Под термином инфляция понимается такое экономическое явление, когда происходит чрезмерное увеличение находящейся в обращении массы бумажных денег к массе реального предложения товаров. [1]
К источникам инфляции относят:
Нарушение макроэкономического баланса
Несбалансированность экономических явлений
Товарно-денежная разбалансированность
Несоответствие предложения и спроса [1]
Экономические последствия инфляции проявляются в ущербе получателей относительно фиксированных номинальных доходов: студентам, пенсионерам. Так же несут убытки кредиторы и вкладчики, если получаемые ими номинальные процентные доходы оказываются меньше уровня инфляции. А так же собственники, которые уже сдали земельный участок или жильё в аренду и не имеют возможности внести изменения в договор. Происходит перераспределение богатства, где одни субъекты получают большую выгоду, что впоследствии несёт за собой увеличение расслоения в сфере доходов и накопленных активов и общественно-экономическую напряженность. Разрушение финансовой системы страны, иностранная валюта становится более востребованной, нежели национальная. [3]
Существуют основные виды классификаций инфляции по критериям [2]:
По критерию степени выявленности
По критерию темпа роста цен
По критерию объекта исследования
По критерию объекта исследования выделяют следующие виды [2]:
Мировая инфляция
Национальная инфляция
Региональная инфляция. Инфляционные явления на местном уровне.
Региональная инфляция и потребительский рынок тесно связаны между собой. Потребительский рынок региона – это главная составная часть структуры современной рыночной экономики, где часть валового национального продукта, материализованная в виде произведенных бизнесом товаров и услуг, покупается или приобретается иным способом потребителями района для индивидуального пользования.
Потребительский рынок функционирует наравне с рынком труда, вследствие того, что спрос и предложение на рабочую силу влияет на положение потребительского рынка. В то же время, потребительский рынок непосредственно принимает участие в отношениях с информационным рынком. Субъекты потребительского рынка устанавливают направленность и размеры своей собственной работы, каналы перемещения товаров и услуг на базе получаемых данных.
Истолкование значения и смысла потребительского рынка как экономической группы и как концепции экономических взаимоотношений:
В своем формировании он подвластен влиянию государства, а также рыночному законодательству и конкуренции, ценообразованию и рекламному механизмам;
Приобретение и потребление товаров и услуг действует на основе спроса и предложения;
Копулятивный аспект, который контролирует движение товаров и услуг от производства к потреблению в географическо-экономической сфере на базе конкуренции и соответствующей инфраструктуры;
Равновесие среди интересов рыночных субъектов осуществляется с помощью абсолютного обеспечения спроса покупателей на рыночные продукты, решением общественных вопросов, соотношением распределения заработка для продолжения будущей экономической взаимосвязи между изготовителями и посредниками. [4]
ИПЦ определяет изменение в периоде общего уровня стоимости на услуги и товары, покупаемые потребителями с целью непроизводственного пользования. Он измеряет отношение стоимости фиксированного комплекта услуг и товаров текущего периода в его стоимости в ценах базисного. ИПЦ считается одним из основных характеристик, определяющих уровень инфляции в РФ и ее субъектов.
Вычисление ИПЦ происходит с помощью объединения 2-х информационных статистик:
Сведений об изменении цен, приобретенных в следствие регистрации цен и тарифов на потребительском рынке;
Сведений о структуре действительных потребительских расходов населения ха предыдущий год. 5
В потребительскую корзину, на основе которой рассчитывается ИПЦ, входят определённые товары и услуги наиболее часто потребляемые населением и единые на всей территории Российской Федерации и её субъектов. [5]
В комплект продуктов и услуг, созданный с целью наблюдения за ценами, входят товары и услуги массового потребительского спроса, а так же отдельные виды продуктов и услуг необязательного спроса (легковые машины, филигранные продукта из золота, спиртные напитки). Отбор позиций проведён с учётом их относительной значимости с целью пользования населением, представительности с точки зрения отражения динамики цен на однородные продукты, стабильного наличия их в реализации. [5]
Изначальной базой данных для вычисления ИПЦ являются данные цен на определённые товары и услуги. На их базе рассчитываются средние сопоставимые цены текущего и предыдущего периодов. Сопоставимой является стоимость, оформленная в одной и той же компании на один и тот же или аналогичный по качеству продукт. [5]
Рассмотрим данные за последние 5 лет, приведенные в таблице 1, по Ивановской, Владимирской, Ярославской и Костромской областях. Произведем их анализ.
