Аннотация. Рассмотрен теоретический аспект АВС – анализа. Данный анализ реализован практически на примере ООО «МаксимуМ». Основные применяемые методы в работе: аналитический, графический, методы индукции и дедукции.
Ключевые слова: АВС – анализ, метод, запчасти, объём продаж, ассортимент, группа.
Актуальность исследуемого метода – АВС–анализа заключается в анализе ситуации по выявлению групп по уровню важности. Преимуществом данного метода является широта его использования, т.к. систематизируются различные объекты на предприятии (в частности, финансовые ресурсы, ассортимент товаров, человеческие ресурсы, поставщиков и др.). Таким образом, в данный момент дается анализ экономической ситуации на предприятии. Данный метод, проводимый ежемесячно, служит и для стратегического анализа на период дальнейших действий развития предприятия.
Цель статьи – провести АВС – анализ для микропредприятия ООО «МаксимуМ». Объектом исследования послужили данные ассортимента товаров, в частности запасных частей ООО «МаксимуМ». Предметом исследования выступила ассортиментная группа товаров в сфере продажи.
Исходной базой анализа явились первичные данные, собранные непосредственно на объекте исследования и документация ООО «МаксимуМ», данные сайта компании.
Методы исследования: анализ научной и учебной литературы, методы ситуационного анализа.
Представим краткую характеристику хозяйственной деятельности компании. Торгово-розничное предприятие ООО «МаксимуМ» основано на собственности и за счет собственных средств. Юридический адрес - 692922, Приморский край, город Находка, улица Мичурина, д. 8, 13. Общество с ограниченной ответственностью «МаксимуМ» является коммерческой организацией, осуществляющей торгово-розничную деятельность специальным оборудованием для малого и крупного водного транспорта. На основе Устава, зарегистрированного Администрацией г. Находка учредителями ООО «МаксимуМ» являются физические лица.
Уставной капитал составляет 10000 рублей. Общество имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, оно вправе осуществлять любую деятельность, не запрещенную законодательством. Предприятие ООО «МаксимуМ» является юридическим лицом: имеет собственный баланс, обособленное имущество, проданное по договору Учредителем на право полного хозяйственного ведения, имеет расчетный и иные счета в банках, может от своего имени заключать договоры и выступать в судах, арбитражном и третейском судах, приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности.
Руководство ООО «МаксимуМ» осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом. ООО «МаксимуМ» самостоятельно определяет структуру управления и затраты на их содержание. Аппарат управления торговым предприятием построен по линейно-функциональному типу.
В основе формирования функциональной структуры управления лежит принцип полноправного распорядительства: каждый руководитель имеет право давать указания по вопросам, входящим в его компетенцию. Это создает условия для формирования аппаратов специалистов, которые в силу своей компетенции отвечают только за определенный участок работы.
Такая децентрализация работ между подразделениями позволяет ликвидировать дублирование в решении задач управления отдельными службами и создает возможность для специализации подразделений по выполнению работ, единых по содержанию и технологии, что значительно повышает эффективность функционирования аппарата управления.
Метод, при котором общие элементы классифицируют и для наглядности изображаются по уровню их значительности для назначенной проблемы, является АВС-анализ. Исторически метод объединен с решением снабженческих проблем, а собственно с важностью концентрации усилий на тех продуктах, которые располагают наибольшей весомостью в общей стоимости сырья и материалов. АВС-анализ располагает широкой областью использования, т.к. в соответствии с изучаемыми величинами систематизации могут быть подвергнуты самые многообразные зоны. Устанавливаем параметр, в соответствии с которым проводится анализ объекта – объем продаж, тысяч рублей; сортируем объекты анализа в порядке убывания значения параметра и определяем группу А, В и С. Для определения принадлежности избранного предмета к группе необходимо:
рассчитать долю параметра от общей суммы параметров выбранных объектов;
рассчитать эту долю с накопительным итогом;
присвоить значения групп выбранным объектам.
Ранжирование ассортимента за первый квартал 2020 года представлено в таблице 1.
