Введение
Чаще всего причинами затрудненной видимости на дороге являются туман, дождь, снегопад. 11 % ДТП происходит вследствие неблагоприятных погодных условий. Неблагоприятные метеорологические условия влияют также на уменьшение производительности автомобиля в результате снижения скорости его движения в 3–4 раза по сравнению с нормальными условиями, вплоть до 20 км/ч. Уменьшение скорости способствует увеличению выбросов автомобилями загрязняющих веществ в атмосферу. Что в свою очередь снова способствует уменьшению прозрачности и дальнейшему ухудшению дорожных условий.
Ухудшает видимость на автотрассах дымный шлейф за транспортным средством, созданный сажей – частицами твердого углерода черного цвета, образующимися при неполном сгорании и термическом разложении углеводородов топлива. Сажа и другие дисперсные частицы - продукты износа двигателей, аэрозоли, масла, нагар - состоят из частиц, которые способны находиться во взвешенном состоянии в течение суток.
Целью данной работы является оценка видимости дальности на КАД Санкт-Петербурга на основе выбросов автотранспортом взвешенных частиц. Концентрация твердых частиц находится на основе данных замеров скорости движения транспортного потока в шести точках КАДа.
Термин «взвешенные частицы» в метеорологии и физике атмосферы относится к твердым веществам, диспергированным в воздухе. Используемая для их обозначения аббревиатура PM — производная от английского Particulate Matter.
В состав твердых частиц кроме сажи входят соединения серы, свинца. Среднедисперсные частицы с аэродинамическим диаметром менее 10 мкм (PM10) нормируются в РФ следующим образом: предельно допустимая максимальная разовая концентрация (ПДКмр) составляет 300 мкг/м3 (20-минутное осреднение), предельно допустимая среднесуточная концентрация частиц в воздухе — 60 мкг/м3 (24-часовое осреднение), предельно допустимая среднегодовая концентрация — 40 мкг/м3 (годовое осреднение). Взвешенные частицы с 2005 г. отнесены Всемирной организацией здравоохранения к приоритетным поллютантам воздуха наравне с NOx, O3, SO2, формальдегидом. Однако вопросы загрязнения воздушной среды взвешенными среднедисперсными частицами в нашей стране изучены недостаточно, в отличие от зарубежных стран, где данные проблемы уже давно исследуются [1].
Исходные данные и методика исследования
Ранее автором была аппроксимирована зависимость концентрации PM10 от скорости автомобиля [2]:
C(PM10) = 0,00015×V2 - 0,022×V + 1,055
Как уменьшение, так и увеличение скорости приводит к росту объема выбросов. Особенно обостряется ситуация при движении в пробке со скоростью менее 10 км/ч.
Оценка дальности видимости по формуле Траберта [3]:
где: ∗– безразмерная эмпирическая константа, учитывающая полидисперсность аэрозолей и зависимость их концентрации от координат;
q– концентрация аэрозолей в воздухе, г/м3;
ρ – плотность аэрозолей, г/м3;
– диаметр или эффективный диаметр аэрозолей, м.
В качестве исходных данных для анализа были взяты результаты замеров скоростей на КАД Санкт-Петербурга в шести точках в июне месяце. Точки замеров отстояли друг от друга на интервал от 10 до 40 км. Исследуемый участок КАД с отмеченными местами измерений представлен на рис. 1. Места замеров с полученными данными представлены в табл. 1.
Рисунок. 1. Карта Санкт-Петербурга ( черная линия – исследуемый участок КАД. Крестиками обозначены места измерения скорости и количества транспорта)
Результаты исследования
Были рассчитаны концентрации выбросов взвешенных частиц одного автомобиля и среднечасового количества автомобилей. Рассеивание примесей не учитывалось.
Значение рассчитанной концентрации складывалась с фоновым значением, которое получено интерполяцией измерений сети станций экологического мониторинга.
Для оценки фонового уровня ЗВ были взяты станции:№11 (г. Сестрорецк, ул. М. Горького, д. 2), №16 (ул. Севастьянова, д. 11), №20 (ул. Тельмана, д. 24),№21 (г. Ломоносов, ул. Федюнинского, д.3), №19 (пр.Маршала Жукова, д. 55) [2].
Таблица. 1. Таблица данных с мест измерения скорости и количества транспорта.
Местоположение пункта измерений |
L, км |
Средняя скорость движения, км/ч |
Концентрация PM10, Мг/м3 |
Максимальное часовое количество транспортных средств |
---|---|---|---|---|
Внешний съезд на Левашовское шоссе |
0 |
32 |
0.7 |
200 |
А-118 КАД внутреннее кольцо |
9.61 |
88 |
1.4 |
350 |
Внешний съезд к деревне Низино |
51.2 |
34 |
0.7 |
85 |
Внутренний съезд на Таллинское шоссе в область |
71.1 |
51 |
0.9 |
780 |
Внешний въезд с Пулковского шоссе из центра |
83 |
54 |
0.3 |
60 |
Внутренний въезд с Мурманского шоссе из центра и из область |
99,9 |
57 |
1 |
500 |
Результаты расчетов представлены в табл.2 и на рисунке 2.
Таблица 2. Результаты расчетов
Местонахождение пункта измерений |
PM10,мг/м3 |
Lv, км |
Внешний съезд на Левашовское шоссе |
0.7 |
1.0 |
А-118 КАД внутреннее кольцо |
1.4 |
0.5 |
Внешний съезд к деревне Низино |
0.7 |
1.0 |
Внутренний съезд на Таллинское шоссе в область |
0.9 |
0.8 |
Внешний въезд с Пулковского шоссе из центра |
0.3 |
2.4 |
Внутренний въезд с Мурманского шоссе из центра и из область |
1 |
0.7 |
Рисунок 2 Оценка дальности видимости в различных точках КАДа
Вывод
Концентрация взвешенных веществ РМ10 на КАДе, вычисленная по данным о скорости движения транспортного потока, на порядок превышает ПДК, равное 0.06 мг/м3[4]. Рассчитанные значения дальности видимости позволяют считать, что вдоль КАДа может образовываться локальная область тумана-смога с видимостью меньше 1 км, влияющая на безопасность автомобильного движения.
Длительное воздействие твердых частиц может привести не только к ухудшению видимости, но и нанести вред водителю.
Список литературы