ОСОБЕННОСТИ ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО КОЛЛЕДЖА - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ОСОБЕННОСТИ ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО КОЛЛЕДЖА

Богданова М.В. 1, Полывянова А.Р. 1, Морозова З.М. 1
1НГГТИ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Ключевые слова: изобразительное искусство, художественное оформление, дифференциация подсистем, прикладной дизайн, дизайн – проектирование, проектный дизайн, образовательный процесс, методы и средства, процесс обучения, педагогическая технология, профессиональные компетенции, компетенция.

Keywords: fine arts, decoration, subsystem differentiation, applied design, design - engineering, project design, educational process, methods and tools, learning process, pedagogical technology, professional competence, competence.

Аннотация

Дизайн - это разновидность художественно-проектной деятельности, охватывающей создание предметной среды (машин, вещей, интерьеров) и основанной на принципах сочетания удобства, экономичности и красоты.

В данной статье рассматриваются методы и средства дизайн-проектирования в системе среднего профессионального образования по направлению «Дизайн». На различные направления подготовки обучающихся среднего профессионального образования распространяется реформирование структуры, дидактических форм и методов, содержания. В настоящее время будущий специалист должен быть конкурентоспособным, свободно владеть знаниями, постоянно повышать профессиональный уровень знаний и умений и быть востребованным на рынке труда. Для того чтобы соответствовать требованиям современного общества и быть востребованным на рынке труда необходимыми являются концептуально новые подходы к использованию новых информационных технологий при обучении дизайну. В процессе обучения будущий специалист должен развивать пространственное мышление, овладеть необходимыми навыками проектирования интерьеров различного назначения, и стать способным к преобразованию пространства и создания среды, которая бы отвечала утилитарным и эстетическим требованиям. В таком случае, профессиональные компетенции обучающихся в области дизайна включают в себе профессионально-функциональные знания и умения, которые обеспечивают конкретизацию общекультурных компетенций и рассматриваются как владение методами творческого процесса в будущей профессиональной деятельности.

Сделаны общие выводы по уровню повышения готовности обучающихся к профессиональной деятельности.

Annotation

Design is a kind of artistic design activity, covering the creation of a subject environment (cars, things, interiors) and based on the principles of combining convenience, efficiency and beauty.

This article examines the methods and means of design-designing in the system of secondary vocational education in the direction of "Design". The reform of the structure, didactic forms and methods, and content is being extended to various areas of training students of secondary vocational education. Currently, a future specialist must be competitive, fluent in knowledge, constantly improve the professional level of knowledge and skills and be in demand in the labor market.In order to meet the requirements of modern society and be in demand in the labor market, conceptually new approaches to the use of new information technologies in teaching design are necessary. In the process of training, the future specialist must develop spatial thinking, master the necessary skills for designing interiors for various purposes, and become capable of transforming space and creating an environment that would meet utilitarian and aesthetic requirements.In this case, the professional competencies of students in the field of design include professional and functional knowledge and skills that provide concretization of general cultural competencies and are considered as possession of the methods of the creative process in future professional activities.

General conclusions on the level of increasing the readiness of students for professional activity are made.

Творческая деятельность в сфере изобразительных искусств направлена на духовно-ценностное отражение всего мира, окружающего человека, многих форм человеческого бытия, духовного мира самого человека, его деятельности, переживаний, миропонимания, мироощущения, идеалов. Это отражение реализуется через призму индивидуального отношения художника к изображаемому с учетом специфики воплощения художественного замысла в конкретных видах и жанрах искусств.

Вещественный мир человека напрямую зависит от развития общества в целом, его национальных черт, уклада жизни, понимания красоты. Дизайн - от английского - проектировать, чертить, задумать, а также проект, план, рисунок. Термин, обозначающий разновидность художественно-проектной деятельности, охватывающей создание предметной среды (машин, вещей, интерьеров) и основанной на принципах сочетания удобства, экономичности и красоты.

Для дизайна характерно моделирование предмета, художественно-графическое проектирование его, что позволяет проверять, предлагать и отбирать оптимальные варианты композиционных, цветографических, эргонометрических, антропометрических и других решений. При этом рисунок и модель являются как бы инструментом проектирования.

