Развитие инклюзивного высшего образования в России на примере ФГБОУИ ВО «МГГЭУ» - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Развитие инклюзивного высшего образования в России на примере ФГБОУИ ВО «МГГЭУ»

Пермякова Д.О. 1
1ФГБОУ ИВО "Московский государственный гуманитарно-экономический университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Сегодня в России насчитывается более 11 млн. людей с инвалидностью, среди которых более 2 млн. детей с ограниченными возможностями. Численность детей-инвалидов, как и общее количество, с каждым годом становится меньше. По данным 2020 годам их число составляет 688 тыс. человек. Как можно заметить, эти цифры не столь маленькие.

В Конституции РФ четко прописано, что абсолютно каждый гражданин данного государства имеет право на получение образования. В связи с этой информацией и информацией о таком большом количестве людей с ограниченностями здоровья для обеспечения безбарьерного доступа и создания благоприятной образовательной среды в 2011 г. Правительство РФ утвердило государственную программу «Доступная среда» на 2011-2015 гг. Ее положения предусматривали установку указателей, дублирующихся на языке Брайля, лифтов, пандусов, а также создания необходимых гигиенических условий во всех образовательных учреждениях. Однако программа не была реализована в полной мере.

Только 40% учреждений высшего образования ориентированы на нужды студентов с ОВЗ. То есть, большая часть вузов по-прежнему не обеспечивает необходимыми условиями разные категории особенных студентов, что определяет актуальность выбранной темы. Это приводит к необходимости длительного поиска учебного заведения, соответствующего нуждам конкретного абитуриента, и нередко переезду в другие регионы. Во многом это обусловлено относительно недавней актуализацией проблемы предоставления профессионального образования людям с ОВЗ и недостаточным финансированием.

Долгие годы система образования четко делила людей на обычных и инвалидов, которые практически не имели возможности получить образование и реализовать свои возможности, их не брали в учреждения, где обучаются люди без ограничений. Несправедливость такой ситуации очевидна.

Объект исследования - Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение инклюзивного высшего образования «Московский государственный гуманитарно-экономический университет» (ФГБОУИ ВО МГГЭУ)

Предмет исследования – особенности и закономерности, определяющие развитие инклюзивного высшего образования в России.

Целью научной работы является определение перспектив развития инклюзивного высшего образования в России.

Для достижения этой цели необходимо выполнить следующие задачи:

Изучить историю инклюзивного образования в России

Раскрыть теоретические аспекты инклюзивного образования

Оценить текущее состояние высшего инклюзивного образования в РФ

Рассмотреть организацию инклюзивного высшего образования

Определить перспективы и направления развития высшего инклюзивного образования

Практическая значимость работы заключается в определении направлений развития инклюзивного высшего образования в России.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

Для того, чтобы разобраться с инклюзивным образованием, его историей, оценить состояние, нужно разобраться с данным понятием.

Инклюзивное образование – это такая организация процесса обучения, при которой все учащиеся, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурноэтнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются со своими сверстниками без инвалидности в образовательных учреждениях [13].

В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование — процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения среднего, профессионального и высшего образования. Ее целью является создание безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями. Данный комплекс мер подразумевает как техническое оснащение образовательных учреждений, так и разработку специальных учебных курсов для педагогов и других учащихся, направленных на развитие их взаимодействия с инвалидами. Кроме этого необходимы специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации детей с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении.

Различают следующие основные принципы инклюзивного образования:

Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
2. Каждый человек способен чувствовать и думать;
3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
4. Все люди нуждаются друг в друге;
5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека [14].

ИСТОРИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

Как таковое инклюзивное образование пришло к нам относительно недавно, но задатки данного понятия начали зарождаться довольно давно. В исследовании российской системы специального образования принято выделять пять периодов эволюции отношения общества и государства к людям с отклонениями в развитии [7]. В течение долгого периода общество прошло разные стадии от отчуждения до принятия. Основные периоды развития отношения общества и государства к людям с особенностями в развитии следующие:

Обретение ребенком-инвалидом права на жизнь (X в. – нач. XVIII в.).

Обретение права на призрение (XVIII в. – нач. XIX в.).

Обретение глухими, слепыми и умственно отсталыми детьми права на специальное обучение (нач. XIX в. – 30-е гг. XX в.).

IV. Обретение законодательно гарантированного права на специальное образование большинством детей с физическими и умственными недостатками (30-е гг. XX в. – 1991 г.).

Обретение детьми с отклонениями в развитии равной со всеми возможности получения качественного образования (1990 г. – по настоящее время) [12].

Начальным периодом условно считается время крещения Руси и возникновения первых монастырских приютов. Указы Петра I, запрещающие убивать детей с врожденными дефектами (1704 г.); повелевающие повсеместно открывать церковные приюты и госпитали для оказания помощи сиротам, нищим и убогим (1715 г.).

Второй период характеризуется тем, что государство и общество кормило и давало приют людям с отклонениями. Под руководством императора Александра I открываются первые специальные школы (в Петербурге для глухих – 1806 г. и для слепых – 1807 г.).

Третий период отличается тем, что осознание возможности обучения детей с отклонениями в развитии сменяется на признание их права на образование. Этот период считается временем становления системы специального образования (1806– 1930) – создается сеть специальных образовательных учреждений трех видов (для слепых, глухих и умственно отсталых детей), и после революции 1917 г. система специального образования впервые становится частью государственной образовательной системы [8]. Специальные образовательные учреждения находились под тотальным контролем государства и были обособленны от других образовательных институтов. Специальными образовательными учреждениями стали закрытые школы-интернаты круглогодичного содержания, в которых дети с отклонениями в развитии оказались в полной изоляции от общества, семьи, нормально развивающихся сверстников. В это же время в России открываются первые детские сады, работающие по системе М. Монтессори, которая во главу воспитания ставила индивидуальность.

