СУЩНОСТЬ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ, ЕГО РОЛЬ В РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

СУЩНОСТЬ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ, ЕГО РОЛЬ В РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА

Фесенко А.А. 1
1ГБОУВО РК "Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность. Рассматривая школьный возраст как базовую ступень формирования личностных качеств, концепция непрерывного образования определяет сущность нового подхода к воспитанию и образованию, основанному на принципах вариативного содержания, педагогики развития, познания учеником мира через интересующие его виды деятельности.

Трудовое воспитание детей играет огромную роль в становлении личности. Ряд показателей – осознание цели деятельности и настойчивость в ее достижении; готовность доводить начатое дело до конца; проявление эмоционально-положительного отношения к труду; адекватная оценка результатов деятельности; аккуратность, старательность, бережное отношение к средствам и продуктам труда наиболее успешно формируются в дошкольном и младшем школьном возрасте. И если в этом возрасте у обучающихся не заложены основы трудолюбия, то их дальнейшая учебно-познавательная деятельность в средней и старшей школе становится проблематичной. Это, в свою очередь, накладывает отпечаток на процессы социальной адаптации и самостоятельной трудовой деятельности детей [1].

Современная система взглядов на основные проблемы, базовые принципы, цели, задачи и направления развития трудового воспитания и обучения представлены в «Концепции преподавания предметной области «Технология» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы».

На данный момент в действующей редакции закона «Об образовании в РФ» отсутствует понятие «трудовое воспитание». Кроме того, законом установлено, что привлечение обучающихся без их согласия и несовершеннолетних обучающихся без согласия их родителей к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается. Законопроект внесет в действующее законодательство изменения, которые должны способствовать созданию таких правовых условий, которые обеспечивали бы внедрение трудового воспитания в образовательный процесс.

Члены Совета федерации внесли в Государственную думу законопроект о введении в закон «Об образовании» понятия «трудового воспитания». Согласно проекту закона, трудовое воспитание должно осуществляться на всех уровнях общего образования в рамках освоения основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и (или) дополнительных общеобразовательных программ.

О значении труда в жизни ребенка написаны труды К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко,Н.К. Крупской, В.А. Сухомлинского. Вопросами трудового воспитания занимались представители современной школы педагогики и психологии Р.С. Буре, Г.Н. Година, А.В. Запорожец, Я.Н. Коломинский, Л.В. Русскова, Д.В. Сергеева, А.П. Усова, Д.Б. Эльконин. 

Труд играет огромную роль в развитии человека и человеческого общества. По утверждению Ф. Энгельса, труд создал самого человека –воспитанного, культурного, интеллектуально развитого.

Исключительное и многостороннее значение труда непреходяще. Все материальные и духовные ценности создаются человеческим трудом. Труд – это основа и непременное условие жизнедеятельности людей. Воздействуя на окружающую природную среду, изменяя и приспосабливая ее к своим потребностям, люди не только обеспечивают свое существование, но и создают условия для развития и прогресса человека и общества.

В словаре И. Даля [3] терминологическое понятие «труд» определяется как:

Целесообразная деятельность человека, направленная на создание с помощью орудий производства материальных и духовных ценностей, необходимых для жизни людей.

Работа, занятия.

Результат деятельности, работы, произведение (синонимы: произведение, работа, вещь).

Толковый словарь С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой [] определяет понятие «труд», как целесообразную деятельность человека, направленную на удовлетворение потребностей индивида и общества, формально материальный (прямо фиксируемый – физический труд) и нематериальный (косвенно фиксируемый – умственный) труд с использованием орудий деятельности человека, который приспосабливается к природе. «»

Таки образом под понятием труд будем понимать деятельность человека направленную на достижение какой-либо цели.

Социально-трудовые отношения, как и труд, весьма многогранны, их можно классифицировать по следующим составляющим:

– по содержанию деятельности (производственно-функциональные, профессионально-квалификационные, социально-психологические, гражданско-организационные);

– содержанию общения (безличностные, опосредованные, межличностные);

– субъектам (межорганизационные «коллектив-личность», «личность-личность»);

– объему властных полномочий (отношения по горизонтали и вертикали);

– характеру разделения доходов (соответственно трудовому вложению или несоответственно ему);

– уровню регламентированнности (формальные, официально оформленные и неформальные, то есть официально неоформленные).

Вся совокупность социально-трудовых отношений – это и есть практически вся социальная жизнь в трудовых коллективах и частично в ученических, в которых определяются место человека в трудовой среде, его отношение к труду, мотивы труда, удовлетворение им, престиж и привлекательность профессии, динамика взаимоотношений с группами рабочих по поводу владения собственностью на условия и средства труда, динамика трудового поведения.

