Прикладные виды спорта в ППФП студентов - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Прикладные виды спорта в ППФП студентов

Нимаева М.В. 1, Лыженкова Р.С. 1
1Иркутский Государственный Университет Путей Сообщения
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация: статья посвящена вопросам профессиональной прикладной физической подготовки. Рассматриваются понятие ППФП, ее цели, задачи и общие положения. Принцип органической связи физического воспитания с практикой трудовой деятельности наиболее конкретно воплощается в профессионально прикладной физической подготовке

Ключевые слова: профессиональная прикладная физическая подготовка, физическая подготовка, физические упражнения, специальные качества, прикладные знания, работоспособность.

Цель работы: проанализировать влияние профессионально-прикладных физических занятий в ходе подготовки студентов педагогических профессий к профессиональной деятельности. Оценить влияние физической подготовленности на будущую деятельность и здоровье специалистов, раскрыть сущность и важность профессионально-прикладной физической подготовки в подготовке будущих специалистов педагогических специальностей.

Актуальность: воспитание профессионально-педагогических знаний и умений являются важной функцией физического воспитания в вузе, и требует усиления основ физического воспитания, психофизического знания студентов. От того, насколько последовательно будет реализовываться образовательная направленность учебного процесса, зависит эффективность качественной подготовки будущих специалистов, способных сознательно и активно использовать основы физической культуры.

Проблема: является недостаточной профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП) студентов. В ходе исследования рассматривались понятие, особенности, задачи ППФП, пути её реализации, а также предложены варианты преодоления проблем формирования ППФП на стадии обучения в вузе.

Физическое воспитание всегда было одним из средств подготовки человека к трудовой деятельности и приспособления к социальной среде. Игровое воспроизведение охоты, трудовых процессов в древних ритуальных состязаниях – один из способов совершенствования трудовых навыков и физического воспитания молодежи на начальных стадиях развития человеческого общества. Со временем люди перешли от простого копирования физических нагрузок и технических приемов трудовых процессов в простейших играх к более широкой тематике игр с определенными правилами и к созданию искусственных спортивно-игровых снарядов – элементов современной физической культуры спорта.

В позднем средневековье элементы психофизической подготовки к профессиональному труду уже присутствуют в ряде систем воспитания и образования молодежи. На роль физических упражнений в подготовке подрастающего поколения к труду обращали внимание выдающиеся педагоги ХV – XIX вв.

Именно в этот период возникало и формировалось самостоятельное направление в изучении психофизических возможностей человека с целью наиболее продуктивного его использования и определенном производстве.

Современный труд требует значительного напряжения умственных, психических и физических сил, повышенной координации движений работников в любой сфере труда. Но каждая профессия диктует свой уровень развития психофизических качеств, свой перечень профессионально-прикладных умений и навыков. Поэтому если человек готовится к профессии геолога-поисковика, то ему нужна профессионально-прикладная физическая подготовка одного содержания, а будущему филологу - другая. Эти отличия и отражаются в цели и задачах профессионально-прикладной физической подготовки.

Чтобы корректировать эти психофизиологические «перекосы», проводятся мероприятия в системе организации труда, в числе которых и направленное применение специально подобранных физических упражнений. Использование средств физической культуры и спорта в целях поддержания и повышения общей и профессиональной дееспособности человека в теории и практике физической культуры получило название профессионально прикладная. 5

Профессионально-прикладная физическая подготовка — это специально направленное и избирательное использование средств физической культуры и спорта для подготовки человека к определенной профессиональной деятельности.

Основное назначение ППФП — направленное развитие и поддержание на оптимальном уровне тех психических и физических качеств человека, к которым предъявляет повышенные требования конкретная профессиональная деятельность, а также выработка функциональной устойчивости организма к условиям этой деятельности и формирование прикладных двигательных умений и навыков.

