ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИН ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА И ДИЗАЙНА - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИН ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА И ДИЗАЙНА

Богданова М.В. 1, Кизилова Е.С. 1
1НГГТИ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Ключевые слова: профессиональные компетенции; компетентностный подход; педагогические технологии; информационные технологии; творческий потенциал; компьютерная графика; компьютерная анимация; графический редактор, формирование профессиональных компетенций, высшее образование.

Keywords: professional competence; competence-based approach; pedagogical technologies; Information Technology; creative potential; computer graphics; computer animation; graphic editor, formation of professional competencies, higher education

Аннотация

Новая концепция профессионального образования заключается в необходимости расширения знаний и навыков, которые необходимы для продуктивной работы.

Введение новых образовательных стандартов ставит перед образовательными учреждениями ряд проблем. Наиболее важной проблемой является выбор метода и технологии обучения, которые будут обеспечивать процесс формирования профессиональных компетенций у обучающихся.

В статье рассмотрены теоретические предпосылки компетентностного подхода, определено его место в системе профессионального образования. Компетентностный подход рассматривается в качестве противопоставления трансляции готового знания, в котором осуществляется попытка внести личностный смысл в образовательный процесс. При изучении дисциплин декоративно-прикладного искусства и дизайна необходимо уделять большое внимание самостоятельно-исследовательской деятельности, которая даст возможность обучающемуся самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации. При изучении специальных дисциплин, необходимо научить обучающихся совмещать теоретические знания с практикой, для этого применяют активные методы обучения, разбор производственных ситуаций и нестандартные задания. Постановка проблемной задачи, а также проведения анализа способов решения данной задачи является рычагом активизации познавательной деятельности обучающихся, и как следствие формирование профессиональных компетенций.

Сделаны выводы, в результате который будущий специалист будет не только конкурентоспособным, но и сможет адаптироваться к быстроизменяющимся условиям.

Annotation

The new concept of vocational education is the need to expand the knowledge and skills that are necessary for productive work.

The introduction of new educational standards poses a number of problems for educational institutions. The most important problem is the choice of the teaching method and technology that will ensure the process of forming professional competencies in students.

The article examines the theoretical premises of the competence-based approach, defines its place in the vocational education system. The competence-based approach is considered as opposed to the translation of ready-made knowledge, in which an attempt is made to introduce personal meaning into the educational process. When studying the disciplines of arts and crafts and design, it is necessary to pay great attention to self-research activities, which will enable the student to independently search for the necessary information. When studying special disciplines, it is necessary to teach students to combine theoretical knowledge with practice, for this they use active teaching methods, analysis of production situations and non-standard tasks. The statement of the problem, as well as the analysis of the ways to solve this problem is a lever for enhancing the cognitive activity of students, and, as a consequence, the formation of professional competencies.

Conclusions are made, as a result of which the future specialist will not only be competitive, but also be able to adapt to rapidly changing conditions.

В настоящее время одним из главных глобальных трендов является быстрое развитие информационных технологий, а также их внедрение в практику повседневной жизни. Порой технологические и информационные инновации так быстро приходят в нашу жизнь, что далеко не каждый человек может в этот же момент освоить их, адаптируя свой образ жизни к данным изменениям. Высшая школа должна сформировать готовность выпускников к реалиям современной жизни. При этом прогноз развития общества носит неопределенный характер, так как за период обучения в вузе могут произойти очень значительные изменения в течение нескольких лет. Именно по этой причине российская образовательная система должна предложить свои решения в качестве ответов современным вызовам. На наш взгляд, особое внимание необходимо уделять готовности выпускников к возможным переменам, развивая в них такие качества, как креативность, целеустремленность, творческий потенциал, способность адаптироваться к происходящим изменениям. Решение данных задач возможно при условии, когда процесс модернизации системы образования будет соответствовать как общемировым тенденциям в образовательной сфере, так и учитывать все лучшие традиции и опыт образования.

