Семья в современном обществе рассматривается как институт первичной социализации ребенка. В этой связи психолог А. А. Бодалев замечает, что главными задачами семьи в социально-психологическом плане являются формирование первой социальной потребности ребенка, потребности в социальном контакте, и базового доверия к миру. Эмоциональная насыщенность и эмоционально-позитивный характер межличностных отношений, устойчивость, длительность и стабильность взаимодействия с партнером, совместная деятельность и сотрудничество со взрослым, как образцом компетентности, социальная поддержка и инициирование к самостоятельной деятельности, делают семью уникальной структурой, обеспечивающей наиболее благоприятные условия для личностного и интеллектуального развития ребенка [3]. Основная цель семейного воспитания ― формирование и развитие личности ребенка. Он должен иметь представления о жизни в обществе, нравственных ценностях, правилах поведения. Важно обучить его полезным навыкам, развить положительные черты характера, научить справляться с негативными. Ребенок должен быть интеллектуально развит, что обеспечивает успешность в учебе и социуме. При правильном воспитании, у ребенка появляется способность принимать самостоятельные решения. Полученные навыки и знания до школы, будут являться фундаментальными. Обычно, заложенные в раннем возрасте принципы, определяют личность человека в будущем. Хорошо, если основа заложена правильная, которая действительно вырастет из ребенка добропорядочного гражданина.
В современной науке существует множество данных, которые свидетельствуют о том, что без ущерба для развития личности ребенка нельзя отказаться от семейного воспитания, поскольку именно семейное воспитание дает ребенку весь тот, широчайший круг представлений о жизни. Силу семейного воспитание нельзя сравнивать с воспитанием в детском саду или школах, так как оно неоспоримо выше и сильнееВ статье 44 Закона об образовании в Российской Федерации сказано, что «родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка».[4]
Главная особенность семейного воспитания состоит в том, что оно наиболее эмоционально по своему содержанию, его главной предпосылкой является родительская любовь к детям и соответствующее ответное чувство детей к родителям
Важнейшей характеристикой семейного воспитания, детскородительских отношений является его стиль. Традиционно в психологической литературе он определяется как многомерное образование, включающее отношение родителей к ребенку и переживания этого отношения (эмоциональный компонент), особенности восприятия и понимания характера ребенка, его поступков (когнитивный компонент), поведенческие стереотипы, которые практикуются в отношении ребенка (поведенческий компонент) [2].
В свое время Ж.-Ж. Руссо заметил, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньшее влияние, чем предыдущий. Уникальность домашнего воспитания объясняется прежде всего его первичностью, особой значимостью близких взрослых в жизни ребенка в силу его биологической и психологической зависимости от них. Ученые выявили особенности детей, присущие им в первые годы жизни, которые обусловливают их максимальную чувствительность (сензитивность) к воспитанию и обучению. К таким особенностям относятся пластичность высшей нервной и психической деятельности, подражаемость и внушаемость, эмоциональность. Процесс воспитания оптимизируется благодаря развитию у малыша ценных потребностей, какими являются потребности в общении, в получении новых впечатлений (позднее - в познании), в активной двигательной активности, в признании и любви и т.д.
Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребёнка.
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Но, никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. Семья - это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т.д.
Методы воспитания детей в семье — это пути (способы), с помощью которых осуществляется целенаправленное педагогическое влияние родителей на сознание и поведение детей. Они не отличаются от рассмотренных выше общих методов воспитания, но имеют свою специфику:
• влияние на ребенка индивидуальное основанное на конкретных поступках и приспособлено к личности,
• выбор методов зависит от педагогической культуры родителей: понимания цели воспитания родительской роли, представлений о ценностях, стиля отношений в семье и т. д.
Наиболее сложным для родителей является практическое применение того или иного метода воспитания. Наблюдения, анализ письменных и устных ответов детей показывают, что один и тот же метод многими родителями используется по-разному.
Поэтому методы семейного воспитания несут на себе яркий отпечаток личности родителей и неотделимы от них. Сколько родителей — столько разновидностей методов. Например, убеждение у одних родителей — мягкое внушение, у других — угроза, крик. Когда в семье отношения с детьми близкие, теплые, дружеские, главный метод — поощрение. При холодных, отчужденных отношениях, естественно, превалируют строгость и наказание. Методы очень зависят от установленных родителями воспитательных приоритетов: одни хотят воспитать послушание, и поэтому их методы нацелены на то, чтобы ребенок безотказно выполнял требования взрослых. Другие считают более Важным учить самостоятельному мышлению, проявлению инициативы и, естественно, находят для этого соответствующие методы.