Таблица 1 - Ассортиментные группы
Наименование услуги |
Выручка, руб. |
Доля выручки, % |
Доля выручки с нарастающим итогом, % |
Группа АВС |
Кольцо резиновое 80*3 мм |
172 800,00 |
12,73 |
12,73 |
A |
Резина прошитая на полумуфты толщина 35мм |
132 000,00 |
9,72 |
22,46 |
A |
Резина прошитая на полумуфты толщина 30мм |
121 000,00 |
8,91 |
31,37 |
A |
Резина прошитая на полумуфты толщина 25мм |
110 000,00 |
8,10 |
39,47 |
A |
Резина прошитая на полумуфты толщина 20мм |
102 400,00 |
7,54 |
47,02 |
A |
Шаровые клапана 3/4 |
102 000,00 |
7,51 |
54,53 |
A |
Кольцо резиновое 105*8 мм |
85 500,00 |
6,30 |
60,83 |
A |
Шланг резиновый 45 мм |
63 868,00 |
4,71 |
65,54 |
A |
Шланг резиновый 50 мм |
62 000,00 |
4,57 |
70,11 |
A |
Шланг резиновый 45 мм |
61 000,00 |
4,49 |
74,60 |
A |
Шланг резиновый 40 мм |
57 000,00 |
4,20 |
78,80 |
A |
Шланг резиновый 32 мм |
52 104,00 |
3,84 |
82,64 |
B |
Шланг резиновый 35 мм |
52 000,00 |
3,83 |
86,47 |
B |
Шаровые клапана 1/2 |
45 180,00 |
3,33 |
89,80 |
B |
Шланг резиновый 30 мм |
42 000,00 |
3,09 |
92,89 |
B |
Кольцо резиновое 105*6 мм |
36 000,00 |
2,65 |
95,54 |
C |
Шланг резиновый 25 мм |
32 400,00 |
2,39 |
97,93 |
C |
Кольцо резиновое 105*4 мм |
28 080,00 |
2,07 |
100,00 |
C |
Итог |
1 357 332,00 |
100,00 |
В таблице 2 приведена группировка по вложению в ассортимент и в продажи. Получаем, группа А – объекты, сумма долей с накопительным итогом которых, составляет первые 80% от общей суммы параметров. Группа В – следующие за группой А объекты, сумма долей с накопительным итогом которых, 15 % от общей суммы параметров. Группа С – оставшиеся объекты, сумма долей с накопительным итогом которых, составляет от 5% общей суммы параметров.
Таблица 2 - АВС-анализ (объемный) ассортиментных групп услуг натуральном выражении в первом квартале 2020 г.
Наименование групп |
Объем продаж, руб. |
Доля, |
Количество |
Доля, |
Группа А |
1 069 568,00 |
78,80 |
11 |
0,61 |
Группа В |
191 284,00 |
14,09 |
4 |
0,22 |
Группа С |
96 480,00 |
7,11 |
3 |
0,17 |
Общий итог |
1 357 332,00 |
100,00 |
18 |
1 |
На рисунке 1 показана структура АВС. Группа A по объему продаж самая большая, ассортиментная группа составила 11 наименований, выявленная доля 78,8 %. Вторая группа B с количеством ассортимента 4 групп составила 14,09 %. Заключительная группа C с ассортиментной группой 3- 7,1 %.
Как правило, на выявленных результатах АВС-анализа предлагают о сокращении ассортимента, но в данном случае компания должна обратить внимание на рекламу и продвижению услуг попавших в группы В и С.
Рисунок 1 – АВС-анализ
Получается, первая группа приносит предприятию 78,8% всей выручки. А товары группы С приносят предприятию только 7,1% выручки, т.е. затраченные усилия на продажу данных товаров не оправдываются с точки зрения получения прибыли. Поэтому можно задуматься о сокращении продаж товаров группы С и о расширении ассортимента товаров группы А. Товары группы В не такие прибыльные, как товары группы А, следует проанализировать ассортимент данной группы, чтобы принять решение об его оптимизации.
Библиографический список:
Амблер, Т. Практический маркетинг / Т. Амблер. – СПб.: Питер, 2000. – 213 с.
Андрейчиков, А.В. Системный анализ и синтез стратегических решений в инноватике: Основы стратегического инновационного менеджмента и маркетинга / А.В. Андрейчиков, О.Н. Андрейчикова. — М.: КД Либроком, 2012. – 248 c.
Андрейчиков, А.В. Системный анализ и синтез стратегических решений в инноватике: Основы стратегического инновационного менеджмента и маркетинга: Учебное пособие / А.В. Андрейчиков, О.Н. Андрейчикова. – М.: КД Либроком, 2013. – 248 c.
Арженовский, И.В. Маркетинг регионов: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям «Менеджмент» и «Экономика» / И.В. Арженовский. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. – 135 c.