Введение
Учебный творческий проект по технологии – это творческая идея, которая выполняется самостоятельно, но непосредственно под руководством преподавателя. Творческий проект является неотъемлемой частью нашей мыслительной деятельности и творчества. Она развивает фантазию, усидчивость, целеустремлённость, память и мелкую моторику рук. Творческим проектом может быть что угодно, начиная с бисероплетения, заканчивая строительством дома.
Один из самых известных символов России – матрёшка – изначально задумывался как детская развивающая игрушка, но со временем он превратился во всемирно известный сувенир. Народная игрушка, в частности матрешка, в наши дни стремительно превращается в сувенирную продукцию, не предназначенную для ребенка и не требующую педагогического сопровождения. Но именно матрешка, народная игрушка, всегда несла в себе огромный потенциал культурного наследия, вбирала в себя игровую культуру многих поколений. Она эстетически привлекательна, эмоционально комфортна, несмотря на кажущуюся простоту, заставляет ребенка прилагать определенные физические и интеллектуальные усилия, чтобы получить радующий положительный результат, поднимающий по ступенькам развития. Игры с матрешкой развивают эстетическое восприятие, логическое мышление, внимание, воображение, сенсомоторные навыки, ловкость, смекалку. Конечно, саму матрешку из различных материалов можно приобрести в магазине, но сделать своими руками куда более интересное занятие. Мы в свою очередь будем изготавливать матрешке в технике оригами. Оригами – удивительное, загадочное слово. Практически каждый человек знаком с оригами, хотя не каждый из нас слышал это иностранное слово. Оригами – японское искусство создания моделей различных предметов, птиц, цветов путем сгибания листа бумаги.
Единственный рабочий материал – это бумага. Единственный инструмент руки.
Организационно-исследовательский этап
Звездочка идей
На данном этапе творческого проекта мне предстояло определиться с тем, какое изделие я буду создавать. Выбор был не из легких. Для определения тематики в целом, мне понадобилось составить «звездочку идей». Представляю список идей, которые я рассматривала:
Панно из несъедобных материалов – данная тема была выбрана иными студентами моей группы, поэтому идею пришлось отложить в сторону.
Вышивка бисером – очень интересная идея, однако она очень кропотливая и требует большого затрата времени, которого у меня на данный момент не было.
Картина гвоздями – она по экономической части дешевая и увлекательная, но тоже требует много времени.
Матрешка в технике оригами – самый оптимальный на мой взгляд выбор. Конечно, данная работа требует усидчивости и немало времени, но в процессе работы человек настолько может увлечься, что не заметит, как пройдет время и изделие будет готово.
Следующий момент моего определения с изделием касалось выбора цветовой гаммы самой матрешки. Вот некоторые из них:
Контрастные цвета.
Пастельные тона.
Я остановилась на цветовой гамме, основанной на пастельных тонах. Этот вариант для меня был наиболее оптимальным, так как я сама являюсь любителем «спокойных, не режущих взгляд» оттенков.
Панно
Картина- гвоздями
Творческий проект
Вышивка бисером
Матрешка- оригами
Цветовая
гамма
Контрастные цвета
Пастельные тона
Маркетинговое исследование. Обоснование
Данная тема на сегодняшний день является актуальной. В нашей жизни мы сталкиваемся с большим количеством праздников: дни рождения, свадьбы, государственные праздники, церковные и на каждый из них нужно сделать или купить какой-то подарок. Оригами является одной из самых популярных технологий при изготовлении (ручных) декоративных изделий.
По данной теме я провела опрос, после чего сделала выводы. Цель этого опроса была в том, чтоб узнать насколько будет востребован мой проект.
Анкета: (опрос студентов группы ТО-18)
1. Какие изделия вам больше нравятся?
а) магазинные б) ручной работы
2. Известна вам такая технология как оригами?
а) да б) нет
3. Как вы относитесь к декоративным изделиям своими руками?
а) положительно б) нейтрально в) отрицательно
4. Купили бы вы себе сувенирную игрушку из бумаги?
а) да б) нет
5. Какая работа качественнее?
а) выполненная с помощью машины б) сделанная в ручную
6. Что для вас играет большую роль?
а) цена б) качество
Вывод:
Т.к. в нашей группе 19 человек, я сделала не большей опрос в виде анкетирования. Результат показан диаграммой, в которой числа – количество людей, которые были за данный пункт ответов на вопрос.
По опросу видно, что большинству больше нравится ручная работа. Данный творческий проект будет пользоваться спросом, что является для меня главной целью этого опроса.
