Роль физической культуры в жизни студентов - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Роль физической культуры в жизни студентов

Антонова А.В. 1
1Иркутский государственный университет путей сообщения
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Физическаякультура, по моему мнению, это деятельность, которая направлена на поддержание здоровья, развитие психофизических качеств человека в процессе осознанной двигательной активности.

Здоровье неотъемлемая часть в жизни каждого человека. От состояния здоровья зависят наши планы, решение основных жизненных задач и преодоление трудностей. Но многие, в том числе и студенты, забывают о простых нормах здорового образа жизни.

В процессе физического воспитания формируются физические и личностные навыки человека, что влечет за собой рост личности в целом.

Физическая культура имеет значительное влияние в профессиональной деятельности студентов, так как их деятельность – это постоянная концентрация внимания, напряжение зрения, интенсивная интеллектуальная деятельность и малая подвижность. Поэтому снять утомление нервной системы и организма можно достичь путем занятия спортом.

Процесс обучения в Иркутском государственном университете путей сообщения спланирован в зависимости от состояния здоровья студентов, их физического развития и физической подготовленности. Группы для занятий физкультурой формируются с учетом медицинских групп, которые можно охарактеризовать так:

Основная – студент абсолютно здоров, хорошая физическая подготовка.

Подготовительная – студент перенес болезнь, физическая подготовка низкая.

Специальная группа А – студенты с обратимыми заболеваниями.

Специальная группа Б – студент с необратимыми заболеваниями.

Студенты, которые занимаются физической культурой и спортом, имеют высокую уверенность, психологическую устойчивость, а уровень физической подготовки позволяет участвовать в различных соревнованиях и повышать уровень здоровья.

Многие студенты считают, что дисциплины, предназначенные для общего развития (общий гуманитарный блок), являются ненужными, так как нагрузка основными профильными предметами и без того большая. А если растрачивать время на дополнительные «неважные» занятия, то можно упустить момент формирования своих профессиональных качеств.

Поэтому, зная, что студенты пренебрегают занятиями физической культурой как самостоятельно, так и в учебных целях, я провела опрос среди студентов с целью выяснить: это действительно их убежденность или есть другие факторы, влияющие на их поведение в отношении занятия физкультурой (Рис.1, Рис. 2).

Рис. 1. Результаты опроса вопросы 1-4

В опросе участвовало 35 студентов ИрГУПС. По результатам опроса было выявлено, что большинство респондентов не считают нужным заниматься физической культурой (74%). При этом высокий и средний уровень здоровья имеют по 46% студентов, а низкий уровень 8%. То есть, у более чем половины участвующих в опросе уровень здоровья невысок, но тратить время на средство повышения здоровья студенты не желают. С другой стороны, оценивая наличие регулярности физической активности студентов, следует признать, что более половины (54%) регулярно активны – занимаются от трех до пяти раз в неделю. При этом, 46% такой активности не имеют, что не совсем совпадает с распределением предыдущих ответов, но близко. Наряду с этим, порядка 57% студентов считают, что занятия физической культурой в учебном расписании мешают в освоении профессии, 29% не оказывают никакого влияния и только 14% в полной мере осознают, что физкультура помогает в учебе и служит средством поддержания здоровья в целом и тонуса в частности.

Рис.2. Результаты опроса вопросы 5-6

Действительно, если не уделять внимания физической подготовке, уровень здоровья неизменно снижается, но, судя по ответам, большинство студентов регулярно активны в недельном цикле и особых проблем со здоровьем не имеют, оценивая свой уровень здоровья как средний. Как бы студенты не отрицали важность дисциплины физической культуры, более половины опрошенных все же посещают занятия, и 31 студент из 35 считает, что физическая активность в жизни для поддержания здоровья и профессиональной активности нужна, поэтому дополнительно занимаются еще и самостоятельно.

Каковы причины, по которым студенты не ценят занятия физкультурой в процессе учебы? Думается, среди причин можно назвать загруженность основными предметами. Но является ли она главной? Может быть у студентов так и не была сформирована мотивация к занятиям физкультурой, не осознается степень влияния двигательной активности на здоровье. Следует глубже исследовать причины отсутствия заинтересованности таким мощным средством укрепления здоровья и активизации интеллектуальной деятельности. Второй причиной отказа от занятий физкультурой можно назвать приравнивание себя к числу саморазвитых личностей, которые не нуждаются в дальнейшем совершенствовании. Третьей причиной может быть занятие профессиональным спортом, в этом случае студент считает, что он профессионал в своем деле и ходить на физкультуру необязательно. Четвертая причина – совмещение работы и учебы в университете, многие студенты пропускают часть учебных дисциплин именно из-за нехватки времени. Что может послужить для пробуждения интереса к физической активности? Скорее всего, такие мероприятия как различные кроссы, спортивные конкурсы между курсами и многое другое.

Физическая культура в учебных заведениях недооценивается студентами, но занимает важное место в формировании психологических качеств и физических способностей студента, а также в развитии его как личности и поддержании тела в форме.

Список литературы:

Дзержинская Л. Б., Прохорова И. В., Дзержинский Г. А. Физическая культура: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений ф-тов заоч. обучения / Л. Б. Дзержинская, И. В. Прохорова, Г. А. Дзержинский; Волгоградский филиал ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы». – Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала РАНХиГС, 2016.

Пультяков А.В., Молчанова Е. Д., Голубчикова М.Г. Физическая культура и спорт: организация самостоятельной работы студентов: учеб.-метод. пособие / сост. А. И. Коробченко.– Иркутск : ИрГУПС, 2018. – 96 с.

Просмотров работы: 95