Таблица 1– Индексы потребительских цен
Регион |
Год Декабрькдекабрюпредыдущегогода;% |
||||
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
|
Ивановская область |
113,8 |
106,0 |
102,9 |
105,1 |
103,9 |
Владимирская область |
112,5 |
105,0 |
102,3 |
105,2 |
102,2 |
Ярославская область |
113,9 |
105,7 |
102,7 |
105,1 |
103,8 |
Костромская область |
112,9 |
106,1 |
102,1 |
104,6 |
103,7 |
Для того чтобы информация, представленная в числовом виде в таблице 1 воспринималась легче, составим гистограмму с группировкой.
Гистограмма 1. Индекс потребительских цен.
Из данных, приведенных в таблице 1, и из графического представления этих данных в виде диаграммы 1, представленных выше, можно заметить, что индексы потребительских цен в разных регионах меняются.
На диаграмме 1 видно, что в 2016 году, по сравнению с 2015 годом, индекс потребительских цен (ИПЦ) значительно снизился в рассматриваемых нами регионах. Таким образом, если рассматривать этот вопрос более детально, то в Ивановской области ИПЦ снизился со 113,8 до 106,0. Разница между этими значениями составляет 7,8%. Во Владимирской области ИПЦ снизился со 112,5 до 105,0. Разница между данными показателями составляет 7,5%. Также, если рассматривать Ярославскую область, то можно заметить, что ИПЦ там снизился со 113,9 до 105,7. Разница между этими данными составляет 8,2 %. Анализируя показатели последней Костромской области можно наблюдать также снижение ИПЦ со 112,9 до 106, 1. Разница между показателями составляет 6,8%.
Сравнив 4 региона между собой за 2015 - 2016 годы можно сделать вывод, что ИПЦ в регионах снижался в диапазоне от 6% до 9%. Это свидетельствует о том, что происходит дезинфляция, что в свою очередь приводит к положительному результату в экономике – стимулирует покупательский спрос.
За период с 2016 по 2017 годы, как можно заметить, продолжает снижаться ИПЦ в рассматриваемых нами регионах. Так в Ивановской области показатели в сравнении составили 3,1%, во Владимирской области – 2,7%, в Ярославской области – 3% и в Костромской области – 4%.
На основании произведенного анализа можно сделать вывод, что ИПЦ в регионах снижался в диапазоне от 2% до 4% включительно. Показатели Ивановской (3,1%) и Ярославской (3%) областей практически находятся на одном уровне (показатель в Ивановской области лишь на 0,1% больше, чем в Ярославской области). Самый низкий показатель, как мы видим, встречается во Владимирской области (2,7%). Самое высокое значение – в Костромской области (4%). Из всего этого следует, что рассматриваемые регионы в период с 2016 по 2017 годы все также находятся в стадии дезинфляции.
Экономическая ситуация изменяется в период с 2017 по 2018 годы. Теперь мы можем заметить, как показатели в анализируемых нами областях постепенно увеличиваются. Таким образом, в Ивановской области процентное значение за рассматриваемый период увеличилось на 2,2%, во Владимирской области увеличение произошло на 2,9%, в Ярославской области – на 2,4%, а в Костромской области – на 2,5%.
Проанализировав данные за 2017 – 2018 годы, мы подходим к выводу, что за рассматриваемый период ИПЦ увеличивается в диапазоне от 2% до 3% по сравнению с изученными данными за период с 2015 по 2017 годы. Эта ситуация отличается от тех, что были представлены ранее. Увеличение ИПЦ может свидетельствовать о не самой лучшей ситуации в экономике в данных регионах. Это означает, что покупательская способность населения уменьшается, ведь цены на продукты и услуги постепенно растут, поэтому покупательский спрос также падает.