В рамках компетентностной парадигмы показателем результативности полученных знаний является способность обучающегося справляться с проблемами различного уровня сложности. Этот подход является ответом на заказ современных профессиональных отраслей. Однако уже в 70-х годах прошлого века в обиход вошли понятия «компетенция» и «ключевые компетенции», которыми на сегодняшний день описываются качества успешного профессионала, где акцент делается не только на получение знаний, умений и навыков, а на способность решать различные практические задачи.

Так, в компетентностном подходе на первый план выходит способность использовать знания, а также оперативность самостоятельного получения дополнительных знаний, необходимых для решения каждой конкретной задачи. Наряду с этим, компетентностный подход связан с личностно-ориентированным и действующими подходами к образованию в связи с тем, что относится к личности будущего преподавателя и дизайнера, где образованность понимается как готовность к решению проблем на базе полученных знаний. При этом содержание обучения и процесс преподавания на выходе должны дать результат — профессиональные компетенции как становление нового качества образования выпускаемых специалистов.

Следует отметить, что целевая ориентация учебного процесса воздействует на формирование профессиональных компетенций и содействует развитию способности обучающегося к самообучению, позволяя из большого числа педагогических технологий выделить те, которые адекватны компетентностному подходу, например, мотивационные, деятельностные и информационные технологии. Считается, что мотивационные педагогические технологии развивают внутреннюю мотивацию личности, создают эмоциональную раскованность и положительное отношение к обучающей деятельности. Они развивают интерес к дисциплине, ориентируют на практический смысл изучаемого учебного материала, обеспечивают индивидуальный подход к обучающимся, наконец, реализуют обратную связь.

Деятельностные технологии связаны с организацией учебного процесса обучающихся. По назначению эти технологии, как правило, представляют собой технологию формирования теоретических знаний учебной дисциплины с последующим выполнением специально разработанных практических заданий. Информационные технологии воздействуют на способы мышления обучающихся, являясь мощным средством развития их интеллектуальных способностей. Причем, использование информационных технологий в аспекте изменяющейся парадигмы системы образования и компетентностном подходе преобразует содержание всего образовательного процесса, изменяет условия организации учебного процесса, повышая качество и эффективность применяемых методов обучения. С позиции компетентностного подхода цель изучения учебного материала заключается в формировании познавательных возможностей студентов, а также потребности обращаться к соответствующим цифровым технологиям при решении значимых для них профессиональных проблем. Анализ научно-педагогической литературы позволил выявить условия организации образовательной среды, при которой процесс формирования профессиональных компетенций студентов протекает наиболее успешно. В ней профессиональная компетентность, как правило, рассматривается в контексте формирования индивидуально-личностных характеристик каждого обучаемого.

Из всех определений понятия «профессиональные компетенции» мы остановились на том, что профессиональные компетенции — это интегративная целостность знаний, умений и навыков, обеспечивающая профессиональную деятельность, соответствующая целям обучения, квалификации и программе подготовки обучающихся. В нашем случае это подготовка бакалавров по направлению обучения «Педагогическое образование» и профилям «Изобразительное искусство» и «Дизайн». Разрабатывая некий учебный курс, педагог должен учитывать всю систему знаний обучаемого, иметь представление о результате, который ожидается в его профессиональных перспективах. Причем, любая профессиональная компетенция начинает формироваться в учебном заведении в процессе обучения. Затем в процессе повышения квалификации и реальной практической деятельности происходит дальнейшее развитие и становление составляющих ее компонентов.

Известно, что учебный процесс, как правило, базируется на педагогических методиках, развивающих дивергентный тип познания, ориентированный на конкретный опыт деятельности и рефлексивные наблюдения. В этой связи обучающиеся должны получить структурированные и систематизированные знания и навыки, позволяющие определить их готовность к будущей профессиональной деятельности, отвечающей современным требованиям. Для этого необходимо знать особенности этой деятельности вообще и педагогической. Важной компетентностной составляющей обучения в период стремительного взлета и последующего развития информационных технологий является формирование у будущих дизайнеров и студентов педагогических специальностей компетенций необходимых для применения в работе с новыми информационными и коммуникационными технологиями. Активное использование методических приемов обучения с использованием новых инновационных технологий позволяет студентам совместно с преподавателем идти в ногу со временем, используя цифровые визуальные средства для передачи разноплановой учебной информации в качестве материала для теоретических сведений и практических заданий.