Цель ППФП - психофизическая готовность к успешной профессиональной деятельности. Чтобы достичь эту цель, необходимо создать у будущих специалистов психофизические предпосылки и готовность к:

Ускорению профессионального обучения;

Достижению высокопроизводительного труда в избранной профессии;

Предупреждению профессиональных заболеваний и травматизма, обеспечению профессионального долголетия;

Использованию средств физической культуры и спорта для активного отдыха и восстановления общей и профессиональной работоспособности в рабочее и свободное время;

Выполнению служебных и общественных функций по внедрению физической культуры и спорта в профессиональном коллективе.

Конкретные задачи ППФП студентов определяются особенностями их будущей профессиональной деятельности и состоят в том, чтобы:

Формировать необходимые прикладные знания,

Осваивать прикладные умения и навыки;

Воспитывать прикладные психофизические качества;

Воспитывать прикладные специальные качества.

Остановимся несколько подробнее на смысловом содержании перечисленных конкретных задач. 2

Прикладные умения и навыки обеспечивают безопасность в быту и при выполнении определенных профессиональных видов работ, способствуют быстрому и экономичному передвижению при решении производственных задач (плавание, ходьба на лыжах, гребля, управление автомототранспортом, езда на лошади и др.). Естественно, что этими умениями и навыками лучше владеет человек, занимающийся прикладными видами спорта: туризмом, автомотоспортом, водными и различными видами конного спорта и т.д.

Прикладные физические качества – быстрота, сила, выносливость, гибкость и ловкость необходимы во многих видах профессиональной деятельности, где специалистам для качественного выполнения работы требуется или повышенная общая выносливость, или быстрота, или сила отдельных групп мышц, или ловкость. Заблаговременное акцентированное формирование этих прикладных качеств в процессе физического воспитания до профессионально требуемого уровня и. является одной из задач ППФП. 4

Прикладные специальные качества - это способность организма противостоять специфическим воздействиям внешней среды: холода и жары, укачивания в автомобиле, на море, в воздухе, недостаточного парциального давления кислорода в горах и др. Такие способности можно развивать путем закаливания, дозированной тепловой тренировки, специальными упражнениями, воздействующими на вестибулярный аппарат (кувырки, вращения в различных плоскостях), укреплением мышц брюшного пресса, упражнениями на выносливость, при которых возникает двигательная гипоксия и т.д.

Формировать специальные качества можно в процессе ППФП не только с помощью специально подобранных упражнений, но и при регулярных занятиях соответствующими в каждом случае (прикладными) видами спорта. Следует иметь в виду и особенности так называемой неспецифической адаптации человека. Установлено, что хорошо физически развитый и тренированный человек быстрее акклиматизируется в новой местности, легче переносит действие низкой и высокой температуры, более устойчив к инфекциям, проникающей радиации.6

Физическое воспитание всегда было одним из средств подготовки человека к трудовой деятельности и приспособления к социальной среде. Игровое воспроизведение охоты, трудовых процессов в древних ритуальных состязаниях – один из способов совершенствования трудовых навыков и физического воспитания молодежи на начальных стадиях развития человеческого общества. Со временем люди перешли от простого копирования физических нагрузок и технических приемов трудовых процессов в простейших играх к более широкой тематике игр с определенными правилами и к созданию искусственно-игровых снарядов – элементов современной физической культуры и спорта. 2

Для чего нужна будущему специалисту специальная психофизическая подготовка к профессии? Это связано с влиянием современной технизации труда и быта на жизнедеятельность человека, с изменением функциональной роли человека в современном производстве. Чем дальше развивается научно-техническая мысль, тем больше человека окружает искусственная техническая среда. Медики и биологи обращают особое внимание на ряд явлений, отрицательно сказывающихся не только на здоровье человека, но и его профессиональной работоспособности.

Изменение места и функциональной роли человека в современном производственном процессе требует его направленной психофизической подготовки. Это связано с тем, что если раньше темп и ритм трудового процесса задавал сам человек через управляемую им технику, то теперь их определяет технология производства, к которой человек должен приспосабливать свой труд. Это существенно меняет его место и роль в производственном процессе – человек как бы становится над производственным процессом, однако его значение в производстве еще более возрастает.

