Влияние инфляции на потребительский рынок регионов - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Влияние инфляции на потребительский рынок регионов

Меркулова А.Д. 1, Барковская Н.Д. 1
1Ивановский филиал РЭУ им. Г. В. Плеханова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Под термином инфляция понимается такое экономическое явление, когда происходит чрезмерное увеличение находящейся в обращении массы бумажных денег к массе реального предложения товаров. [1]

К источникам инфляции относят:

Нарушение макроэкономического баланса

Несбалансированность экономических явлений

Товарно-денежная разбалансированность

Несоответствие предложения и спроса [1]

Экономические последствия инфляции проявляются в ущербе получателей относительно фиксированных номинальных доходов: студентам, пенсионерам. Так же несут убытки кредиторы и вкладчики, если получаемые ими номинальные процентные доходы оказываются меньше уровня инфляции. А так же собственники, которые уже сдали земельный участок или жильё в аренду и не имеют возможности внести изменения в договор. Происходит перераспределение богатства, где одни субъекты получают большую выгоду, что впоследствии несёт за собой увеличение расслоения в сфере доходов и накопленных активов и общественно-экономическую напряженность. Разрушение финансовой системы страны, иностранная валюта становится более востребованной, нежели национальная. [3]

Существуют основные виды классификаций инфляции по критериям [2]:

По критерию степени выявленности

По критерию темпа роста цен

По критерию объекта исследования

По критерию объекта исследования выделяют следующие виды [2]:

Мировая инфляция

Национальная инфляция

Региональная инфляция. Инфляционные явления на местном уровне.

Региональная инфляция и потребительский рынок тесно связаны между собой. Потребительский рынок региона – это главная составная часть структуры современной рыночной экономики, где часть валового национального продукта, материализованная в виде произведенных бизнесом товаров и услуг, покупается или приобретается иным способом потребителями района для индивидуального пользования.

Потребительский рынок функционирует наравне с рынком труда, вследствие того, что спрос и предложение на рабочую силу влияет на положение потребительского рынка. В то же время, потребительский рынок непосредственно принимает участие в отношениях с информационным рынком. Субъекты потребительского рынка устанавливают направленность и размеры своей собственной работы, каналы перемещения товаров и услуг на базе получаемых данных.

Истолкование значения и смысла потребительского рынка как экономической группы и как концепции экономических взаимоотношений:

В своем формировании он подвластен влиянию государства, а также рыночному законодательству и конкуренции, ценообразованию и рекламному механизмам;

Приобретение и потребление товаров и услуг действует на основе спроса и предложения;

Копулятивный аспект, который контролирует движение товаров и услуг от производства к потреблению в географическо-экономической сфере на базе конкуренции и соответствующей инфраструктуры;

Равновесие среди интересов рыночных субъектов осуществляется с помощью абсолютного обеспечения спроса покупателей на рыночные продукты, решением общественных вопросов, соотношением распределения заработка для продолжения будущей экономической взаимосвязи между изготовителями и посредниками. [4]

ИПЦ определяет изменение в периоде общего уровня стоимости на услуги и товары, покупаемые потребителями с целью непроизводственного пользования. Он измеряет отношение стоимости фиксированного комплекта услуг и товаров текущего периода в его стоимости в ценах базисного. ИПЦ считается одним из основных характеристик, определяющих уровень инфляции в РФ и ее субъектов.

Вычисление ИПЦ происходит с помощью объединения 2-х информационных статистик:

Сведений об изменении цен, приобретенных в следствие регистрации цен и тарифов на потребительском рынке;

Сведений о структуре действительных потребительских расходов населения ха предыдущий год. 5

В потребительскую корзину, на основе которой рассчитывается ИПЦ, входят определённые товары и услуги наиболее часто потребляемые населением и единые на всей территории Российской Федерации и её субъектов. [5]

В комплект продуктов и услуг, созданный с целью наблюдения за ценами, входят товары и услуги массового потребительского спроса, а так же отдельные виды продуктов и услуг необязательного спроса (легковые машины, филигранные продукта из золота, спиртные напитки). Отбор позиций проведён с учётом их относительной значимости с целью пользования населением, представительности с точки зрения отражения динамики цен на однородные продукты, стабильного наличия их в реализации. [5]

