МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ С ЦЕЛЬЮ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ С ЦЕЛЬЮ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Кисняшкина О.И. 1
1НИИ МГУ им. Н. П. Огарёва
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Особая роль в устойчивом развитии регионов Российской Федерации отводится предпринимательской деятельности, в лице малого и среднего бизнеса. В статье рассмотрен правовой и организационный механизмы управления предпринимательской деятельностью с целью устойчивого развития регионов.

Ключевые слова: устойчивое развитие, малое и среднее предпринимательство, правовой механизм, организационный механизм

A special role in the sustainable development of the regions of the Russian Federation is assigned to entrepreneurship, represented by small and medium-sized businesses. The article considers the legal and organizational mechanisms of business management for the purpose of sustainable development of regions.

Keywords: sustainable development, small and medium-sized businesses, legal mechanism, organizational mechanism

В последние десятилетия в отечественной науке все большее внимание уделяется исследованиям, посвященным вопросам устойчивого развития. Особый интерес для исследования представляет региональный уровень развития. Наличие высокого уровня социально-экономического развития у каждого отдельно взятого региона (субъекта) Российской Федерации, в совокупности, будет являться залогом для формирования сильного независимого государства.

Устойчивое развитие является сложным, многогранным, самостоятельной категорией, которая находится во внимании общетеоретических, методологических и прикладных изысканий множества ученых. Под устойчивым развитием следует понимать процесс позитивных изменений, направленных на долгосрочное сбалансированное развитие всех сфер жизни общества в целях обеспечения воспроизводимости ресурсов, необходимых для качественной жизни настоящего и будущих поколений.

Устойчивое развитие территории отражает способность экономики территории противостоять внешним и внутренним воздействиям и развиваться преимущественно за счет внутренних источников.

Базой для развития региона в данном случае будет являться именно предпринимательская деятельность. Особенно важная роль отводится малому и среднему предпринимательству, который способствует развитию всех сфер жизни общества.

С экономической точки зрения, происходит укрепление экономического потенциала территории, насыщение региональных рынков товарами и услугами, эффективное использование местных ресурсов. Исходя из этого, создаются новые рабочие места, что способствует повышению качества жизни населения в целом. Кроме того, современный бизнес ориентирован на экологичность.

Оценить имеющуюся базу развитие малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, а также степень ее влиняиея на устойчивое развитие государства можно исходя из данных таблицы 1.

Таблица 1 – Основные экономические показатели деятельности малых и средних предприятий [1]

Показатель

Малые предприятия

Средние
предприятия

всего

в том числе
микропредприятия

Число предприятий

2017

2754577

2497879

13309

2018

2659943

2421651

13682

Средняя численность работников, тыс. человек

2017

11986,3

5314,4

1567,3

2018

11819,8

5548,1

1535,4

Оборот предприятий, млрд руб.

2017

48459,2

20872,8

13309

2018

53314,2

23888,6

13682

Согласно данным таблицы 1 число предприятий в 2018 году, по сравнению с 2017 годом, сократилось на 94261 шт. Аналогично ситуация складывается с показателем средней численности работников число работников малых предприятий сократилось на 166,4 тыс. человек. Оборот предприятий, как малых так и средних, в 2018 году увеличился на 5228 млрд. рублей.

Число малых и средних предприятий по видам экономической деятельности в 2018 году распределено следующим образом: торговля оптовая и розничная (34,8 %), сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство (17,8%), деятельность профессиональная, научная и техническая (9 %), обрабатывающее производство (8,5%) и др. При этом среди малых предприятий наибольшее число предприятий осуществляет свою деятельность в сфере торговли, а среди средних предприятий одну из наибольших долей занимает обрабатывающее производство (25,6 %).

Эффективное развитие малого и среднего предпринимательства осуществляется за счет правового и организационного механизмов.

Правовой механизм представлен следующим перечнем нормативно-правовых документов (рисунок 1).

Рисунок 1 – Нормативно-правовая база развития малого и среднего предпринимательства Российской Федерации

Кроме того, в настоящее время реализуется национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» на период 2018–2024 гг., который нацелен на то, чтобы содействовать предпринимателю на каждом этапе жизненного цикла развития бизнеса: от появления идеи начать бизнес, далее – регистрации и помощи в получении доступного финансирования, имущественной поддержки, до реализации проектов в отдельных отраслях (туризм, сельское хозяйство) и расширения бизнеса с выходом на экспорт.

Важное значение в развитии малого предпринимательства имеет именно стратегический аспект его развития. С целью развития сферы малого и среднего предпринимательства в 2016 г. принята Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 2 июня 2016 г. №1083–р).

Организационный механизм представлен следующей системой институтов. В структуре Министерства экономического развития Российской Федерации функционирует Департамент развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции, который отвечает за выработку и реализацию государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере развития малого и среднего бизнеса и конкуренции, организованных товарных рынков, а также обязательных в силу законодательства торгов.

Акционерное общество «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» осуществляет свою деятельность в качестве института развития в сфере малого и среднего предпринимательства в целях координации оказания субъектам малого и среднего предпринимательства (МСП) поддержки, предусмотренной законодательством [2].

Правительственная комиссия по вопросам конкуренции и развития малого и среднего предпринимательства является постоянно действующим органом, образованным для обеспечения координации деятельности органов исполнительной власти и взаимодействия с представителями предпринимательского сообщества по выработке предложений, связанных с реализацией государственной политики в сфере конкуренции и развития малого и среднего предпринимательства.

Подводя итоги, стоит отметить, что развитие малого и среднего бизнеса осуществляется с помощью государственного регулирования посредством нормативно-правовых, стратегических и организационных механизмов. В целом, можно сделать вывод о том, что малое и среднее предпринимательство является «точкой роста» и связующим звеном для структурных элементов концепции устойчивого развития территорий.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

Малое и среднее предпринимательство в России. 2019: Стат.сб./ М 19 Росстат. – M., 2019. – 87 с.

О Корпорации [Электронный ресурс] : официальный сайт Корпорации МСП. – Режим доступа : https://corpmsp.ru/about/ . – Загл. с экрана.

О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию [Электронный ресурс] : указ Президента Рос. Федерации от 01.04.1996 № 440. – Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

О Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в РФ на период до 2030 г. и плане мероприятий («дорожной карте») по ее реализации : [Электронный ресурс] : распоряжение Правительства Рос. Федерации от 02.06.2016 № 1083-р. – Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

Просмотров работы: 13