ВЫЯВЛЕНИЕ ГЕНДЕРНЫХ ОТЛИЧИЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПЛАВАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ВЫЯВЛЕНИЕ ГЕНДЕРНЫХ ОТЛИЧИЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПЛАВАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Зайцева И.О. 1
1С(А)ФУ им. М.В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация. Сегодня ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что плавание оказывает разностороннее влияние на организм ребенка и способствует его гармоничному физическому развитию. Но, обучая плаванию детей дошкольного возраста, очень важно учитывать их индивидуальные особенности и способности. Поэтому в данной статье рассмотрены отличия физических показателей мальчиков и девочек при формировании плавательной подготовленности.

Ключевые слова: общеобразовательная программа, учебно – тренировочное занятие, педагогический эксперимент, плавательные умения, физическое развитие, мальчики и девочки, старший дошкольный возраст.

Актуальность. В рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) одним из важных направлений работы образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации (ДОО) является физкультурно-оздоровительное воспитание, ориентированное на гармоничное физическое развитие и укрепление здоровья ребёнка [5]. В этой связи актуальным становится применение эффективных альтернативных технологий физического воспитания дошкольников, усиливающих образовательный потенциал традиционных методов физической культуры. Именно такую функцию выполняют занятия оздоровительным плаванием.

В целях реализации вышеназванных положений, нами разработана дополнительная общеобразовательная программа по плаванию «Дельфинёнок» для детей 6 – 7 лет, которая прошла апробацию в 2019/2020 учебном году на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения муниципального образования "Город Архангельск", "Детский сад общеразвивающего вида № 56 "Туесок". Программа составлена с учетом нормативно-правовых и методических требований к организации процесса физического воспитания и образования детей дошкольного возраста. В основу данной программы положена идея создания оптимальных организационно-педагогических условий, основанных на эффективном взаимодействии ДОО и семьи, для успешного решения оздоровительных и воспитательно-образовательных задач физического воспитания средствами плавательной подготовки [4].

Сегодня ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что плавание оказывает разностороннее влияние на организм ребенка и способствует его гармоничному физическому развитию. Существует множество исследований, подтверждающих оздоровительно-гигиеническое значение плавания для детей дошкольного возраста. Эффективность плавания как средства профилактики респираторных заболеваний обусловлена его положительным влиянием на развитие функции внешнего дыхания и формирование мышечного корсета ребенка. Кроме того, навыки плавания являются жизненно необходимыми. Обучение плаванию - это залог безопасности на воде, а следовательно - уменьшение несчастных случаев, связанных с гибелью детей на естественных водоемах. Но, обучая плаванию детей дошкольного возраста, очень важно учитывать их индивидуальные особенности и способности. В 6-7 лет у детей уже проявляются гендерные психолого-педагогические и физические особенности. И пусть они еще не настолько выражены, как в период полового созревания, тем не менее, мы полагаем, что для эффективного построения учебно-тренировочного процесса важно учитывать особенности формирования плавательных навыков у мальчиков и девочек.

Организация и методы исследования. С этой целью, в рамках апробации вышеназванной программы, нами организован педагогический эксперимент, в котором приняли участие 20 детей, обучающихся в старшей и подготовительной группе ДОО. В целях исследования сформированы две группы по гендерному признаку: группа мальчиков 10 человек и группа девочек 10 человек. Всего было проведено 72 академических часа учебно-тренировочных занятий, из них: в первом полугодии 34 часа, во втором полугодии – 38 часов.

Мониторинг за освоением плавательных навыков проводился на занятиях оздоровительным плаванием в бассейне ДОО по окончанию каждого этапа обучения. Всего было проведено 3 среза исследования, соответствующих началу, середине и окончанию учебно-тренировочного года. Было выполнено сравнение этапной динамики формирования плавательных навыков обследуемых детей и выявлены темпы прироста в динамике годичного цикла исследования. Программа тестирования включала тесты, представленные в таблице 1. В качестве должных величин использованы нормативы, подобранные на основе методических разработок Л. М. Денякиной, В. К. Велитченко и других [1].

