Профилактика агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста посредством игротерапии - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Профилактика агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста посредством игротерапии

Карасева А.И. 1
1МГТУ им. Г.И. Носова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Дошкольный возраст это период, когда закладывается фундамент будущей личности. Именно в дошкольный период закладываются основы этики, оформляются и укрепляются индивидуальные варианты отношения к себе и окружающим. Одной из важных проблем в отечественной психологии и педагогике является повышенная агрессивность детей дошкольного возраста. Агрессивное поведение – одно из самых распространенных нарушений среди детей дошкольного возраста, так как это наиболее эффективный и быстрый способ достижения своей поставленной цели.

Многочисленные наблюдения показывают, что агрессивное поведение, сложившееся в детстве, остается устойчивой чертой характера и сохраняется на протяжении дальнейшей жизни человека.

Агрессивное поведение у ребенка способно значительно ограничивать и даже снизить его активность, а также сформировать у него тревожность и низкую самооценку. При наличии агрессивного поведения у ребенка значительно снижается его способность к продуктивной деятельности и к общению и взаимодействию с другими людьми. Такое поведение отрицательно влияет на развитие личности. Таким образом, агрессивное поведение носит отрицательный характер, как для общества, так и для самого ребенка.

Актуальность выбранной темыобусловлена тем, что агрессивное поведение детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. В связи с увеличением числа детей, склонных к агрессивному поведению, особенно важно изучение и своевременная профилактика агрессивного поведения в дошкольном возрасте, когда эта черта находится в стадии своего становления и когда еще можно предпринять своевременные меры. Проявления агрессивного поведения, сложившегося в детстве, сохраняется и развивается, превращаясь в устойчивое личностное качество на протяжении дальнейшей жизни человека.

Старший дошкольный возраст (5-6 лет) последний из периодов дошкольного детства, когда в психике ребёнка появляются новые образования. Это произвольность психических процессов – внимания, памяти, восприятия и вытекающая отсюда способность управлять своим поведением. Происходят изменения и в представлениях детей о самих себе, в их самосознании и самооценках, на что оказывают непосредственное влияние более сложные и содержательные отношения со сверстниками и взрослыми. В старшем дошкольном возрасте происходит проявление устойчивого интереса к установлению положительных взаимодействий со сверстниками и взрослыми, расширяется круг общения. Дети старшего дошкольного возраста активно включаются в жизнь общества, овладевают нормами, принятыми в обществе, в результате чего накапливается социальный опыт.

История человечества обоснованно доказывает, что агрессия является неотъемлемой частью жизни отдельного человека и общества в целом. Кроме того, агрессия владеет довольно мощной притягательной силой и свойством заразительности.

С.Н. Ениколопов в своей работе «Психологические проблемы семейного насилия», дает наиболее полное определение изучаемого явления: «Агрессия – целенаправленное разрушительное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, причиняющее физический ущерб людям и вызывающее у них психологический дискомфорт» [1, с. 360].

Агрессия, в каких бы формах она ни проявлялась, оказывается часто главным источником трудностей во взаимоотношениях между людьми, приносит боль и непонимание, а зачастую ведет к конфликтным последствиям. Как показывает опыт психолого-педагогической работы, жалобы на проявление детской агрессивности одно из наиболее распространенных явлений у родителей и педагогов в современном обществе.

Формы агрессии характерны для большинства детей. Однако известно, что у определенной категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, превращаясь в устойчивое качество личности. В итоге снижается продуктивный потенциал ребенка, сужаются возможности коммуникации, деформируется его личностное развитие.

Агрессивные проявления в поведении ребенка никак нельзя не замечать, надеясь, что оно само по себе как-нибудь отомрет. Необходимо обращать внимание на поведение ребенка в играх. Ему трудно изобразить миролюбивого или спокойного персонажа? Ему трудно удержать себя в спортивных, силовых играх (футбол, борьба и т.п.) от пинков и приемов карате? Воспитателям и родителям сложно остановить его от злобных проявлений, тем более просто словами? Если да, то это выступает свидетельством высокого уровня агрессии. Возможно, конечно, что стремление ребенка причинить кому-то вред свидетельствует о его собственном внутреннем неблагополучии. Но, в таком случае, тем более, ребенок страдает, и остро нуждается в помощи.

Агрессивность обычно подразумевает наличие агрессивных эмоций и вызывает не только какие-то ощущения или общие реакции, но и влечёт конкретные действия. У большинства людей возникают те или иные агрессивные мысли и импульсы, от того, как они с этими мыслями справляются, зависит не только их здоровье и межличностные отношения, но и благополучие других людей.