Цель и задачи
Дидактическая:
- научиться технике выполнения проекта;
- изучить основные требования, предъявляемые к образовательным проектам;
- уточнить особенности творческих проектов;
- освоить технику работы с оригами.
Методическая:
- апробировать метод проектов на материале темы «Русская матрешка в технике оригами»;
- проверить эффективность технологии «мозгового штурма» и анкетирования при выборе и обосновании темы своего творческого проекта;
- отрабатывать методику организации внеаудиторной самостоятельной работы над творческим проектом;
- продемонстрировать применение приема рефлексии в самоанализе работы над творческим проектом.
Воспитательная:
- воспитывать потребность знать дисциплину, качественно производить трудовые операции, овладевать профессиональным мастерством;
- осуществлять экологическое, экономическое, эстетическое воспитание;
- стимулировать проявление воли, настойчивости, стремления довести начатую работу до конца.
Задачи:
Изучить основы работы над творческим проектом.
Провести «мозговой штурм» при выборе темы проекта
Выполнить маркетинговые исследования на базе своей группы.
Разработать технологию самостоятельной работы над личным творческим проектом.
Освоить технику работы с оригами.
Конкретизировать технику безопасности в работе с инструментами и материалами при работе над проектом.
Изготовить матрешку на основе технологической карты.
Провести экологический обзор.
Произвести экономический расчет.
Сформировать портфолио, презентацию.
Провести самоанализ выполненной работы.
1.4 Технологическая справка работы с оригами
Понятие «оригами» пришло из японского языка. Сами японцы и были основателями этого вида искусства. В буквальном переводе оно означает «сложенная бумага», так как «ори» переводится как «сложенный», а кама – «бумага». Японцы оригами понимают как «искусство целого листа», т. е. изначальное его условие – неразрывность листа бумаги, его целостность без всякого рода вмешательств, прибавлений и других действий по отношению к нему. Только сгибание или складывание листа.
Сегодня множество людей во всем мире увлекаются искусством «оригами». Бумажные фигурки делают дети и взрослые, художники и конструкторы. Его даже преподают в школах, о нем пишут книги и выпускают журналы с интересными статьями и описанием различных моделей.
Сейчас первоначальный философский смысл этой игрушки забылся. Кроме традиционных поделок из квадрата, изобрели множество других способов создания бумажных фигур. Это могут быть модели, сложенные из правильного треугольника и половинки квадрата, оторванной по вертикали или диагонали, или даже из пяти-, шести-, восьмиугольников. Последняя «мода» – складывать оригами из листа обычной писчей бумаги стандартного формата.
Еще делают модели, сплетенные из бесконечной ленты – тут уж оригами переходит в макраме. Совсем отошел от традиционного «оригами» также способ делать модели из множества одинаковых деталей (модулей). Так, из нескольких квадратов можно сделать красивый браслет или даже диадему (Приложение 3).
В наше время оригами перестало быть только игрушкой. Этим искусством заинтересовались ученые и конструкторы. Проходят научные симпозиумы по оригами. Уже создаются сложнейшие технические конструкции – бумажные модели.
Но детей, конечно, больше всего интересует оригами как возможность создать новую игрушку. А можно создать новые, свои собственные объемные фигурки из бумаги.
1.5. Аналоги изделия
Аналогов изделия из бумаги в технике оригами огромное множество.
Из бумаги можно сделать все различные фигурки животных, цветы и многое другое. Существует несколько видов оригами:
- классическое (или простое) – выполняется путем многократного складывания листа бумаги для получения объемных фигурок, самый известный пример – фигурка журавлика-орицуру (Рис.1);
Рис.1: Фигурка журавлика-орицуру
- модульное оригами(Рис.2) – составные конструкции из более простых элементов, сложенных по классическим принципам и соединяемых между собой обычным складыванием, без клея;
Рис.2: Модульное оригами.
- киригами (создаются с применением вырезания ножницами) (Рис.3);
Рис.3: Киригами.
- кусудами (объемные конструкции, собираемые при помощи ниток и клея (Рис.4);
Рис.4 Кусудама
- аэрогами (всем известные самолётики со множеством вариантов изготовления) (Рис.5);
Рис.5: Аэрогами.
- «мокрое» оригами (бумага смачивается для придания более четких форм) и т.д. – это современные виды, порой мало напоминающие классическое оригами (Рис.6).
Рис.6: «Мокрое оригами».