Основное внимание педагогов в этой системе было направлено не только на развитие мелкой моторики, чувств (зрение, слух, вкус, обоняние, осязание), но и на воспитание самостоятельности ребенка. Система Монтессори стимулировала в ребенке собственную активность к развитию, заложенный потенциал. Однако в 1926 г. данная педагогическая система была запрещена большевиками. С начала ХХ в. и в течение 70 лет в России теорией и практикой образования детей с трудностями в обучении, или «нетипичных детей», занимались специалисты в области дефектологии. Вместе с дефектологией изучением «нетипичных» детей в одно время занималась педология. Результаты исследования в этой научной отрасли выявили и дали обоснования обусловленности «дефективности» детей биологическими и социальными факторами, влиянию наследственности на развитие нарушения, прогноз развития конкретного ребенка с индивидуальной физиологией и генетической структурой, динамику личности в конкретных социальных условиях [8]. Педология и дефектология взаимосвязаны были не только общностью теории, но и образовательной практикой. Огромный вклад в развитие обеих наук внесли знаменитые ученые начала ХХ в., такие как В. М. Бехтерев, П. П. Блонский, Л. С. Выготский, В. П. Кащенко, В. Г. Россолимо и другие. Однако в 1936 г. педология перестала быть одной из ведущих наук, занимающихся изучением детей с отклонениями в развитии, были репрессированы ученые-педологи, ликвидирована педологическая специальность, запрещены учебники и научные работы. Дефектология в 20-30-е гг. ХХ в. была отделена от педологии, сохранив и приумножив достижения в научных направлениях, которым дала начало педология.

Четвертый период вполне оправданно принято считать этапом эффективного развития и совершенствования государственной системы специального образования, возникновение новых типов специальных школ и новых видов специального обучения. В 1950–1960-е гг. осуществляется дифференциация системы специального образования, ее структурное усовершенствование, переход от трех к восьми типам специальных школ и пятнадцати типам специального школьного обучения. В массовых школах, с конца 1970-х – начала 1980-х гг. открываются специальные классы для детей с задержкой психического развития и первые экспериментальные классы для умственно отсталых. В период с конца 1980-х – начала 1990-х гг. движение Монтессори переживает период возрождения. Этот период делится на два этапа: первый этап («движения вширь») – до конца 1990-х гг. – восприятие опыта зарубежных коллег и обращение к опыту России начала XX в.; второй этап «движение вглубь» начинается с конца 1990-х гг. – углубленное осмысление наследия Монтессори, первые научные исследования и серьезные учебные пособия [10].

Пятый период – с начала 1990-х гг. Россия признает интеграцию перспективным направлением развития системы образования, и государство предоставляет детям с особыми образовательными потребностями право выбора специального или интегрированного обучения. В Москве в 1991 году по инициативе московского Центра лечебной педагогики и родительской общественной организации появилась школа инклюзивного образования "Ковчег" (№1321). Россия присоединяется к важным международным документам – Саламанкской декларации «О принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями» (Всемирная конференция г. Саламанка, Испания, 1994 г.); Дакарской декларации, принятой в рамках глобального движения «Образование для всех» (Всемирный форум по образованию г. Дакар, Сенегал, 2000 г.); Конвенции о правах инвалидов (Генеральная Ассамблея ООН, 2006 г.). С осени 1992 года в России началась реализация проекта «Интеграция лиц с ограниченными возможностями здоровья». В результате в 11-ти регионах были созданы экспериментальные площадки по интегрированному обучению детей-инвалидов. По результатам эксперимента были проведены две международные конференции (1995, 1998). В Саламанской декларации приоритетной задачей образовательной политики было объявлено создание включающего (инклюзивного) образования – как образование для всех детей, несмотря на физические, интеллектуальные, социальные, эмоциональные, языковые или другие особенности [9]. 31 января 2001 года участники Международной научно-практической конференции по проблемам интегрированного обучения приняли Концепцию интегрированного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, которая была направлена в органы управления образования субъектов РФ Министерством образования РФ 16 апреля 2001 года. С целью подготовки педагогов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья коллегия Министерства образования РФ приняла решение о вводе в учебные планы педагогических вузов с 1 сентября 1996 года курсов «Основы специальной (коррекционной) педагогики» и «Особенности психологии детей с ограниченными возможностями здоровья». Сразу же появились рекомендации учреждениям дополнительного профобразования педагогов ввести эти курсы в планы повышения квалификации учителей общеобразовательных школ.

По данным Министерства образования и науки РФ, в 2008 – 2009 гг. модель инклюзивного образования уже внедрялась в порядке эксперимента в образовательных учреждениях различных типов в ряде субъектов Федерации: Архангельской, Владимирской, Ленинградской, Московской, Нижегородской, Новгородской, Самарской, Томской и других областях. [14]

Таким образом, хоть и само инклюзивное образование появилось в России совсем недавно, но задатки этого направления были уже очень давно. Постепенно, с повышением уровня культуры людей, общество пришло к осознанию данной проблемы, а именно включения людей с инвалидностью в образовательный процесс.

1.2 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РФ

На данный момент инклюзивное образование набирает в России стремительные обороты, поскольку наша страна достигла определенного этапа, при котором интеграция людей с ограниченностями здоровья происходит как социальный заказ достигших определенного уровня экономического, культурного, правового развития общества и государства. Происходит это посредством того, что общество и государство переосмыслило свое отношение к инвалидам

Д.А. Медведев как-то подчеркнул, что «Мы просто обязаны создать нормальную систему образования для инвалидов, чтобы дети могли обучаться среди сверстников в обычных общеобразовательных школах, и с раннего возраста не чувствовали себя изолированными от общества».

Инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ [1], ФЗ «Об образовании» [2], «О социальной защите инвалидов в РФ» [3], Конвенцией о правах ребенка [4]. В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов». Минздравсоцразвития России (сегодня Министерство здравоохранения РФ) разработало проект концепции федерально целевой программы «Доступная среда» на 2011-2015 годы. Концепция включала не только приспособление физической среды, но и подготовку педагогов, это:

1. Изменение системы оказания индивидуальной и дополнительной поддержки.

2. Обучение по индивидуальным учебным планам.

3. Изменение принципов и процедуры оценки и аттестации учащихся по таким планам.

Но есть и трудности введения данного образования. В России препятствиями к интеграции выступают спад в экономике и нехватка финансовых средств; инертность государственных учреждений, заинтересованность администрации этих учреждений в сохранении сложившегося положения, унаследованный от прежних времен медикалистский подход к классификации особых потребностей.

Специальное образование, охватывающее учащихся с особыми потребностями — инвалидов, испытывает серьезные потрясения ввиду сокращения финансирования и структурных преобразований.