Любое здание заключает в себе жизненно необходимое пространственное ядро - интерьер. Его характер, выраженный во внешней форме, предопределен назначением, условиями жизни, потребностью в удобстве, в просторе и свободе движения. Связанная в своем развитии с постоянно меняющимися материальными потребностями человека, с развитием науки и техники, архитектура является одной из форм материальной культуры.

Вместе с тем архитектура - один из видов искусства. В художественных образах архитектуры отражаются и строй общественной жизни, и уровень духовного развития общества, и его эстетические идеалы. Архитектурный замысел, его целесообразность раскрываются в организации пространств интерьера, в группировке архитектурных масс, в пропорциональных отношениях частей и целого, в ритмическом строе. Соотношение интерьера и объема здания характеризует своеобразие художественного языка архитектуры.

Большое значение имеет художественное оформление наружного вида зданий. Как ни один другой вид искусства, архитектура постоянно воздействует своими художественными и монументальными формами на сознание массы людей. Она открывает своеобразие окружающей природы. Города, подобно людям, имеют неповторимое лицо, характер, жизнь, историю. Они повествуют о современной жизни, об истории ушедших поколений. Многообразие общественных потребностей человека рождает разнообразие типов архитектуры: жилой, общественно-гражданской, промышленной. Градостроительство учитывает характер местности, экономики, условия транспорта, размещения населения. В периоды художественного подъема архитектура гармонически развивается в содружестве с другими видами искусства. Скульптура, живопись, декоративные искусства воплощают в конкретных образах идеи, заложенные в сооружении. И архитектура и изобразительное искусство обогащают друг друга в этом синтезе.

В последнее десятилетие в практике отечественной проектной культуры как сложной многоуровневой системы, все в большей степени заметен процесс дифференциации ее подсистем, творческая автономия и профессиональная специализация по направлениям. Расширение сфер творческой деятельности дизайнера, а также дальнейшее формирование профессионального образования заставляют обратить особое внимание на проблемы разграничения и выявления основных закономерностей творческого самоопределения каждой из областей дизайна. Все более пристальный интерес у теоретиков и практиков вызывают вопросы, связанные с выявлением особенностей функционирования той или иной сферы дизайна в прошлом и в современных условиях. В связи с этим уточняется общая модель дизайна, его роль в формировании предметно-пространственной среды, а также, что особенно важно, идут интенсивные поиски новых аспектов, влияющих на формообразование и особенности дизайн-проектирования, как в пределах уже сформировавшейся художественно-композиционной системы современного стиля, так и вне его, в истории дизайна.

Наиболее востребованной и доминирующей в обществе формой дизайнерской деятельности, одним из значительных фактов эстетической культуры в России последнего десятилетия стал прикладной дизайн. Это подтверждается обширной выставочной практикой, тематикой научных конференций и симпозиумов. Необходимо отметить, что современные темпы технического прогресса обуславливают новые требования общества к будущим специалистам и, как следствие, необходимость модернизации образовательных технологий в сфере высшего образования в целом, и в дизайнерском образовании в частности.

Дизайн же не изображает мир и человека во всем многообразии проявлений его бытия, а выражает отношение к человеку и значение, смысл для человека всех тех объектов, которые им проектируются. Кроме того, в дизайне (как и в архитектуре, и инженерном проектировании) творческий труд придумывания объекта разработки отделен от реализации творческого замысла в материале на основе соответствующих технологий машинного производства. Если художник изобразительного или прикладного искусства, как правило, сам воплощает свой творческий замысел в материале (методами ручного ремесленного труда), то замысел дизайнера, воплощенный в проекте (графической документации, макете, модели, авторском образце), реализуется другими людьми по аналогии с процессом внедрения проекта в инженерной и архитектурной творческой деятельности [45].

Особенности современного дизайн - образования заключаются в том, что оно осуществляется на фоне глобализации общественного развития. Информационное общество требует новых идей, новых знаний, предполагает формирование у каждого человека нового мышления. Перспективная система образования должна формировать у обучающегося потребность в непрерывном самостоятельном овладении знаниями в течение всей активной жизни человека.

Качественно новые социокультурные условия, связанные с действием закономерностей научно-технического прогресса, ставят перед педагогами в области дизайн-образования задачу пересмотра существующих представлений о специфике объекта дизайна.