Конструкционно-технологический этап
2.1 Технологичекая карта
№ |
Действие |
Инструменты/ Материалы |
Фото |
Примечания |
|
1. |
Подготовим нужные инструменты и материалы. |
Линейка, карандаш, ножницы. Двухсторонняя цветная бумага: 9 розовых листов бумаги А4, |
1) Удобно использовать для треугольных модулей листочки размером 1/16 или 1/32 стандартного листа формата А4. 2) Если размер модуля будет составлять1/16 А4 , то количество листов каждого цвета нужно увеличить в 2 раза. 3) При изготовлении самого модуля лист бумаги можно расчертить карандашом либо же использовать метод складывания пополам. |
||
2. |
Берем зеленый лист бумаги А4 и делим его на 16 частей (метод складывания. Берем лист белой бумаги А4 и делим его на 16 частей (метод складывания либо линейка + карандаш). |
Лист бумаги А4. Карандаш и линейка. |
Выполняем по схеме 1. |
Схема 1 |
|
3. |
Далее с помощью канцелярского ножа разрезаем лист по сетке. У нас должно получиться 16 прямоугольников. |
Лист бумаги, канцелярский нож. |
При использовании канцелярского ножа соблюдаем правила техники безопасности с колющими и режущими инструментами! |
16 штук |
|
4. |
Таким же образом, как во 2 и 3 пункте, прорабатываем со всеми листами. |
Лист бумаги А4. Карандаш и линейка |
При использовании канцелярского ножа соблюдаем правила техники безопасности с колющими и режущими инструментами! |
||
5. |
Начинаем изготовление самого модуля. 1– берем маленький прямоугольник; 2– складываем его по горизонтали вдвое; 3– теперь складываем вдвое по вертикали; 4 – разворачиваем; 5 – загибаем «крылышки» с обеих сторон; 6– переворачиваем (загнутые кончики получаются длиннее); 7 – подгибаем уголки; 8 – подворачиваем выступающую часть вместе с уголками; 9– сгибаем модуль, он приобретает форму треугольника. 10– разворачиваем треугольник и получаем готовый модуль с кармашками, напоминающий самолет. 11, 12– крепление модулей друг с другом при помощи кармашков. Такие действия проделываем с каждым листом бумаги. |
Бумага, схема 2. |
Выполняем по схеме 2: |
||
6. |
1 и 2 ряды делаем как у лебедя. |
Бумага |
Схема 3 |
Схема3 |
|
7. |
3 ряд – 27 модулей. Добавляем два модуля в любом месте как показано на картинке. |
Бумага |
Схема 4 |
Схема 4 |
|
8. |
4 ряд – 5 желтых, 22 розовых модуля |
Бумага |
Схема 5 |
Схема 5 |
|
9. |
5 ряд– 6 желтых, 21 розовых |
Бумага |
Схема 6 |
Схема 6 |
|
10 |
6 ряд – 1 фиолетовая, по бокам по 3 желтых, 20 розовых. |
Бумага |
Схема 7 |
Схема 7 |
|
11 |
7 ряд – 2 фиолетовых, по бокам по 3 желтых, 9 розовых , 1 красная, 9 розовых. |
Бумага |
Схема7 |
||
12 |
8 ряд – фартук: 1 желтая, по бокам 1 фиолетовый , 3 желтых, 8 розовых 2 желтых. |
Бумага |
Схема7 |
||
13 |
9 ряд – 2 фиолетовых, по бокам 4 желтых, 7 розовых, 3 желтых. |
Бумага |
Схема 8 |
Схема 8 |
|
14 |
10 ряд – 1 фиолетовый, по бокам 2 желтых, 1 фиолетовый, 2 желтых, 7 розовых, 2 желтых. |
Бумага |
Схема 9 |
Схема 9 |
|
15 |
11 ряд – 2 голубых, по бокам 1 желтый, 2 фиолетовых, 2 желтых, 1 телесный, 5 розовых, 1 фиолетовый , 1 желтый. |
Бумага |
Схема 10 |
Схема 10 |
|
16 |
12 ряд – 1 голубой, по- бокам 1 желтый, 1 фиолетовый, 1 желтый, 1 фиолетовый, 1 желтый, 2 белых, 5 розовых, 2 фиолетовых. |
Бумага |
Схема11 |
Схема 11 |
|
17 |
13 ряд – 4 желтых, по- бокам 2 фиолетовых, 1 желтый, 3 белых, 5 розовых, 1 желтый. |
Бумага |
Схема11 |
||
18 |
14 ряд- 1 фиолетовый, по бокам 2 желтых, 1 фиолетовый, 1 желтый, 4 белых, 4 розовых, 2 желтых. |
Бумага |
Схема12 |
Схема 11 |
|
19 |
15 ряд – 2 фиолетовых, по бокам 1 желтый, 2 голубых, 5 белых, 4 розовых, 1 желтый. |
