Экономические аспекты онлайн-образования в России - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Экономические аспекты онлайн-образования в России

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Annotation. Based on statistical data, the article analyzes the current trends in the development of online technologies in various segments of Russian education. Sources of funding for existing projects and prospects for their development are investigated.

Keywords: Economics of online education, education market, online technologies, distance learning, digital specialties.

Введение. Информационные технологии с каждым днем внедряются в повседневную жизнь все в большей степени. Они получили широкое распространение в производственной и социальной сфере, нашли свое применение в образовании, изменяя при этом организацию самого учебного процесса. Новые компьютерные технологии позволяют усовершенствовать процесс образования. Так, открывается возможность обучения на онлайн курсах, которые подготовлены ведущими специалистами и могут восприниматься в любой точке земного шара, где есть доступ в интернет.

Популярность дистанционного обучения растет и с развитием технологий. Все больше людей предпочитают обучаться удаленно, не привязываясь к месту и строгому графику учебы. Качество и эффективность обучения, как считает ряд авторов публикаций, от этого не снижаются. EdTech – в переводе на русский образовательные технологии – молодой тренд, ему около 20 и развивается он стремительно. Государство активно участвует в указанных процессах как в финансово, так и организационно.

А нализ. Проведенный анализ существующих в свободном доступе источников информации позволил выявить определенные тенденции в развитии онлайн-образования в Российской федерации. По данным аналитиков РБК объем этого сегмента российского рынка вырос с 30 млрд руб. в 2018 году до 38,5 млрд руб. 2019 году. При этом темпы среднегодового прироста составили 20%. На рисунке 1 приведен график изменения объемов российского рынка онлайн-образования с прогнозом на 2023 год.

Рисунок 1 – Объемы рынка онлайн-образования в России, млрд, руб.

По оценке аналитиков «Яндекс» Россия занимает 0,5% мирового рынка онлайн-образования. Российские стартапы получают свое развитие и за пределами страны. Среди кампаний, которым удалось выйти на международный уровень за 2019 год выделяются обучающие платформы «Алгоритмика», «Учи.ру», PuzzleEnglish, StudyFree, «Яндекс. Практикум».

По прогнозам, к концу 2023 года, объем рынка онлайн-образования в России пересечет величину в 60 млрд. руб в год при среднегодовых темпах роста на уровне 12–15%.

Онлайн-образование рассматривается успешными российскими компаниями как одно из важнейших направлений развития. Осенью 2019 года «Яндекс» озвучил намерение инвестировать в EdTech-проекты (как собственные, так и сторонние) 5 млрд руб. в ближайшие три года [1]. На рисунке 2 приведен график инвестиций в российское онлайн-образование за период с 2014 год по август 2019 года.

Рисунок 2 – Динамика совокупного объема инвестиций в российское онлайн-образование за период 2014-2019 год

В целом, по данным 2019 года выделяются следующие направления инвестиций в онлайн-образование: общее среднее и дополнительное школьное образование (12 сделок); языковое обучение (9 сделок); дополнительное профессиональное образование, или ДПО (9 сделок); корпоративное образование (5 сделок).

Если говорить о целевой аудитории и занимаемой нише, больше всего инвесторы вкладывают средства в продукты и сервисы дополнительного школьного образования и дополнительного профессионального образования, лежащие в плоскости навыкового обучения (в частности, обучения программированию).

Характерно, что на разных уровнях образования доминирует спрос наравне с предложением на обучение digital-специальностям. Так, на уровне дополнительного и школьного образования наиболее выражен интерес к обучению детей программированию онлайн или по смешанной модели. В дополнительном профессиональном образовании – обучение взрослых современным digital-специальностям, в первую очередь IT.

Что касается типов проектов, то максимально привлекательны платформенные решения, например, «Фоксфорд» и «Учи.ру».

Основными инвесторами в российское онлайн-образование являются отечественные компании. С участием зарубежных игроков за анилизируемый период было совершено лишь 4% сделок.

