Особая роль в устойчивом развитии регионов Российской Федерации отводится предпринимательской деятельности, в лице малого и среднего бизнеса. В статье рассмотрен правовой и организационный механизмы управления предпринимательской деятельностью с целью устойчивого развития регионов.
Ключевые слова: устойчивое развитие, малое и среднее предпринимательство, правовой механизм, организационный механизм
A special role in the sustainable development of the regions of the Russian Federation is assigned to entrepreneurship, represented by small and medium-sized businesses. The article considers the legal and organizational mechanisms of business management for the purpose of sustainable development of regions.
Keywords: sustainable development, small and medium-sized businesses, legal mechanism, organizational mechanism
В последние десятилетия в отечественной науке все большее внимание уделяется исследованиям, посвященным вопросам устойчивого развития. Особый интерес для исследования представляет региональный уровень развития. Наличие высокого уровня социально-экономического развития у каждого отдельно взятого региона (субъекта) Российской Федерации, в совокупности, будет являться залогом для формирования сильного независимого государства.
Устойчивое развитие является сложным, многогранным, самостоятельной категорией, которая находится во внимании общетеоретических, методологических и прикладных изысканий множества ученых. Под устойчивым развитием следует понимать процесс позитивных изменений, направленных на долгосрочное сбалансированное развитие всех сфер жизни общества в целях обеспечения воспроизводимости ресурсов, необходимых для качественной жизни настоящего и будущих поколений.
Устойчивое развитие территории отражает способность экономики территории противостоять внешним и внутренним воздействиям и развиваться преимущественно за счет внутренних источников.
Базой для развития региона в данном случае будет являться именно предпринимательская деятельность. Особенно важная роль отводится малому и среднему предпринимательству, который способствует развитию всех сфер жизни общества.
С экономической точки зрения, происходит укрепление экономического потенциала территории, насыщение региональных рынков товарами и услугами, эффективное использование местных ресурсов. Исходя из этого, создаются новые рабочие места, что способствует повышению качества жизни населения в целом. Кроме того, современный бизнес ориентирован на экологичность.
Оценить имеющуюся базу развитие малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, а также степень ее влиняиея на устойчивое развитие государства можно исходя из данных таблицы 1.
Таблица 1 – Основные экономические показатели деятельности малых и средних предприятий [1]
Показатель |
Малые предприятия |
Средние |
||
всего |
в том числе |
|||
Число предприятий |
||||
2017 |
2754577 |
2497879 |
13309 |
|
2018 |
2659943 |
2421651 |
13682 |
|
Средняя численность работников, тыс. человек |
||||
2017 |
11986,3 |
5314,4 |
1567,3 |
|
2018 |
11819,8 |
5548,1 |
1535,4 |
|
Оборот предприятий, млрд руб. |
||||
2017 |
48459,2 |
20872,8 |
13309 |
|
2018 |
53314,2 |
23888,6 |
13682 |
Согласно данным таблицы 1 число предприятий в 2018 году, по сравнению с 2017 годом, сократилось на 94261 шт. Аналогично ситуация складывается с показателем средней численности работников число работников малых предприятий сократилось на 166,4 тыс. человек. Оборот предприятий, как малых так и средних, в 2018 году увеличился на 5228 млрд. рублей.
Число малых и средних предприятий по видам экономической деятельности в 2018 году распределено следующим образом: торговля оптовая и розничная (34,8 %), сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство (17,8%), деятельность профессиональная, научная и техническая (9 %), обрабатывающее производство (8,5%) и др. При этом среди малых предприятий наибольшее число предприятий осуществляет свою деятельность в сфере торговли, а среди средних предприятий одну из наибольших долей занимает обрабатывающее производство (25,6 %).
Эффективное развитие малого и среднего предпринимательства осуществляется за счет правового и организационного механизмов.
Правовой механизм представлен следующим перечнем нормативно-правовых документов (рисунок 1).
Рисунок 1 – Нормативно-правовая база развития малого и среднего предпринимательства Российской Федерации
Кроме того, в настоящее время реализуется национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» на период 2018–2024 гг., который нацелен на то, чтобы содействовать предпринимателю на каждом этапе жизненного цикла развития бизнеса: от появления идеи начать бизнес, далее – регистрации и помощи в получении доступного финансирования, имущественной поддержки, до реализации проектов в отдельных отраслях (туризм, сельское хозяйство) и расширения бизнеса с выходом на экспорт.
Важное значение в развитии малого предпринимательства имеет именно стратегический аспект его развития. С целью развития сферы малого и среднего предпринимательства в 2016 г. принята Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 2 июня 2016 г. №1083–р).
Организационный механизм представлен следующей системой институтов. В структуре Министерства экономического развития Российской Федерации функционирует Департамент развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции, который отвечает за выработку и реализацию государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере развития малого и среднего бизнеса и конкуренции, организованных товарных рынков, а также обязательных в силу законодательства торгов.
Акционерное общество «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» осуществляет свою деятельность в качестве института развития в сфере малого и среднего предпринимательства в целях координации оказания субъектам малого и среднего предпринимательства (МСП) поддержки, предусмотренной законодательством [2].
Правительственная комиссия по вопросам конкуренции и развития малого и среднего предпринимательства является постоянно действующим органом, образованным для обеспечения координации деятельности органов исполнительной власти и взаимодействия с представителями предпринимательского сообщества по выработке предложений, связанных с реализацией государственной политики в сфере конкуренции и развития малого и среднего предпринимательства.
Подводя итоги, стоит отметить, что развитие малого и среднего бизнеса осуществляется с помощью государственного регулирования посредством нормативно-правовых, стратегических и организационных механизмов. В целом, можно сделать вывод о том, что малое и среднее предпринимательство является «точкой роста» и связующим звеном для структурных элементов концепции устойчивого развития территорий.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
Малое и среднее предпринимательство в России. 2019: Стат.сб./ М 19 Росстат. – M., 2019. – 87 с.
О Корпорации [Электронный ресурс] : официальный сайт Корпорации МСП. – Режим доступа : https://corpmsp.ru/about/ . – Загл. с экрана.
О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию [Электронный ресурс] : указ Президента Рос. Федерации от 01.04.1996 № 440. – Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
О Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в РФ на период до 2030 г. и плане мероприятий («дорожной карте») по ее реализации : [Электронный ресурс] : распоряжение Правительства Рос. Федерации от 02.06.2016 № 1083-р. – Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».