Труд в контексте образования следует рассматривать как сочетание физических, интеллектуальных и умственных усилий, в котором личность выражается и обогащается за счет сознательного создания социально значимых ценностей [4]. Труд – это первая жизненная потребность, поэтому в общеобразовательных школах большое значение должно придаваться тщательной подготовке школьников к выполнению доступных видов профессиональной деятельности. На современном этапе развития школьного образования разработана система трудового воспитания учащихся. Данная система содержит следующие важнейшие компоненты:

1) учебный труд;

2) овладение основами политехнических знаний и умений при изучении учебных дисциплин;

3) трудовое воспитание непосредственно на уроках труда;

4) дополнительные занятия в школьных мастерских особо отличившихся и заинтересованных школьников;

5) трудовое воспитание детей в семье.

Важно понимать, что работа ребенка – это феномен его внутреннего мира, «наполненный» смыслами, связанный с целями и ценностями, борьбой мотивов и самоопределением, чувствами и самоуважением. Это не только направление развития практических навыков, мускульных и произвольных усилий, но и важное направление укрепления «мускулов» души, разума, гражданственности, совести, любви к людям.

Труд воспитывает личность во всех отношениях, если он используется воспитателями в комплексе с другими педагогическими средствами: словом, примером, традициями и т. д. Тогда различные виды деятельности будут формировать целостную личность. Одновременно важно использовать возможности для объединения родственных элементов каждого вида деятельности, а также расчленение деятельности и целенаправленное использование ее компонентов при формировании составляющих целостной личности. Потребность в труде связана с другими потребностями, значит, необходима разнообразная деятельность для удовлетворения ведущих потребностей, чтобы тем самым усилить и ускорить формирование потребностей в труде. В конечном счете разнообразие деятельности выступает как строительный материал, из которого личность сама создает себя, удовлетворяя потребность в развитии и саморазвитии своего духовного мира. Человек в той мере биолого-социальное существо, в какой он связан с обществом через разные виды деятельности [5].

Передовые представители философской и педагогической мысли видели в труде большую преобразующую силу, которая обеспечивает прогрессивное развитие как каждого человека в отдельности, так и общества в целом. Правильно осуществляемое трудовое воспитание, непосредственное участие подрастающего поколения в общественно полезном, производительном труде являются действенным фактором гражданского взросления, морального и интеллектуального формирования личности, ее психофизического развития [6].

Современный этап социально-экономического развития предъявляет высокие требования к личности человека: отношение к труду как важнейшей общественной обязанности; добросовестное отношение к работе, движение к работе и ее результатам; проявлять инициативу, активный, творческий подход к работе; внутренняя потребность максимально использовать свои умственные и физические силы; отношение к работе как осознанной необходимости и основной потребности человека в жизни.

В «Педагогическом словаре-справочнике» под редакцией А.И. Воротникова дано такое определение: «Трудовое воспитание – это процесс вовлечения учащихся в разнообразные педагогически организованные виды общественно полезного труда с целью передать им минимум производственного опыта, трудовых умений и навыков, развития у них творческого практического мышления, трудолюбия и создания рабочего человека. Воспитание трудовое – это совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие у последних обще-трудовых умений и способностей, психол. готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии» [7].

Под трудовым воспитанием в книге С.М. Вишнякова «Профессиональное образование. Словарь» понимается – «воспитание сознательного отношения к труду как к основной жизненной потребности, а также таких черт характера, обеспечивающих успех в труде, как трудолюбие, старательность, добросовестность» [8].

В моем понимание трудовое воспитание – это организация трудовой деятельности обучающихся, направленный на приобретение знаний, умений и навыков обучающихся в процессе обучения.

Сущность трудового воспитания учащихся заключается в практическом усвоении подрастающим поколением социальных ценностей общества, позволяющем всесторонне участвовать в его жизни на основе общественно полезного труда.

Целью трудового воспитания учащихся является развитие сил и способностей подрастающего поколения средствами труда для активной творческой деятельности, осуществления профессионального и жизненного самоопределения с максимальной пользой для общества, с полной самореализацией возможностей, особенностей и дарований. Труд, по словам К. Маркса, является «условием существования людей, вечной естественной необходимостью». Важнейшими путями и формами трудового воспитания для достижения цели являются: подготовка детей и юношества к труду в семье и школе, привлечение их к непосредственному посильному труду, участие в общественно полезной деятельности и производстве.

Важным моментом при постановке задач трудового обучения является положение о том, что работа дает возможность наиболее полно и ярко выявлять природные задатки и наклонности ребенка. Анализируя готовность ребенка к трудовой жизни, нужно думать не только о том, что он может дать обществу, но и о том, что работа дает ученику лично. У каждого ребенка есть какие-то способности. Эти тенденции подобны пороху: для воспламенения требуется искра. С учетом изложенного отношения основными задачами трудового воспитания являются формирование сознательного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, накопление профессионального опыта как условия выполнения важнейшего человеческого долга [9].