Одновременно с этим следует отметить, что российские инвестиции все чаще направлены на EdTech-стартапы, нацеленные на международный рынок.

Основными игроками на среди отечественных компаний, намеренных развивать дистанционные онлайн технологии является «Яндекс», планирующей на протяжении следующих трёх лет компания инвестировать 5 млрд руб. в образовательные проекты в сфере школьного, высшего и дополнительного профессионального образования. Поддержать перспективные образовательные стартапы» собирается также руководство корпорации «Российский учебник» совместно с компанией «ЯКласс». В их инетересах - разработка образовательных сервисов для учителей и школьников. В 2019 в рамках федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» окончательно утверждено соглашение о запуске Фонда развития образовательных технологий с бюджетом 6,9 млрд руб.

Какие продукты могут быть востребованы российскими инвесторами уже в ближайшем будущем? По мнению участников российского рынка, EdTech, наибольшим спросом в ближайшей перспективе будут пользоваться образовательные онлайн-программы и курсы для различных целевых аудиторий, а также решения для создания собственного образовательного контента (рис.3).

Рисунок 3 – Востребованные продукты в сфере онлайн-образования на российском рынке

Анализируя роль EdTech на различных ступенях российского образования, становится понятно, что проникновение онлайн-технологий в общее среднее образование остаётся неглубоким. Большая часть продуктов на рынке – электронные дневники и контентные платформы для учителей. Безусловно, самыми востребованными сервисами для школьников стали сервисы по приёму документов для поступающих в учебные заведения, по планированию учебного процесса в образовательных учреждениях, для внутреннего коллективного общения между сотрудниками, учениками и родителями. Большим спросом в данный период является инструменты по созданию различных проверочных материалов, тестов, а также образовательных курсов. Кроме того, повышен спрос на продукты по повышению компетенций преподавателей, их навыков и профориентационной напрвленности для учащихся [4].

Доля онлайн-образовательных технологий в секторе высшего образования, по данным Мониторинга экономики образования Высшей школы экономики, не превышает 4%. Сегодня основной состав игроков на рынке массовых открытых онлайн-курсов для российской системы высшего образования таков: «Лекториум», «Универсариум», OpenEdu, отчасти – Stepik. Царивший в предыдущие годы ажиотаж вокруг массовых открытых онлайн-курсов спадает. По прогнозам в ближайшие несколько лет не предвидится ощутимого роста количества массовых онлайн-курсов для студентов высших учебных заведений. Среди причин – нехватка средств на покупку подобных образовательных продуктов.

В попытке внедрить цифровые технологии в высшее образование государство реализует проект «Современная цифровая образовательная среда в РФ» (СЦОС), признанный экспертами рынка малоуспешным. Учреждения высшего образования оказались не готовы активно покупать контент друг у друга [5].

В дополнительном образовании технологии онлайн используются с большим перечнем. Только за 2019 год более 22 млн российских граждан из крупных городов РФ, а это состовляет 62,7% получили дополнительное образование в одном из форматов онлайн технологии. Самыми активными пользователями стали – женщины (57%). Основными целями обучения явилось: обучение для удовольствия, для расширения кругозора, совершенствование интеллектуальных знаний, хобби. Самыми массовыми направлениями обучения стали: повышение компетенций на производстве (17%); получение творческих и прикладных навыков, хобби (13%); спорт и здоровье (9%); духовные практики и личностный рост (7%); изучение иностранных языков, психологии, финансов и налогов, а также специализация по узкому и сложному профилю, составили по каждому направлению около 6%.

В 2019 году рынок дополнительного обучения имел объём около 140 млрд руб. На онлайн приходится около 13,5% от рынка дополнительного образования взрослых [6].