Внедрение инклюзивного образования сталкивается не только с трудностями организации так называемой «безбарьерной среды» (пандусов, одноэтажного дизайна школы, введения в штаты сурдопереводчиков, переоборудования мест общего пользования и т.п.), но и с препятствиями социального свойства, заключающимися в распространенных стереотипах и предрассудках, в том числе, в готовности или отказе учителей, школьников и их родителей принять рассматриваемую форму образования.

Особую актуальность сегодня приобретают исследования общественного мнения о проблемах доступности высшего образования и способах их решения. Исследователи ставят задачу выяснить, каковы представления школьников, студентов, их родителей, учителей, работодателей, руководителей и преподавателей государственных и негосударственных вузов, работников государственных и негосударственных служб по трудоустройству о различиях в качестве высшего образования (в том числе бакалавриата, магистратуры, аспирантуры в государственных и негосударственных вузах) и в возможностях получения разного по качеству образования.

Очевидно, что большинство школ и вузов не готовы к встрече с абитуриентами-инвалидами: нет ни обустроенной среды, ни специальных программ, рассчитанных на такое обучение. Ведь равные возможности образования совсем не исключают, а, наоборот, предполагают создание специальной образовательной среды для инвалидов (персональный наставник-помощник, специальные лифты и транспортеры во всех учебных учреждениях, специализированные клавиатуры для людей с нарушениями зрения или ограниченными возможностями физического здоровья). Лишь в некоторых вузах существуют центры по обучению студентов-инвалидов.

Переход к инклюзивному образованию в отечественном контексте в принципе уже был предопределен тем, что Россия ратифицировала Конвенцию ООН в области прав детей, прав инвалидов: Декларация прав ребенка (1959); Декларация о правах умственно-отсталых (1971); Декларация о правах инвалидов (1975); Конвенция о правах ребенка (1975). Но чтобы Россия стала цивилизованной страной с цивилизованным образованием, нужно не только принять закон о специальном образовании, или об образовании лиц с ограниченными возможностями, но и иметь благоприятное общественное мнение по данному вопросу, а также создать институциональные условия для реализации прав инвалидов. Система образования в современной России переживает глубокие изменения, различные учебные заведения трансформируются в результате правительственных реформ и под влиянием рыночной экономики. При этом на повестку дня выходят ценности социального включения, интеграции, хотя общественное мнение по этому вопросу далеко не однородно.

Сегодня существуют различные формы содействия в получении высшего образования для различных социально-уязвимых групп населения: законодательное регулирование условий получения высшего образования, финансовая поддержка, информационное обеспечение, социальная реабилитация, позитивная дискриминация. Все эти формы находятся на разной ступени своего развития и обладают различной степенью эффективности. Законопроектом РФ «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)», который с 1996 года ждет своего принятия Президентом Российской Федерации, устанавливается возможность обучения детей-инвалидов в массовой школе, а в Докладе Государственного Совета РФ «Образовательная политика России на современном этапе» (2001) говорилось уже о приоритете интегрированного (инклюзивного) образования детей-инвалидов: «Дети, имеющие проблемы со здоровьем (инвалиды), должны обеспечиваться государством медико-психологическим сопровождением и специальными условиями для обучения преимущественно в общеобразовательной школе по месту жительства и только в исключительных случаях — в специальных школах-интернатах». Специальное образование, охватывающее учащихся с особыми потребностями, инвалидов, испытывает серьезные потрясения ввиду сокращения финансирования и структурных преобразований. Социальная роль таких учреждений, как школы-интернаты для детей с нарушениями развития, подвергается переоценке.

По данным Министерства образования и науки РФ, в 2008 – 2009 гг. модель инклюзивного образования внедрялась в порядке эксперимента в образовательных учреждениях различных типов в ряде субъектов и городов Федерации: Архангельской, Владимирской, Ленинградской, Московской, Нижегородской, Новгородской, Самарской, Томской, Ухта (Республика Коми), Республика Карелия (гг. Петрозаводск, Сортавала), Воронеж, Хабаровск, Республика Северного Кавказа и других областях.

Необходимо отметить, что в последнее время происходит сокращение обучающихся, воспитанников в школах – интернатах для детей с ограниченными возможностями здоровья. На начало 2005 г. их было 167 тысячи. В 2013 – 136,6 тыс. человек[18].

Темп роста (снижения) численности детей с ограниченными возможностями здоровья, воспитывающихся в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 2017 году составил 97,3 % [16].

Таким образом, за последнее десятилетие в системе образования детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью обозначились следующие тенденции, связанные как с внешними, так и с внутренними факторами влияния:

•общий рост количества детей с отклонениями в развитии;

•увеличение общего количества образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья;

•сокращение контингента обучающихся в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях;

•незначительный рост доли обучающихся по интегрированной форме;

•увеличение количества обучающихся в специальных (коррекционных) классах общеобразовательных школ для детей с нарушениями физического и умственного развития, с одновременным сокращением классов для детей с ЗПР

Можно выделить следующие преимущества инклюзии для обычных обучающихся или одарённых людей:

Для обычных людей нахождение в классе детей с особенностями развития не является фактом, несущим угрозу или представляющим опасность для их успешного обучения.

Представления о том, что инвалиды нарушают процесс обучения в классе – несостоятельны. Время, которое на уроке/паре уделяется таким людям с особенностями, абсолютно сопоставимо со временем, которое учитель/преподаватель затратит на обычных учеников [17].

Обычные ученики/студенты могут получить преимущества при инклюзивном подходе к образованию за счёт улучшения качества обучения и совершенствования педагогических технологий работы в классе. Некоторым людям с инвалидностью при обучении необходимы новые технологии образования; например, использование информационных технологий очень часто бывает необходимо при обучении. Другие получают преимущества от использования этих технологий, и, кроме того, все остальные могут пользоваться этими программами и технологиями в то время, когда они не являются необходимыми для обучения [17].

Одарённые ученики/студенты получают преимущества в инклюзивных пространствах за счёт увеличения финансовых ресурсов при таком обучении. Деньги, полученные из «специальных программ», могут быть использованы как для поддержки обучения не только людей с инвалидностью, но и их здоровых сверстников. Эти средства могут быть использованы различными способами, например, для организации внеклассной активности, приглашения гостей для выступления в классе, обеспечения класса дополнительными техническими средствами обучения, которые могут использоваться всеми, а не только людьми с инвалидностью.