Бумага |
Схема 11 |
||
20 |
16 ряд– 1 желтый, по бокам 1 фиолетовый, 1 желтый, 1 голубой, 1 желтый, 4 белых, 4 розовых, 2 желтых. |
Бумага |
Схема12 |
Схема 12 |
|
21 |
17 ряд– 2 фиолетовых, по бокам 3 желтых, 5 желтых, 4 розовых, 1 зеленый. |
Бумага |
Схема13 |
Схема13 |
|
22 |
18 ряд– фиолетовый , по бокам 1 желтый, 1 зеленый, 2 желтых, 4 белых, 4 розовых, 2 зеленых. |
Бумага |
Схема13 |
||
23 |
19 ряд – уменьшаем на 2 модуля, то есть должно получиться 25 модулей. Посередине 2 голубых, по бокам 2 зеленых, 2 желтых, 2 белых, 3 розовых, 5 зеленых. |
Бумага |
Схема14 |
Схема14 |
|
24 |
20 ряд – 1 голубой, по бокам 2 зеленых, 3 желтых, 1 белый, |
Бумага |
Схема14 |
||
25 |
21 ряд – все зеленые. |
Бумага |
Схема14 |
||
26 |
22 ряд – 5 телесных , 19 зеленых, уменьшили на 1 модуль в сзади на зеленом платочке. |
Бумага |
Схема14 |
||
27 |
23 ряд– 6 телесных, 18 зеленых. |
Бумага |
Схема14 |
||
28 |
24 ряд – 7 телесных 17 зеленых. |
Бумага |
Схема15 |
Схема15 |
|
29 |
25 ряд – 8 белых, 16 зеленых. |
Бумага |
Схема16 |
Схема16 |
|
30 |
26 ряд – 7белых , 17 зеленых. |
Бумага |
Схема16 |
||
31 |
27 ряд – 6 белых, 18 зеленых. |
Бумага |
Схема16 |
||
32 |
28 ряд – 3белых, 19 зеленых. |
Бумага |
Схема16 |
||
33 |
29 ряд – 19 зеленых, белые остаются на месте их не трогаем. |
Бумага |
Схема16 |
||
34 |
24 ряд – 24 зеленых. |
Бумага |
Схема17 |
Схема17 |
|
35 |
31 – 24 зеленых. |
Бумага |
Схема18 |
Схема18 |
|
36 |
32, и 33 ряд заполняем модулями так чтобы закрыть макушку у матрешки. |
Бумага |
Схема19 |
Схема19 |
|
37. |
Изделие готово! (можно украсить личико на свое усмотрение). Личико для матрешки можно распечатать в готовом виде, или нарисовать от руки. |
Распечатка + клей/ карандаши +альбомный лист, ножницы, клей. |
Изделие 1 |
Изделие |
2.2 Техника безопасности при работе
При создании изделий мы всегда используем различные материалы и инструменты, исходя из этого, мы должны соблюдать правила техники безопасности. В нашем случае:
Техника безопасности при работе с ножницами
Храните ножницы в указанном месте в определённом положении.
При работе внимательно следите за направлением резания.
Не работайте с тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением.
Не держите ножницы лезвием вверх.
Не оставляйте ножницы с открытыми лезвиями.
Не режьте ножницами на ходу.
Не подходите к товарищу во время работы.
Передавайте закрытые ножницы кольцами вперёд.
Во время работы удерживайте материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвия.
Техника безопасности при работе с клеем
С клеем обращайтесь осторожно. Клей ядовит!
Наноси клей на поверхность изделия только кистью.
Нельзя, чтобы клей попадал на пальцы рук, лицо, особенно глаза.
При попадании клея в глаза надо немедленно промыть их в большом количестве воды.
По окончании работы обязательно вымыть руки и кисть.
При работе с клеем пользуйтесь салфеткой.
2.3 Инструменты
Материалы и инструменты это неотъемлемая часть творческого проекта, без них просто невозможно создать изделие.
Для того чтобы изготовить матрешку из модульного оригами мне понадобились данные материалы и инструменты:
Линейка
Карандаш
Канцелярский нож
Двухсторонняя цветная бумага
2.4 Инструкция по эксплуатации
У данного проекта существуют свои плюсы и минусы. Матрешка из модульного оригами украсит любой уголок вашего дома, кабинета и других жилых помещений.
Плюсы:
Его можно поставить, как в темное, так и в светлое помещение
Не теряет формы;
Цвет материала не выгорает на солнце;
Долговременное использование;
Минусы:
Не ставить возле жидкостей.
