Систематизация и обобщение знаний – это важное направление работы в учебно-воспитательном процессе, ориентированное на развитие навыков самообразования. Основной задачей современной образовательной школы является подведение ее выпускников к обоснованному выбору профессии. Сформированные умения и навыки учебного труда во время образовательного процесса в школе, дают возможность выпускнику получить систему знаний, вписывающуюся в основы общей культуры человечества. Успешность этого в огромной степени зависит от постоянной коррекции и обобщения изучаемого по предметам школьной программы учебного материала. Формирование у учащихся умения делать выводы и обобщения своих знаний – главная задача школьного учителя.
Применение приема систематизации и обобщения в организации учебно-воспитательного процесса позволяет структурировать полученную информацию, чтобы освоить достаточно большие ее объемы, сохранить и закрепить в сознании. Структурирование информации предполагает ее систематичное и поэтапное освоение с прослеживанием определенной логики и связей между изучаемыми объектами, процессами и явлениями. Устное и письменное изложение усвоенного материала, должно также осуществляться в логической последовательности, быть осознанным и целостным.
Систематизация необходима для лучшего и эффективного усвоения образовательных программ. При непонимании учащимися систематических связей и логики процессов и явления, взаимосвязей между теоретической учебной информацией по различным направлениям и ее взаимодействия с практикой, наблюдаются сложности с усвоением знаний, а также развитием процессов запоминания [1]. Систематизация способствует развитию мыслительных процессов и памяти, что положительно сказывается на качестве образования в целом. Систематизация знаний – это мыслительный процесс, основанный на формировании системы из объектов и процессов исследования, путем применения определенных приемов и принципов систематизации. Разновидностью процесса систематизации является классификация – группировка объектов по разнообразным основаниям и параметрам. Обобщение знаний – это выявление качеств, отношений, тенденций развития, исследуемых объектов и процессов, на основе чего происходит формирование инновационных научных направлений, понятий, концепций, происходит преобразование объектов.
Уроки систематизации и обобщения строятся на основе принципов развивающего обучения и предполагают применение инновационных методик и форм обучения.
Такие уроки бывают нацелены на:
Определение уровня знаний и навыков учащихся по той или иной тематике исследования, разделу учебной программы, курсу обучения.
Формулировка обобщения знаний по дисциплине. Проведение структурирования информации по различным направлениям деятельности.
Воспитание общей культуры учащихся, их эстетических качеств. Привитие навыков адекватной самооценки.
Формирование пространственного мышления и развитие творческих задатков.
Формирование навыков самостоятельной и коллективной работы.
Развитие навыков самообучения, самоактуализации, самоанализа и самосовершенствования.
Для уроков обобщения и систематизации педагог занимается подборкой дидактического материала. Широкое распространение получило применение различных графиков, таблиц, схем, инфограмм. Они помогают составить детальное представление о тематике прохождения урока.
Организация урока по систематизации и обобщению информацию проходит поэтапно[1]:
Создание условий, мотивирующих учащихся к процессу познания. Этот этап занимает непродолжительный временной период – не более пары минут. Он нацелен на создание благотворного на усвоения информации психологического климата. Педагог применяет для этого различные приемы. Это может быть словесная реплика, музыкальное сопровождение, чтение стихотворения, произнесение цитат и поговорок.
Актуализация знаний и выявление затруднений. На этом этапе предполагается выявление проблемы, связанной с исследованием темы. Педагог дает учащимся несколько разнородных заданий, выполнение которых будет свидетельствовать об усвоенных знаниях по данной теме или разделу. Приемами организации проверки могут быть: тестирование, составление мини-опросов, построение ассоциаций, дидактические игры, мизансцены.
Определение задачи прохождения урока и планирование ее разрешения. Педагог формулирует задачи изучения конкретного материала и направить деятельность учащихся к размышлению и поиск своих проблем и недостатков в изучении информации.
Практическая реализация плановых мероприятий. Необходимо провести последовательную реализацию стратегических направлений урока, чтобы освоить тему и достичь, поставленной задачи. Это может проводится в разнообразных формах и, посредством разнообразных приемов.
Закрепление усвоенного материала, путем проговаривания. Учащиеся обучаются применению новых знаний на практике. Для этого составляются задания, ориентированные на систематизацию информации с учетом изменений в условиях их реализации.
Самостоятельная работа по изученной теме и ее проверка. Формы и методы работы определяются в зависимости от способностей учащихся и сложности учебного материала.
Проведение самоконтроля и самооценки. Учащийся должен уметь адекватно оценить усвоенную тему урока и поставить себе оценку.
Основными приемами, посредством которых осуществляется систематизация и обобщение знаний являются следующие [1]:
Формирование устных и письменных ответов обобщающего характера;
Решение задач, которые требуют применения комплексных знаний, включающих информацию по данной тематике, так и по предметной области в целом;
Составление сравнительных таблиц;
Поиск аналогии.
Очень многое в эффективном овладении школьниками системой знаний и умений по предметам школьной программы зависит от методов обучения, которые создают успех учителя в решении задач обучения, развития и воспитания современного подростка, если они играют роль взаимосвязи деятельности учителя и учащегося в образовательном процессе. В работе учителя любой метод обучения призван выполнять три, неотделимые друг от друга функции – обучающую, развивающую и воспитывающую. Такая многофункциональность методов образовательной деятельности обязывает учителя использовать их таким образом, чтобы они способствовали усложнению и развитию познавательной деятельности индивидуально каждого ученика, а так же воспитанию его личности и определению профиля его последующего образования и приобретения профессии в будущем.
Методов обучения очень много, но и каждый учитель – индивидуальность, равно как и каждый его ученик. Выбор методов, приемов, форм образовательной деятельности с обучающимися в современной школе – это право учителя. Но главная цель, ради которой это должно делаться – воспитание достойного образованного гражданина.
Список используемой литературы:
Систематизация и обобщение знаний. – Текст : электронный // Спарвочник24 : [сайт]. – URL: f (дата обращения: 10.112020).
Бочанова, Н.Г. Обобщение и систематизация знаний как основа развития личности школьника / Н.Г. Бочанова. – Текст : электронный // Открытый урок. Первое сентября [сайт]. – URL: https://urok.1sept.ru/articles/500105