Таблица 1 – Должные величины для оценки уровня сформированности плавательных умений и навыков детей 6-7 лет

Наименование тестового упражнения

Должная величина /уровень сформированности

Мальчики

Девочки

Высокий

Средний

Низкий

Высокий

Средний

Низкий

Длительность выдоха, сек

5,0

4,0

2,0

4,5

3,5

2,0

Количество выдохов, к-во раз

8

7

5

7

6

4

Скольжение на груди, м

4,6

3,4

3,0

4,3

3,0

2,5

Скольжение на спине, м

4,6

3,4

3,0

4,3

3,0

2,5

Скольжение на груди с работой ногами, м

6,0

5,0

4,0

5,5

4,5

3,8

Скольжение на спине с работой ногами, м

6,0

5,0

4,0

5,5

4,5

3,8

Кроль на груди, м

7,5

6,5

5,5

7,0

6,0

5,0

Кроль на спине, м

7,5

6,5

5,5

7,0

6,0

5,0

Полученные в результате исследования результаты прошли статистическую обработку с использованием критерия Стьюдента.

Результаты исследования и их обсуждение. В таблице 2 представлены проанализированные показатели плавательной подготовленности мальчиков, измеренные на 3-х срезах исследования.

В первом полугодии у мальчиков выявлены достоверные различия на уровне (p<0,05) в тестовых упражнениях: «Количество выдохов в воду», «Скольжение на груди», «Скольжение на спине», «Скольжение на спине с ногами». Во втором полугодии – во всех проведенных тестах на уровне (p<0,05). В динамике годичного цикла подготовки наблюдаются достоверные темпы прироста на уровне (p<0,001) практически по всем тестам. Исключение составляет динамика показателей теста «Кроль на груди» и «Длительность выдоха в воду» (p<0,01).

Таблица 2 – Показатели плавательной подготовленности мальчиков старшего дошкольного возраста в годичном цикле подготовки

Показатели

срез

М±m

t-Стьюдента

Уровень значимости

1 Длительность выдоха, с

1

2,78 ± 0,27

t1-2=1,42

P>0,05

2

3,30 ± 0,25

t2-3=2,24

P<0,05

3

4,02 ± 0,20

t1-3=3,70

P<0,01

2 Количество выдохов в воду, к-во

1

5,40±0,60

t1-2=2,14

P<0,05

2

7,00±0,45

t2-3=2,69

P>0,05

3

8,40±0,27

t1-3=4,57

P<0,001

3 Скольжение на груди, м

1

3,45±0,15

t1-2=2,50

P<0,05

2

4,00±0,16

t2-3=2,32

P<0,05

3

4,40,14

t1-3=5,19

P<0,001

4 Скольжение на спине, м

1

3,53±0,13

t1-2=2,74

P<0,05

2

4,10±0,16

t2-3=2,19

P<0,05

3

4,59±0,16

t1-3=5,21

P<0,001

5 Скольжение на груди с ногами, м

1

4,54±0,23

t1-2=1,55

P>0,05

2

5,02±0,21

t2-3=2,82

P<0,05

3

5,86±0,21

t1-3=4,23

P<0,001

6 Скольжение на спине с ногами, м

1

4,62±0,20

t1-2=2,52

P<0,05

2

5,34±0,20

t2-3=2,14

P<0,05

3

5,96±0,21

t1-3=4,64

P<0,001

7 Кроль на груди м

1

6,00±0,28

t1-2=1,64

P>0,05

2

6,62±0,25

t2-3=2,23

P<0,05

3

7,34±0,21

t1-3=3,81

P<0,01

8 Кроль на спине, м

1

6,11±0,25

t1-2=1,65

P>0,05

2

6,68±0,24

t2-3=2,29

P<0,05

3

7,41±0,21

t1-3=3,99

P<0,001

В таблице 3 представлены проанализированные показатели плавательной подготовленности девочек, измеренные на 3-х срезах исследования.