Для решения задач трудового воспитания используют следующие разнообразные приемы и средства: – организацию совместного труда воспитателя и воспитанника; – объяснение значимости определенного вида труда на пользу семьи, коллектива сотрудников и всего предприятия, Отечества; – материальное и моральное поощрение производительного труда и проявления творчества; – знакомство с трудовыми традициями семьи, коллектива, страны; – организацию работы в кружках по интересам (технического творчества, моделирования, театральной деятельности, кулинарии); – упражнения по выработке трудовых навыков при выполнении конкретных операций (навыков чтения, счета, письма, пользования компьютером; различных ремонтных работ; изготовления изделий из дерева и металла); – творческие конкурсы и соревнования, выставки творческих работ и оценку их качества; – временные и постоянные домашние поручения, дежурства по классу в школе, выполнение возложенных обязанностей в трудовых бригадах; – систематическое участие в общественно полезном труде, обучение технологиям и приемам организации профессиональной деятельности; – контроль за экономией времени и электроэнергии, ресурсами; – учет и оценку результатов труда (качества, сроков и точности выполнения задачи, рационализации процесса и наличия творческого подхода); – специальную профессиональную подготовку к трудовой деятельности.

Трудовое воспитание в педагогическом процессе выполняет следующие функции: – воспитательную – правильно организованный труд формирует трудолюбие, коллективизм, взаимодействие, дисциплинированность, инициативность; – развивающую – обеспечивает интеллектуальное, физическое, эмоционально-волевое, социальное развитие и становление; – обучающую – овладение учащимися знаниями, практическими умениями и навыками в сфере разнообразной трудовой деятельности [11].

Успешному формированию личности в современном обществе может осуществляться только на основе разумно организованного соединения воспитательной деятельности с обучением и практической трудовой деятельностью.

Соответственно, из того, что интеллектуально-практические, нравственные, социальные, эстетические и другие сильные стороны учащихся задействованы в процессе достижения общественно значимой и важной цели ребенка, чем больше эта деятельность становится его работой, тем ценнее работа как педагогическое явление. Когда работа входит в жизнь школы, необходимо мотивировать ее для личностного развития учащихся, «роста» работы в чувствах (способе работы) и сознании (представлении о работе) ребенка, а также через последующую интеграцию в жизненный опыт (ценность работы). Это означает, что ожидаемый и достигнутый результат работы, ее процесс должны быть связаны с опытом студентов в отношении их собственных потребностей и полезности, личного и коллективного успеха; с идеей служения людям, моральным и социальным идеалам; с желанием удовлетворить личные и коллективные потребности; к самоопределению и самореализации [10].

Общество не изобрело ничего (и, вероятно, сделает это в будущем) лучше, чем работа во всех ее проявлениях и формах, как наиболее эффективное средство развития психической и нравственной основы человека. Многочисленные «центры развития детей» сегодня предлагают широкий спектр услуг для развития способностей вашего ребенка, но дети в таких учреждениях обычно изолированы от работы. Школа пытается решить проблемы трудового воспитания учащихся, ставя задачи по формированию трудового сознания, воспитанию трудолюбия и целеустремленности, совместимости умственного и физического развития детей, но этого невозможно достичь без объединения усилий двух важных составляющих: семья и школа.

Список литературы:

1. Вишнякова, С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика / С.М. Вишнякова. – М. : НМЦ СПО, 1999. – 538 с.

2. Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии / под ред. Н. Е. Щурковой. – М. : Новая школа, 1998. – 208 с.

3. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка в 4 т. Т. 2 / В.И. Даль. – М.: Русский язык, 2000. – 779 с.

4. Емельянова, И.П. Теория и методика воспитания : учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений / И. П. Емельянова. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 256 с.

5. Емельянова, М.В. Основы педагогических знаний в схемах и таблицах : пособие / М. В. Емельянова, И. В. Журлова, Л. В. Исмайлова. – 2-е изд., доп. – Мозырь : Мозыр. гос. пед. ун-т, 2003. – 122 с.

6. Журлова, И.В. Педагогика: Основы общей педагогики. Теория и методика воспитания. Организация свободного времени учащихся : курс лекций / И.В. Журлова.– Мозырь : Мозыр. гос. пед. ун-т им. И. П. Шамякина, 2008. – 215 с.

7. Кабуш, В.Т. Система гуманистического воспитания школьников : пособие для педагогов / В.Т. Кабуш. – Минск : Полымя, 2000. – 208 с.

8. Караковский, В. А. Воспитание? Воспитание… Воспитание!: Теория и практика школьных воспитательных систем / В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова ; под. ред. Н. Л. Селивановой. – Изд. 2-е, доп. и перераб. – М. : Педагогическое общество России, 2000. – 256 с.

9. Кеннеди, Мишель. Полное руководство по воспитанию детей : пер. с англ. / Мишель Кеннеди. – М. : АСТ : Астрель, 2008. – 479 с.

10. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова 4-е изд., М.: Высшая школа, 1993. 944 с.

11. Попович, А.П. Трудовое воспитание как основа гармоничного развития личности / А.П. Попович,Э.В. Гарин // Современные наукоемкие технологии. – 2018. – № 6. – С. 216-220.

Просмотров работы: 2894