О РОЛИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА В ЭКОНОМИКЕ СТРАНЫ И РЕГИОНА - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

О РОЛИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА В ЭКОНОМИКЕ СТРАНЫ И РЕГИОНА

Хайрхуа А.Ф. 1, Чепелева А.Ю. 1
1Ивановский филиал РЭУ им. Г. В. Плеханова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Данная работа посвящена анализу роли потребительского рынка в экономике региона, при этом были использованы данные статей по теме потребительского рынка.

Для начала необходимо выяснить, что такое «потребительский рынок». В научной литературе нет одного единого определения понятия «потребительский рынок». Если говорить в широком смысле, то потребительский рынок - это система экономических взаимоотношений между его участниками по поводу купли-продажи потребительских товаров.

По мнению Нагоева А. В., Шелеховой Л. В., Тешева В. А., потребительский рынок – это сложная система, которая состоит из большого количества взаимосвязанных элементов (см. рис. 1) [2]:

Рис. 1 – Структура потребительского рынка

В статье Негановой В. П., Наумова И. В., Седельникова В. М. говорится о том, что потребительский рынок – это пространство, где основное внимание направлено на формирование спроса под влиянием социальных, экономических, психологических факторов, потребительских предпочтений и мотиваций на основе изучения механизмов принятия покупателями решений о покупках товаров [3].

Потребитель - индивидуум, семья, группа лиц, организации, которые заинтересованы в товаре или услуге.

На потребительском рынке нужно учитывать следующие факторы, которые оказывают влияние на мнения покупателей и их потребности:

Социально-демографические факторы: уровень доходов, пол, возраст, образование, род занятий, семейное положение, наличие детей и т.д.

Экономические факторы: общая экономическая ситуация в стране, инфляция, уровень занятости населения, уровень безработицы и т.д.

Национально-культурные факторы: традиции, воспитание, культурный уровень населения, мода, традиции и т.д.

Биологические и климатические факторы: собственное производства продуктов питания, средняя температура в регионе, потребность в теплом жилье, потребность в теплой одежде и т.д.

Потребительский рынок можно подразделить на три основных элемента:

рынок продовольственных товаров (продукты питания, продовольствие);

рынок непродовольственных товаров (одежда, обувь, бытовые товары, и т.д.);

рынок услуг (коммунальные услуги, информационные услуги (справки, реклама, нотариат) и т.д.)

Современные рыночные преобразования в торговой деятельности страны обеспечили развитие потребительского рынка с достаточно высоким уровнем насыщения товарами, преобладанием свободной купли-продажи, высокого уровня конкуренции, как в целом, так и по регионам России.

Торговля – это важнейшая сфера жизнеобеспечения, которая является способом улучшения качества жизни населения. При этом сфера торговли тесно связана с другими видами деятельности, выступает ориентиром при выборе направлений развития производства и связующим звеном в доведении товаров и услуг до потребителя, выполняет социальные задачи, формирует основы стабильности экономики. Это также важная сфера занятости населения в условиях рынка. Всё вышесказанное изложено в работе Черемисиной Т. Н., Черемисиной Н. В. [5].

Весомой характеристикой потребительского рынка служит также и то, что он является политическим индикатором благополучия государства в целом, критерием надёжности проводимой им социально-экономической политики.

Именно от состояния потребительского рынка, в первую очередь, от уровня цен на важнейшие товары и услуги, ассортимента и качества, зависит уровень личного потребления, уровень развития производственных отношений, устойчивость денежного обращения, обеспеченность и уровень жизни населения (поскольку объем и структура личного потребления характеризует возможности участия индивидуума в общественном хозяйстве, т.е. его профессиональную подготовку, интеллектуальный, научный потенциал и т. д.). Если этот рынок не развивается, то исчезает общественный смысл отношений обмена, а население обрекается на жизнь в условиях дефицита, очередей и других подобных условий.