Таблица 3 – Показатели плавательной подготовленности девочек старшего дошкольного возраста в годичном цикле подготовки

Показатели

срез

М±m

t-стьюдента

Уровень значимости

1 Длительность выдоха, с

1

2,81 ± 0,22

t1-2=2,73

P<0,05

2

3,60 ± 0,19

t2-3=2,91

P<0,01

3

4,26 ± 0,12

t1-3=5,78

P<0,001

2 Количество выдохов в воду, к-во

1

4,70±0,45

t1-2=3,16

P<0,01

2

6,60±0,40

t2-3=2,95

P<0,01

3

8,10±0,31

t1-3=6,21

P<0,001

3 Скольжение на груди, м

1

3,45±0,15

t1-2=3,25

P<0,01

2

4,11±0,13

t2-3=2,41

P<0,05

3

4,56±0,13

t1-3=5,53

P<0,001

4 Скольжение на спине, м

1

3,52±0,10

t1-2=3,86

P<0,01

2

4,08±0,11

t2-3=3,58

P<0,01

3

4,66±0,12

t1-3=7,19

P<0,001

5 Скольжение на груди с ногами, м

1

4,30±0,21

t1-2=2,22

P<0,05

2

4,93±0,20

t2-3=2,62

P<0,05

3

5,63±0,18

t1-3=4,86

P<0,001

6 Скольжение на спине с ногами, м

1

4,32±0,15

t1-2=2,16

P<0,05

2

4,79±0,15

t2-3=3,20

P<0,01

3

5,43±0,13

t1-3=5,32

P<0,001

7 Кроль на груди м

1

5,18±0,28

t1-2=1,55

P>0,05

2

5,74±0,23

t2-3=2,13

P<0,05

3

6,36±0,18

t1-3=3,56

P<0,01

8 Кроль на спине, м

1

5,17±0,23

t1-2=1,82

P>0,05

2

5,73±0,21

t2-3=2,40

P<0,05

3

6,44±0,21

t1-3=4,13

P<0,001

У девочек в первом полугодии выявлены достоверные различия на уровне (p<0,05) в тестовых упражнениях: «Длительность выдоха», «Скольжение на груди с ногами», «Скольжение на спине с ногами». На уровне (p<0,01) – «Количество выдохов в воду», «Скольжение на груди», «Скольжение на спине». Во втором полугодии на уровне (p<0,05) в тестовых упражнениях: «Скольжение на груди», «Скольжение на груди с ногами», «Кроль на груди», «Кроль на спине». На уровне (p<0,01) - «Длительность выдоха», «Количество выдохов в воду», «Скольжение на спине», «Скольжение на спине с ногами». В динамике годичного цикла подготовки наблюдаются достоверные темпы прироста на уровне (p<0,001) практически по всем тестам. Исключение составляет динамика показателей теста «Кроль на груди» (p<0,01).

Далее мы выполнили сравнительный анализ темпов прироста мальчиков и девочек в разрезе этапности подготовки, чтобы определить, какие плавательные умения и навыки детей старшего школьного возраста показали максимальные, а какие минимальные темпы прироста. На рисунке 1 представлены результаты у мальчиков.

Рисунок 1 – Темпы прироста по видам плавательных умений и навыков у мальчиков старшего школьного возраста в годичном цикле подготовки

Как мы видим из рисунка 1, на этапе 1-2 среза у мальчиков максимальные темпы прироста выявлены в развитии таких плавательных умений и навыков как «Количество выдохов в воду» – 29,63% (р<0,05) и «Скольжение на спине» 16,15% (р<0,05). В тестах «Длительность выдоха», и плавание кролем в различных положениях наблюдаются лишь положительные тенденции, поэтому прирост в этих показателях мы будем считать минимальным. Во втором полугодии у мальчиков все темпы прироста достоверны. Максимальный прирост плавательных умений и навыков выявлен тестовыми упражнениями «Длительность выдоха» и «Количество выдохов в воду» - 21,82% (p<0,05) и 20% (p<0,05) соответственно В показателях остальных упражнений наблюдаются темпы прироста в пределах 10-16% на уровне тенденции. Таким образом, мы выявили, что наиболее целенаправленное воздействие у мальчиков в программе подготовки оказано на развитие функции дыхания, которая является основой стабильного повышения плавательных умений и навыков.

На рисунке 2 представлен анализ максимальных и минимальных темпов прироста плавательных умений и навыков у девочек.

В первом полугодии у девочек также максимальные темпы прироста наблюдаются в развитии дыхательной функции – 28,11% (p<0,05) в длительности выдоха и 40,43% (р<0,01) в количестве выдохов. Приросты остальных показателей находятся на уровне 10-20%. При этом практически по всем темпы прироста достоверны, за исключением показателей плавания кролем (на груди и спине) – здесь выявлена лишь положительная тенденция. Во втором полугодии темпы прироста дыхательной функции снижаются, но остаются максимальными – 18,33% (p<0,01) и 22,73% (p<0,01). В остальных тестах достоверный прирост уровня плавательной подготовленности лежит в диапазоне 10-14%.

