ИССЛЕДОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ СЕВЕРНОГО АРКТИЧЕСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕ-ТА ИМ. М.В. ЛОМОНОСОВА - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ИССЛЕДОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ СЕВЕРНОГО АРКТИЧЕСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕ-ТА ИМ. М.В. ЛОМОНОСОВА

Порошина Н.А. 1, Кузнецова А.А. 2
1САФУ
2САФУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

По результатам многочисленных физиологических исследований установлено, что двигательная среднесуточная активность молодежи за последние 5 лет упала на 45-55%. Это не удивительно, ведь студенческая деятельность подразумевает самоограничение естественных двигательных потребностей и нахождение долгое время в статической малоподвижной позе на занятиях. Кроме того, обязательная физическая культура не может обеспечить достаточный двигательный тонус, что, однако в ряде случаев компенсируется   факультативными и самостоятельными практиками. Тем не менее студенты большую часть времени проводят за учебой как в стенах университета, там и дома, зачастую забывая про активный отдых [3, 4, 6].

 Многие научные труды в области физиологии сходятся на том, что гиподинамия является одной из основных болезней цивилизации. Гиподинамия - это состояние, характеризующееся недостаточной активностью мышечного и опороно-двигателного аппарата. Анализ опросов и литературы на тему этого заболевания позволяет выделить наиболее распространенные последствия: 

– риск преждевременной смерти на 40%;

– риск развития сердечно-сосудистых заболеваний на 125%;

– риск развития рака простаты 30% и нижних отделов прямой кишки 44%;

– сахарный диабет 2-ого типа (20%);

– возникновение тромбоэмболии;

– лишний вес;

– ускорение процессов старения. 

Что характерно, малоподвижный образ жизни входит в десятку самых распространенных причин смерти [6].

Исходя из вышеуказанных фактов, было принято решение провести статистическое исследование двигательной активности студентов Северного Арктического Федерального Университета им. Ломоносова (САФУ). Была сформирована генеральная выборка N=107, из которых были выделены и проанализированы девушки n1=54 и юноши n2=53 различных курсов обучения (1-4). Предлагалось ответить на следующие вопросы:

1. На каком курсе Вы учитесь?

2. Занимаетесь ли Вы какими-либо видами физических упражнений (помимо физкультуры в вузе)?

3. Каким видом двигательной активности вы занимаетесь во внеучебное время?

4. Сколько часов в неделю в среднем Вы занимаетесь?

5. Какими видами физических упражнений Вы занимаетесь?

6. Является ли Ваша двигательная активность для Вас достаточной [1, 2]?

По полученным данным количество студентов, которые занимаются физическими упражнениями составило 37 человек (34,6%), 44 студента (24,3%) - не занимаются и 26 (41,1%) - отметили, что занимаются время от времени. При этом более половины (81,9%) занимаются самостоятельно, и лишь 18,1% занимаются в университете секционно. Кроме того юноши больше предпочитают самостоятельные занятия (31 - 77,5%), как и девушки (37 - 86%).  

 Оценка часовой недельной активности по курсам учащихся представлена в таблице 1.

Таблица 1 - Процентное соотношение студентов 1-4 курсов САФУ по часовой недельной активности 

Курс

Часовая недельная активность, %

меньше 1

1-2

2-3

3-4

4-5

больше 5

1

17,4

30,4

21,7

19,6

4,3

6,5

Продолжение таблицы 1

2

13

34,8

26,1

17,4

4,3

4,3

3

28,6

28,6

14,3

14,3

4,8

9,5

4

23,5

29,4

23,5

11,8

-

11,8

Анализ показал, что преобладающая часть студентов на всех курсах занимается активным отдыхом лишь 1-2 часа в неделю, что соответствует дефициту подвижности, из них 31,5% - девушки и 30,2% - юноши. В данной группе наибольшее число студентов 1 (30,4%) и 2 (34,8%) курсов. Меньше всего опрошенных студентов занимается 4-5 и больше 5 часов, что составляет 5,6% - девушек и 11,3% - юношей.  Оценка недельной активности показала, что большинство студентов мало уделяет времени физическим упражнениям, однако их активность не зависит от курса.

При анкетировании было выяснено, какие основные виды физической деятельности встречаются среди студентов. Результаты данного опроса показаны ниже на рисунке 1. 

Рисунок 1 - Диаграмма «Основные виды физических упражнений»

Как видно из диаграммы преобладающими видами физических упражнений являются оздоровительный бег (8,6%) и занятия в тренажерном зале (12,9%), среди девушек - оздоровительный бег (10,8%), занятия в тренажерном зале (11,8%), йога (20,4%) и занятия танцами (11,8%). Меньше всего юноши увлекаются настольным теннисом (1,1%) и лыжным спортом (1,1%) и совсем не занимаются катанием на коньках.  Девушки совсем не увлекаются настольным теннисом, и в меньшей степени - атлетической гимнастикой (1,1%). Помимо основных видов физических упражнений студенты увлекаются и другими: футболом, катанием на велосипеде, скейтбордингом, бадминтоном, боксом, борьбой.

И наконец вне зависимости от наличия или отсутствия каких-либо физических упражнений в жизни студентов, больше половины студентов отметило достаточный субъективный уровень двигательной активности (ответ «Да» - 31, ответ «Скорее да» - 35). Но также значимая часть назвала свою активную физическую деятельность недостаточной (ответ «Нет» - 11, ответ «Скорее нет» - 22) и 5 студентов затруднились ответить (рисунок 2). 

Рисунок 2 - Диаграмма удовлетворенности физической активностью

Таким образом можно сделать вывод о том, что хоть и достаточно значимая часть ответственно относится к своему здоровью, уделяя достаточно времени в неделю на тренировки, все же большая часть предпочитает редкие занятия или вовсе их отсутствие. Это говорит о различных индивидуальных потребностях студентов в физкультуре. Стоит также отметить, что половая принадлежность и курс студента не влияют на количество и качество физической деятельности.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1 Лоншакова, Н. А. Характеристика сформированности здорового образа жизни у студенческой молодежи [Текст] : аналит. отчет. - Н. А. Лоншакова, Г.Н. Диниц. - М., РМАТ, 2018. - 62 с.

2 Грачёв А.С.  Изучение двигательной активности студентов различных специальностей [Текст] / А.С. Грачёв, Е.В. Гавришова // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 5. - С. 11 - 20.

3 Журавская Н. В.  Двигательная активность студентов: современное состояние и потенциал совершенствования [Текст] / Н. В. Журавская, И. Ю. Асмолов // Царскосельские чтения. - 2011. - С. 296 - 300.

4 Чапаева, П. О. Психофизиологические свойства личности и двигательная активность студентов [Текст] / П. О. Чапаева // Молодой ученый. - 2018. - № 50. - С. 476-479.

5 Бриллиантова, О.О.  Содержание двигательной активности студентов вузов [Текст] / О.О. Бриллиантова // Современные образовательные технологии в мировом учебно-воспитательном пространстве. - 2015. - С. 89 - 92.

6 Евдокимова, А.А. Здоровый образ жизни студентов: гиподинамия и пути её преодоления [Текст] / А.А. Евдокимова // Санкт-Петербургский образовательный вестник. - 2016. - С. 12 - 15.

Просмотров работы: 8