СТРАХ И ТРЕВОГА В ГЕНЕЗЕ ПСИХИСОМАТИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ У ДЕТЕЙ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

СТРАХ И ТРЕВОГА В ГЕНЕЗЕ ПСИХИСОМАТИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ У ДЕТЕЙ

Соколенко Е.О. 1, Офицерова С.В. 1
1Ставропольский Государственный Медицинский университет СтГМУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация. В данной статье обсуждаются вопросы о необходимости более тщательного изучения страхов и тревог, как факторов возникновения психосоматических заболеваний. Мы предполагаем, что у детей, имеющих психосоматическое заболевание отмечается большое количество страхов и высокий уровень тревожности.

Ключевые понятия. Страх, тревога, психосоматика, психосоматические отклонения.

Annotation. This article discusses the need for a more thorough study of the fears and anxieties of preschool children as factors in the onset of psychosomatic diseases. We assume that children with psychosomatic illness have a large number of fears and a high level of anxiety.

Key concepts. Fear, anxiety, psychosomatics, psychosomatic deviations.

С чувством страха и тревоги люди сталкивались еще с древних времен. Первобытные люди, постоянно подвергались опасности от ближайшего окружения, поэтому имели страх на интуитивном уровне. Благодаря ему человек избегал безрассудных поступков и действий. Развиваясь в социальной и психической сфере, к страху стали примешиваться различные переживания. [1]

В наше время достаточно большой интерес стали представлять различные психосоматические заболевания нарушения, при которых организм переживающий тревогу, все равно продолжает бороться за свое существование, изменяя при этом различные соматические функции.

Как нам известно, и страх и тревога подчиняются ВНС( вегетативной нервной системе), тем не менее провоцируются они рецепторами нервной системы, т.к это первая система организма, которая реагирует на любой психосоматический «вызов». Кроме того, тревога является порождением или даже продолжением страхов.

Особенности формирования страха и тревоги?

Страх и тревога- это базовые эмоции, которые у всех людей установлены по умолчанию, как сигнальная функция, обеспечивающая нашу безопасность.
В одних случаях это естественная эмоция, которая помогает нам и всем живым существам выжить в случае возникновения реальной угрозы. Ведь эти чувства в прямом смысле мобилизуют наш организм, физически делают нас сильней и внимательней, чтобы эффективно напасть или сбежать от предмета угрозы.

Но в других случаях страх проявляется нездоровой (невротической) формой.

Важно понимать, что страх и тревога — нормальные функции организма, но дело в том, что для многих из вас тревога стала иррациональной и избыточной (не полезной).

Можно сказать, что здоровое чувство страха (тревоги) всегда сопровождает нас в новых условиях. Это страх перед новым, страх лишиться нынешних комфортных условий, связанный с неопределенностью, нестабильностью и новизной.

В тревоге может быть скрытый страх, неосознанное возбуждение, реальная или вымышленная угроза. Что было раньше – тревога или беспокойство, разобрать практически невозможно, потому что одно чувство стимулирует и подтачивает другое.

Б. Босселмен в категорической форме утверждает, что симптомотология состояния тревожности идентична с реакцией страха [4]

Тревога и страх работают в паре, призывают защищаться от опасности и характеризуются состоянием напряжения, волнения, потерей собственной уверенности. Все чаще и чаще люди жалуются, что становятся очень тревожными. 

Ощущение внутренней напряженности - это элемент тревожного ряда, отражающий наименьшую интенсивность тревоги. Создавая напряженность, настороженность, это ощущение не имеет в то же время оттенка угрозы, а служит сигналом вероятного приближения более тяжелых тревожных явлений. Именно этот уровень тревоги имеет наиболее адаптивное значение, поскольку ощущение внутренней напряженности способствует интенсификации и модификации активностии при этом может не сопровождаться нарушениями интеграции поведения, и даже вызывать страх.[3]

К. Спилбергер выделял 2 формы тревожности:

Тревожность как состояние (ситуативная тревожность, реактивная тревожность, состояние тревоги) характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: динамичным напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию (ситуативную неспособность человека справиться с требованиями конкретной задачи и/или ожиданиями партнера, боязнь негативной оценки или агрессивной реакции, восприятие неблагоприятного отношения к себе) и отличается различной интенсивностью. Поскольку измерение ситуативной тревожности — это своеобразная одномоментная «фотография» эмоционального состояния индивидуума, ее уровень меняется с течением времени в зависимости от того, насколько человек расценивает свое окружение как опасное или угрожающее.