Профессиональныекомпетенции специалистов в области дизайна (художественно-творческая деятельность, проектная, информационно-коммуникативная, производственно-технологическая, организационно-управленческая, научно-исследовательская, педагогическая, экспертно-консультационная, инновационная) включают в себя профессионально-функциональные знания и умения, которые обеспечивают конкретизацию общекультурных компетенций и рассматриваются как владение методами творческого процесса в профессиональной деятельности. Будущий дизайнер должен владеть методами творческого процесса проектирования; уметь пользоваться графическими программами при выполнении дизайн-проектов; знать и применять правовое законодательство в своей сфере деятельности; создавать проект по требованиям заказчика, что определяет еще одну - социальную - сторону компетентности. Важную роль играет специализация будущего дизайнера, например, в нашем исследовании это - проектирование интерьера. В процессе изучения дисциплин специализации будущий дизайнер развивает свое пространственное мышление, овладевает навыками проектирования интерьеров различного назначения, и становится способным к преобразованию пространства и создания среды, отвечающей утилитарным и эстетическим требованиям.

Следует отметить, что в области дизайн-проектирования сегодня, как в нашей стране, так и за рубежом, все шире используются новые прогрессивные методы, основанные на использовании знаний смежных областей («метод проектирования нововведений путем смещения границ», «метод мозговой атаки», «метод проектирования новых функций», «метод синектики»), которые позволяют решать профессиональные проблемы, ранее недоступные для решения традиционным «прототипным» методом.

При подготовке дизайнеров в течение последних лет весьма активно внедряются в образовательном процессе концептуально-инновационные технологии дизайн-проектирования. Результатом этой деятельности являются дипломные проекты, выполненные на высоком профессиональном уровне с элементами инновационных технологий. В заключении можно с уверенностью заявить, что новая парадигма образовательного процесса на основе развития у обучающихся инновационного мышления придет на смену технологии обучения, базирующейся на воспроизводстве знаний, и станет одной из главных в наборе компетенций будущих дизайнеров.

Педагогическими условиями формирования художественно-проектных компетенций будущих педагогов профессионального обучения в области дизайна являются: интеграция организация творческого сотрудничества преподавателя и студента на принципах личностно-ориентированного взаимодействия; использование проблемных, эвристических, проектных, дискуссионных и других активных форм и методов проведениях лекционных и практических занятий; осуществление педагогического мониторинга и коррекции уровня сформированности художественно-проектных компетенций.

Методу проектовотводится одно из ведущих мест среди методов формирования художественно-проектных компетенций. С точки зрения Т.А. Кудрявцева специфика проектной деятельности заключается в ее поисково-комбинаторном характере. Выполнение этой деятельности предъявляет к личности ряд требований: студент должен обладать системным техническим мышлением и развитыми творческими способностями при наличии специальных, общепрофессиональных знаний. Обязательным условием успешности проектной деятельности, включающей в себя решение задач различного уровня сложности, является способность студента к творчеству.

Компьютерное проектирование это важнейший этап дизайн - проектирования среды. Основной задачей этого этапа является выполнение самого проекта, где решаются следующие задачи:

- модельно - схематическое уточнение системы внутренних и внешних функциональных связей проектируемой системы с элементами непосредственного взаимодействия с человеком и средой;

- проработка объёмно-пространственной структуры проектируемой системы и ее внутренних конструктивных связей и приведение их в соответствие с требованиями эргономики и психофизиологии.

- цветографическая, объемно-пространственная и пластическая моделировка элементов и системы в целом;

-художественно графическая подача проектных материалов, эскизное решение смысловой и композиционной организации материалов проекта (заглавный плакат перспектива, проекции, схемы функциональных зависимостей и структурной организации процессов), эргономические и вспомогательные изображения.

Зиновкина М. М. привела классификацию уровней креативности, которые характеризуются способностью специалиста в области дизайна:

- разрешать субъективно новые, но объективно разрешенные для данной отрасли проблемы (низкий уровень);

- решать задачи улучшения производства, технологии, конструкций оборудования методами, используемыми как в данной отрасли, так и в других отраслях производства (средний уровень),

- к совершенствованию производства методами современной науки (высокий уровень),

- к решению технических задач на основе собственных научных открытий и изобретений (высочайший уровень).

Учебное проектирование как никакая другая форма обучения способствует формированию исследовательской компетентности студентов строительных специальностей в связи с близостью его структуры структуре реальной проектной деятельности.

