Аннотация: в статье раскрываются основные теоретические подходы к пониманию имиджа и репутации дошкольной образовательной организации.
Ключевые слова: PR-деятельность, имидж организации, репутация, управление репутацией дошкольной образовательной организации.
Annotation: the article reveals the main theoretical approaches to understanding the image and reputation of a preschool educational organization.
Keywords:PR-activity, organization image, reputation, reputation management of preschool educational organizations.
На сегодняшний день, важно помнить, что образовательным учреждениям предъявляются все новые требования и немаловажную роль играет репутация, имидж дошкольного учреждения. Для создания положительного имиджа важно всё от порога дошкольного учреждения до отношения руководителя и воспитателей к родителям и их детям.
Понятие «имидж» имеет много различных определений.Определение, предложенное И. Алёшиной: имидж - это образ организации в представлении групп общественности [1, с. 9].
Имидж, с точки зрения З. Фрейда - это, скорее всего, идеальный образ человека или предмета [3, с. 34].
В современной литературе наиболее часто встречается определение Т. Н. Пискуновой, которая рассматривает имидж общеобразовательного учреждения как «эмоционально окрашенный образ, обладающий целенаправленно заданными характеристиками и призванный оказывать психологическое влияние определенной направленности на конкретные группы социального окружения общеобразовательного учреждения» [5].
На формирование имиджа влияют следующие факторы:
стаж и опыт работы в сфере образования;
известность в профессиональных кругах и среди общественности;
репутация руководителя дошкольного образовательного учреждения, профессионализм руководства;
профессиональное развитие образовательного учреждения;
уровень достижений детей;
отношение сотрудников учреждений дошкольного образовательного к воспитанникам;
уровень профессионализма, известности воспитателей, их требовательность;
мнение детей и их родителей об организации образовательного процесса, уровне обучения, развития и воспитания;
территориальное местонахождение, внешнее и внутреннее оформление дошкольного образовательного учреждения;
открытость учреждения дошкольного образовательного учреждения [4].
Использование PR – технологий в дошкольном образовании – это, прежде всего, умение рассказать о себе языком, понятным главному потребителю услуг - родителю, а так же умение создать условия для того, чтобы нужная информация дошла до родителя. Здесь не должно быть выражений, перегруженных специальными терминами и сложными научными оборотами. Все должно быть предельно ясно и понятно.
Именно с помощью PR в образовании достигается увеличение спроса на предоставляемые услуги. Грамотное использование PR в образовании создаст положительный имидж как образовательного учреждений, так и работающих в нем педагогов, результатом станет привлечение квалифицированных специалистов и рост количества воспитанников, что в свою очередь, опять же положительно повлияет на репутацию и станет залогом успешного развития учреждения.
Таким образом, для успешного существования на современном рынке образовательных услуг дошкольная образовательная организация (далее ДОО) должна быть конкурентоспособной.
Целевой аудиторией, потребителями образовательных услуг являются в первую очередь дети, воспитанники дошкольного учреждения, их родители и в какой-то мере педагоги, которые реализуют данную образовательную услугу. Если рассмотреть желание родителей на получение их ребенком качественного образования, то ДОО является первой и самой главной ступенью в этой структуре.
Задача учреждения - выстроить свою PR-деятельность в таком ключе, чтобы качественно удовлетворить потребности основных целевых аудиторий.
Следовательно, если ДОО позиционирует себя на рынке как ведущая, то необходимо прикладывать массу усилий для того, чтобы оправдать данный факт. Цель создания и поддержания положительного имиджа состоит не в обретении образовательным учреждением известности, а в обеспечении положительного и благоприятного отношения к нему. Его основой являются надежность, порядочность, гибкость, культура и социальная ответственность.
Имидж динамичен и может меняться под воздействием обстоятельств, новой информации. Он создается целенаправленными усилиями и зависит от каждого сотрудника учреждения. Имидж ДОО влияет на выбор родителей при устройстве в детский сад. Поэтому, учитывая современные требования рыночной среды, дошкольная образовательная организация просто обязано поддерживать свой имидж и управлять репутацией.
