Взаимосвязь физической и умственной деятельности - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Взаимосвязь физической и умственной деятельности

Королева Ю.А. 1, Гладышева А.А. 1
1ИРГУПС
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация: В работе выявляется взаимосвязь между физической и умственной деятельностью. Дано определение и значение обеим деятельностям. Как умственная и физическая деятельность влияет на жизнь человека в целом. И в чем же разница между ними.
Ключевые слова: физическая деятельность, умственная деятельность, здоровье, спорт.


В наше время многие люди не любят заниматься спортом. Скорее всего, это от нехватки информации о том, как положительно спорт влияет на жизнь человека. Физические нагрузки полезны для физической активности и мозговой деятельности. Неврологи нашли огромное количество доказательств на эту тему.

Сравнительный эксперимент по влиянию на животных разных вариантов кормления и объема физической активности выявил, что работоспособность мозга на много продуктивней у той группы, у которой была более высокая физическая нагрузка и ограниченное питание [1,с.15]. Поэтому, можно сделать вывод, что физические нагрузки весьма продуктивно влияют на мозг, как человека, так и животного. Так же не раз было доказано что школьники, у которых физическая нагрузка выше, более активны, выносливы и продуктивны в плане учебы, намного быстрей усваивают учебный материал. Так как под воздействием физических нагрузок, в том числе, улучшается кровообращение в головном мозге, что влияет на мозговой деятельности в целом [4 ,с.15].

Тоже можно сказать и о пожилых людях: постоянно занимаясь физическими нагрузками они смело могут избежать множество болезней, которые считаются связанными с возрастными изменениями организма: остеохондроза, стенокардии, болезни Альцгеймера. В результате физической активности увеличивается снабжение мозга кислородом, и благодаря этому человек начинает мыслить более активно и творчески. Люди, которые регулярно имели физическую активность и в процессе трудовой деятельности генерируют более увлекательные и уникальные идеи, нежели их коллеги. Учеными не раз доказано что, женщины любители спорта в жизни чаще всего занимают высшие должности. Дело в том, что их мышление значительно отличается от других. У обучающихся в учебных заведениях и посещающих занятия физической культуры, усталость накапливается намного меньше, чем у их сверстников, не имеющих регулярной физической активности.

Таким образом, можно утверждать, что спорт улучшает логику и внимание, долговременную память, способность решать незнакомые задачи и проблемы, способность воспринимать и запоминать новую информацию. Даже небольшие, но регулярные физические нагрузки ведут к гармоничному развитию. От них зависит наша работоспособность и выносливость [6 ,с.164].

Давно доказано, какие физические нагрузки жизненно необходимы для человека:

1. Ходьба – даже 20 минут в день намного эффективнее, нежели провести в сидячем виде весь день, но лучший вариант 1-1,5 часа. С помощью ходьбы улучшается дыхание, значительно экономизируется работа сердечно-сосудистой системы, стабилизируются весовые характеристики.

2. Плавание – это гармоничная и мягкая нагрузка на мышцы всего тела. Аналогичное, как и при ходьбе, воздействие на организм, плюс снижение вертикальной нагрузки на опорно-двигательный аппарат.

3. Гимнастика – с помощью гимнастических упражнений обеспечивается гармоничное развитие тела и координирование его работы.

4. Спортивные игры – перечислять можно многое: баскетбол, волейбол, футбол и т.п. способствуют развитию различных физических способностей.

Исследования показали, что физическая нагрузка улучшает гибкость и устойчивость тела, укрепляет иммунную систему, снижает риск заболеть онкологическими заболеваниями, обостряет рефлексы и все без исключения способствуют работоспособности головного мозга.

Физические нагрузки оказывают влияние на человека, формируя в нем нравственные, психические качества, которые становятся постоянными чертами личности. Это позволяет использовать их в учебе, труде, общении, семейной жизни. К таким качествам относятся дисциплинированность, трудолюбие, ответственность за результаты своего труда, решительность, настойчивость, выдержка и самообладание.

К средствам физической нагрузки относят не только физические упражнение, но и солнце, воздух, воду, существенно увеличивающих эффективность двигательной активности. Нельзя исключать также такие факторы как режим труда и отдыха, режим питания [5, с.165].

Человек, который не занимается физической активностью более утомляемый, более пассивный. Физические нагрузки влияют не только на умственную деятельность, но и на эмоциональное состояние человека, что уже не требует доказательств. Эмоциональное состояние благотворно влияет на то, как пройдет текущий день, на качество учебы, на перспективы трудовой деятельности – все взаимосвязано.

Доказано что помощью физических нагрузок можно избежать перегревания, переохлаждения, гипоксии, действия некоторых токсических веществ, снизить заболеваемость и повысить работоспособность. Известно, что тренированные лыжники при -35С имеют высокую работоспособность, в отличие от нетренированных людей. Также как не тренированные люди не способны сохранять элементарную работоспособность при -37-38С, то тренированные люди продуктивны даже при -39С [6 ,с.56].