Все это предъявляет дополнительные требования к активному формированию психофизических способностей посредством направленного использования физических упражнений. Спорт и особенно спортивные игры, виды единоборств моделируют разнообразные жизненные ситуации взаимоотношений людей на фоне экстремальных психофизических нагрузок. Многочисленные примеры показывают, что в процессе регулярных занятий спортом воспитываются не только необходимые физические качества, но и психологические свойства личности, которые способствуют адаптации молодых людей в коллективе. 5

Если даже человек обладает знаниями и профессиональным опытом, но не имеет необходимых физических способностей, чтобы трудиться, то его нельзя относить к трудовым ресурсам. Вот почему каждый молодой человек должен заблаговременно и активно готовиться к избранной профессии, целенаправленно развивать те физические и психические качества, которые определяют психофизическую надежность и успех в его будущей профессиональной деятельности. 3

Подбор отдельных физических прикладных упражнений или целостных видов спорта для решения задач ППФП осуществляется по принципу адекватности их психофизиологического воздействия с теми физическими, психическими и специальными качествами, которые предъявляются профессией. Так, если профессиональный труд требует проявления выносливости, то при подготовке применяются те упражнения, те виды спорта, которые в наибольшей степени развивают общую выносливость (бег на длинные дистанции, лыжные гонки и т.п.).

Каждая спортивная деятельность (вид спорта) совершенствует преимущественно специфические для нее психофизиологические функции, поэтому примеров может быть еще много.

Именно разнохарактерность различных видов спорта, так же как и разнохарактерность трудовых процессов, позволяет моделировать в спортивной подготовке многие параметры психофизической нагрузки на человека в процессе труда. 5

Кроме прикладной направленности отдельных видов спорта следует еще раз подчеркнуть значение занятий спортом вообще. Элемент состязания, сопряженный с повышенными физическими нагрузками, позволяет использовать спорт для совершенствования и воспитания наиболее важных в современном производстве психических качеств и свойств личности (воля, самодисциплина, уверенность в себе, коллективизм и т.д.).

Так, занятия по гимнастике используются главным образом для развития таких актуальных для инженеров авиационного профиля качеств, как координация движений, ловкость рук, статическая выносливость мышц брюшного пресса, спины, туловища, концентрированное внимание, эмоциональная устойчивость, смелость, решительность. Ловкость и координация рук развиваются с помощью вольных упражнений, упражнений с предметами, средними и малыми мячами. 2

Статическая выносливость развивается с помощью силовых динамических и статических упражнений на снарядах и без снарядов, при выполнении которых действуют преимущественно те же мышцы, что и в статических рабочих позах инженера данного профиля. Весьма эффективными для этой цели являются упражнения на специальных силовых тренажерах.

Для формирования эмоциональной устойчивости, решительности, смелости используются различные сложные опорные прыжки через коня, прыжки в глубину, вверх, соскоки с брусьев, колец, перекладины (для мужчин), прыжки на батуте. 6

Так же, на учебных занятиях по легкой атлетике формируются многие наиболее актуальные психофизические качества будущего инженера. Эффективными средствами для этого являются: продолжительный непрерывный и переменный бег на дорожке стадиона и по пересеченной местности в теплое и холодное время года; бег на короткие дистанции, бег по сложному закрытому маршруту, эстафетный бег с общей зоной передачи; прыжки в высоту, глубину (для развития решительности, смелости) и другие подготовительные и основные упражнения из легкой атлетики.

На занятиях по плаванию улучшается деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, системы терморегуляции, воспитывается общая выносливость, стойкость средствами длительного плавания до 30 минут, повторного проплывания отрезков 50-100 м, ныряния на дальность и в глубину.