В группе, где присутствуют инвалиды, обычные или одарённые люди учатся уважать и ценить своих сверстников с инвалидностью, видеть то, что лежит за чертой инвалидности или одарённости, различать социальные стигмы [18].

Таким образом, состояние инклюзивного образования в России на сегодняшний день довольно-таки положительное. Данный вопрос все больше становится популярен в РФ, поскольку система образования носит демократический характер.

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ ФГБОУИ ВО «МГГЭУ»

2.1 КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИИ

ФГБОУИ ВО «Московский государственный гуманитарно-экономический университет» создано постановлением Совета Министров от 11.10.1990 г. № 1011 «Об организации в г. Москве института-интерната для инвалидов» (Приложение 1) [15].

Приказом Минобразования России от 04.06.2002 г. № 2089 Московский институт-интернат для инвалидов переименован в государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный гуманитарный институт-интернат».

Приказом Министерства образования и науки РФ от 14.07.2005 г. № 682 государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный гуманитарный институт-интернат» переименовано в государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования для инвалидов с нарушением опорно-двигательной системы «Московский государственный социально-гуманитарный институт» [15].

Приказом Министерства образования и науки РФ от 27.05.2011 г. № 1890 государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования для инвалидов с нарушением опорно-двигательной системы «Московский государственный социально-гуманитарный институт» переименовано в федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования для инвалидов с нарушением опорно-двигательной системы «Московский государственный гуманитарно-экономический институт».

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 июня 2014 года № 638 ФГБОУ ВПО для инвалидов с нарушением опорно-двигательной системы «Московский государственный гуманитарно-экономический институт» переименовано в федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение инклюзивного высшего образования «Московский государственный гуманитарно-экономический университет»[16].

Ректором данной образовательной организации – Байрамов Вагиф Дейрушевич, доктор социологических наук, профессор.

Данная организация имеет 2 филиала в г. Волгограде и г. Элиста (Республика Калмыкия).

МГГЭУ имеет 7 факультетов: Социологии и журналистики, Экономики, Психологии и педагогики, Юриспруденции, Иностранных языков, Прикладной математики и информатики, Заочного обучения.

2.2 АНАЛИЗ ДИНАМИКИ НАБОРА СТУДЕНТОВ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ В МГГЭУ ЗА 2016-2020 ГГ

Нами были проанализированы данные по набору студентов в МГГЭУ с 2016 по 2020 гг. На основе этих данных были составлены таблицы.

Таблица 1 создана на основе данных общего набора всех студентов и студентов из числа лиц с инвалидностью.

Таблица 2. Распределение приема студентов очной формы обучения, в том числе с инвалидностью, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета

Таблица 1. Распределение приема студентов очной формы обучения, в том числе с инвалидностью, по направлениям подготовки. Как можно заметить из этих данных, количество студентов, поступивших в МГГЭУ в 2020 г. значительно выросло в сравнении с 2016 г. почти по всем направлениям. Всего 3 из них показывают отрицательную динамику: журналистика, издательское дело и лингвистика. Самое большее увеличение количества мест имеет юриспруденция (37 чел.) и экономика (22 чел.). В целом количество мест набора выросло на 65 мест. Естественно, имея такую динамику абсолютного отклонения, темп прироста будет в большей части положительной. Самый маленький процент прироста имеет менеджмент (10%), а самый большой – юриспруденция (154%). Общий прирост составил 43,6%.

Что же касается набора студентов с инвалидностью, то здесь в общем соотношении прослеживается отрицательная динамика, а количество мест сократилось на 12. Самый большой прирост количества людей с инвалидностью, принятых в МГГЭУ принадлежит 3 направлениям: психолого-педагогическое образование (10 чел.), экономика (9 чел.) и юриспруденция (8 чел.). В остальных же существует отрицательное абсолютное отклонение. Исходя из выше прописанных данных, положительный прирост имеют всего 2 направления – экономика (75%) и юриспруденция (42%). Самый большой отрицательный прирост имеет направление подготовки социология (-85%). Лингвистика не имеет никакой динамики, а вот количество студентов с инвалидностью, принятых на направление психолого-педагогическое образование увеличилось с 0 мест до 10.

Далее мы проанализировали данные набора всех студентов и студентов из числа лиц с инвалидностью на бюджетные места (таблица 2).

Если рассматривать первый показатель абсолютного отклонения общего количества принятых студентов за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, почти все данные из данного столбца положительные, кроме данных 2 направлений: журналистика и издательское дело, где общее количество принятых студентов на бюджет сократилось на 15 человек в обоих направлениях. Самое большое увеличение произошло в юриспруденции (36 чел.), экономика (20 чел.) и психолого-педагогическое образование (17 чел.). В общем, количество студентов, принятых за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета увеличилось на 79 человек, а темп прироста составил 58 %. Темп прироста же других направлений варьируется от 180 % (юриспруденция) и 100 % (прикладная информатика и экономика) до – 100 % (журналистика и издательское дело). Не произошло изменений в направлениях прикладная математика и информатика, а также менеджмент.

Динамика же количества принятых студентов с инвалидностью за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета почти не испытывает положительных изменений. Больше всего таких студентов добавилось на направлениях экономика (9 чел.), психолого-педагогическое образование (9 чел.) и юриспруденция (8 чел.). В остальное же абсолютное отклонение отрицательно, как и само общее количество (-13 чел.). В связи с таким отклонением, общий темп прироста в большей степени отрицателен (-15 %). Положительный прирост прослеживается лишь на экономике (75 %) и юриспруденции (42 %). Другие направления имеют темп прироста от -100 % (журналистика и издательское дело) до - 44% (прикладная информатика).

Такое направление как лингвистика вообще не имело данных, поскольку на него ВУЗ не предоставлял бюджетные места.

Таким образом, общая тенденция такова: общее количество студентов, поступивших в МГГЭУ растет, как и общее количество бюджетных мест; количество студентов с инвалидностью имеет отрицательную динамику не только в общем наборе, но и наборе на бюджетные места. Самыми популярными направлениями являются экономика и юриспруденция.

2.3 ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В МГГЭУ

ФГБОУИ ВО «Московский государственный гуманитарно-экономический университет» расположился в 4 строениях на территории, прилегающей к национальному парку «Лосиный остров» в Восточном административном округе города Москвы [15].

