Формирование профессионально-этической компетентности специалистов по социальной работе - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Формирование профессионально-этической компетентности специалистов по социальной работе

Даутова Н.В. 1
1Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н.Ульянова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация: В статье описывается краткая история становления социальной работы как нового профессионального вида деятельности. Описывается важность и целесообразность аттестации уровня профессиональной квалификации и компетентности социальных работников. Также дается описание форм повышения уровня квалификации социальных работников, таких как профессиональные практики и центры независимой оценки.

Ключевые слова: социальная работа, социальные работники, профессиональная компетентность, профессиональная модель будущего специалиста, аттестация, центры независимой оценки служебной деятельности социальных работников.

Annotation: The article describes a brief history of the formation of social work as a new professional activity. The article describes the importance and expediency of certifying the level of professional qualification and competence of social workers. It also describes the forms of professional development of social workers, such as professional practices and independent assessment centers.

Keywords: social work, social workers, professional competence, professional model of the future specialist, certification, centers for independent evaluation of social workers ' performance.

Все страны мира проводят социальные мероприятия со своими гражданами, которые составляют основу социальной политики каждого государства. Данную профессиональную деятельность осуществляют социальные работники. Стоит отметить, что данная профессия официально появилась сравнительно недавно, хотя социальная работа с населением в разных ее проявлениях проводилась во все времена: забота о стариках и инвалидах, одиноких людях и сиротах. Однако, в настоящее время социальная работа получила государственную поддержку, так социальная работа вышла на уровень профессиональной деятельности с сочетанием определенных знаний, навыков, способов и методов работы, а также определенных личностных характеристик.

В настоящее время в период пандемии коронавируса очень остро проявилась нехватка специалистов в социальной сфере, а также проявилась необходимость в эффективных образовательных программах, которые позволят на постоянной основе подготавливать социальных работников за весьма короткие сроки.

Приведем некую историческую справку. 23 апреля 1991 года Госкомтруд СССР принял Постановление, в котором Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих был расширен еще одной квалификационной характеристикой специалиста по социальной работе [4, c.583]. Эта дата и считается датой официального появления в России социальной работы.

В настоящее время в 2020 году был составлен рейтинг профессий ТОП-20, который был подготовлен специально для Федерального проекта «Молодые профессионалы». Данный рейтинг обновил уже существующий Справочник профессий Минтруда России. Согласно данному рейтингу, 5-ю позицию занимает профессия «специалист по социальной работе», а 12-ю – профессия «социальный работник» [3]. Стоит также отметить, что Московская школа управления Сколково дополнила атлас новых профессией – социальный работник по адаптации людей с ограниченными возможностями через интернет, которая отвечает последним требованиям современной реальности. В настоящее время по данным образовательных и профессиональных программ по социальной работе в данное направление входит уже 15 должностных позиций, которые составляют весьма сложный и профессиональный кластер социальной работы.

Именно такая дифференциация данного профессионального кластера подразумевает наличие такой профессиональной модели будущего специалиста, в которой происходит формирование различных компетенций, в том числе и профессионально-этической компетентности.

На сегодняшний день уже успешно применяются профессиональные стандарты социальных работников, которые были разработаны Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации. Основная задача данных стандартов заключается в том, чтобы повысить качество и эффективность социальной работы, а также повысить качество кадрового состава и систему управления кадрами. Сегодня они используются всеми участниками трудового процесса: социальными работниками, работодателями и пользователями социальных услуг [5, c.205].

За счет профессиональных стандартов в настоящий момент уже создана единая информационная база социальной сферы, в которой включены все квалификационные и должностные требования, а также уровни квалификации. При помощи профессиональных стандартов социальные работники могут не только определить свой профессиональный уровень, но и повысить его при прохождении соответствующего обучения. За счет использования профессиональных стандартов растет уровень конкурентоспособности внутри социальной отрасли и, тем самым, повышается качество оказываемых социальных услуг.

В России уровень профессиональной компетентности социальных работников проверяется при помощи аттестации. Другими словами, проходит сравнение результатов труда социальных работников с требованиями, которые предъявляются к их должностям. Результат такой аттестации – это оценка уровня квалификации и компетентности социального сотрудника, которые зачастую не устраивают руководителей социальных служб. Во избежание возникновения спорных моментов по поводу результатов аттестации необходимо четко соблюдать все условия и процедуры оценки. Именно за этим и следит аттестационная комиссия.

