РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ШКОЛЬНОЙ АНАТОМИИ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ШКОЛЬНОЙ АНАТОМИИ

Мурзина Н.С. 1
1Шадринский Государственный Педагогический Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Основные задачи общего образования – развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться; воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающим. В первую очередь, это касается сформированности «универсальных учебных действий» (УУД), обеспечивающих умение учиться.

Если исходить из гуманистического убеждения, опирающегося на данные педагогической психологии: все дети способны успешно учиться, если создать для них необходимые условия. Перед учителем стоит основная задача формирования УУД. Первая ступень образования - это фундамент, на котором будет строиться личность и от этого зависит успешность на следующих ступенях образования и в дальнейшей профессиональной деятельности.

Актуальным является опыт по формированию универсальных учебных действий через организацию работы проектно - исследовательской деятельности, использование творческих заданий.

Универсальные учебные действия (УУД) – базовый элемент умения учиться; совокупность способов действий учащегося и навыков учебной работы, обеспечивающих его возможностью самостоятельно развиваться и совершенствоваться в направлении желаемого социального опыта на протяжении всей жизни [3].

В составе основных видов универсальных учебных действий, диктуемом ключевыми целями общего образования, можно выделить четыре блока:

1) личностный;

2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции);

3) познавательный;

4) коммуникативный.

Предполагается, что четкое выделение данных видов учебных действий позволит уделить им приоритетное место в рамках изучения школьной анатомии.

Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.

Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно - возрастного развития личностной и познавательной сфер ребёнка [2].

В основе формирования УУД лежит «умение учиться», которое предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности (познавательные и учебные мотивы; учебная цель; учебная задача; учебные действия и операции) и выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

Формирование универсальных учебных действий способствует индивидуализации обучения, нацеленности учебного процесса на каждом его этапе на достижение определенных, заранее планируемых учителем результатов. Важное значение в школьном обучении имет процессе формирования и развития личностных УУД учащихся. Они направлены на формирование и понимание ценностного отношения человека к своему организму.

Личностные УУД – это действия, обеспечивающие определение ценностно – смысловой ориентации обучающихся. Также они способствуют определению человека своего места и роли в обществе и установлению благополучных межличностных отношений.

Чтобы формировать личностные УУД на уроках школьной анатомии, предлагается использовать следующие методические приёмы и задания [1]:

Групповые проекты. Обучающиеся совместно выбирают интересную и актуальную тему, распределяют роли внутри группы. Каждый вносит свой вклад в осуществление проекта.

Ведение портфолио. Дневник индивидуальных достижений способствует созданию ситуации успеха, тем самым повышая самооценку и устанавливаю уверенность в себе. Портфолио подталкивает к стремлению к самосовершенствованию, формированию положительных характеристик личности.

Привлечение краеведческого материала на учебные и внеурочные занятия.

Творческие задания.

Приемы, активизирующие познавательную деятельность учащихся:

1. Прием новизны: использование на уроках интересных сведений, фактов, исторических данных, сведений из различных литературных источников, ярких примеров из жизни.

2. Прием динамичности: демонстрация процессов и явлений в динамике.

3. Прием создания проблемной ситуации. В зависимости от содержания учебного материала и психолого-возрастных особенностей, учащихся создают различные проблемные ситуации или ставят проблемные вопросы.

Для формирования личностных УУД на уроках биологии в 8-м классе при изучении анатомии можно и нужно проводить уроки моделирования различных систем органов.

Каждый ученик создает модель определенной системы органов, используя для работы пенопласт, пластилин, проволоку, цветную бумагу и т.д. В результате получается объемный продукт индивидуальной творческой деятельности.

При изучении анатомии по теме «Опорно-двигательная система» ученики могут вести дневники своих спортивных достижений. В эти дневники они заносят информацию о спортсменах, о влиянии тренировок на организм человека, подбирают для себя комплекс оздоровительных упражнений, составляют график занятий, проводят измерение своего веса, роста, объема мышц на руках и ногах. По результатам проводят анализ полученных данных и делают вывод о своих личных «рекордах».

Можно использовать для развития личностных универсальных учебных действий выполнение мини-проектов.

В курсе изучения анатомии групповая работа может занимать не один урок, например, при подготовке проектов «Факторы, влияющие на развитие организма», «Высшая нервная деятельность», где ребятам предлагается самим составить и провести урок с проверкой знаний по определенной теме. Также в 8 классе в рамках уроков о гигиене и предупреждении заболеваний различных органов, удачно проходит ролевая игра «На приеме у врача», где «врачом» может побыть каждый ученик, оказывая помощь своим «пациентам» одноклассникам.

Для развития личностных умений можно воспользоваться методикой опорных конспектов. При такой форме работы ученик наглядно видит весь материал, изложенный учителем. Упрощается оперирование новыми терминами, именами и датами. Готовые на опорных сигналах рамки рассказа исключают забывание учащегося, формируют уверенность в успехе и в себе. Успех в свою очередь, способствует повышению работоспособности, увеличению эффективности умственного труда, учащегося.

Формированию личностных УУД способствуют также выполнение творческих заданий, которые помогают выразить своё отношение к жизни как ценности, осознать собственное «Я» и место человека в обществе, раскрыть личные качества учащихся, развить творческие способности.

Примеры креативных заданий:

- Придумай рекламу белкам, жирам, углеводам и нуклеиновым кислотам (исходи из того, какую роль они играют в клетке).

- Сочини сказку о функциях каждого органа в организме и тд.

- Напиши благодарственное письмо от имени правильного питания (например, завтрак) организму.

- Составь кластер на тему «Эмбриональное развитие животных».

- Составь карту-квест по зародышевым листкам с обозначением станций (что им встречается на пути и как они развиваются).

Организуя подобную деятельность на уроках, учитель тем или иным образом формирует у учащихся навыки взаимодействия, сотрудничества, умения разрешать конфликты и доброжелательно относиться друг к другу.

Таким образом, формирование личностных УУД при изучении анатомии курса биологии в основной школе, позволит подготовить обучающихся к восприятию системной организации живой природы в средней (полной) школе на более глубоком уровне, к самостоятельной познавательной деятельности, к применению знаний в практической, измененной и новой ситуациях. Задания по развитию личностных универсальных учебных действий обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся. Ценностно-смысловая ориентация учащихся направлена на установление значения определяет мотивацию учащихся. Развитие познавательных мотивов, учащихся осуществляется от широких познавательных мотивов к учебно-познавательным и, наконец, к мотивам самообразования. Применительно к учебной деятельности, действие смыслообразования формируется через учебную мотивацию.

Список литературы.

Лернер Г.И. «Стандарты нового поколения и формирование УУД» [Текст] / Журнал «Биология в школе», №7, 2011

Пакет контрольно-измерительных материалов для измерения уровней УУД в рамках внедрения ФГОС основного общего образования (7 класс) / составитель Цвенгер Н.В. [Электронный ресурс]- Томск, 2017. - 41 с. – URL: https://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2017/11/13/diagnostika-uud.

Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя [Текст] / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 159 с.

Просмотров работы: 19