На территории МГГЭУ находятся: учебный корпус, 2 корпуса общежития и столовая. Все строения соединены тёплыми переходами для комфортного перемещения обучающихся и сотрудников. (Приложение 2)

МГГЭУ – это уникальная безбарьерная среда: все входы и выходы здания имеют расширенные дверные проемы и оборудованы пандусами; установлены специальные поручни для удобства передвижения маломобильных студентов. В зданиях установлены современные комфортабельные лифты с расширенными дверными проемами, кнопки лифтов имеют шрифт Брайля и звуковое сопровождение движения кабины, что обеспечивает удобство не только для инвалидов-опорников, но и слабовидящих и слабослышащих студентов. В холле главного корпуса университета установлено электронное информационное табло, приспособленное для использования инвалидами всех нозологий [15].

В данном образовательном учреждении созданы условия для полноценного обеспечения жизнедеятельности обучающихся-инвалидов и лиц с ОВЗ, в том числе социально-бытовые условия, обеспечивающие доступность и беспрепятственный доступ к объектам инфраструктуры: широкие лифты и дверные проемы, подъездные пандусы, пандусы в переходах и местах общего пользования; туалетные, ванные комнаты и сантехническое оборудование приспособлены для студентов, передвигающихся на колясках; благоустроена для пребывания студентов на открытом воздухе территория вокруг учебного и жилых корпусов вуза.

Информационное обеспечение университета включает в себя более 150 компьютеров, объединенных в структурную локальную сеть с доступом к сети Интернет; 6 компьютерных классов, оборудованных мультимедийными проекторами и активными электронными досками [15].

Активно внедряются в учебный процесс Университета информационно-коммуникационные технологии. Ведущими преподавателями кафедр разработаны мультимедийные презентации и электронные курсы лекций. Преподаватели используют при проведении занятий мультимедийные дидактические материалы: кино — и видеофильмы, электронные аутентичные учебники.  

Занятия проводятся в учебных аудиториях, оснащенных в соответствии с требованиями образовательных стандартов и доступной образовательной среды (Приложение 3).

Каждый студент, независимо от того имеет ли он ограничения, связанные со здоровьем или нет, может обратиться к преподавателю за получением дополнительной бесплатной консультации по вопросам, которые интересуют его.

В корпусах МГГЭУ помимо учебных аудиторий, кабинетов для практических занятий студентов имеются 6 мультимедийных лабораторий, оборудованных современным компьютерным и мультимедийным оборудованием: интерактивными досками и проекторами. В наличии также 13 лекционных аудиторий, оснащенных мульмедийным оборудованием для проведения презентационных мероприятий [15].

Библиотека МГГЭУ располагается на первом этаже одного из двух корпусов общежития. Организация пространства библиотеки соответствует требованиям доступной среды для инвалидов с нарушением опорно-двигательной системы. Сейчас фонд библиотеки насчитывает более 35 тысяч единиц экземпляров, в том числе 67% учебные и учебно-методические издания, 14% научные и научно-популярные издания, 19% художественная литература. В фонде библиотеки насчитывается более 500 экземпляров официально-нормативных изданий (кодексы, законы, статистические сборники и пр.) и 1,5 тысячи справочников, словарей и энциклопедий. Ко всему фонду обеспечен открытый доступ читателей. Обеспеченность учебного процесса необходимыми печатными изданиями составляет 1:1 и 1:2. Весь фонд библиотеки представлен в электронном каталоге, литература штрих-кодирована. С 2010 организована автоматизированная книговыдача. В читальном зале библиотеки установлены компьютеры, оборудован электронный читальный зал (Приложение 4) [15].

В столовой МГГЭУ создана безбарьерная среда для инвалидов с нарушением опорно-двигательной системы,  организовано трехразовое горячее питание для студентов-инвалидов. Для остальных обучающихся и сотрудников горячее питание организовано в буфете (Приложение 5).

В университете имеется в наличии медицинский пункт, где профессиональные врачи оказывают необходимую помощь и проводят консультации студентов. В медицинском пункте организовано круглосуточное дежурство медицинского персонала [15].

В главном учебном корпусе университета располагаются четыре спортивных зала — игровой спортивный зал, тренажерный зал, зал общего назначения и зал адаптивной физической культуры для занятий лиц с ограниченными возможностями здоровья. Данные залы оснащены всем необходимым оборудованием для занятий обучающихся. На территории университета имеется футбольное поле, где регулярно проходят футбольные соревнования, занятия по физической культуре, спортивные соревнования обучающихся (Приложение 6).

Общежитие МГГЭУ, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Лосиноостровская, д. 49, представляет собой комплекс из двух четырехэтажных зданий.

Корпуса общежития соединены с учебным корпусом и столовой переходами, что создает условия безбарьерной среды для проживания и обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья. Общежитие полностью адаптировано для проживания лиц с ограниченными возможностями здоровья, оборудовано лифтами, поручнями и пандусами. (Приложение 7)

В общежитии университета помимо комнат для проживания студентов есть также аудитории для самостоятельной работы (подготовки к занятиям), где обучающиеся могут заниматься вечерами, не мешая соседям. Постоянно открыт доступ в спортивный и актовый залы[15].

За последние годы общежитие претерпело значительные изменения в лучшую сторону. Был проведен ремонт фасадов корпусов, жилых комнат, мест общего пользования – было установлено новое сантехническое оборудование, специализированные ванные для инвалидов-колясочников. На каждом этаже установлены стиральные машины, проведена замена старых окон на современные стеклопакеты и многое другое.

В университете большое внимание уделяется безопасности проживающих — проведены работы по замене проводки, установлено противопожарное оборудование, каждая комната оснащена огнетушителем, установлена система оповещения и система «Берг» для экстренной эвакуации с верхних этажей.

Обучающиеся университета, в том числе студенты-инвалиды, имеют возможность пользоваться электронными информационно-образовательными ресурсами из локальной вычислительной сети МГГЭУ, так и из глобальной сети «Интернет» [15].

