В статье поднимается проблема трудоустройства выпускников университетов. Обсуждаются вопросы влияния получения высшего образования на формирование компетенций будущих специалистов, рассматривается вариант взаимодействия университета и представителей компаний и возможные формы таких взаимодействий.
Ключевые слова: Высшая школа, педагогика, трудоустройство, компетенции
Введение
“
– Забудьте всё, чему тебя учили в институте.
– Я не учился в институте.
– Тогда вы нам не подходите, нам нужны люди с высшим образованием.
”
Анекдот.
Последние несколько лет, требование о наличии высшего образования в любой вакансии биржи труда считается обычным и никого не удивляет. Однако, наряду с ним находится еще одно требование, которое встречается в 80% вакансий – наличие опыта работы, неких практических компетенций.
Это серьезно ограничивает возможности выпускника ВУЗа в самом начале его трудового пути. Понятно, что работодателю необходим сотрудник, который разбирается в вопросе, и способен в кратчайшие сроки войти в курс дела и начать выполнять свои обязанности. А принять на работу выпускника зачастую означает, что его надо будет вначале доучить, приставив к другому сотруднику, вложить в него время и средства, пока он не начнет приносить реальную пользу компании.
На основе вышесказанного, попытаемся найти ответы на следующие вопросы:
Нужно ли получать высшее образование для облегчения процесса трудоустройства?
Можно ли увеличить ценность выпускника ВУЗа на бирже труда?
Стоит ли вносить коррективы в образовательный процесс высшей школы?
Ценность и польза высшего образования
Зачем же все-таки тратить время на получение «корочек», если после окончания учебы трудоустройство остается сложной задачей? Здесь стоит рассматривать вопрос, расставляя все «за» и «против».
Во-первых, обучение в университете так или иначе задает компетентностный профиль будущего специалиста. Без закладывания прочного фундамента, в качестве которого выступает изучение фундаментальных (не случайный каламбур) наук, не выстроить процесс познания будущей специальности и углубления в профильную область.
Можно, конечно, рассуждать и так: для получения практических навыков, которые собственно и требуются при трудовой деятельности, не стоит тратить время на осознание «высоких материй» – необходимо сразу приступить к выполнению реальных задач. Но тут может оказаться так, что или порог входа в специальность может оказаться слишком высоким, или опыт выполнения реальных задач будет просто заучиванием конкретных действий – а это значит, что такой специалист окажется неспособным решать проблемы при изменившихся обстоятельствах.
Во-вторых, процесс получения образования так или иначе развивает способность будущего специалиста к обучению. Получение образования позволяет специалисту быть универсалом в области своего профиля. Для освоения конкретный трудовых действий возможно придется освоить некоторые вещи самостоятельно, но навык обучения, полученный в университете, облегчит задачу.
Университет – кузница кадров
Остаются открытыми вопросы кадровой ценности выпускников ВУЗов. Что можно сделать для того, чтобы выпускник был уверен в «завтрашнем дне»?
Очевидным направлением работы является сотрудничество университета и бизнеса. Под бизнесом в данном контексте будем понимать работодателей – представителей компаний, промышленности, иных сфер деятельности. Рынок определяет ценность тех или иных кадров, вследствие чего определяется востребованность тех или иных специальностей в университете. Для своего развития, ВУЗ должен соответствовать требованиям современных реалий и предоставлять возможность обучения по «популярным» специальностям.
При этом, это лишь самая первая, очевидная ступень. Для того, чтобы выпускники конкретного университета действительно ценились на рынке труда или же в кругу определенных компаний, необходимо на этапе получения образования включить ту самую профильную составляющую, которую хочет видеть работодатель. Только в этом случае наладится определенный «кадровый конвейер», и выпускникам будет легче находить себе работу.
Сотрудничество университета и бизнеса может носить разные формы. В основном, они определяются степенью вовлеченности компании в процесс формирования будущих кадров.
Например, большая компания, которой необходим постоянный приток новых квалифицированных сотрудников, и которая способна вкладываться в обучение будущих кадров, может организовать на базе ВУЗа свою лабораторию. В образовательную программу включаются соответствующие профильные дисциплины, студенты учатся и выполняют реальные проекты на оборудовании компании, после чего им может предлагаться трудоустройство в данную компанию. В этом случае возникает ощутимая мотивация к получению образования.
Более легкой формой сотрудничества является привлечение профильных сотрудников компаний к образовательной деятельности. Грамотная интеграция практических специалистов в образовательный процесс может существенно повысить компетенции студентов. Студенты смогут применить свои знания в разборе реальных задач, узнать о новых инструментах и методах, понять, какие направления актуальны сегодня. Для бизнеса это вариант, когда не требуются большие инвестиции, и не ожидается большой поток кадров.
Наименьшей формой взаимодействия университета и бизнеса являются соглашения о прохождении практик. В этом случае компания принимает на практику небольшое количество студентов на короткий период времени, в течение которого они знакомятся с компанией и выполняют небольшой практический кейс. Здесь нет никаких материальных обязательств между ВУЗом и бизнесом, но и трудоустройства (как со стороны компании, так и со стороны студентов) никто не гарантирует.
Выводы
В условиях высокой конкуренции, получение высшего образования сегодня не является достаточным условием для успешного трудоустройства. Для повышения ценности выпускника на рынке труда университету необходимо взаимодействовать с компаниями, привлекать специалистов для включения практических навыков в образовательный процесс.