Тревожность как личностная особенность (личностная тревожность, активная тревожность) — это устойчивая индивидуальная характеристика степени подверженности человека действию различных стрессоров. Она отражает предрасположенность субъекта к тревоге и предполагает наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» объективно безопасных ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией (повышением реактивной тревожности). Как правило, интенсивность переживаний не соответствует величине реальной опасности и характеризует прошлый опыт индивида, то есть насколько часто ему приходилось испытывать состояние ситуативной тревоги.[ 5 ]

Возбуждая парасимпатическую нервную систему, тревога усиливается , тем самым приводя человека к паническим атакам, и саматизации органов, вызывая такие заболевания как гастрит, экстрасистолия и аритмия, нарушение работы кишечника. Кроме того, могут нарастать признаки гиперреактивности бронхов, бессоницы и неврозоподобных состояний.

Подводя итог в теоретическом обосновании проблемы исследования можно сделать вывод, что страхи и тревоги являются обобщенной формой ответа на предполагаемую опасность внешнего окружения и напрямую связано с репрезентативными структурами, и их проявление напрямую связано с пониманием собственных способностей, и в случае несовпадения ожидаемых возможностей по совладанию с ситуацией угрозы или выполнения необходимых ребенку действий наблюдаются опасения, которые при отсутствии возможности к разрешению переходят в страхи. Когда страх не осознается, задействуется психосоматическая картина.

Наше исследование проводилось на базе МБОУ № 4 Имени А. М. Клинового среди детей старшего дошкольного возраста, их родителей. Цель настоящего исследования – выявление страхов и тревог детей, имеющих психосоматические заболевания. В исследовании приняли участие 24 ребенка и 24 родителя, воспитатель, психолог.

Наша диагностика страхов и тревог детей началась с анализа результатов первой методики – анкеты для родителей по выявлению психосоматических заболеваний у ребенка – среди обозначенной выборки родителей старших дошкольников.

Анкетирование было проведено среди 24 родителей старших дошкольников при участии педагога психолога и воспитателя. Результаты исследования свидетельствуют о преобладающем количестве дошкольников (42%) с психосоматическими заболеваниями. Родители отмечали постоянное и систематичное появление бронхитов и насморка, болей в животе и зубных болей, аллергических высыпаний, ночного и дневного энуреза, нарушений сна.

Методика «Страхи в домиках» (авторов А.И. Захарова, М.А. Панфиловой), которая рассчитана для детей 3 - 7 лет и старше. Авторами произведен своеобразный синтез двух известных методик: модифицированной беседы А. И. Захарова и теста «Красный дом, черный дом». Цель методики: выявление и уточнение преобладающих видов страхов. Прежде чем помочь детям в преодолении страхов, необходимо выяснить, весь спектр страхов и каким конкретно страхам они подвержены. Результаты исследования показали, что наиболее выраженными страхами детей старшего дошкольного возраста являются следующие: страх смерти (100% испытуемых); страх смерти родителей или родственников (80% испытуемых); страх стихийного бедствия (90% испытуемых); страх войны, пожара, боли и уколов (60% испытуемых); страх болезни, страшных снов и животных (змей, медведей, волков) (50% испытуемых). Наименее выраженными являются следующие страхи: темноты, врачей, замкнутого пространства и неожиданных, резких звуков. Их продемонстрировали 20% испытуемых. Следует обратить внимание, что у 40% испытуемых были выявлены следующие страхи: страх высоты, огня, крови.

Детские страхи – это эмоциональные реакции детей на ситуацию угрозы (реальной или воображаемой) или на опасный в представлении детей объект, переживаемые ими как дискомфорт, желание убежать или спрятаться.

Таким образом, проведенное исследование показало наличие страхов у детей дошкольного возраста, наличие тревожности и неблагоприятных эмоциональных состояний: стресса, агрессивности, раздражительности и подавленности.

Список литературы

Аблякимова Л.Э. Тревога как фактор регуляции деятельности личности // Психология и педагогика в Крыму: пути развития. – 2019. - №2. – С. 1-9.

Вологодина Н.Г. Детские страхи днем и ночью. - М.: «Феникс», 2011. - 106с.

Дягилева М.А. Основные причины психосоматических заболеваний у детей // Молодежь XXI века: образование, наука, инновации. – Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет, 2019. – С. 57-59.

Егоров А.П. Психология страха // Традиции и инновации в современной психологии и педагогике. – Уфа: ООО «Аэтерна», 2019. - С. 64-66.

Current Trends in Theory and Research (2 vols.) 22-25

Просмотров работы: 18