Занятия по лыжам в плане профессионально-прикладной физической подготовки в основном преследуют те же задачи, что и занятия легкой атлетикой, но кроме того они воспитывают выносливость к динамической силовой работе рук, вынужденным позам, вестибулярную и эмоциональную устойчивость.4

С целью развития устойчивости вестибулярных реакций, сенсорно-моторной координации и эмоциональной устойчивости до 20% учебного времени, отводимого на лыжную подготовку, уделяется элементам слаломной подготовки: спускам по закрытому маршруту, в высокой и основной стойке, на одной лыже, с различными поворотами и др. Для воспитания выносливости к лазанию применяются подъемы в гору на лыжах различными способами (лесенкой, елочкой, эстафеты на склонах гор с подъемами и др.)5

Используются также специальные дыхательные упражнения, ходьба и бег с дозированной задержкой дыхания в различных условиях пересеченной местности, бег по песку, бег в гору на отрезках от 100 до 200 м, преодоление естественных препятствий и специальной полосы ППФП, продолжительные подвижные и спортивные игры типа футбола, регби, элементы спортивного ориентирования.

На занятиях по велокроссу решаются в основном те же задачи, что и на занятиях марш-броском. При этом средствами профессионально-прикладной физической подготовки являются: педалирование на ровных и сложных участках дороги, преодоление препятствий (канав, колеи дороги, песчаных участков, ручьев); ходьба и бег с велосипедом на плече до 1000 м; прохождение дистанции с равномерной и переменной интенсивностью (мужчины до 30 км, женщины - до 15 км); контрольное прохождение дистанции.

Учебные занятия по туризму, так же, как и по легкой атлетике, содействуют решению многих задач профессионально-прикладной физической подготовки будущих инженеров. Эффективными средствами для этого служат элементы специальной физической подготовки туриста - продолжительные ходьба и бег без рюкзака и с рюкзаком, лазание по горизонтальному и вертикальному канату, переправы, преодоление туристских полос препятствий и различных естественных преград.

Отличным средством комплексного формирования профессионально важных качеств, необходимых будущему инженеру, являются учебные туристские летние и зимние походы. 3

Спортивные игры, они эффективно содействуют достижению высокого уровня функционирования и надежности нервной, сердечно-сосудистой и мышечной систем, зрительного и слухового анализаторов, а также воспитанию таких необходимых авиаинженеру качеств, как общая выносливость, ловкость и координация движений, специфическая ловкость рук, пальцев, быстрота реакции, объем, распределение и переключение внимания, оперативное мышление, эмоциональная устойчивость и инициативность.

Специальные исследования показывают, что наибольшим прикладным эффектом для инженерно-технических работников авиационного профиля обладают следующие упражнения из игровых видов спорта: быстрые передвижения, ловля и передача мяча различными способами, ведение мяча попеременно правой и левой рукой, броски мяча в цель, элементы технической подготовки, двусторонняя игра, эстафеты с мячом. 5

В целях ППФП на занятиях по физическому воспитанию полезно использовать также преодоление специальных полос препятствий, круговую тренировку с применением профессионально-прикладных физических упражнений и специальную тренажерную подготовку. 1

Учебный материал по ППФП формируется для каждого учебного отделения с учетом специфических особенностей избранного факультета, специальности, состояния здоровья, пола и уровня общей и профессионально-прикладной физической подготовленности занимающихся в нем студентов.

В основном учебном отделении ППФП студентов тесно сочетается с разносторонней физической подготовкой в объеме зачетных требований и развитием интереса к систематическим занятиям спортом. От курса к курсу объем профессионально-прикладной физической подготовки планомерно, целенаправленно и последовательно увеличивается. На первом году обучения ей отводится примерно 20% учебного времени по физическому воспитанию, на втором - до 30, на третьем - примерно 40, а на четвертом - до 50-60%.

Достигается это за счет последовательного использования обязательного для всех отделений теоретического и практического материала, основных и подготовительных упражнений по избранному виду спорта и применения в процессе тренировки специальных профессионально-прикладных упражнений с учетом требований будущей профессии к уровню развития физических и психических качеств и двигательных навыков. 3

Содержание и результаты исследования:

