционными и неспецифическими оздоровительными средствами: само-массаж, дыхательными упражнениями.
Очевидно, что традиционные, консервативные формы физической культуры устарели, но к счастью, продвижение в сфере педагогических технологий набирает обороты, и в этой статье мы рассмотрим инновационные технологии в развитии физической культуры. Для начала стоит определиться, что предполагается под понятием «Инновационные технологии» и «инновация» [1, с. 2].
«Инновация» – это внедренное, распространенное в практике образования новшество.
«Новшество» – это новая идея в практике любой деятельности, допустим, в образовании.
Но существует мнение что инновация – это не любое новшество, а только такое, которое серьёзно повышает эффективность действующей системы.
Под инновациями в обучении понимают новые методики образования, новые способы организации учебной деятельности, новшества в организации содержания образования, методы оценивания образовательного результата.
Организация процесса физического саморазвития обучающихся станет эффективной при соблюдении определенных педагогических условий: Наблюдение и изучение физических возможностей и за нравственным уровнем ученика, связь физического и нравственного воспитания, применение спортивно-видовой, общеразвивающей и оздоровительной направленности физического развития с учетом степени подготовленности, мотивов физкультурно-спортивной деятельности, спортивных интересов, психофизиологических особенностей, направленность педагогического процесса на преобразование потребностно-мотивационной среды. По моему мнению, педагогический процесс должен быть личностно-ориентирован, наполнен исследовательскими формами и работы и преподаватель больше времени должен уделять тому виду спорта, в методике преподавания которого он разбирается лучше.
Занятия необходимо выстраивать таким образом, чтобы обучающиеся задавались вопросом и сами находили пути решений. Преподаватель в свою очередь должен уметь правильно ставить наводящие вопросы или рассказывать так, чтобы занимающиеся сами делали основные выводы, опираясь на свой опыт, знания и понимание темы. При этом каждый обучающийся должен понимать и адекватно оценивать свои индивидуальные физические возможности и особенности помогающие достичь цели.
Каждый педагог вправе выбирать, какие инновационных технологий развития физической культуры использовать на уроке и физкультурном занятии, существует их множество, в данной статье будут представлены некоторые из них.
1. Здоровьесберегающие технологии.
Считается, что здоровьесберегающие технологии должны иметь место в работе каждого преподавателя физической культуры, тренера.
Цель: Обеспечить школьнику и дошкольнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него определенные навыки, знания и умения по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания, умения, навыки на практике [2, 102].
Здоровьесберегающие образовательные технологии имеют огромное значение, так как они влияют на здоровье и нормальное развитие обучающихся. Они основаны на возрастных особенностях детского организма, наилучшим образом сочетают двигательные и статистические нагрузки, уместно использование наглядности и сочетание разнообразных форм представления информации.
Какие здоровьесберегающие технологии можно использовать на уроках физкультуры?
Чередование видов деятельности.
Многообразие форм организации урока, чередование умственной и физической нагрузки обучающихся.
Дозировка знаний.
Давать задания, знания порционно, не допускать перегрузок при выполнении заданий, упражнений.
Занятия на свежем воздухе.
Преимуществ занятий на свежем воздухе масса: достаточное количество витамина D, закаливание (в холодный период времени) насыщение организма фитонцидами (летом), восстановление и поддержание необходимого обмена веществ, психологическую разгрузка и снятие нервных спазмов.
2. Личностно-ориентированная технология.
Личностно-ориентированная технология обучения может помочь в создании творческой атмосферы на уроке, а так же создает необходимые условия для развития индивидуальных способностей детей.
С целью стимуляции мышления участников образовательного процесса можно использовать технологию проблемного обучения, для формирования у учащихся объективной оценки своих успехов и достижений целесообразно использовать технологию самооценки (где обучающиеся определяют свою отметку по выполненному заданию). В каждом конкретном случае педагог использует подходящую технологию, в этом и заключается личностно-ориентированная технология.
3. Технология дифференцированного физкультурного образования.
Дифференцированное физкультурное образование – это направленное физическое формирование человека посредством развития его индивидуальных способностей. Это метод осуществления содержания дифференцированного физкультурного образования с помощью системы средств, методов, организационных форм, гарантирующий результативное достижение цели образования [3, 21].
Суть технологии дифференцированного физкультурного образования заключается в обучении единым методам с дальнейшей дифференциацией (выделение детали техники и разделение их по сложности) и объединение этих частей разными способами в зависимости от уровня технической подготовленности обучающихся, с целью более качественного выполнения упражнения.
Результативность инновационных технологий
В итоге использования вышеперечисленных технологий в повышении эффективности и качества урока физической культуры в современных условиях удается:
- выявить многосторонние способности детей;
- увеличить заинтересованность ребят и увлеченность предметом;
- научить обучающихся быть более уверенными в себе;
- научить детей использовать полученные знания в различных ситуациях;
- повысить качество знаний учащихся.
Здоровьесберегающие технологии, личностно – ориентированная технология, технология дифференцированного физкультурного образования – это важнейшие черты современного урока физической культуры.
В заключении хочется отметить, что применение инновационных технологий в физическом воспитании это творческий подход к педагогическому процессу с целью увеличить интерес к занятиям физической культуры и спортом – это главная цель, к которой мы идём в связи с задачей повышения уровня процесса обучения физической культуре для сохранения здоровья.
Список используемых источников:
Туник Е.Ю. Педагогическое мастерство преподавателя физического воспитания //Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. - 2008. - № 6. с. 2
Гараева Е.А. Здоровьесберегающие технологии в профессионально-педагогическом образовании / Е.А. Гараева. - М.: Бибком, 2013. с. 175
Антонов Ю. Е. Здоровый дошкольник. Оздоровительные технологии 21 века [Текст]/ Ю. Е.Антонов. - Москва: Аркти, 2001. с.75