Государство в части внедрения цифровых образовательных ресурсов в различные уровни системы образования, разрабатывает и внедряет государственные программы. Так, государственная программа «Развитие образования» сроком на 2018–2025 гг имеет общий объём финансирования 4,9 трлн руб. В рамках нее, наряду с прочими проектами, предусмотрен проект «Современная школа». Одна из целей – увеличение до 50% к 2024 году доли учителей, «осуществляющих непрерывное повышение уровня профессионального мастерства», а также реализация общеобразовательных программ в сетевой форме для 70% школ к 2024 году. На воплощение проекта «Современная школа» будет выделено более 295,1 млрд руб.

Проект «Цифровая образовательная среда» нацелен на обеспечение 100% образовательных организаций интернетом к 2024 году. Планируется создание сети центров для детей (не менее 340 центров цифрового образования «IT-куб»), в том числе за счёт федеральной поддержки, с годовым охватом не менее 136 тыс. детей. «IT-куб» позиционируется как «центр IT-творчества», где дети смогут изучать современные языки программирования и уже с детства обучаться навыкам, необходимым в IT-профессиях [7].

В рамках программы планируется оснастить к 2024 году интернетом до 100 тыс. организаций общего и среднего профессионального образования. На реализацию проекта в 2020 году будет выделено 322,4 млн руб. Для учителей и преподавателей будут разработаны программы повышения квалификации по стандартам «WordskillsRussia» по компетенциям, востребованным в условиях цифровой экономики [8].

В дополнение к этому, онлайн-образование сейчас входит в топ-5 приоритетных направлений как для инвесторов, так и для стартаперов [9].

Выводы. На основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что в целом по прогнозам аналитиков российский рынок EdTech достаточно перспективен. Сетевая форма организации учебного процесса предполагает совместную реализацию учебной программы с внедрением современных программ обучения, включающих освоение digital-навыки, могут быть реализованы совместно с частными онлайн-школами.

На данный момент выделяются на общем фоне крупные digital-компании «широкого профиля». Это Mail.ru Group, Сбербанк, «Яндекс». В работе этих компаний вложения в приобоетение готовых продуктов конкурентов сочетаются запуском самостоятельных образовательных проектов. Почти у всех структур такого рода есть собственные EdTech-проекты: у Сбербанка – «Школа 21», у «Яндекса» – «Яндекс. Практикум», «Яндекс. Образование» и т.д. Также «Мегафон» запустил свой ряд онлайн-курсов дополнительного образования «МегаФон. Образование».

Список литературы

Онлайн-образование: тренды и перспективы. URL: https://the-accel.ru/onlayn-obrazovanie-trendyi-i-perspektivyi/ (дата обращения 05.10.2020)

Forbes «Будущее онлайн-образования в России: рост и осторожные инвестиции. » URL: https://www.forbes.ru/tehnologii/342961-budushchee-onlayn-obrazovaniya-v-rossii-rost-i-ostorozhnye-investicii (дата обращения 05.10.2020)

Аналитики предсказали рост рынка онлайн-образования в России до ₽60 млрд. RBK.RU.URL:https://www.rbc.ru/technology_and_media/25/03/2020/5e7b3ef09a7947de3ece50dd (дата обращения 05.10.2020)

Комарова О, Васильев Н.: Создание обновленной системы образования с учетом инфраструктуры цифровой экономики. 46 с.

«Исследование российского рынка онлайн-образования». URL: https://innoagency.ru/files/Issledovanie_rynka_rossiyskogo_online_obrazovania_2020.pdf (дата обращения 05.10.2020)

Апатов Н., Жалило С.: Цифровая экономика в образовании С. 3

Марков Б.В.: Проблема качества образования в условиях цифровой экономики. С. 2-4.

EducationOnlineBarometer « Исследование российского рынка онлайн-образования 2019».URL: https://ict.moscow/research/issledovanie-rossiiskogo-rynka-onlain-obrazovaniia-2019/ (дата обращения 05.10.2020)

Клоков И.: Особенности дистанционного образования в цифровой экономике. С. 2-3.

Просмотров работы: 303