Танцевальные направления на занятиях по физической культуре - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Танцевальные направления на занятиях по физической культуре

Шестакова Е.С. 1, Лыженкова Р.С. 1
1ИрГУПС
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация: В настоящее время, применение танцевальных упражнений редко используется на занятиях физической культуры, из-за чего многие не знают о них. Изучение направлений танцевальной аэробики привлечет внимание студентов к данному виду занятий.

Ключевые слова: танцевальные направления, аэробика, занятия, физическая культура

Цель данной исследовательской работы заключается в рассмотрении видов танцевальной аэробики на занятиях по ФК.

Данная тема исследования актуальна, поэтому для ее изучения необходимо проанализировать литературу по этой проблеме и провести социальный опрос среди студенток разных курсов.

Проблема:студенты не придают занятиям по физической культуре большого значения, поэтому существует необходимость повышения интереса и мотивации через танцевальные движения.

Анализ литературных источников:

Известно, что танец является богатейшим источником эстетических впечатлений человека, его творческих возможностей. Синкретичность танцевального искусства подразумевает развитие чувства ритма, умения слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения, одновременно развивать и тренировать мышечную силу корпуса и ног, пластику рук, грацию и выразительность. Занятия танцем формируют правильную осанку, прививают основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дают представление об актерском мастерстве. Танец имеет огромное значение как средство воспитания национального самосознания.

Танец – искусство пластических и ритмических движений. Изучение таких движений делает обычные движения людей красивыми, выразительными, повышает интерес к упражнениям. Регулярное и правильное выполнение танцевальных упражнений способствует формированию хорошей осанки, улучшает слух, чувство ритма, создает хорошее настроение, активизирует жизненные процессы. [1]

Как правило, на занятиях физической культуры используются танцевальные направления аэробики. Для сравнения направлений аэробики, подходящих для занятий физической культуры, возьмем несколько источников, а именно [2,3,4]

В широком понимании к аэробике относятся: ходьба, бег, плавание, катание на коньках, лыжах, велосипеде, и другие виды двигательной активности. Выполнение общеразвивающих и танцевальных упражнений, объединенных непрерывно выполняемым комплексом, также стимулирует работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Это и дало основание использовать термин "аэробика" для разнообразных программ, выполняемых под музыкальное сопровождение и имеющих танцевальную направленность. Это направление оздоровительных занятий получило огромную популярность во всем мире.

Е.С. Крючек выделяет такие разновидности оздоровительной аэробики:

-аэробика высокой интенсивности (Hign impact) – занятие с активным использованием прыжков и бега. Рекомендуется лицам с высоким уровнем подготовленности;

-аэробика низкой интенсивности (Low impact) – занятие с преимущественным использованием ходьбы, движений с полуприседами и выпадами;

-фанк-аэробика (Funk) – для этого вида занятий характерен особая техника движений (пружинящая ходьба) и более свободная пластика рук, акцентируется танцевальность и эмоциональность движений;

-сити, или стрит-джем (Sity (street)-jam) – в занятия включаются сложные хореографические соединения танцевального характера. По мере изучения они объединяются в композиции по типу вольных упражнений;

-степ-аэробика (Step-up) – выполняются упражнения на специальной платформе с регулируемой высотой подъема;

-слайд-аэробика (Slide) – упражнения выполняются на специальной дорожке, позволяющей имитировать скольжение конькобежца;

-фитбол (резистбол) (Fitbol) – занятия с использованием большого специального мяча, на котором выполняются упражнения сидя и лежа;

-аэробоксинг, тае-бо (aeroboxing-tae-bo) – разновидности занятий аэробикой с элементами бокса и его восточных разновидностей;

-гидроаэробика (aqua-aerobics) – занятия, проводимые в воде (бассейне) разной глубины; [3]

Авторы учебного пособия "Аэробика. Теория и методика проведения занятий" считают, что аэробика танцевальной направленности — оздоровительная аэробика, аэробная часть занятий которой представляет собой танцевальные движения на основе базовых шагов. В зависимости от используемого стиля танца различают следующие виды аэробики танцевальной направленности: фанк-аэробика, также именуемая кардиофанк (современный танец в стиле "фанк"), сити-джем-аэ¬робика (негритянский стиль "сити-джем"), хип-хоп-аэробика (современный танец в стиле "хип-хоп"), латин-аэробика, также именуемая салса-аэробика (на основе латиноамериканских танцев), афро-джаз-аэробика (аэробика с элементами африканских танцев), джаз-аэробика (аэробика на основе джазового танца). Кроме вышеперечисленных направлений аэробики специалисты рекомендуют применять степ- аэробику, шейп-аэробику, стретчинг.

Непременным условием и ярко выраженной чертой аэробики танцевального направления является использование соответствующей музыки. Танцевальная аэробика очень привлекательна и эмоциональна, но необходимо отметить, что при освоении комплексов имеются трудности координационного характера. Развитие этого направления в аэробике очень перспективно. [2]

И, на конец, Т.С. Лисицкая определяет аэробику для занятий по физической культуре, как большую группу разновидностей аэробики составляют танцевальные направления аэробики, характеризующиеся движениями и музыкой, которые соответствуют определенному стилю танца. Насколько велико разнообразие мировой танцевальной культуры, столь много и направлений танцевальной аэробики. Это: фолк- аэробика (русская, ирландская, испанская и др.), латина-аэробика (сальса, ча-ча-ча, самба, танго), джаз-аэробика, боди-балет, сити- джем, хип-хоп, фанк-аэробика и многие другие.