КОМПЕТЕНЦИИ (ФГОС) КЛАСТЕРЫ КОМПЕТЕНЦИЙ

ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ (ОК):

ОК-1 Способен к культуре мышления. Способен анализировать и воспринимать информацию. Способен ставить цель и выбирать пути ее достижения, обладает мотивацией к выполнению задания.

ОК-3 Способен понимать значение культуры, как формы человеческого существования. Способен понимать сущность и значение новых информационных и коммуникационных технологий. Готов работать с компьютером, как средством получения информации.

ОК-7 Готов к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе Готов использовать компьютерные средства, методы и способы получения, хранения, переработки информации Способен объединять усилия, для решения стоящей перед коллективом задачи.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ (ПК) ДИЗАЙН:

ПК-1 Готов анализировать и определять требования к дизайн-проекту Способен синтезировать и использовать на практике набор возможных решений задач или подходов. Умеет обосновать свои предложения.

ПК-2 Готов использовать компьютерные технологии в профессиональной деятельности. Владеет цифровыми технологиями для выполнения рисунка, составления композиции, приемами работы в макетировании и моделировании. Способен подходить креативно к стандартным задачам.

ПК-3 Способен разрабатывать проектную идею, основанную на творческом подходе к решению задачи. Владеет приемами гармонизации форм, структур. Умеет анализировать и структурировать информацию в процессе работы над проектом.

ПК-4 Владеет пониманием значимости информационной среды в системе образования. Способен к конструированию предметов, информационных продуктов.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

ПК-16 Способен проектировать и оснащать образовательно-пространственную среду Готов к теоретическому и практическому обучению по собственно разработанным методикам

ПК-18 Ориентирован на обогащение педагогического опыта. Владеет информационными технологиями необходимыми для реализации инновационных методов повышения эффективности педагогической деятельности Готов к повышению эффективности профессионально-педагогической деятельности

ПК-20 Осознает значимость информационной среды в создании учебных материалов Готов к разработке цифровых интерактивных образовательных средств обучения

ПК-27 Готов использовать в профессиональной деятельности новые технологии. Владеет навыками создания интерактивного учебного материала. Способен организовать процесс обучения с помощью информационной среды учебных дисциплин с успехом используют анимацию в электронных образовательных ресурсах.

Следует также учесть и то, что для бакалавров изобразительного искусства и дизайна или других гуманитарных направлений обучение должно быть простроено на основе ранее приобретенных знаний и умений таких дисциплин, как рисунок, живопись, композиция, декоративно-прикладное искусство, технический рисунок и основы начертательной геометрии. Все это позволит показать студенту реальные возможности компьютерного инструментария и графического редактора Animator CC, поскольку способы работы над рисунком, живописью, композицией, графикой, несомненно, предоставляют основательную базу для компьютерного искусства. Отсюда активная вовлеченность в учебный процесс на основе персонального компьютера, несомненно, привнесет много полезного в индивидуальное развитие личностных качеств студента, его профессиональных компетенций, где раскрытие имеющегося творческого потенциала студента должно быть основополагающим в процессе обучения.

Библиографический список

Дорожкин Е. М., Пузырев В. В. Развитие теории и практики взаимосвязи общеобразовательной и профессиональной подготовки в России // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2015. Вып. 3 (156). С. 170-176.

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 2765-р, утверждающее Концепцию федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы. 2014. URL: httpV/минобрнауки.рф

Министерство образования и науки Российской Федерации. Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года. 2013. URL: http/мин-обрнауки.рф.

Рыбников В. Ю., Марихин С. В., Уманец Д. М. Теоретические проблемы проектирования педагогических технологий в системе профессионального образования // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2013. Вып. 4 (132). С. 28-33.

Харлов М. А. Взаимосвязь основных парадигмальных моделей на разных этапах профессиональной подготовки в системе среднего профессионального образования // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2012. Вып. 11 (126).

Просмотров работы: 36