В принципе минусов нет, матрешка из модульного оригами радует глаз, так что наслаждайтесь их красотой.
Заключение
3.1Экологическое обоснование
Мой творческий проект был изготовлен с помощью материала – двухсторонней цветной бумаги. Цветная бумага не влияет на организм человека, ни на окружающую среду, т.к. он изготовлен с помощью экологически чистого материала. Не имеет запаха. Данный материал набирает популярность среди преподавателей технологического обучения в школах и детских садах.
3.2 Экономическое обоснование
Наименование |
Количество |
Цена (руб.) |
Двухсторонняя цветная бумага |
1 |
160(упаковка 100 листов) |
Клей |
1 |
10 |
Линейка |
1 |
20 |
Ножницы |
1 |
25 |
Простой карандаш |
1 |
10 |
Цветные карандаши |
1 |
30(упаковка) |
Всего |
255 |
Некоторые приобретенные материалы будут служить вам еще долгое время, такие как: карандаши, линейка, ножницы, клей и бумага.
160+15+20+50+10+30= 255 руб.
На рынке сбыта сувениров или же на выставках изделий из бумаги ручной работы стоит от 700 руб., а затраты получаются в половину меньше. Это говорит о том, что мой творческий проект экономически обоснован и может принести прибыль в два раза покрывающая мои затраты на материал.
3.3 Реклама
Чтобы уют не покидал ваш дом, приобретите нашу «Русскую матрешку» и жить станет веселее.
Обращаться по адресу: г. Симферополь, ул. Яшлыкъ № 21.
Номер телефона: +7 (978) 268 86 37 Сарибилялова Музейен
Эти русские матрешки,
Разноцветные одежки,
На секреты мастерицы,
В старшей прячутся сестрицы.
Сколько их там не поймешь,
Если младшей не найдешь.
Вывод
4.1 Вывод
При выборе и обосновании темы своего творческого проекта я проверила эффективность технологии «мозгового штурма» и анкетирования. Выполнено маркетинговое исследование на базе группы ТО-18 . В процессе была освоена техника работы с оригами, конкретизирована техника безопасности. Разработана технологическая карта для изготовления матрешки. Проведен экономический расчет и экологическое обоснование.
4.2 Рефлексия
В ходе работы над творческим проектом я научилась технике выполнения проекта, что развило во мне умение, раскрыло творческие способности, воображение, а самое главное мелкую моторику рук.
Так как я столкнулась с изготовлением мелких деталей, над которыми мне пришлось приложить максимум усилий, это воспитало во мне усидчивость и трудолюбие. Так же работа с цветной бумагой воспитала во мне эстетический вкус при выборе цветовой гаммы изделия, что является не маловажным в данной работе.
Для того чтобы изготовить «матрешку в технике модульного оригами» мне потребовалось многому научиться. Сама работа над данным творческим проектом заняла немного больше времени, чем планировалось. Сам процесс кропотливый и трудоемкий, но очень интересный. С выбранным мной материалом легко работать, сам результат радует и вдохновляет на развитии в данном направлении.
5.Список источников:
Афонькин, С. Ю. Все об оригами. От простых фигурок до сложных моделей / С.Ю. Афонькин. – М: «Ониск», 2019. – 120 с.
Зайцева, А. А. Красивые птицы в технике модульного оригами / А.А. Зайцева. – М: «ЛитРес», 2013. – 212 с.
Самохвал, В.О. Оригами. Лучшие поделки / В.О. Самохвал. – М. : «Харвест», 2018. – 159 с.
Семенова, А. Оригами /А. Семенова. – Ростов н/Д: «Феникс», 2016. – 99 с.
Щеглова, А.В. Лучшая книга по оригами / А.В. Щеглова. – М: «Рипол Классик, Владис», 2010. – 512 с.
Интернет ресурсы:
«Техника безопасности при работе с ножницами» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/06/02/tekhnika-bezopasnosti-pri-rabote-s-nozhnitsami.
«Матрёшка своими руками для детского сада. Мастер-класс с пошаговыми фото» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://ped-kopilka.ru/blogs/svetlana-valentinovna-pantina/master-klas-po-sozdaniyu-i-ukrasheniyu-matreshki.html.
«Оригами поделки из бумаги» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://www.pinterest.com/loomplanet.html.
«Оригами» [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://paper-life.ru.
«Уроки оригами для начинающих: видео схемы для создания поделок из бумаги » [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://vse-kursy.com/read/410-onlain-uroki-origami.html