Организм человека как единая саморазвивающаяся, саморегулируемая биологическая система - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Организм человека как единая саморазвивающаяся, саморегулируемая биологическая система

Нимаева М.В. 1, Лыженкова Р.С. 1
1Иркутский Государственный Университет Путей Сообщения
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация: в статье рассматривается организм человека как единая саморазвивающаяся, саморегулируемая биологическая система. Все органы человеческого тела взаимосвязаны, находятся в постоянном взаимодействии и в совокупности, являются единой саморегулируемой и саморазвивающейся системой. Деятельность организма как единого целого включает взаимодействие психики человека, его двигательных и вегетативных функций с различными условиями окружающей среды.

Ключевые слова: организм человека, биологическая система, экология, процесс, органы человеческого организма, анатомия, обмен веществ.

Цель работы: Изучить литературу, о единой системе саморазвивающей и саморегулируемой биологической системе.

Актуальность: современная окружающая среда создают организму такие условия существования, в которых он часто болеет. Без знаний о строении человеческого тела, о закономерностях функционирования отдельных органов и систем организма, об особенностях протекания сложных процессов его жизнедеятельности нельзя организовать процесс формирования здорового образа жизни и физической подготовки населения, в том числе и учащейся молодежи.

Проблема: Влияниесоциальных и биологических закономерностей на организм человека, как на единую биосистему.

Так,медико-биологические и педагогические науки имеют дело с человеком как с существом не только биологическим, но и социальным. Социальность – специфическая сущность человека, которая не упраздняет его биологической субстанции, ведь биологическое начало человека – необходимое условие для формирования и проявления социального образа жизни. Между тем творят историю, изменяют живой и неживой мир, созидают и разрушают, устанавливают мировые и олимпийские рекорды не организмы, а люди, человеческие личности. Таким образом, социально-биологические основы физической культуры – это принципы взаимодействия социальных и биологических закономерностей в процессе овладения человеком ценностями физической культуры. Естественно-научные основы физической культуры – комплекс медико-биологических наук (анатомия, физиология, биология, биохимия, гигиена и др.). Анатомия и физиология – важнейшие биологические науки о строении и функциях человеческого организма. Человек подчиняется биологическим закономерностям, присущим всем живым существам. Однако от представителей животного мира он отличается не только строением, но развитым мышлением, интеллектом, речью, особенностями социально-бытовых условий жизни и общественных взаимоотношений. Труд и влияние социальной среды в процессе развития человечества повлияли на биологические особенности организма современного человека и его окружение. В основе изучения органов и межфункциональных систем человека принцип целостности и единства организма с внешней природной и социальной средой. [3]

Организм – слаженная единая саморегулирующаяся и саморазвивающаяся биологическая система, функциональная деятельность которой обусловлена взаимодействием психических, двигательных и вегетативных реакций на воздействия окружающей среды, которые могут быть как полезными, так и пагубными для здоровья. Отличительная особенность человека – сознательное и активное воздействие на внешние природные и социально-бытовые условия, определяющие состояние здоровья людей, их работоспособность, продолжительность жизни и рождаемость (репродуктивность). [1]

Так же, без знаний о строении человеческого тела, о закономерностях функционирования отдельных органов и систем организма, об особенностях протекания сложных процессов его жизнедеятельности нельзя организовать процесс формирования здорового образа жизни и физической подготовки населения, в том числе и учащейся молодежи. Достижения медико-биологических наук лежат в основе педагогических принципов и методов учебно-тренировочного процесса, теории и методики физического воспитания и спортивной тренировки. Все названные вопросы требуют дальнейшего рассмотрения и изучения, что является целью данной работы, в задачи которой входит систематизация, накопление и закрепление знаний о социально-биологических основах физической культуры и спорта. Медицинская наука при рассмотрении организма человека и его систем исходит из принципа целостности человеческого организма, обладающего способностью к самопроизведению и саморазвитию. [4]

Организм человека развивается под влиянием генотипа (наследственности), а также факторов постоянно изменяющейся внешней природной и социальной среды. Целостность организма обусловлена структурой и функциональной связью всех его систем, состоящих из дифференцированных, высокоспециализированных клеток, объединённых в структурные комплексы, обеспечивающие морфологическую основу для наиболее общих проявлений жизнедеятельности организма. Физиологическая регуляция процессов, протекающих в организме, весьма совершенна и позволяет ему постоянно приспосабливаться к изменяющимся воздействиям внешней среды. [3]

Все органы и системы человеческого организма находятся в постоянном взаимодействии и являются саморегулирующей системой, в основе которой лежат функции нервной и эндокринной систем организма. Взаимосвязанная и согласованная работа всех органов и физиологических систем организма обеспечивается гуморальными (жидкостными) и нервными механизмами. При этом ведущую роль играет и центральная нервная система, которая способна воспринимать воздействия внешней среды и отвечать на него, включая взаимодействие психики человека, его двигательных функций с различными условиями внешней окружающей среды. [5]