Было проведено исследование в Иркутском Государственном Университете Путей Сообщения с целью обоснования методики контроля за профессионально необходимыми физическими и психофизиологическими качествами. В анкетировании приняло участие около 100 студентов. Социальный опрос показал, что наиболее эффективное влияние на профессиональную деятельность студентов оказывает хорошая память 19,6%, способность быстро принимать решения 18,4%, способность четко выполнять свои обязанности в условиях эмоционального напряжения 17,6%, способность быстро переключать внимание 16,4%, способность длительно удерживать определенную позу 15,5% и хорошо развитая реакция 12,5%. Условия повышенного нервно – эмоционального возбуждения предусматривают требования к адаптационным возможностям работников, их психической устойчивости и физической работоспособности. Из числа профессиональных психофизиологических функций следует выделить внимание (распределение, объем), память, уравновешенность, коммуникабельность и устойчивость к стрессам. Наибольшую пользу для успешного развития физических и психических качеств студентам могут принести занятия: ритмической гимнастикой 17,1%, легкой атлетикой 16,7%, спортивными и подвижными играми 16,7%, плаванием 13,3%, общей физической подготовкой 12,9%, настольным теннисом 12,4%, психотренингом 10,9%. Рассматривая профессиональную направленность физического воспитания студентов было выявлено, что его целью является формирование всесторонне развитой и физически совершенной личности. Наряду с этим необходимо воспитывать положительную мотивацию, способствовать осознанию значения физической культуры в становлении личности. С целью повышения эффективности подготовки студентов, способных к высокопроизводительной трудовой деятельности, в современных условиях, необходимо надлежащее место уделить профессионально-прикладной физической подготовке. Анализ и обобщение научно-методической литературы относительно профессионально-прикладной физической подготовки студентов позволил установить: профессионально-прикладная физическая подготовка выступает важно составляющей профессионального становления студента в своей профессии, выявлены основные задачи профессионально-прикладной физической подготовки студентов.

Заключение:

В современных условиях важное значение приобретает проблема формирования профессиональных качеств и навыков, повышения устойчивости организма человека к различным профессиональным заболеваниям на основе широкого использования средств и методов физической культуры, и, в частности, физического воспитания. Это необходимо в связи со все большей степенью механизации и автоматизации производства, что в свою очередь создает предпосылки для возрастания относительной гиподинамии населения.

Использованию средств физической культуры и спорта с целью общей и профессионально-прикладной физической подготовки студентов вузов посвящено уже немало работ в первую очередь отечественных специалистов. Особенно возрастает в наше время значение профессионально-прикладной физической подготовки как эффективного средства оптимизации трудовой деятельности и устранения неблагоприятного влияния сочетания мышечной гиподинамии и больших нервно-эмоциональных напряжений, характеризующих деятельность лиц умственного труда.

Представителями одной из наиболее массовых профессий сегодня являются экономисты. Вопросы, связанные с использованием физических упражнений для повышения устойчивости организма к влиянию специфических для этих профессий заболеваний, возникающих в процессе их трудовой деятельности, в настоящее время все еще не получили должного отражения в практике физического воспитания работников указанного профиля и требуют специального изучения.

В повышении профессиональной подготовленности специалистов могут и должны сыграть существенную роль ценности физической культуры, поскольку это, как свидетельствует опыт относительно иных специальностей и профессий, положительно скажется на сокращении сроков социальной и профессиональной адаптации молодых специалистов к их будущей работе и на повышении эффективности профессиональной деятельности.

Список литературы:

Аксенова О.Э., Евсеев С.П. «Технология физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре: Учеб. Пособие» 2014. - 374с

Иванов Г.Д. «Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов». - Алма-Ата, 2017. - 98с

Нестеров В.А. « Оптимизация психофизического состояния человека, занимающегося различными видами профессиональной деятельности» 2016. -56с

Николаев А.В., Баранов В.А. «Физическая культура и спорт в образе жизни студенческой молодежи: Учеб. Пособие» 2015. -121с

Прыткова Е.Г, Сурина С.В.« Профессионально- прикладная физическая подготовка студентов Электронный ресурс» / Прыткова Е.Г, Сурина С.В., Ушанов Г.А., Гладких А.С. // Волгоградский государственный технический университет: уч.пособие.-2016. – 128с. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28375047 (13.11.2020).

Федорова С.В. «Профессионально-прикладная физическая подготовка: Учеб. пособие» 2019. -236с

Просмотров работы: 3421