Под детской агрессивностью понимаются действия ребенка, которые направлены на нанесение физического или психического вреда другому человеку или самому себе. Агрессивность детей может проявляться: нанесением ударов кулаками, терзанием животных, порчей мебели, игрушек, посуды. Нередко дети направляют агрессивность на самого себя: они рвут свою одежду, наносят раны, головой бьются о стену.

Наиболее острой проблемой не только для врачей, педагогов и психологов, но и для общества в целом является агрессивность детей. В последние десятилетия серьезную тревогу общественности вызывает значительный рост детской преступности, асоциального поведения, агрессивности и жестокости детей и подростков. И число детей с таким поведением стремительно увеличивается. Причиной выступает целый ряд неблагоприятных факторов, к которым можно отнести: ухудшение социальных условий жизни детей, кризисом семейного воспитания, невнимательность и халатность образовательных учреждений к нервно-психическому состоянию подрастающего поколения [4 с. 160].

Одним из факторов, стимулирующим агрессивное поведение, является враждебность, которая представляет собой негативное отношение ребенка к окружающему миру. В сочетании с обидой и подозрительностью она формирует искаженную картину мира и грубо нарушает систему взаимоотношений и взаимодействия с окружающим социумом. Враждебность начинает свое формирование на втором этапе развития с нарушения эмоционального контакта ребенка с матерью и продолжается на последующих этапах. В более поздние периоды развития основным механизмом формирования враждебности может являться психологическая травма [2 с. 28].

Проявления агрессивного поведения в старшем дошкольном возрасте (5-6 лет) и его последствия показали, что в современной психологии основными факторами, определяющими формирование детской агрессивности, являются: семья, сверстники, средства массовой информации. Дети учатся агрессивному поведению посредством прямых подкреплений так же, как и путем наблюдения агрессивных действий.

Исследования свидетельствуют о том, что агрессивное поведение может возникнуть по ряду причин среди которых, неправильное воспитание в семье, насмешки со стороны окружающих, неумение общаться, устанавливать адекватные отношения со сверстниками. Всё это в свою очередь порождает особенности поведения, которое выражается в комплексе негативных форм (раздражительности, озлобленности, агрессивности).

Таким образом, под агрессией понимают поведение, направленное на нанесение физического либо психологического вреда или ущерба, либо на уничтожение другого человека или группы людей. Агрессивность обычно подразумевает наличие агрессивных эмоций и вызывает не только какие-то ощущения или общие реакции, но и влечёт конкретные действия.

Практика показывает, что агрессивный человек скорее вырастет в семье с агрессивными родителями, но не потому, что это передается генетически, а потому, что родители сами не умеют справляться со своими эмоциями и не могут научить этому своего ребенка. Это одна из основных причин детской агрессивности.

Игровая терапия - способ коррекции эмоциональных и поведенческих нарушений у детей, в основу которого положена игра.

Игру детей можно оценить более полно, если признать, что она является для них средством коммуникации. Дети более непосредственно выражают себя в спонтанной, инициированной ими самими игре, чем в словах, поскольку в игре они чувствуют себя более комфортно. Игра является для ребенка тем же, чем речь является для взрослого; она предоставляет в распоряжение ребенка символы, которые заменяют ему слова. Жизненный опыт ребенка гораздо больше, чем то, что он может выразить словами, поэтому он использует игру, чтобы выразить и ассимилировать то, что переживает.

В то же время игра для ребенка - это и одна из форм "самотерапии", благодаря которой могут быть отреагированы различные конфликты и проблемы. В относительно безопасной игровой ситуации ребенок позволяет себе опробовать различные способы поведения. В восприятии ребенка игра очень далека от того легкомысленного, увеселительного времяпрепровождения, каким ее обычно считают взрослые [3].

  Таким образом, профилактика агрессивного поведения рассматривает игровую терапию, как максимально эффективный метод психотерапевтического воздействия на детей. В рамках всех подходов: игровая деятельность признается, как приоритетный вид деятельности в дошкольном возрасте. И поэтому, игровые методы -  оптимальный метод коррекции в дошкольном возрасте. В основе различных методик лежит признание того, что игра оказывает сильное воздействие на развитие личности ребенка дошкольного возраста.

Список использованных источников:

Ениколопов С.Н. Психологические проблемы семейного насилия. М.: Макс-Пресс, 2005. 360

Крысько В.Г. Социальная психология. М.: ВЛАДОС-IPECC, 2001. 208 с. 28.

Спиваковская А.С. Игра - это серьезно: Монография / Спиваковская А.С. - М., Изд. "Педагогика", 1981.

Чижова С.Ю., Калинина О.В. Детская агрессивность. Ярославль.: Академия развития, 2005. 160 с.

Просмотров работы: 45