Еще лет пять назад сочетание слов «имидж детского сада» звучало, по меньшей мере, необычно, и многие руководители даже не задумывались о целенаправленном формировании имиджа своего ДОО. А сейчас эта тема становиться все более актуальной. Так как дошкольное учреждение с благоприятным и устойчивым имиджем будет иметь ряд преимуществ.
Во-первых, учреждение будет наиболее привлекательно для родителей, заинтересованных в получении качественных образовательных услуг, готовых к конструктивному взаимодействию с педагогами, небезразличных к достижениям детей и осознающих ценность образования, а также платежеспособных и готовых к оказанию помощи детскому саду родителей.
Во-вторых, позволит заинтересовать сотрудников ДОО, сформирует понимание того, что они работают в уникальном детском саду, отличающемся от большинства. Это значительно способствует стабильности коллектива и развитию благоприятного социально - психологического климата.
В-третьих, продемонстрирует социальному окружению (в том числе и инспектирующим органам, экспертным комиссиям, оценивающим качество работы учреждения при лицензировании и аттестации) высокое качество оказываемых услуг, социальную значимость и ценность работы детского сада.
Основным преимуществом имиджа является созданные представления о детском саде как об успешном, престижном, комфортном учреждении, оказывающем влияние не только на внешнюю среду, но и на внутреннюю.
В ДОО необходимо разрабатывать мероприятия, направленные на повышение имиджа ДОУ, повышения его конкурентоспособности:
поддержание устойчивого качества образовательных услуг, отслеживание при этом запросов потребителей и качества продукта конкурентов;
создание системы индивидуальности образовательного учреждения через разработку образовательных запросов;
трансляция информации о мероприятиях детского сада в СМИ;
обеспечение устойчивого положения в целевом сегменте рынка образовательных услуг, формирование необходимых коммуникаций;
представление потребителю системы ценностей ДОУ.
Рассмотрев теоретические аспекты формирования имиджа ДОО, можно сделать выводы, о том, что имидж образовательного учреждения подразумевает сложившийся в массовом сознании эмоционально окрашенный образ, определяемый соотношением между различными сторонами его деятельности и транслируемый во внешнюю среду. С понятием имиджа так же связана репутация образовательного учреждения, которая складывается из нескольких составляющих и удерживается в массовом сознании на долгое время.
В результате сформированного яркого и позитивного имиджа ДОО, несомненно, получит ряд преимуществ:
будет наиболее привлекательно для родителей, готовых к конструктивному взаимодействию с педагогами, заинтересованных в приобретении качественных образовательных услуг, небезразличных к достижениям своих детей и осознающих ценность образования;
сможет заинтересовать сотрудников ДОУ (реально работающих и устраивающихся на работу), сформирует понимание того, что они работают в уникальном детском саду, отличающемся от большинства. Это будет способствовать стабильности коллектива и развитию благоприятного социально психологического климата;
продемонстрирует социальному окружению (в том числе и инспектирующим органам, экспертным комиссиям) высокое качество оказываемых услуг, социальную значимость и ценность деятельности всего коллектива.
Таким образом, поэтапное развитие имиджа, формирование позитивного, благоприятного образа и, как результат, сложившаяся положительная репутация – необходимое условие становления современной ДОО, конкурентоспособной, привлекательной для родителей и сотрудников.
Список использованных источников и литературы:
Алешина И. В. Корпоративный имидж: стратегический аспект. // Маркетинг, 2009. — 232 с.
Давыдова А. В. Роль управленческой культуры в формировании системы эффективного управления образовательной средой / А. В. Давыдова // Философия образования. — 2011. — № 6 (39). — С. 74–81.
Даниленко Л.В. Имидж учебного заведения [Текст] //Справочник руководителя образовательного учреждения. - 2003. - № 1. – С. 34.
Золотовская Л. А. Особенности профессионального имиджа педагога: социально-психологический аспект//PR в образовании.-2005.-№ 3.-С.
Пискунова Т. Н. Условия и факторы формирования позитивного имиджа общеобразовательного учреждения// [Электронный ресурс]. http://www.dslib.net/psixologia-razvitja/uslovija-i-faktory-formirovanija-pozitivnogo-imidzha-obweobrazovatelnogo-uchrezhdenija.