ВЛИЯНИЕ БИОЛОГИЧЕСКИХ РИТМОВ НА ФИЗИЧЕСКУЮ АКТИВНОСТЬ СТУДЕНТА МЕДИКА - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ВЛИЯНИЕ БИОЛОГИЧЕСКИХ РИТМОВ НА ФИЗИЧЕСКУЮ АКТИВНОСТЬ СТУДЕНТА МЕДИКА

Першакова С.А. 1
1Кемеровский государственный медицинский университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Человеческий организм - отдельный механизм, который всегда подчиняется определенным правилам. Многие из них не всегда очевидны и заметны в повседневной жизни людей. С давних времен ученые пытались выяснить закономерности и зависимости функций организма от времени суток, недели, года, солнечной активности. Уже в те времена зарождались представления о биоритмах. Например, французский врач Вирей в 1814 г. в своей докторской диссертации установил связь между эффективностью воздействия лекарственных средств на организм человека в разное время суток. Наука, изучающая биоритмы, называется хронобиология. Она изучает адаптивные и цикличные процессы живых организмов.

Существенно ощущается влияние биоритмов в жизни студента-медика, так как происходит адаптация к новым условиям (у первокурсников), повышается интеллектуальная и физическая нагрузка и объем информации. Для того чтобы разобраться, как биоритмы влияют на физическую активность, нужно проанализировать факторы, которые запускают определенные циклы в организме:

Геофизические факторы

В процессе смены дня и ночи у всех живых существ возникает фотопериодизм, то есть суточный биоритм.

Роль гравитации

Гравитацию можно рассматривать, как один из раздражителей, внешней среды, формирующих биоритмы. Это можно объяснить наличием геотропизма у растений и ориентацией хромосом.

Влияние колебаний магнитного поля Земли

Человеческий мозг генерирует ритмы схожие с некоторыми разновидностями волн, которые регистрируют в атмосфере в результате колебания магнитного поля Земли.

Воздействия, исходящие из космоса

Энергия воздействия не так велика, как в остальных случаях, но иногда в значительной степени изменяет активность человека (лунная гравитация; волны, поля, вспышки солнечного происхождения)

Социальные факторы

Особо важные факторы в формировании биоритмов человека, которые определяются режимом труда и отдыха.

В большей степени на физическую активность и работоспособность студента оказывает влияние социальный фактор, так как происходит изменение обстановки, режима труда и отдыха, увеличивается объём информации.

Биоритмы часто классифицируют по длительности периодов, но такая классификация является запутанной, так как в одной группе смешиваются различные по происхождению и воздействиям циклы. Поэтому многие авторы учебников классифицируют их по происхождению: физиологические, геофизические, геосоциальные.

В таблице 1 представлена классификация биоритмов человека по происхождению, а также их длительность.

Таблица 1.

Наименование биоритмов

Частота биоритмов

Основные физиологические биоритмы

Циклы электроэнцефалограммы: α-ритм

8-13/с

Циклы сердечной деятельности

60-80/мин

Дыхательные циклы

14-18/мин

Циклы пищеварительной системы

Базальные электрические ритмы

Перистальтические волны желудка

Голодные периодические сокращения желудка

6-12/мин

3/мин

1/1,5ч

Геосоциальные биоритмы

Околосуточные (циркадианные):

Ультрадианные (уровень работоспособности, гормональные сдвиги и др.)

Циркадианные (уровень работоспособности, интенсивность метаболизма и деятельность внутренних органов)

Инфрадианные (выделение некоторых гормонов с мочой)

0,5-0,7/сут

0,8-1,2/сут

1/ (28 ч. – 4 сут.)

Околонедельные (циркасептанные), например уровень работоспособности

1/ (7 ± 3 сут.)

Геофизические биоритмы

Околомесячные (циркатригинтанные), например индивидуальные биоритмы

1/ (30 ± 5 сут.)

Окологодичные (цирканнуальные):

Ультраннулярные (сопротивление дыхательных путей у женщин)

Цираккулярные (сопротивление дыхательных путей у мужчин, содержание В-лимфоцитов у человека, обмен веществ)

1/ несколько мес.

1/ около года

В основном на физическую активность студентов-медиков влияют геосоциальные биоритмы, а также индивидуальные биоритмы человека (при отсутствии патологических процессов в органах и системах органов, а также нарушений физиологических биоритмов).

В первую очередь на физическую активность студента-медика влияют циркадианные ритмы. Это суточные ритмы, которые связаны с вращением Земли вокруг своей оси. Самый главный из них, от которого зависят остальные циклы – это режим сна и бодрствования (ультрадиальнный). Отмечено, что с 10 часов утра до 12 часов дня повышается работоспособность, в 14 часов – наилучшая координация, в 15 часов – самая быстрая реакция, в 17 часов – наилучшая работа сердца и мышечная активность. Таким образом, период с 14 до 17 часов является самым подходящим для физической активности студентов-медиков.

Многие учащиеся, особенно первокурсники, не умеют планировать свой день и не справляются с объемом информации, выдаваемой на занятиях, поэтому начинают учить по ночам. Продолжительность сна уменьшается, тем самым сбиваются суточные ритмы. Если ночной сон вовсе отсутствует, то возможен десинхроноз или джетлаг (от англ. jet – «реактивный», lag – «задержка»). Нарушение суточного ритма приводит к снижению умственной и физической активности.

Околонедельные процессы также влияют на работоспособность. Минимальная активность наблюдается в понедельник, так как организм приспосабливается к новой учебной неделе. Со вторника по четверг физическая и интеллектуальная активность повышается. Пятница подходит для спокойной, рутинной работы. Этот процесс связывают с количеством глюкокортикоида, вырабатываемого надпочечниками.

Существуют также индивидуальные околомесячные циклы, которые оказывают наибольшее влияние на физическую активность студента-медика. Изменение работоспособности протекает в соответствии с тремя отдельными циклами: физическим (23 дня), эмоциональным (28 дней), интеллектуальным (33 дня). У каждого человека околомесячные циклы индивидуальны и рассчитываются со дня рождения. Физический биоритм определяет здоровье и самочувствие, а также влияет на выносливость, скорость, мышечную силу, быстроту реакции. Первая половина периода считается положительной, происходит общий подъем активности, то есть в этот отрезок цикла у студента-медика повышенная физическая активность. Во второй половине периода происходит спад и ухудшение общего состояния.

Эмоциональный биоритм характеризует состояние нервной системы.

Интеллектуальный биоритм влияет на умственную активность и работоспособность.

При оценке физической активности студента-медика, необходимо учитывать не только физический цикл, но и эмоциональный, интеллектуальный. При смене одного цикла другим и переходе от одной фазы к другой, наблюдаются критические дни, для которых характерна апатия, высокая утомляемость, снижение физической активности.

Резюмируя выше изложенное, хочется сказать, что биоритмы оказывают большое влияние физическую активность студента-медика. Знания о биологических циклах и их действии на организм могут быть полезны для составления расписаний, соревнований, спортивно-массовых мероприятий, оценки физической активности студента и мониторинга собственного состояния.

Список использованных источников:

Агаджанян Н. А., Смирнов В. М. Нормальная физиология: учебник для студентов медицинских вузов. – Москва: ООО «Издательство «Медицинское информационное агенство», 2009. – 520с.

Нормальная физиология. Учебник. / Под ред.В.Н. Яковлева. М.: Издательский центр «Академия», 2006

Нормальная физиология. Учебник. / Под ред. Р.С. Орлова, А.Д. Н Орлова. М. Издателькая группа «ГЭОТАР-Медиа», 2005

 

Просмотров работы: 69