Рисунок 2 – Темпы прироста по видам плавательных умений и навыков у девочек старшего школьного возраста в годичном цикле подготовки

Как мы видим из рисунков 1-2, в показателях тестового упражнения «Длительность выдоха», который характеризует уровень развития функции внешнего дыхания (в частности показатель дыхательного объема) у детей и навык правильного дыхания при плавании, как у мальчиков, так и у девочек, наблюдается положительный достоверный прирост (за исключением 1-2 среза у мальчиков, где выявлена лишь положительная тенденция) данного показателя в динамике каждого учебного полугодия. При этом, в первом полугодии мы наблюдаем, что по темпам прироста девочки опережают мальчиков. Как утверждает Е. П. Ильин в своей работе «Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины», в возрастном периоде 6-14 лет у девочек наблюдается опережение по темпам прироста объема дыхания, что является проявлением биологической дифференциации [2]. Физиологический механизм этого явления заключается в том, что жизненная емкость легких у девочек в возрасте 6-7 лет меньше, чем у мальчиков, поэтому для обеспечения функции внешнего дыхания у девочек характерен увеличенный дыхательный объем. Что и подтверждают полученные нами результаты. Во втором полугодии мальчики по темпам прироста начинают несколько опережать девочек, но, в целом, в динамике годичного цикла подготовки уровень развития дыхательной функции у девочек значительно выше.

В упражнении «Количество выдохов в воду» у всех детей выявлены достоверные различия на всех срезах исследования. У девочек мы видим более высокие темпы прироста, чем у мальчиков. Физиологический механизм данного явления мы объяснили выше. В целом, столь существенные приросты закономерно объясняются особенностями программы подготовки. Правильное дыхание является залогом успешного повышения плавательного мастерства в дальнейшем. Поэтому, в тематическом плане годичной программы подготовки, в первом полугодии, на развитие навыков правильного дыхания уделяется максимальный объем часов, что и способствует быстрому приросту уровня развития функции внешнего дыхания и дыхательной мускулатуры. Некоторое снижение темпов прироста в развитии рассматриваемого навыка во втором полугодии также обосновано программой подготовки – здесь уже больший объем часов направлен на развитие технических аспектов плавательной подготовленности (умение держаться на воде, скольжение, отработка гребковых движений). Кроме того, к окончанию учебного года у детей наблюдается накопление усталости, что сопровождается уменьшением тренировочного эффекта и, как следствие, снижением темпов прироста.

Формированию навыков скольжения по воде в различных положениях присущи следующие гендерные особенности. По темпам прироста скольжения на груди девочки опережают мальчиков, за исключением второго полугодия, где наблюдаются примерно равные приросты. В скольжении на груди наоборот, мальчики опережают девочек. Возможно это связано с тем, что по своим психологическим особенностям девочки более осторожны и в положении на спине чувствуют себя менее уверенно, чем мальчики. На всех срезах исследования как у мальчиков, так и у девочек, выявлены достоверные положительные изменения. Наличие достоверных темпов прироста как на промежуточных этапах, так и в динамике годичного цикла свидетельствует о целенаправленном развитии у детей навыка скольжения по воде в различных положениях, а также развития мышц нижней конечности (силовые способности которых влияют на силу отталкивания (взрывную силу) и, следовательно, на дальность скольжения) в процессе тренировочных занятий. Что касается более высоких темпов прироста у девочек, то объяснением здесь может служить тот факт, что девочки в возрасте 6-7 лет более осмысленно подходят к восприятию новых знаний, отличаются большим усердием, следовательно, освоение ими новых двигательных навыков происходит несколько быстрее, чем у мальчиков.

Что касается навыка скольжения в разных положениях в координации с движением ног, то, здесь выявлена закономерность, аналогичная предыдущему упражнению. При этом, у мальчиков на этапе 1-2 среза не выявлено достоверных различий в формировании данного навыка, тем самым мы можем предположить, что на его развитие оказывает влияние не столько педагогическое воздействие, а скорее речь идет о приростах, связанных с нейрофизиологическими особенностями детского организма [3]. Однако, во втором полугодии, мальчики уже опережают девочек. Мы склонны объяснить этот результат более высокой физической выносливостью мальчиков к концу учебно-тренировочного года. Это также отразилось и на годовых темпах прироста – динамика развития данного навыка у мальчиков выше, чем у девочек.