Для того, чтобы подобрать наиболее лучшие кадры, провести наиболее эффективные перестановки кадров в социальной службе, мотивировать сотрудников на повышение квалификации, а также для того, чтобы повысить качество оказываемых социальных услуг, проводят аттестацию социальных работников.

Важно отметить, что все 15 профессиональных стандартов социальных должностей в описании трудовых функций содержат требования к освоению теории и методологии социологической науки как основы профессиональной квалификации. Особое значение имеет освоение социальной инженерии и социальных технологий, то есть преобразующей социальную действительность деятельности.

Экономическая эффективность – прежде всего в грамотном расходовании внушительных бюджетных средств.

Социальная эффективность – в справедливом назначении социальных выплат нуждающимся.

Управленческие аспекты деятельности специалистов в области социальной работы востребуют реализацию флагманских междисциплинарных образовательных программ, стимулирующих разработку новых образовательных направлений, специализаций бакалаврских и магистерских программ, программ переподготовки и повышения квалификации. Целесообразно проводить подготовку специалистов средней и высшей ступени образования в сетевых корпоративных управленческих вузах.

Накопленный опыт заключения партнёрских договорных отношений с органами государственной власти, муниципальными учреждениями, государственными фондами, позволяет организовать полноценную практику для обучающихся, а также привлечь к образовательному процессу преподавателей-практиков и сформировать аттестационные комиссии с участием потенциальных работодателей [2, c.120].

Также актуальным направлением совершенствования профессионализма работников в сфере социальной работы может стать создание центров независимой общественно-профессиональной оценки служебной деятельности социальных работников, по аналогии с уже существующими центрами аттестации государственных и муниципальных служащих. Здесь также открываются возможности объединения работодателей, представителей правозащитных организаций, благотворительных фондов, профсоюзов для выработки соответствующих критериев, технологий, методик и процедур оценивания, вызывающего доверие граждан и государства [1, c.44].

Указанные предложения при их реализации облегчат кадровым службам органов социальной защиты процессы подбора и отбора кадров; разработки и реализации мер по совершенствованию непрерывного образования руководителей и специалистов социальной сферы; обеспечат соответствие исполнения должностных обязанностей критериям оценки профессиональной компетентности и служебной эффективности, одновременно избавив от этого функционала отделы кадров; будут способствовать налаживанию эффективного взаимодействия административных и образовательных структур, подсказывать кадровикам направления профессионального и карьерного роста. В конечном счёте грамотное формирование профессионально-этических компетенций работников социальной сферы, а также оперативное их повышение даст новое качество такой важной помогающей профессии как социальная работа.

Список литературы

Амельченко Т.В. Современные тенденции формирования профессиональной компетентности работника социальной сферы в региональных условиях // В книге: Профессиональное образование: модернизационные аспекты. Коллективная монография в 9-и томах. / Под научной редакцией О. П. Чигишевой. – Ростов-на-Дону, 2015. – С. 39-72.

Зинченко Я.Г. Формирование профессиональной компетентности социальных работников // В сборнике: Формы и методы социальной работы в различных сферах жизнедеятельности. Материалы IX Международной научно-практической конференции посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. / Отв. редактор Ю.Ю. Шурыгина. – Улан-Удэ, 2020. – С. 119-121.

Официальный сайт «Будущее России» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://futurerussia.gov.ru/ (дата обращения: 22.11.2020).

Радионова И.В., Рослякова С.В. Проблема формирования профессиональной компетентности у работников социальной сферы: теория и практика // В сборнике: Наука XXI века: взгляд в будущее. Материалы ХI Всероссийской научно-практической конференции учащейся молодежи. / Международная академия наук педагогического образования, Шадринский государственный педагогический университет, Центр «Непрерывное педагогическое образование». 2019. – С. 582-590.

Хусаинова Л.Р. Формирование профессионально-этической компетентности специалиста по социальной работе // В сборнике: Новые контуры социальной реальности. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – 2018. С. 204-205.

 

Просмотров работы: 8