Официальный сайт МГГЭУ — http://www.mggeu.ru
Обеспечивает доступ к учебным планам, федеральным государственным стандартам, государственным образовательным стандартам, основным образовательным программам;

Личный кабинет студента — http://studinfo.mgsgi.ru
Обеспечивает фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения основной образовательной программы. Формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение работ обучающегося, рецензий и оценок на эти работы со стороны любых участников образовательного процесса;

Система дистанционного предоставления контента и взаимодействия между сотрудниками, преподавателями и студентами – http://portal.mgsgi.ru;

Система дистанционного образования МГГЭУ – перейти;

Электронная библиотека — http://portal.mgsgi.ru/
Обеспечивает доступ к изданиям электронных библиотечных систем и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах, рабочим программам дисциплин (модулей), практик;

Справочно-правовая система «Консультант+»;

Справочно-правовая система «Гарант»;

Корпоративная электронная почта – https://mail.mgsgi.ru/owa.

Web-версия электронного каталога библиотеки – http://ecat.mggeu.ru/.

Список электронных библиотечных систем и электронных образовательных ресурсов, доступных студентам МГГЭУ, в том числе обучающимся с инвалидностью:

Polpred.com Обзор СМИ. Архив важных публикаций собирается вручную. База данных с рубрикатором: 26 отраслей / 600 источников / 8 федеральных округов РФ / 235 стран и территорий / главные материалы / статьи и интервью 5000 первых лиц. Ежедневно тысяча новостей, полный текст на русском языке, миллион лучших сюжетов информагентств и деловой прессы за 15 лет. Полнотекстовый поиск, ключевые словосочетания, экспорт в Word и др. текстовые редакторы, сортировка массива по десятку тем. Доступ на Polpred.com открыт со всех компьютеров библиотеки и внутренней сети. Существует возможность самостоятельной регистрации пользователей для доступа из дома или с любого устройства. Ссылка «Доступ из дома» в верхнем правом углу polpred.com доступна с ip-адресов библиотеки [15];

НЭБ eLibrary— содержит издания по математике, экономике, социологии, политологии, праву, информатике и др. На платформе НЭБ размещены в полном тексте более 100 русскоязычных или издаваемых отечественными издательствами научных журналов, часть из них находится в открытом доступе. МГГЭУ доступны более 2000 журналов российской и зарубежной периодики, а также монографии, книги;

Научный журнал МГГЭУ «Человек. Общество. Инклюзия» индексируется в системе Российского индекса научного цитирования (размещен в НЭБ);

Znanium.com — Электронная библиотека ZNANIUM.COM содержит произведения крупнейших российских учёных, руководителей государственных органов, преподавателей ведущих вузов страны, высококвалифицированных специалистов в различных сферах бизнеса. Фонд библиотеки формируется с учетом всех изменений образовательных стандартов и включает учебники, учебные пособия, УМК, монографии, авторефераты, диссертации, энциклопедии, словари и справочники, законодательно-нормативные документы, специальные периодические издания и издания, выпускаемые издательствами вузов. В настоящее время ЭБС ZNANIUM.COM соответствует всем требованиям федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС ВО) нового поколения. Работа в online версии доступна на сайте http://znanium.com. Доступ к полному тексту изданий на сайте возможен с любого компьютера нашего университета [15].

Таким образом, уровень организации инклюзивного образовательного процесса в МГГЭУ можно считать высоким.

ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Национальная образовательная доктрина в РФ [5] закрепляет равные права обучающихся с ОВЗ на получение общедоступного образования. Она регламентирует развитие системы социального кредитования и финансовые обязательства государства по реализации прав на образование детьми-инвалидами.

В соответствии с настоящим третьим этапом реализации доктрины (2011-2025 годы) объем финансирования системы образования должен быть не ниже 10% от ВВП, в том числе за счет бюджетов всех уровней - не менее 8% от ВВП, из которых за счет средств федерального бюджета не менее 1,5% ВВП [11].

Инклюзивное образование является сегодня неотъемлемым элементом всей образовательной системы. И именно вопросы финансирования являются ключевыми и приоритетными при решении задач эффективной реализации программ инклюзивного обучения на всех уровнях образовательного процесса. Отсутствие реальной и целенаправленной государственной финансовой поддержки и порой не выполнимые требования к условиям обучения лиц с ОВЗ, предъявляемые нормативной документацией и соответствующими надзорными органами, ставит большинство российских вузов в тупиковое положение при зачислении таких обучающихся. Отсутствие необходимых финансовых ресурсов для создания условий пребывания в вузе и обеспечения предоставления образовательных услуг для лиц с ОВЗ в соответствии с государственными стандартами вынуждает руководство учебных заведений принимать решения не в пользу инклюзивного обучения.

Финансирование образовательных услуг для лиц с ОВЗ не должно ограничиваться субсидиями специальным образовательным организациям. Разработка учебно-методических материалов, подготовка педагогических работников, создание условий для обучающихся с особыми образовательными потребностями нуждаются в финансовом обеспечении в любой образовательной организации, предоставляющей всем равный доступ к системе обучения [11].

Модели финансирования развитых зарубежных стран в большинстве опираются на децентрализованное распределение средств местным органам власти. Наиболее распространенной является формула финансирования на одного обучающегося. В некоторых государствах действуют также специальные коммерческие фонды для поддержки инклюзивного образования.

Изучая и с успехом применяя передовой опыт зарубежных стран в расширении финансовых возможностей для удовлетворения потребностей обучающихся с особыми образовательными потребностями, отечественные учебные организации позволят обеспечить равный доступ лицам с ОВЗ к получению образовательных услуг.

Инклюзивное образование в школах реализуется в муниципальных учреждениях, что свидетельствует о недостаточном его финансировании по сравнению с финансовым обеспечением специальных (коррекционных) учреждений. Российская система общего образования базируется на нормативном подушевом финансировании. В результате распределения полномочий между субъектами РФ, выделяющими субвенции на расходы в учебных заведениях, и муниципалитетами, последние получают финансирование в зависимости от числа обучающихся в своих муниципальных школах. Далее муниципалитет распределяет полученную субвенцию между школами в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами, не везде регламентирующими так называемый подушевой принцип. В субъектах Российской Федерации действуют разные модели финансирования образования[11].

К основным источникам финансирования инклюзивного образования можно отнести:

- средства регионального и муниципального бюджетов (субсидии, субвенции и др.);

- внебюджетные средства (спонсорская помощь, гранты, взносы).

Следует подчеркнуть, что внебюджетные ресурсы являются основными источниками, позволяющими обеспечить доступность образовательной среды для лиц с ОВЗ.