Однако, заметный результат от физических нагрузок проявляется только в результате регулярных тренировок. Минимально по 60 минут в день и три раза в неделю. Если заниматься физическими нагрузками один раз в неделю, все остальное время ведя сидячий образ жизни – результат заметен не будет.

Когда занимаешься физическими упражнениями умственного напряжения нет, это не так сложно, как в наше время думают люди. Например, при пешей прогулке можно понаблюдать за красотой природы вокруг. При занятиях йогой можно расслабиться после тяжелого трудового дня и расслабить не только свои мышцы, но и снять психическое напряжение. Результаты исследований показывают, что устойчивость внимания, восприятия, памяти, способности к устному счету различной сложности, некоторых других сторон мышления может оцениваться по уровню сохранения этих параметров под влиянием различной степени утомления [8, с.55].

Существует две категории деятельности человека:

1. Физическая – связанная с физическими усилиями, напряжением мышц.

2. Умственная – связанная с психическими процессами. Прежде чем приступить к какому-то действию человек оперирует своими мыслями как положительного, так и отрицательного формата.

При физической деятельности повышается обмен веществ, увеличивается затрата энергетических ресурсов. При хорошей физической нагрузки увеличивается минутный объем сердца растет сравнительно с состоянием спокойствия в 6 раз, количество усвоения кислорода – в три раза. Вследствие этого увеличивается снабжением кислородом тканей в 19 раз.

В процессе умственной деятельности человека возрастает потребление кислорода, учащается пульс, повышается артериальное давление, увеличивается обмен веществ [12, с.22]. Если не уделять время физическим упражнениям при умственной работе, можно набрать большой вес, что негативно скажется на работе всего организма. С целью устранения факторов риска в режиме умственного труда, необходимо чередовать умственную работу с организованной двигательной активностью. В перерывах между умственной работой важно выделить хотя бы 5-15 минут на маленькую разминку либо на пешую прогулку. Тогда утомляемость после работы не будет столь выражена и работоспособность повысится до более высокого уровня.

Таким образом, можно заключить, что физические нагрузки и умственная работа взаимосвязаны. Физическая активность играет огромную роль в жизни человека. Физические нагрузки дают человеку больше, чем сидячий образ жизни. Несоответствие слабого тела и развития умственной деятельности рано или поздно ни к чему хорошему не приведет, скажется на общем состоянии и здоровья человека. Умственная и физическая деятельность дополняют друг друга. Как и без умственной деятельности человек не проживет благополучно так и без физической [7 ,с.55].

Спорт, активный образ жизни, хороший режим труда и отдыха – это залог успеха современного человека, приоритетом которого является его здоровье. В быстро развивающим мире нужно быть максимально спокойным и стрессоустойчивым. Для того чтобы справится со стрессом нужно выделить время на физическую нагрузку. У людей, которые активно занимаются физическими упражнениями, повышается психическая, умственная и эмоциональная устойчивость. Поэтому фраза «Движение – это жизнь» полна самого глубокого смысла.


Список использованной литературы

1. Бальсевич, В.К. Физическая культура для всех и для каждого. - М.: Физкультура и спорт, 2019. - 208 с.

2. Бальсевич, В.К. Физическая подготовка в системе воспитания культуры здорового образа жизни человека (методологические, экологические и организационные аспекты) // Теория и практика физической культуры. - М.: Физкультура и спорт. - 2018. - №1. - С. 22-26.

3. Бернштейн, Н.А. О построении движений. - М.: Медгиз, 2019. - 255 с.

4. Венгерова Н.Н., Пискун О.Е., Возовиков С.А. Коррекция психологических состояний студенток 1-2 курсов высшей школы средствами физкультурно-оздоровительных технологий // Ученые записки университета Лесгафта. - 2019. - №6. - С. 23-27.

5. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию. - М.: Академия, 2018. - 336 с.

6. Демин, В.А. Методологические вопросы исследования спорта в аспекте теории деятельности. - М.: Физкультура и спорт, - 2017. - 354 с.

7. Ильин, Е. П. Психология физического воспитания. - М.: Просвещение, 2018. - 654 с.

8. Ильина, Н.Л. Влияние физической культуры на психологическое благополучие человека // Ученые записки университета Лесгафта. - 2017. - №12 (70).

9. Карнаухова, Я. В., Слепова, Л. Н., Хаирова, Т. Н., Дижонова, Л. Б. Средства физической культуры в регулировании психоэмоционального и функционального состояния студентов в период экзаменационной сессии // Международный журнал экспериментального образования. - 2019. - № 7-2.

10. Кун, Л. Всеобщая история физической культуры и спорта. - М.: Радуга, 2018. -400 с.

11. Гурфинкель, В.С. Физиология человека: в 11 т. - М.: Просвещение, 1975-1985. Т-11: О связи между восприятием положения звеньев тела и движением / В.С. Гурфинкель, Е. Е. Дебрева, Ю.С. Левик. - 2020. - С. 7-11.

 

Просмотров работы: 3264