Рассматривая период с 2018 по 2019 годы можно сказать, что ситуация вновь улучшается – показатели уменьшаются, как в период с 2015 по 2017 годы. В Ивановской области ИПЦ снизился на 1,2%, во Владимирской области – на 3%, в Ярославской области – на 1,3%, а в Костромской области – на 2,9%.
По результатам произведенного анализа данных за период с 2018 по 2019 годов можно сделать вывод, что за рассматриваемые годы ИПЦ в регионах снова начал уменьшаться, что является достаточно оптимистичным сценарием для развития экономики. Ранее, когда мы анализировали показатели регионов за 2015 – 2017 годы, нам удалось прийти к выводу, что уменьшение ИПЦ приводит к тому, что в областях присутствует дезинфляция. Она же, в свою очередь, стимулирует покупательский спрос. Диапазон снижения ИПЦ в рассматриваемый период находился в районе 1% - 3% включительно.
Если же рассматривать данные более широко (за все 5 лет), то можно отследить весь процесс дезинфляции:
Так, например, в Ивановской области процентный показатель дезинфляции в среднем будет равен 9,9%, во Владимирской области – 10,3%, в Ярославской области – 10,1%, а в Костромской области – 9,2%
Таким образом, на основании проведенного анализа данных областей за последние 5 лет, следует отметить, что в Ивановской и Костромской областях прирост цен снизился, но не существенно, по сравнению с Владимирской и Ярославской областях. Инфляционные процессы напрямую связаны с работой потребительского рынка и должны регулярно пребывать в центре внимания абсолютно всех уровней власти региона, а политика в сфере развития потребительского рынка должна быть понятна потребителям и всем участникам рынка. Влияние инфляционных процессов на потребительский рынок региона необходимо постоянно исследовать. Целью исследования становится выявление проблемы усиления инфляционных процессов на потребительском рынке региона и как следствие выявление социально-экономических проблем, связанных с данным процессом. Инфляция на потребительском рынке неминуемо приводит к увеличению стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг в регионах, стоимости продовольственных и непродовольственных товаров, а также услуг. Как следствие, это влияет, в первую очередь, на самые социально незащищенные слои населения: пенсионеров, семьи с низким доходом, где на продукты питания приходится половина всех расходов.
Список литературы
Макроэкономика. Теория и российская практика : учебник / Думная Н.Н., под ред., Грязнова А.Г., под ред. — Москва : КноРус, 2019. — с.162 - 163
Основные принципы классификации инфляции [Электронный ресурс] https://lektsii.org/3-43630.html
Макроэкономика : учебник / Капканщиков С.Г. — Москва : КноРус, 2020. — с.330 – 334
Сущность потребительского рынка и его роль в социально-экономическом развитии [Электронный ресурс] https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-potrebitelskogo-rynka-i-ego-rol-v-sotsialno-ekonomicheskom-razvitii
Методологические пояснения [Электронный ресурс] Режим доступа: https://ivanovo.gks.ru/storage/mediabank/method2.html
Федеральная служба государственной статистики Ивановской области [Электронный ресурс] Режим доступа: https://ivanovo.gks.ru/storage/mediabank/yQIMJUJ2/IPC_0920_indicator.pdf
Федеральная служба государственной статистики Костромской области / Официальная статистика / Цены и тарифы [Электронный ресурс] Режим доступа: https://kostroma.gks.ru/folder/26060
Федеральная служба государственной статистики Ярославской области / Официальная статистика / Цены и тарифы [Электронный ресурс] Режим доступа:https://yar.gks.ru/storage/mediabank/indeksy_potrebitel'skih_tsen_na_tovary_i_platnye_uslugi.pdf
Федеральная служба государственной статистики Владимирской области / Официальная статистика / Цены и тарифы [Электронный ресурс] Режим доступа: https://vladimirstat.gks.ru/prices