В настоящее время папулопустулезные дерматозы, которые образуются в основном на коже лица (акне, фолликулит, розацеа, периоральный дерматит), являются актуальной проблемой в дерматовенерологии. Паразитарная теория является одной из популярных теорий, доказывающих причины возникновения подобных заболеваний [1]. Согласно ей, формирование папул и пустул на коже лица происходит благодаря клещу-железнице (Demodex). Клещ принадлежит роду Demodex, семейству Demodicidae, подотряда Trombidiformes, отряда Acariformes. Паразитирующие на человеке два вида клещей, Demodex folliculorum и Demodex brevis, являются постоянными, облигатными паразитами на человеческой коже.
Несмотря на то, что демодекс является компонентом микрофлоры кожного покрова, и у большей части людей не вызывает никаких клинических симптомов и жалоб, тем не менее клещи поддерживают остроту воспалительного процесса при таких дерматозах, как акне, розацеа, себорейный дерматит, периоральный дерматит. Помимо этого, они могут вызывать самостоятельное заболевание [2]. Однако, несмотря на частоту возникновения данного заболевания, длительную историю его изучения и наблюдения, патогенез демодекоза остается по большей части неточным: имеется огромное количество вопросов по поводу развития воспалительного процесса, отличия демодекоза от имитирующих его заболеваний, которые требуют дальнейшего исследования.
Ключевые слова: воспаление, демодекоз, клещ Демодекс, розацеа, акне, периоральный дерматит, фолликулит.
Today papulopustular dermatoses, which are formed on face skin (acne, folliculitis, rosacea, perioral dermatitis), are a current problem of dermatovenerology. Parasitic theory is one of the most popular theories that proves the causes of such diseases. According to it, the formation of papules and pustules on the skin of the face happens because of the tick-ironworm (Demodex). The tick belongs to the genus Demodex, family Demodicidae, suborder Trombidiformes, order Acariformes. Two species of mites that parasitize humans, Demodex folliculorum and Demodex brevis, are permanent, obligate parasites on human skin.
Despite the fact that Demodex is a component of the microflora of the skin, and most people don’t have any clinic symptoms or complaints, nevertheless ticks maintain the severity of the inflammatory process in such dermatoses as acne, rosacea, seborrheic dermatitis, perioral dermatitis. Beside of this, they can cause autonomous disease [2]. However, despite the frequency of occurrence of this disease, a long history of its study and observation, the pathogenesis of demodecosis remains mostly inaccurate: there are a huge number of questions about the development of the inflammatory process, the differences between demodecosis and imitating diseases that require further research.
Keywords: inflammation, demodicosis, mite Demodex, rosacea, acne, perioral dermatitis, folliculitis
Введение
Демодекоз (лат. Demodecosis) — болезньизгруппыкариазов, котораявызываетсяклещом – железницейугревой (Demodex folliculorum longus и Demodex folliculorum brevis) [3]. Обычно демодекозу свойственно поражать только кожу лица: щеки, лоб, подбородок, кожу вокруг губ, носогубные складки. Однако демодекс можно встретить и на других частях тела: на руках, груди и волосистой части головы. Клещ рода Demodex не может проникать во внутренние органы человека. Как показывают различные исследования, даже при присутствии на кожном покрове клещей, клиническая картина заболевания не всегда развивается. Из этого следует, что клещи рода Demodex можно назвать условно-патогенными паразитами [4].
На развитие демодекоза влияет сочетание двух факторов:
• активного размножения клещей
• снижение иммунных свойств и изменение pH кожи.
Обострение процесса часто происходит в весенне-летний период из-за того, что температура окружающей среды высокая и является благоприятной для клеща, а весенний авитаминоз и повышенный уровень ультрафиолета ослабляют защиту кожи [8].
Акбулатова Л. Х. выделила две формы клеща Demodex folliculorum, паразитирующие у человека и отличающиеся по строению взрослых особей и по циклу развития.
1. Для первой формы (Demodex folliculorum longus) характерно длинное вытянутое червеподобное тело с хорошо дифференцированным головным концом (гнатосомой), грудью (подосомой) и брюшком (опистомой). Все тело покрыто хитинизированной оболочкой. Самки и самцы имеют примерно одинаковые размеры – 0,3 – 0,4 мм с короткими ножками из трех членников и задним отделом, который поперечно исчерпан.
2. Вторая форма (Demodex folliculorum brevis) характеризуется коротким брюшком с заостренным, конусовидным концом и своеобразным строением короткого и уплощенного головного конца. Самцы обычно меньше самок и после оплодотворения погибают. Подосома и у самцов, и у самок широкая, но лишена щетинок, по сравнению с первой формой (Demodex folliculorum longus). Также кутикула на брюшке менее прозрачная [5].
Также следует отметить, что D. folliculorum longus обычно локализируется в волосяных фолликулах группами. D. Folliculorum brevis расположен в сальных и мейбомиевых железах и обнаруживается в единственном числе. Из этого следует, что его труднее обнаружить при диагностике [6].
Клещи рода Demodex обычно активны ночью, при выползании на поверхность кожи для спаривания [7]. Жизненный цикл длится от 14 до 18 дней и состоит из 5 форм развития. После того, как произошло оплодотворение, самка возвращается в протоки сальных желез или в волосяной фолликул для того, чтобы отложить яйца. Примерно через 60 часов происходит вылупление личинок из яиц. Затем личинки превращаются в протонимф или нимф [4].