Отличительной особенностью человека является возможность созидательно и активно изменять как внешние природные, так и социально-бытовые условия для укрепления здоровья, повышения умственной и физической работоспособности. Без знания строения человеческого тела, закономерностей деятельности отдельных систем, органов и всего организма в целом, процессов жизнедеятельности, протекающих в условиях воздействия на организм естественных факторов природы, невозможно правильно организовать и процесс физического воспитания. Учебно-тренировочный процесс по физическому воспитанию базируется на ряде естественных наук. В первую очередь это анатомия и физиология. Анатомия объясняет внешнюю форму, внутреннее строение и взаимное расположение органов и систем организма человека. Функционально все органы и системы организма человека находятся в тесной взаимосвязи. Активизация деятельности одного органа обязательно влечет за собой активизацию деятельности других органов. [2]

Функциональной единицей организма является клетка - элементарная живая система, обеспечивающая структурное и функциональное единство тканей, размножение, рост и передачу наследственных свойств организма. Благодаря клеточной структуре организма возможны восстановление отдельных частей органов и тканей организма. У взрослого человека число клеток в организме достигает порядка 100 триллионов. Система клеток и неклеточных структур, объединенных общей физиологической функцией, строением и происхождением, которая составляет морфологическую основу обеспечения жизнедеятельности организма, называется тканью. Учитывая механизм обмена и связи клеток с окружающей средой, хранения и передачи генетической информации, обеспечения энергией, различают основные типы тканей: эпителиальную, соединительную, мышечную и нервную.

Так как, эпителиальная ткань образует наружный покров тела - кожу. Поверхностный эпителий защищает организм от влияния внешней среды. Данной ткани свойственна высокая степень регенерации (восстановления). К соединительной ткани относят собственно соединительную ткань, хрящевую и костную. Группа тканей организма, обладающих свойствами сократимости, называется мышечной тканью. Различают гладкую и поперечнополосатую мышечную ткань. Поперечнополосатая ткань сокращается по желанию человека, гладкая - произвольно (сокращение внутренних органов, кровеносных сосудов и т.п.) Нервная ткань является основным структурным компонентом нервной системы человека. [1]

Гомеостаз- относительное динамическое постоянство внутренней среды организма (температуры тела, кровяного давления, химического состава крови и т.д.)

Пищеварительная система- совокупность органов пищеварения у животных и человека. Пищеварительная система обеспечивает организм необходимой энергией и строительным материалом для восстановления и обновления клеток и тканей, постоянно разрушающихся в процессе жизнедеятельности.

Пищеварение - процесс механической и химической обработки пищи. Химическое расщепление питательных веществ на составляющие их простые компоненты, которые могут пройти сквозь стенки пищеварительного канала, осуществляется под действием ферментов, входящих в состав соков пищеварительных желез (слюнных, печени, поджелудочной и т. д.). Процесс пищеварения осуществляется поэтапно, последовательно. В каждом из отделов пищеварительного тракта своя среда, свои условия, необходимые для расщепления определенных компонентов пищи (белков, жиров, углеводов).

Обмен веществ - это набор химических соединений, обеспечивающий жизнедеятельность и рост клетки. Обмен веществ – это то, что является основой живого организма, это обмен между химическим составом человека и окружающей среды. В обменных процессах нашего организма участвуют все химические и природные элементы – белки, жиры и углеводы. Выполняя каждый свою роль - белки, создавая строительный материал, а жиры с углеводами, регулируя баланс энергетических затрат – четко и слаженно взаимодействуют друг с другом. К ним в помощь приходят минеральные вещества и витамины, которые улучшают клеточную среду. [3]

Процессы обмена веществ идут в организме быстро и интенсивно, хотя в организме нет высокого давления и температуры. Эта быстрота обеспечивается участием ферментов и других веществ. Внешняя среда воздействуют на человека различные факторы окружающей среды. При изучении многообразных видов его деятельности нельзя обойтись без учета влияния природных факторов (барометрическое давление, газовый состав и влажность воздуха, температура окружаю щей среды, солнечная радиация – так называемая физическая окружающая среда), биологических факторов растительного и животного окружения, а также факторов социальной среды с результатами бытовой, хозяйственной, производственной и творческой деятельности человека. Из внешней среды в организм поступают вещества, необходимые для его жизнедеятельности и развития, а также раздражители (полезные и вредные), которые нарушают постоянство внутренней среды. [5]

Деятельность всех органов и их систем в целостном организме характеризуется определенными показателями, имеющими те или иные диапазоны колебаний. Одни константы стабильны и довольно жесткие. Низшие позвоночные, у которых регуляция показателей, характеризующих состояние внутренней среды, несовершенна, оказываются во власти факторов окружающей среды. Например, лягушка, не обладая механизмом, регулирующим постоянство температуры тела, дублирует температуру внешней среды настолько, что зимой все жизненные процессы у нее затормаживаются, а летом, оказавшись вдалеке от воды, она высыхает и гибнет. В процессе филогенетического развития высшие животные, в том числе и человек, как бы сами себя поместили в теплицу, создав свою стабильную внутреннюю среду и обеспечив тем самым относительную независимость от внешней среды. [1]

Содержание и результаты исследования:

На основе анализа литературы, так же был проведен социальный опрос среди студентов Иркутского Государственного Университета Путей Сообщения. В общей сложности в анкетировании приняло участие около 150 студентов разных факультетов вуза. Большая часть респондентов – 62% женщины, соответственно 38% - мужчины. Цель социального опроса узнать, как студенты оценивают свое состояние здоровья и делаю ли они что-то для улучшения своего организма.