Каждый родитель не защищен от возможных ошибок, временных неудач и сомнений. Все родители уникальны, как и уникален каждый ребенок. И "отношения c ребенком, так же как и с каждым человеком, глубоко индивидуальны и неповторимы".
Однако неоспорим тот факт, что родители составляют первую общественную среду ребенка. Личности самих родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека. Крайне важным аспектом является глубокий и постоянный психологический контакт с ребенком. Это своего рода стандартное требование к воспитанию, которое рекомендуется всем родителям. Ведь контакт жизненно необходим в воспитании ребенка любого возраста. Именно теплый эмоциональный контакт дает детям возможность полностью прочувствовать и осознать родительскую любовь и теплоту, заботу и привязанность. Основой для сохранения контакта родителя и ребенка служит искренняя заинтересованность жизнью ребенка, любопытство к его детским проблемам. Родитель должен с неподдельным интересом наблюдать, какие изменения и метаморфозы происходят в сознании и душе его ребенка. Конечно, варианты этого контакта широко варьируются, в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей ребенка. Но все равно, нужно задуматься над общими закономерностями этого контакта между родителем и ребенком. Ведь даже с младенцем нужно уметь построить контакт - оный не возникнет просто так. Эмоциональный контакт-это вариант некого диалога, своеобразного взаимодействия ребенка и родителя друг с другом.
Интересен тот факт, что при равенстве позиций в диалоге, дети сами оказывают несомненное воспитывающее воздействие и на самих родителей. Родители, находясь под влиянием общения с собственными чадами, изменяются в своих психических качествах, их внутренний мир заметно перестраивается.
По этому поводу, обращаясь к родителям, Я. Kорчак писал: «Наивно мнение, что, надзирая, контролируя, поучая, прививая, искореняя, формируя детей, родитель, зрелый, сформированный, неизменный, не поддается воспитывающему влиянию среды, окружения и детей». [1] Равенство позиций отнюдь не означает, что родителям, строя диалог, нужно снизойти до ребенка, нет, им предстоит подняться до понимания «тонких истин детства».
Принципы воспитания – практические рекомендации, которыми следует руководствоваться, что поможет педагогически грамотно выстраивать тактику воспитательной деятельности.
Исходя из специфики семьи как персональной среды развития личности ребенка, должна быть выстроена система принципов семейного воспитания:
- дети должны расти и воспитываться в атмосфере доброжелательности и любви;
- родители должны понять и принять своего ребенка таким, каков он;
- воспитательные воздействия должны строиться с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей;
- диалектическое единство искреннего, глубокого уважения к личности и высокой требовательности к ней должно быть положено в основу семейного воспитания;
- личность самих родителей – идеальная модель для подражания детей;
- воспитание должно строиться с опорой на положительное в растущем человеке;
- все виды деятельности, организуемые в семье, должны быть построены на игре;
- оптимизм и мажор – основа стиля и тона общения с детьми в семье.
В жизни семьи нужные педагогические обстоятельства не всегда совпадают с жизненными. Их нередко приходится создавать вопреки жизненным обстоятельствам.
Воспитание в современной семье может и должно осуществляться при помощи педагогических технологий. Родители, знаю или следуя какой-либо педагогической технологии, будут знать сензитивные периоды в развитии ребенка. При воспитании будет учитывать возрастные, психологические и физиологические особенности.
Семейное воспитание – важнейшая и часть развития ребенка. Ребенок свои первые шаги к развитию личности и своих навыков делает именно в семье. Приобретая в семье всё то, что ему необходимо, ребенок сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребёнка. Воспитание ребенка в современном мире не может обойтись без применения различных образовательных методов и технологий. Современное развитие ребенка предполагает использование образовательных технологий. Родители будут учитывать сензитивные периоды, возрастные и физиологические особенности, что благоприятно скажется на дальнейшем развитии ребенка.
Список использованных источников:
Корчак Я. Педагогическая публицистика/Я.Корчак
Басанова Е. Е. Интегративный подход к психологии материнства [Текст] / Е. Е. Басанова // Молодой ученый. — 2014. — №16. — С. 382- 384.
Популярная психология для родителей / под ред. А. А. Бодалева. – М., 1989. – 380 с.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273 – ФЗ. – Кодекс, 2016. – с.160