Русский космизм как основание национальной идеологии - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Русский космизм как основание национальной идеологии

Дюкин Д.Е. 1
1Филиал ВУНЦ ВВС «ВВА» в г. Челябинск
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация: На данный момент человечество находится на этапе активного практического освоения космического пространства. Однако, параллельно с этим углубляется проблема отдаления человека от природы, глобальная экологическая проблема человечества. Проблема резко ставит вопрос о сохранении жизни на Земле в результате экологических катаклизмов и борьбы миллионов людей между собой. В качестве концептуальной основы прогрессивного решения данной проблемы можно обозначить философские идеи русских мыслителей-космистов о космической эволюции человека, о ноосферном мышлении и всечеловеческих ценностях. Русский космизм, по мысли автора, способен стать основанием национальной идеологии.

Ключевые слова: космизм, русский космизм, русская философия, бытие человека, современный мир.

Annotation: At the moment, humanity is at the stage of active practical exploration of outer space. However, in parallel with this, the problem of alienation of man from nature, the global ecological problem of mankind, deepens. The problem sharply raises the question of the preservation of life on Earth as a result of environmental cataclysms and the struggle of millions of people among themselves. As a conceptual basis for the progressive solution of this problem, one can designate philosophical ideas of Russian cosmist thinkers about the cosmic evolution of man, about the noosphere thinking and universal values. Russian cosmism, according to the author, is capable of becoming the basis of a national ideology.

Keywords: cosmism, Russian cosmism, Russian philosophy, human being, modern world.

Космизм (греч. организованный мир, порядок, строй) – философское мировоззрение, в основе которого лежит знание о Космосе и представление о человеке как «Гражданине мира», также о микрокосмосе , подобно макрокосмосу.

Космизм понимается как поток русской (более того мировой) культуры, включающий не только философов и ученых, но и писателей, художников и прочих творческих профессий.

Русский Космизм начал своё формирование в середине XIX века и толковался в широком смысле как некое представление о мире в его целостности, либо в узком смысле как учение о расширении человечеством своих границ в Космос. Космизм стал национальной чертой русской философии, в которой мысли о космическом характере земных явлений и о связи человека с Вселенной стали появляться ещё в XVII веке.

Несостоятельность антропоцентризма проявляется прежде всего в абстрактном и одностороннем понимании самого человека, в неумении учесть особенности его жизнедеятельности как общественного существа. Так, идею антропоцентризма, которая показывала отдаление человека от природы, сменила идея антропокосмизма, которая предполагала восстановление связей человека с природой и осознание им места в ней и в космосе. Таким образом, русские космисты поставили вопрос о значимости человечества в космическом пространстве и космического пространства для развития человечества.

Идеи космизма присутствуют в работах многих русских мыслителей, в частности у Н. Ф. Фёдорова, К. Э. Циолковского, В. С. Соловьёва, В. Вернадского, А. Л. Чижевского и многих других.

Основная мысль в «Чтениях о Богочеловечестве» В. С. Соловьева заключалась в соединении человека, человечества и Бога, которое выражало процесс образования и дальнейшего развития вселенной, связанной с абсолютным началом. Владимир Соловьёв выражает свою важнейшую мысль о богочеловеческом процессе в работе «Смысл любви»: «Действительно спастись, то есть возродить и увековечить свою индивидуальную жизнь в истинной любви, единичный человек может только сообща или вместе со всеми»[1, с. 538].

Фёдоров же считал, что человечество должно научиться регулировать природу: «Космос нуждается в разуме для того, чтобы быть космосом, а не хаосом, каким он (пока) есть» [2, с. 535]. Человеческий разум, по словам Фёдорова, порождается эволюцией. Философ предложил способ регуляции любых процессов, в том числе космических, называя его «патрофикация». Патрофикация - объединение сынов для воскрешения отцов; Отцами в религиозной традиции считаются все предки, жившие когда-либо на земле.

В своих работах мыслитель кардинально пересмотрел природно-мировой порядок. Взгляды представляют собой оригинальный подход к решению традиционных проблем русской философии, основанных на поиске причин всеобщего зла и разработка проекта его преодоления.

Константин Циолковский был убежденным антропокосмистом. Проблему «человек и Космос» русский учёный решает превращением человека в некую силу, которая может воздействовать на космос и выходит за пределы Земли с помощью освоения новых видов веществ и энергии. Вследствие этого Константин Эдуардович открывает путь к непрерывному прогрессу и бессмертию, также называет три фактора эффективного развития бессмертия: научно-технический прогресс, расширенное воспроизводство разумных существ и расселение их в космосе, объединение в одно целое космической цивилизации. Этика Циолковского предусматривает вопросы о смысле жизни человека, ответив на которые, утверждается вечное стремление к счастью и самосовершенствованию у человечества, что и определяет бессмертие. В результате этика становится гарантом, который противостоит природным и социальным катастрофам.

Таким образом, на данный момент человечество находится на этапе практического освоения космического пространства. В процессе освоения русские космисты определили проблему отдаления человека от природы. Проблема ставит вопрос о сохранении жизни на Земле в результате экологических катаклизмов и борьбы миллионов людей между собой. Теоретическим основанием практического решения этой проблемы вполне способны стать идеи русских мыслителей-космистов. В основу идей входят: космическая эволюция человека, ноосферное мышление и всечеловеческие ценности, которые олицетворяют комплекс идей, традиционно проистекающих из сферы русской философии и вполне способны стать основанием национальной идеологии России XXI века.

Одна из идей Федорова заключалась в следующих словах: «Все беды нашей жизни, по его мнению, происходят из-за дисгармонии человека и природы. Общее дело выставляется как управление стихийными силами природы. Стало быть, всё зависит от человека». Сам человек рассматривается в качестве фактора эволюции, развивая свои способности таким образом, что, создавая новую технику и технологию, он начал активно воздействовать на окружающий мир.

В наши дни, озабоченность поисками принципиально нового типа мышления, которое могло бы открыть горизонты коллективной, планетарной надежде, наследникам русских космистов приобретает особую притягательную силу.

Литература

1. Соловьёв В.С. Соч. в 2-х т. М., 1988. Т. 2. - 822 c.

2. Фёдоров Н.Ф. Соч. М., 1982. Общ. ред.: А. В. Гулыга; Вступ. ст., прим.. и сост. С. Г. Семеновой М.: Мысль, 1982. - 711 с.

Просмотров работы: 37