Результаты анкетирования показали, что более половины опрошенных оценивают свое здоровье как «хорошее», еще 29% - на «удовлетворительно». Десятая часть опрошенных полагает, что состояние их здоровья очень хорошее и лишь единицы (5%) оценивают свое самочувствие как «плохое».

На первый вопрос «Как часто вы занимаетесь спортом?» показал, что 61% студентов ответили, что они занимаются спортом 2-3 раза в неделю, 17% опрошенных занимаются практически каждый день, 13% занимаются 3-4 раза в месяц, еще 4% реже, чем 3 раза в месяц и вообще не занимаются спортом 5% опрошенных. Высокий показатель вовлеченности в спортивную деятельность во много обуславливается тем, что большой процент студентов занимается спортом на занятиях по физической культуре в университете.

Для здоровья любого человека важно количество и качество потребляемой жидкости. Поэтому вторым вопросом стало выявление предпочтений студентов ИрГУПС при утолении жажды во время физической работы, в жаркое время года, после занятия спортом. Почти половины респондентов в таких ситуациях используют питьевую воду, 26% - минеральную воду, 15% - фруктовые соки или морсы. Лишь 10% студентов, принявших участие в опросе, для утоления жажды предпочитают не самые полезные варианты напитков - сладкую газировку (например, колу, спрайт, пепси и др.)

Значимой проблемой современного человека на протяжении последних десятилетий стала гиподинамия. Технический прогресс с его достижениями привел к тому что большую часть времени человек проводит за компьютером, просмотром телевизора, за рулем автомобиля. Малоподвижный образ жизни в итоге негативно сказывается на физическом здоровье человека, поэтому в третьем вопросе решили узнать сколько часов в день студенты находятся в движении, активности. Треть студентов ИрГУПС, участвовавших в анкетировании, затрудняются в подсчете времени, проведенного ими в активном движении. Настораживает и то, что 16% опрошенных ходят пешком не более одного часа в день, а 26% и того меньше – до получаса в день. Лишь 29% студентов не подвержены гиподинамии, т.к. они ходят пешком более часа в день. Долговременный просмотр телевизора, использование компьютерной техники для учебы и досуга с ранних лет, приводят к проблемам со зрением у большей части молодежи. Подтвердили это и результаты опроса студентов ИРГУПС – 43% не могут похвастаться стопроцентным зрением.

Заключение:

Формирование и совершенствование различных морфофизиологических функций и организма в целом зависят от их способности к дальнейшему развитию, что имеет во многом генетическую (врожденную) основу и особенно важно для достижения как оптимальных, так и максимальных показателей физической и умственной работоспособности. Способность к выполнению физической работы может возрастать многократно, но до определенных пределов, тогда как умственная деятельность фактически не имеет ограничений в своем развитии.

Каждый организм обладает определенными резервными возможностями. Систематическая мышечная деятельность позволяет путем совершенствования физиологических функций мобилизовать те резервы, о существовании которых многие даже не догадываются. Причем адаптированный к нагрузкам организм обладает гораздо большими резервами, более экономно и полно может их использовать.

В ходе тренировки развитие работоспособности организма имеет разную динамику, но оно характеризует изменения, происходящие в организме в процессе упражнения, и отражает как наследственные качества организма, так и. методы их развития и совершенствования, Таким образом, эффективность упражнения, находящая выражение в виде результата (достижение здоровья, успех в умственной, спортивной и другой деятельности), может иметь разные пути и динамику на всем пути процесса тренировки. Важная задача упражнения – сохранить здоровье и работоспособность на оптимальном уровне за счет активизации восстановительных процессов.

Список литературы:

Бальсевич В.А., Запрожанов В. А. «Физическая активность человека» изд:
Здоровья // 2017. – 214 с

Белорусова В.В. «Физическое образование» изд:Логос. 2003. -29с

Кокшаров А.А. «Организация здорового образа жизни студентов вуза средствами физической культуры»: учебное пособие / А.А. Кокшаров., 2017. – 90с.

Майя Г. «Законы здоровья» Изд: Невский проспект, Вектор,2011. -28с

Решетников Н.В. «Физическая культура» Заведений / Н.В. Решетников, Ю.Л. Кислицын, Р.Л. Палтиевич, Г.И.Погадаев, Издательский центр «Академия», 2011. – 176с.

Просмотров работы: 2045