К источникам возникновения проблемных ситуаций, связанных с финансированием инклюзивного образования, можно отнести разграничение полномочий между уровнями управления в установлении нормативов финансирования обучающихся. Регламентация общих принципов финансирования образовательных услуг является прерогативой Российской Федерации. На этом же уровне принимаются нормативы финансирования федеральных государственных образовательных учреждений. Субъекты РФ определяют порядок финансирования образовательных организаций на уровне региона.

Важным условием перехода к инклюзивной форме образования и его успешности является система сопровождения и поддержки детей с ОВЗ. За рубежом педагоги, оказывающие подобную поддержку, называются тьюторами (от англ. tutor – наставник, опекун; лат. tueor – наблюдение и забота). Интересно, что сама профессия тьютора появилась еще в XIV в. в классических университетах – Оксфорде, а чуть позже и в Кембридже. Тогда задачей тьютора было своего рода посредничество между студентом и профессором. Именно посредническая составляющая, а также ориентация на индивидуальные потребности учащегося и составляют основу современного тьюторства. Сегодня тьютор – это лицо, которое организует условия для складывания и реализации индивидуальной образовательной траектории учащегося и именно эта функция является главной для тьюторства в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья.

Институт тьюторства с недавнего времени появился и в России. Так, должность «тьютор» официально закреплена в числе должностей работников общего, высшего и дополнительного профессионального образования (приказы Минздравсоцразвития РФ от 5 мая 2008 г. № 216-н и 217-н, зарегистрированные в Минюсте РФ 22 мая 2008 г. под № 11 731 и № 11 725 соответственно) [6].

В инклюзивном образовании тьютор выступает в роли проводника ребенка в образовательное пространство школы, помогая ребенку, контролируя его состояние, поддерживая его как в образовательном процессе, так и коммуникативном плане. Таким образом, в инклюзивном образовании тьютор выступает в качестве специалиста, который организует условия для успешной адаптации ребенка с ОВЗ, его эффективной включенности в образовательную и социальную среду образовательного учреждения.

Быстрое развитие тьюторства в России подтверждает и формирование определенной институциональной среды. В 2013 г. была образована Тьюторская ассоциация, помогающая наладить диалог между представителями этой пока еще относительно редкой профессии, организуя семинары, обучение, публикуя материалы, помогающие специалистам лучше наладить свою работу. Важным событием стало и открытие в Московском педагогическом университете в 2014 г. первой в России кафедры индивидуализации и тьюторской деятельности. Но предпринимаемые усилия пока еще недостаточны [6].

Несмотря на детальные указания нормативных и правовых актов, вопросы инклюзии остаются для системы образования современной России острой проблемой. Недостаточно продуманы пути успешной социализации и профессиональной адаптации детей с ОВЗ и детей-инвалидов в сложившихся условиях организации образовательного процесса. Серьезной проработки также требует проблема создания условий для социальной адаптации и трудовой интеграции в социум детей с ОВЗ. Особое значение решение этих задач приобретает для людей с неудачной первичной социализацией, которые не смогли реализоваться в полученной профессии и вынуждены переучитываться, то есть проходить так называемую вторичную социализацию.

Одной из причин такого положения стала сложившаяся к настоящему моменту в России социальная и образовательная политика по отношению к детям с ОВЗ. Ее суть заключается в традиционной ориентированности на организацию образования детей-инвалидов в специализированных учебных заведениях, на содержание их в закрытых учреждениях, подчиненных не Минобразования и науки РФ, а министерству труда и социальной защиты. До недавнего времени указанные учреждения в своей деятельности руководствовались типовым положением о специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, которое было введено в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 12 марта 1997 г. № 2289. Ныне документ утратил силу [18].

27 июня 2016 г. Минобрнауки России был утвержден Межведомственный комплексный план по организации инклюзивного образования на 2016-2017 гг.12, в котором были предусмотрены: 1) разработка УМК для детей с ОВЗ, учебных пособий, мультимедийного сопровождения детей-инвалидов, примерных адаптированных образовательных программ дошкольного образования для детей с ОВЗ; 2) разработка профессиональных стандартов: педагога-психолога, педагога-дефектолога и ассистента (помощника) по оказанию технической помощи лицам с инвалидностью и ОВЗ; 3) организация курсов повышения квалификации педагогических работников разных профилей и направленностей, семинаров, конференций с целью обсуждения вопросов инклюзии и инклюзивного образования; 4) внедрение профессиональных стандартов педагога-психолога, педагога-дефектолога; 5) проведение II Всероссийского съезда педагогов-дефектологов; 6) проведение Всероссийских конкурсов: «Лучший по профессии» среди обучающихся с ОВЗ, «Психолог года», «Лучшая Инклюзивная школа России», Всероссийской конференции по вопросам деятельности Центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи и др.; 7) проведение спортивных мероприятий, в том числе Всероссийской спартакиады среди обучающихся с ОВЗ; 8) осуществление проверок по вопросам соблюдения прав детей с ОВЗ и инвалидностью, а также мониторинг обеспечения условий доступности предоставляемых инвалидам в образовательных организациях услуг. Однако выполнение данного плана также не позволила в полной мере массово реализовать инклюзивное образование в нашей стране[18].

Анализ нормативных документов по проблеме внедрения инклюзивного образования в практику работы массовой общеобразовательной школы, а также изучение уже наработанного практического опыта позволяет нам высказать ряд суждений.

Во-первых, объем, содержание и характер регулирования, отражающиеся в нормативных документах, свидетельствуют о том, что в Российской Федерации именно на государстве лежит ответственность за гарантированное обеспечение каждому ребенку, в том числе с особенностями развития (ОВЗ, инвалидность), реализации права на образование, соответствующего его потребностям и возможностям, независимо от уровня его психофизических возможностей (кроме самых тяжелых форм заболевания у детей, которые нуждаются в медицинской помощи и относятся к категории пациентов паллиативной медицины).

Во-вторых, отчетливо просматривается тенденция к неизбежному эволюционному переходу российской образовательной системы от двух параллельных «ветвей» образования (общего и специального) к единой системе совместного обучения нормально развивающихся детей и детей с ОВЗ. Новая система возможна при наличии механизма взаимодействия общего и специального образования, обеспечивающего регулируемость этого процесса. Важно отметить, что данный механизм введен в нормативные документы; он активно поддерживается и обсуждается в многочисленных научных исследованиях [18].