Инженерное проектирование ориентировано натехническую реализацию рабочей функции объекта разработки при соблюдении требований конструктивности, технологичности, экономичности его изготовления в промышленном производстве. Удовлетворяя требования рентабельности производства, инженер-конструктор одновременно стремится к удовлетворению требований потребителя (эксплуатационника, пользователя) объекта, воплощаемых в свойствах функциональности, надежности, долговечности, безопасности, удобства в эксплуатации (эргономичности) в той мере, в какой достижение этих свойств может быть обеспечено измерительно-расчетными и экспериментально-регистрационными методами. Как правило, инженер не ставит задачи достижения эстетического совершенства объекта разработки, поскольку это прерогатива художника-конструктора, с которым он сотрудничает. Многие потребительские свойства разрабатываемого объекта являются либо результатом совместной проектно-творческой деятельности инженера и дизайнера (иногда и эргономиста), либо плодом только инженерного проектирования. В технически несложных объектах опытный квалифицированный дизайнер самостоятельно способен решать задачи обеспечения высокого уровня практически всех потребительских свойств проектируемого объекта соответствующего вида и типа, прибегая при необходимости к консультациям специалистов и (или) справочной литературе.

Объектом дизайна может стать практически любое техническое промышленное изделие (комплект, ансамбль, комплекс, система) в любой сфере и среде жизнедеятельности людей, где социально-культурно обусловлено (в той или иной мере) человеческое общение. Следует отметить, что фактор человеческого общения вообще обусловливает потребность в красоте не только в сфере предметного художественного творчества, но и во всем многообразном мире искусств. Чем выше роль этого общения, тем выше потребность в красоте, и наоборот.

Произведения художественного творчества стимулируют духовный контакт, сопереживание, духовное взаимодействие людей, их активность в процессе эстетического восприятия, выявления смыслового содержания художественного образа и эстетического наслаждения произведением (при соответствии данного объекта эстетическим запросам, ценностям, идеалам субъектов эстетического отношения).

За пределами сферы дизайнерского творчества остаются сугубо технические объекты, которые (вне зависимости от степени их сложности) ориентированы лишь на утилитарно-функциональные контакты человека с ними: не предполагают межличностного духовного общения людей в процессе их использования и восприятия, не рассчитаны на роль артефактов материально-художественной культуры. Это могут быть и структурные элементы технических объектов (блоки, узлы, детали, механизмы), скрытые от их постоянного зрительного восприятия человеком внутри корпуса, кожуха, футляра изделия, имеющего закрытую (частично или полностью) объемно-пространственную структуру. Разумеется, не являются объектами дизайна такие объекты, которые относятся к сфере разнообразного инженерно-технического строительства и гражданской архитектуры (градостроение, домостроение, создание общественных зданий разного назначения с их инфраструктурой).

Таким образом, организация проведения занятий с учетом особенностей формирования художественно-проектных компетенций в инновационных условиях вузовского обучения позволяет обеспечить постепенный переход студентов от учебной деятельности к реальному созданию дизайн-проектов, к определенным инновационным разработкам, что в целом повысит уровень готовности выпускников к профессиональной деятельности.

Библиографический список

Дорожкин Е. М., Пузырев В. В. Развитие теории и практики взаимосвязи общеобразовательной и профессиональной подготовки в России // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2015. Вып. 3 (156). С. 170-176.

Смирнов И. П. Современный учащийся СПО: Всероссийское социологическое исследование. М.: Изд. Центр АПО, 2012. 45 с.

Александров И.Я., Глазунов А.Т. Исследование ценностных ориентаций учащихся колледжей города Москвы. М.: ТО «ЦВТ «Ориентир», 2009. - 48 с.

Аронов В.Р., В.Ф. Сидоренко. Дизайн, образование и проектная культура // Дизайнерское образование. История. Теория. Практика. / Под общ. ред. В.Р. Аронова, В.Ф. Сидоренко. М.: МГТУ им. А.Н.Косыгина, 2007. - 3-15 с.

Адоняев Д.Ю. Формирование специальных знаний, умений студентов в процессе дизайн-проектирования: Автореф. дис. на соиск. учён. степ. канд. пед. наук. М., 2005. - 21 с.

Просмотров работы: 82