Специфические элементы различных танцевальных стилей, адаптированные с учетом безопасности техники выполнения и преобразованные в движения аэробики, способствуют в большей степени развитию координационных способностей, а также пластики, ритмичности, дают возможность научиться красиво двигаться, танцевать, почувствовать уверенность и раскрепощение.

Из всего многообразия стилей танцевальной аэробики автор отдает предпочтения фанк и хип-хоп, которые имеют свои особенности при составлении соревновательных композиций и довольно часто используются для проведения соревнований по оздоровительной аэробике для молодежи.[4]

Таким образом, изучая литературу, можно заметить, что некоторые авторы объединяют понятия оздоровительной аэробики и танцевальной, другие же выделяют танцевальную аэробику как часть оздоровительной, тем не менее все схожи во мнении, что в зависимости от превалирования тех или иных танцевальных элементов и соединений, выделяет различные виды танцевальной аэробики: джазаэробику, фанк-аэробику, рок-аэробику, брейк-аэробику и т.д. Тренировки проводятся в быстром темпе и длятся около часа, а это означает быструю потерю лишнего веса (при условии частых, едва ли не ежедневных занятий). Большая нагрузка ложится на крупные группы мышц, особенно в нижней части тела; быстрые, ритмичные движения помогают укрепить сердечно-сосудистую систему, улучшают координацию движений и осанку. Активная работа рук и корпуса, высокий темп, сложные движения ногами — все это дает колоссальную нагрузку на тело. Интенсивность можно еще больше повысить, если добавить на лодыжки отягощения или взять в руки легкие гантели.[5]

Кроме вышеперечисленных направлений аэробики специалисты рекомендуют применять в качестве физических упражнений на занятиях спортивную аэробику: степ- аэробику. Степ-аэробика — это танцевальные занятия при помощи специальной платформы, имеющей приспособления, позволяющие устанавливать нужную высоту. На них надо подниматься и опускаться в ритме музыки, в сочетании с обычными танцевальными движениями. Высота степов обычно составляет 15-30 см. Для начинающих высота платформы должна быть 15-20, а для подготовленных 30 см, ширина — около 50 см. Насчитывается около 200 способов подъема на платформу и схождения с нее. Движения в степе довольно просты, поэтому вполне подходят для людей разного возраста и уровня подготовленности. Они великолепно улучшают фигуру, в особенности формы голеней, бедер и ягодиц. Применение отягощении (гантелей) весом около 2 килограммов дает хорошую нагрузку на мышцы плечевого пояса.[6]

Содержание и результаты исследования:

Для того, чтобы оценить уровень знаний студентов танцевальных направлений, использующихся на занятиях по ФК и отношение к ним был проведен опрос среди студентов ИрГУПС. Участниками опроса стали 50 девушек-студенток разных факультетов. Цель опроса: узнать степень познания и заинтересованности студентов в танцевальной аэробики. Для опроса использовалась социальная сеть Вконтакте.

На первый вопрос "Считаете ли вы, что занятия ФК с танцевальными упражнениями развивают физическую форму на ровне со стандартными занятиями?"(Рис. 1) большинство опрошенных студентов (72%) ответили положительно, они считают, что танцы также развивают физическую форму, как и обычные физические нагрузки, не согласились с этим 28%.

Рис. 1

На вопрос "Применяются ли на ваших парах по ФК танцевальные упражнения?"(Рис. 2), также большая часть студентов (60%) ответили положительно, а именно, что используют танцы на занятиях, остальные ответили отрицательно (40%)

Рис. 2

Следующий вопрос "Интересны ли вам занятия танцевальной аэробикой?" (Рис. 3). Не интересна танцевальная аэробика только 26% студентам, остальным 74% интересны занятия танцевальной аэробикой.

Рис. 3

Последний вопрос "Знаете ли вы направления танцевальной аэробики?" (Рис. 4). Были получены такие ответы: большая часть не знает виды танцевальной аэробики, это 68%, знают какие-либо разновидности лишь 32% опрошенных студентов.

Рис. 4

Анализируя ответы на вопросы, можно сказать, что большинству студентов нравятся занятия танцевальной аэробикой на физической культуре, однако знают о ее направлениях относительно маленькое количество студентов.

Заключение:

Таким образом, можно сделать вывод о том, что танцевальные направления, чаще всего используемые на занятиях физической культуры - это некоторые виды танцевальной аэробики и спортивная аэробика, а именно степ- аэробика. Изучение различных направлений аэробики на ФК повысит интерес к занятиям, а значит и поможет улучшению здоровья студентов.

Список литературы:

1. Спортивный танец как средство оздоровления/ Монахова Е.Г. - Международный научный журнал "Инновационная наука", 2015. №7, 128 с.

2. Аэробика. Теория и методика проведения занятий: учеб. пособие/ Под ред. Е.Б. Мякинченко и М.П. Шестакова. - М.: СпортАкадемПресс, 2002., 255-256 с.

3. Аэробика. Содержание и методика проведения оздоровительных занятий: учеб.-метод. пособие/ Е.С. Крючек. - М.: Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2001., 176-182 c.

4. Аэробика на все вкусы/ Т.С. Лисицкая. - М.: Просвещение-Владос, 1994., 48-50 c.

5. Методика преподавания оздоровительной аэробики: учебное пособие/ В. Ю. Давыдов, Т. Г. Коваленко, Г. О. Краснова. – Волгоград : изд-во ВолГУ, 2004., 124 с.

6. Аэробика: В 2 т. Т. 1. Теория и методика. – М.: Федерация аэробики России, 2002. – 232 с.

Просмотров работы: 109