Изначальной базой данных для вычисления ИПЦ являются данные цен на определённые товары и услуги. На их базе рассчитываются средние сопоставимые цены текущего и предыдущего периодов. Сопоставимой является стоимость, оформленная в одной и той же компании на один и тот же или аналогичный по качеству продукт. [5]

Рассмотрим данные за последние 5 лет, приведенные в таблице 1, по Ивановской, Владимирской, Ярославской и Костромской областях. Произведем их анализ.

Таблица 1– Индексы потребительских цен

Регион

Год

Декабрькдекабрюпредыдущегогода;%

2015

2016

2017

2018

2019

Ивановская область

113,8

106,0

102,9

105,1

103,9

Владимирская область

112,5

105,0

102,3

105,2

102,2

Ярославская область

113,9

105,7

102,7

105,1

103,8

Костромская область

112,9

106,1

102,1

104,6

103,7

Для того чтобы информация, представленная в числовом виде в таблице 1 воспринималась легче, составим гистограмму с группировкой.

Гистограмма 1. Индекс потребительских цен.

 

Из данных, приведенных в таблице 1, и из графического представления этих данных в виде диаграммы 1, представленных выше, можно заметить, что индексы потребительских цен в разных регионах меняются.

На диаграмме 1 видно, что в 2016 году, по сравнению с 2015 годом, индекс потребительских цен (ИПЦ) значительно снизился в рассматриваемых нами регионах. Таким образом, если рассматривать этот вопрос более детально, то в Ивановской области ИПЦ снизился со 113,8 до 106,0. Разница между этими значениями составляет 7,8%. Во Владимирской области ИПЦ снизился со 112,5 до 105,0. Разница между данными показателями составляет 7,5%. Также, если рассматривать Ярославскую область, то можно заметить, что ИПЦ там снизился со 113,9 до 105,7. Разница между этими данными составляет 8,2 %. Анализируя показатели последней Костромской области можно наблюдать также снижение ИПЦ со 112,9 до 106, 1. Разница между показателями составляет 6,8%.

Сравнив 4 региона между собой за 2015 - 2016 годы можно сделать вывод, что ИПЦ в регионах снижался в диапазоне от 6% до 9%. Это свидетельствует о том, что происходит дезинфляция, что в свою очередь приводит к положительному результату в экономике – стимулирует покупательский спрос.

За период с 2016 по 2017 годы, как можно заметить, продолжает снижаться ИПЦ в рассматриваемых нами регионах. Так в Ивановской области показатели в сравнении составили 3,1%, во Владимирской области – 2,7%, в Ярославской области – 3% и в Костромской области – 4%.

На основании произведенного анализа можно сделать вывод, что ИПЦ в регионах снижался в диапазоне от 2% до 4% включительно. Показатели Ивановской (3,1%) и Ярославской (3%) областей практически находятся на одном уровне (показатель в Ивановской области лишь на 0,1% больше, чем в Ярославской области). Самый низкий показатель, как мы видим, встречается во Владимирской области (2,7%). Самое высокое значение – в Костромской области (4%). Из всего этого следует, что рассматриваемые регионы в период с 2016 по 2017 годы все также находятся в стадии дезинфляции.

Экономическая ситуация изменяется в период с 2017 по 2018 годы. Теперь мы можем заметить, как показатели в анализируемых нами областях постепенно увеличиваются. Таким образом, в Ивановской области процентное значение за рассматриваемый период увеличилось на 2,2%, во Владимирской области увеличение произошло на 2,9%, в Ярославской области – на 2,4%, а в Костромской области – на 2,5%.

Проанализировав данные за 2017 – 2018 годы, мы подходим к выводу, что за рассматриваемый период ИПЦ увеличивается в диапазоне от 2% до 3% по сравнению с изученными данными за период с 2015 по 2017 годы. Эта ситуация отличается от тех, что были представлены ранее. Увеличение ИПЦ может свидетельствовать о не самой лучшей ситуации в экономике в данных регионах. Это означает, что покупательская способность населения уменьшается, ведь цены на продукты и услуги постепенно растут, поэтому покупательский спрос также падает.