И завершают батарею тестов упражнения в проплывании отрезков кролем в разных положениях, в полной координации движений руками, ногами и дыханием. В целом, в динамике годичного цикла подготовки как у мальчиков, так и у девочек выявлены достоверные темпы прироста, при этом, девочки по темпам прироста в годичном цикле подготовки опережают мальчиков.

Выводы. 1. В динамике годичного цикла подготовки как у мальчиков, так и у девочек наблюдаются достоверные темпы прироста на уровне (p<0,001) практически по всем тестам, что свидетельствует об эффективности применяемой Программы.

2. Процесс формирования плавательных умений и навыков у детей 6-7 лет имеет этапную динамику и гендерные различия, выявленные на уровнях вероятности (p<0,05), (p<0,01) и (p<0,001). Так, в первом полугодии мальчики опережают девочек в развитии таких навыков, как скольжение на спине (p<0,05), скольжение на спине с ногами (p<0,05). Во всех остальных тестах в первом полугодии учебно-тренировочного процесса девочки продемонстрировали более высокую динамику формирования плавательных умений и навыков. Во втором полугодии опережающими темпами, в сравнении с девочками идет развитие у мальчиков таких плавательных способностей, как длительность выдоха (p<0,05), скольжение на груди (p<0,05), скольжение на груди с движениями ногами (p<0,05). Во всех остальных показателях девочки либо достоверно опережают, либо имею близкие темпы прироста. Таким образом, мы можем констатировать, что в формирование плавательных способностей у девочек в возрасте 6-7 лет происходит более высокими темпами, чем у мальчиков.

3. У мальчиков максимальные темпы прироста выявлены в тесте «Количество выдохов в воду»: 29,63% (р<0,05) прирост составил в первом полугодии и 21,82% (p<0,05) во втором полугодии. У девочек максимальный прирост в показателе длительности выдоха: 40,43% (р<0,01) в первом полугодии и 22,73% (p<0,01) в остальном. Таким образом можно с уверенностью отметить, что наиболее целенаправленное воздействие в программе подготовки предусмотрено на развитие функции дыхания, которая является основой стабильного повышения плавательных умений и навыков.

4 Динамика развития плавательных умений и навыков у детей 6-7 лет имеет четко выраженную этапность. Наиболее высокие темпы прироста выявлены в первом полугодии учебно-тренировочного процесса. Однако, сравнение двух периодов годичного цикла – первого и второго полугодия показало, что в первом периоде в некоторых тестах наблюдаются лишь положительные тенденции прироста, в то время как во втором полугодии выявлены достоверные улучшения по всем тестовым упражнениям как у мальчиков, так и у девочек.

5 Оценка соответствия нормативным критериям выявила следующую закономерность: если на начало исследования умения и навыки детей соответствовали низкому уровню, то к концу учебного года уже среднему и высокому. Сравнение двух периодов годичного цикла – первого и второго полугодия показало, что в первом периоде в некоторых тестах наблюдаются лишь положительные тенденции прироста, в то время как во втором полугодии выявлены достоверные улучшения по всем тестовым упражнениям как у мальчиков, так и у девочек.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Денякина Л.М. Мониторинг уровня усвоения программы дошкольниками по плаванию. Модифицированная методика оценки плавательных умений детей / Т. Казаковцева, Л. М. Денякина, В. К. Велитченко // Одобрено городским методическим объединением инструкторов по физической культуре г. Нижневартовска от 17 сентября 2013 года. 13 стр.

Зайцева И. О. Дополнительная общеобразовательная программа по плаванию «Дельфинёнок» для детей 6 – 7 лет / И. О. Зайцева. // Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «Город Архангельск» Детский сад общеразвивающего вида №56 «Туесок». 2019 г. 40 стр.

Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины / Е.П. Ильин. СПб.: Питер, 2003 - 544 с

Лях В. И. Развитие координационных способностей у дошкольников / В. И. Лях. – М. : Спорт, 2016 – 128 с.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ред. от 21.01.2019) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://pravobraz.ru/federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya/ (дата обращения 13.11.2020)

Просмотров работы: 40