Потребительский рынок Российской Федерации является относительно «молодым». К примеру, рынок мяса и мясопродуктов характеризуется тем, что производство мяса – это одна из самых крупных отраслей агропромышленного комплекса в РФ. Поголовье свиней, овец и коз, а также сельскохозяйственной птицы выросло, поголовье крупного рогатого скота снижается, что и влияет на рост цен, как и считают Жилина Е. В., Хунафина Е. А., Кузяшев А. Н. [1].

Нужно также отметить, что на уровень потребления мяса и мясопродуктов воздействуют такие факторы, как доходы населения, наличие альтернативных источников белка, образ жизни, религия и традиции. По итогам 2018 года удельный вес мяса и мясопродуктов отечественного производства соответствовал норме 85 %, установленной в доктрине продовольственной безопасности.

Потребительский рынок отдельных городов, как правило, отличается. Например, рынок мегаполиса помимо рынка потребительских товаров и услуг мегаполис включает и другие типы рынков, например, рынок товаропроизводителей, рынок труда и др., которые взаимодействуют между собой, тем самым обеспечивая потребности населения и создавая возможности для успешного функционирования экономики мегаполиса (см. рис. 2):

Рис. 2 – Рынок мегаполиса

То есть ключевым сегментом экономики мегаполиса выступает потребительский рынок. Это объясняется тем, что, будучи задействованными в процессах производства, распределения, обмена и потребления, отдельные рыночные субъекты поддерживают воспроизводственный процесс в регионе, замыкающим звеном которого и выступает потребительский рынок мегаполиса.

Наряду с параллельно действующими рынками труда, товаропроизводителей, капитала, топливно-энергетических ресурсов, потребительский рынок товаров и услуг занимает особое место ввиду того, что обеспечение первичных потребностей населения в жизненно необходимых, качественных и доступных продуктах питания является приоритетной задачей государства на уровне страны, региона или крупного города (рис.2), что и упоминается в научной статье Негановой В. П., Наумова И. В., Седельникова В. М. [3].

Таким образом, потребительский рынок играет большую роль в экономике региона. Он является центральным звеном рыночной экономики, а также заключительной стадией воспроизводственного процесса. Именно здесь формируются повседневные потребности населения, уровень удовлетворения которых в итоге определяет эффективность функционирования экономики в целом. Удовлетворение потребностей граждан выступает одной из главных характеристик социальной направленности экономического развития.

Список литературы:

Жилина Е. В., Хунафина Е. А., Кузяшев А. Н. - «Анализ и прогнозирование потребительского рынка мяса и мясопродуктов в Российской Федерации». «ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ: НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ». Издательство: Башкирская академия государственной службы и управления при Главе Республики Башкортостан (Уфа), 2020, № 3 (153). – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42944861

Нагоев А. В., Шелехова Л. В., Тешев В. А. – «Эконометрическое моделирование динамики потребительского рынка». Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика, 2018. Издательство: Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Адыгейский государственный университет». – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ekonometricheskoe-modelirovanie-dinamiki-potrebitelskogo-rynka-1

Неганова В. П., Наумов И. В., Седельников В. М. – «Исследование и моделирование потребительского рынка мегаполиса». Практический маркетинг №8, 2019. Издательство: Общество с ограниченной ответственностью «Агентство Би Си Ай Маркетинг». – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-i-modelirovanie-potrebitelskogo-rynka-megapolisa

Рамазанов Д. И., Смирнова И. А. – «Анализ конкурентной среды потребительского рынка Ивановской области». «Экономика регионов России: современное состояние и прогнозные перспективы». Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции преподавателей, аспирантов, магистрантов Ивановского филиала Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова, 2019. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37532873

Черемисина Т. Н., Черемисина Н. В. – «Экономико-статистический Анализ развития потребительского рынка товаров региона». Социально-экономические явления и процессы, 2015. Издательство: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина». – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ekonomiko-statisticheskiy-analiz-razvitiya-potrebitelskogo-rynka-tovarov-regiona

Просмотров работы: 173