Рассматривая период с 2018 по 2019 годы можно сказать, что ситуация вновь улучшается – показатели уменьшаются, как в период с 2015 по 2017 годы. В Ивановской области ИПЦ снизился на 1,2%, во Владимирской области – на 3%, в Ярославской области – на 1,3%, а в Костромской области – на 2,9%.

По результатам произведенного анализа данных за период с 2018 по 2019 годов можно сделать вывод, что за рассматриваемые годы ИПЦ в регионах снова начал уменьшаться, что является достаточно оптимистичным сценарием для развития экономики. Ранее, когда мы анализировали показатели регионов за 2015 – 2017 годы, нам удалось прийти к выводу, что уменьшение ИПЦ приводит к тому, что в областях присутствует дезинфляция. Она же, в свою очередь, стимулирует покупательский спрос. Диапазон снижения ИПЦ в рассматриваемый период находился в районе 1% - 3% включительно.

Если же рассматривать данные более широко (за все 5 лет), то можно отследить весь процесс дезинфляции:

Так, например, в Ивановской области процентный показатель дезинфляции в среднем будет равен 9,9%, во Владимирской области – 10,3%, в Ярославской области – 10,1%, а в Костромской области – 9,2%

Таким образом, на основании проведенного анализа данных областей за последние 5 лет, следует отметить, что в Ивановской и Костромской областях прирост цен снизился, но не существенно, по сравнению с Владимирской и Ярославской областях. Инфляционные процессы напрямую связаны с работой потребительского рынка и должны регулярно пребывать в центре внимания абсолютно всех уровней власти региона, а политика в сфере развития потребительского рынка должна быть понятна потребителям и всем участникам рынка. Влияние инфляционных процессов на потребительский рынок региона необходимо постоянно исследовать. Целью исследования становится выявление проблемы усиления инфляционных процессов на потребительском рынке региона и как следствие выявление социально-экономических проблем, связанных с данным процессом. Инфляция на потребительском рынке неминуемо приводит к увеличению стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг в регионах, стоимости продовольственных и непродовольственных товаров, а также услуг. Как следствие, это влияет, в первую очередь, на самые социально незащищенные слои населения: пенсионеров, семьи с низким доходом, где на продукты питания приходится половина всех расходов.

Список литературы

Макроэкономика. Теория и российская практика : учебник / Думная Н.Н., под ред., Грязнова А.Г., под ред. — Москва : КноРус, 2019. — с.162 - 163

Основные принципы классификации инфляции [Электронный ресурс] https://lektsii.org/3-43630.html

Макроэкономика : учебник / Капканщиков С.Г. — Москва : КноРус, 2020. — с.330 – 334

Сущность потребительского рынка и его роль в социально-экономическом развитии [Электронный ресурс] https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-potrebitelskogo-rynka-i-ego-rol-v-sotsialno-ekonomicheskom-razvitii

Методологические пояснения [Электронный ресурс] Режим доступа: https://ivanovo.gks.ru/storage/mediabank/method2.html

Федеральная служба государственной статистики Ивановской области [Электронный ресурс] Режим доступа: https://ivanovo.gks.ru/storage/mediabank/yQIMJUJ2/IPC_0920_indicator.pdf

Федеральная служба государственной статистики Костромской области / Официальная статистика / Цены и тарифы [Электронный ресурс] Режим доступа: https://kostroma.gks.ru/folder/26060

Федеральная служба государственной статистики Ярославской области / Официальная статистика / Цены и тарифы [Электронный ресурс] Режим доступа:https://yar.gks.ru/storage/mediabank/indeksy_potrebitel'skih_tsen_na_tovary_i_platnye_uslugi.pdf

Федеральная служба государственной статистики Владимирской области / Официальная статистика / Цены и тарифы [Электронный ресурс] Режим доступа: https://vladimirstat.gks.ru/prices

Просмотров работы: 14