В-третьих, нормативные документы предусматривают обеспечение технических требований по доступности образования для инвалидов и других маломобильных групп обучающихся. Речь идет об архитектурной доступности зданий и сооружений, их приспособленности для входов и внутренних помещений лиц с ОВЗ и их мобильной доступности - возможности беспрепятственно передвигаться по городу. Планируются также изменения в обустройстве для инвалидов жилой среды; совершенствование организации системы общественного питания посредством увеличения видов соответствующих услуг; расширение информационной доступности в сфере теле- и радиовещания, а также электронных и коммуникационных технологий.

Можно сделать вывод, что указанные моменты уже сами по себе свидетельствует о глобальности тех изменений, которые требуются не только в отношении содержания и структуры существующей системы образования, но касаются и градостроительства, и ландшафтного дизайна, и социального устройства, и других важных сфер жизни общества [18].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Конечно, современная Россия делает только первые шаги по организации полноценного инклюзивного образования. Определенного «рывка» в этом отношении следует ожидать в самое ближайшее время. На сегодняшний день количество учащихся растет очень быстро, в связи с этим строятся и обустраиваются большое количество учебных заведений. Можно с уверенностью предположить, что новые школы будут готовы принимать на обучение детей с самыми разными образовательными потребностями. Для них будет создана безбарьерная среда. Но к этому моменту должно быть готово и педагогическое сообщество, поэтому задача подготовки педагогов, готовых работать в инклюзивной среде, является сегодня одной из первоочередных. Помимо этого, существует еще множество проблем в организации такого учебного процесса, но в мире существует тенденция, которая гласит о равных правах всех людей, поэтому государства пытаются всеми способами разрешить данные проблемы. В данной работе описывается такое учебное заведение, как МГГЭУ. Это университет, в котором созданы все условия для обучения людей с инвалидностью. Постепенно данная организация открывает новые филиалы, что говорит о том, что было сказано ранее, распространении и популяризации инклюзивного образования.

Считаем возможным к основным направлениям развития инклюзивного высшего образования в России отнести:

совершенствование механизма финансирования образовательных организаций, предоставляющих всем обучающимся равный доступ к системе обучения;

улучшение учебно-методической базы инклюзивного образовательного процесса;

обеспечение подготовки педагогических работников;

определение путей социализации и профессиональной адаптации обучающихся с ОВЗ и инвалидов.

Таким образом, перспективы развития инклюзивного высшего образования в РФ во многом определяются целенаправленной государственной политикой, успешным применением зарубежного опыта и совершенствованием нормативно-правовой базы, гарантирующей всем обучающимся равный доступ к получению образовательных услуг.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993): измен. и доп. 10.05.2017 N 11-ФКЗ // Консультант Плюс: комп. справ. правовая система [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». – Электрон. дан. – [М.]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 19.11.2020).

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»: измен. и доп. 01.09.2020 N 273-ФЗ // Консультант Плюс: комп. справ. правовая система [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». – Электрон. дан. – [М.]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 19.11.2020)

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»: измен. и доп. 01.07.2020 N 181-ФЗ// Консультант Плюс: комп. справ. правовая система [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». – Электрон. дан. – [М.]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8559/ (дата обращения: 19.11.2020)

«Конвенция о правах ребенка»: измен. и доп. для СССР 15.09.1990 // Консультант Плюс: комп. справ. правовая система [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». – Электрон. дан. – [М.]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8559/ (дата обращения: 19.11.2020)

Постановление Правительства РФ от 04.10.2000 N 751 "О национальной доктрине образования в Российской Федерации" URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_97368/ (дата обращения: 04.11.2020).

Гребенникова В.М. РАЗВИТИЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 2-19. – С. 4292-4297;
URL: http://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=37946 (дата обращения: 22.11.2020).

Максимова Н.А. Инклюзивное образование в России: история, состояние, риски / Педагогическое образование в России. – 2018 – №9.

Перевозникова И. В. Специальное образование в России: история, современность и правовые основы // Вестник Томского гос. пед. ун-та. – 2012. – Вып. 5. – С. 103–109.

Саламанская декларация и рамки действий по образованию лиц с особыми потребностями, принятые Всемирной конференцией по образованию лиц с особыми потребностями: доступ и качество, Саламанка, Испания, 7–10 июня 1994 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.un.org/ russian/documen/ declarat/salamanka.pdf (дата обращения: 15.11.2020)

Сорокова М. Г. Система М. Монтессори: теория и практика : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / 3-е изд., стер. – М. : Академия, 2006. – 384 с.

Шихалиева Д.С. Основные проблемы финансирования для лиц с ОВЗ в России. Финансовые инструменты регулирования социально-экономического развития регионов: Сб. материалов V Всероссийской (национальной) научно-практической конференции. – Махачкала: АЛЕФ, 2020. – 212 с. – С.202-206.– Электронное издание.

Цыренов В. Ц. Социализация и инкультурация детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях разных типов и видов [Электронный ресурс] : автореф. дис. … д-ра пед. наук. – М., 2015. – 43 с. – Режим доступа: http://www.mpsu.ru/sites/default/files/u903/diss/cyrenov/ autoref_cyrenov.pdf (дата обращения: 16.11.2020).

https://novo-g.dagestanschool.ru/?section_id=47 (дата обращения: 05.11.2020)

https://news_enc.academic.ru/6863/Инклюзивное_образование (дата обращения: 06.11.2020)

http://www.mggeu.ru/ (дата обращения: 07.11.2020)

https://rosstat.gov.ru/free_doc/new_site/population/obraz/i-obr1.htm (дата обращения: 20.11.2020)

https://lektsii.org/8-83637.html (дата обращения: 05.11.2020)

https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-i-perspektivy-razvitiya-inklyuzivnogo-obrazovaniya-v-rossii (дата обращения: 16.11.2020)

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Постановление от 11 октября 1990 г. № 1011 об организации в г. Москве института-интерната для инвалидов

Приложение 2

Учебный корпус МГГЭУ

Приложение 3

Учебный процесс в аудиториях

Приложение 4

Библиотека МГГЭУ

Приложение 5

Организация питания в столовой МГГЭУ

Приложение 6

Занятия по адаптивной физической культуре в МГГЭУ

Приложение 7

Общежитие МГГЭУ

 

Просмотров работы: 230