Демодекоз относится к наиболее распространенным хроническим дерматозам. В разных источниках указано, что заболеваемость данным дерматозом составляет от 2% до 5% и стоит на седьмом месте по частоте среди кожных заболеваний [8,9]. В структуре акнеформных дерматозов демодекоз составляет 10,5 %. [10]. Частота осложнений демодекозом у больных розацеа встречается в 88,7%, а периоральным дерматитом – в 58,8 % случаях [10].
В целом, различают два вида демодекоза: первичный и вторичный. Первичный демодекоз выявляется на внешне благополучной коже и может протекать, как самостоятельное заболевание, а вторичный – как следствие уже имеющихся болезней кожи, например, розацеи, периорального дерматита или себорейного дерматита [2].
Демодекозом можно заразиться от человека, который может быть больным или носителем, и от домашних животных: собак, лошадей, крупного рогатого скота.
Заболевание в большинстве случаев возникает неожиданно. Основными симптомами являются появление зуда, жжения, ползания, распирания и жара. Акнеформному типу свойственно преобладание папул на коже тела, а присутствие папулопустулезных элементов и диффузной эритремы говорят о розацеоподобном типе. Клиническая картина demodicosis gravis схожа с гранулематозной формой розацеа, которая также характеризуется наличием гранулем в дерме [1].
Диагностика
Диагностика демодекоза может проводиться несколькими методами. Одним из известных методов является метод соскоба.
Наличие клещей рода Demodex определяют методом соскоба. На сегодняшний день общепризнанным критерием постановки диагноза «демодекоз» является распознавание более 5 клещей на 1 см2. Тем не менее, этот способ определения демодекоза не является полностью достоверным, т.к. клещи могут находиться в глубине сальных желез и волосяных фолликул, где их невозможно обнаружить этим методом. Помимо соскоба, для распознания клещей используют методы дерматоскопии, биопсии с последующей гистологией, конфокальной лазерной сканирующей микроскопии и оптической когерантной томографии [8].
Методы лечения
Одним из используемых при демодекозе препаратов является метронидазол (местно, в виде 0,75–2% геля/крема/мази и внутрь). Однако оптимальные дозы системного метронидазола в терапии демодекоза еще до конца не определены. Помимо метранидазола, используются также местные средства, которые обладают антипаразитарным и отшелушивающими действиями (5–10%-е серные мази, криотерапия жидким азотом). Эти средства вызывают раздражение пораженной кожи, что по своему отрицательному действию значительно перекрывает возможные последствия от находящегося в коже демотокса.
Также местные акарициды (перметрин 5%, бензилбензоат 10-25%, линдан 1%) могут использоваться при чесотке, но в настоящее время их эффективность при демодекозе не доказана [2].
На сегодняшний день лечение демодекоза рядом причин:
1) отсутствие идеальной лабораторной модели, на которой можно было бы проверить эффективность предполагаемых препаратов и их минимальные ингибирующие концентрации
2) отсутствие научных данных, доказывающих различие между первичным демодекозом и воспалительными заболеваниями (розацеа с наличием вторичного демодекоза или без него);
3) двойственные эффекты, как противовоспалительные, так и противомикробные, у многих препаратов [2].
Заключение
Для профилактики демодекоза необходимо соблюдать общие правила гигиены, ухода за кожей лица, полноценного питания и отдыха. Также важно пользоваться защитными средствами против ультрафиолетового излучения и находиться под солнечным светом ограниченное количество времени.
Несмотря на то, что демодекоз является одним из самых распространенных кожных заболеваний, до сих пор до конца не изучены факторы, приводящие к патогенности демодекса, не установлен принцип развития воспалительных процессов на коже лица и не доказано влияние дерматозов в возникновении воспалений.
Имеется большое количество вопросов, которые подразумевают под собой дальнейшее исследование данного заболевания. Важно изучить отличие демодекоза от заболеваний, которые похожи на него; доказать действенность тех препаратов, которые используются при демодекозе или разработать новые терапевтических методы; создать необходимые условия для экспериментальных исследований.
Списоклитературы
1. Baima B., Sticherling M. Demodicidosis revisited. Acta Derm Venereol. 2002. no. 82. P. 3–6
2. Chen W., Plewig G. Human demodicosis. Revisit and a proposed classification. Br J Dermatol 2014. No. 170. P. 1219—1225
3. Сирмайс Н.С., Абесадзе Г.А., Устинов М.В. Демодекоз: патогенетические аспекты при различных дерматозах лица // Лечащий врач. 2013; №26
4. Lacey N., Kavanagh K., Tseng S. C. Under the lash: Demodex mites in human diseases. Biochem (Lond). 2009. No. 31. P. 2–6.
5. Акбулатова Л. Х. Патогенная роль клеща Demodex и клинические формы демодикоза у человека // Вестник дерматологии. 1996, № 2, с. 57–61
6. Raszeja-Kotelba B., Jenerowicz D., Izdebska J. N., Bowszyc-Dmochowska M., Tomczak M., Dembinska M. Some aspects of the skin infestation by Demodex folliculorum. Wiad Parazytol. 2004. No. 50. P. 41–54
7. Lacey N., Ni Raghallaigh S., Powell F. C. Demodex mites — commensals, parasites or mutualistic organisms. Dermatology. 2011. No. 222. P. 128–130
8. Верхогляд И. В. Современные представления о демодекозе // Лечащий Врач. 2011; №5.
9. Бутов Ю. С., Акилов О. Е. Факторы успешной колонизации клещами Demodex spp. кожи человека // Вестн. последипломн. мед. образ. 2002; №1, с. 87.
10. Сюч Н. И. Лабораторная диагностика чесотки и демодекоза. Учебное пособие. М.: РМАПО, 2003, с. 25